В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
А.Подберезкин: `Каждый период смуты заканчивается появлением новой идеи` Назад
А.Подберезкин: `Каждый период смуты заканчивается появлением новой идеи`

А.Подберезкин: `Каждый период смуты заканчивается появлением новой идеи`Каждый период смуты в истории России заканчивался появлением новой идеи или даже мировоззрения. Эта известная истина применима и к современной политической истории. Если допустить, что этот смутный период российской истории заканчивается - а тому есть явные признаки, - то вопрос о том, какая идея будет двигать Россию остается открытым. Впрочем, как и вопрос о том, какая политическая сила выдвинет эту идею, кто, в конечном счете, станет определять политику нашего государства в будущем.
    Очевидно, что предстоящие выборы 2002-2003 годов не только создадут идеальные условия для выдвижения такой идеи, но и сами, в свою очередь, будут находиться в сильнейшей зависимости от того, кто и как эту идею сформулирует. К сожалению, сегодня пока картина выглядит малопривлекательно, а именно:
- у `правых`, по существу, есть одна единственная идея - `стать как в Европе`. В силу целого ряда причин (и, прежде всего ее абсолютной вненациональностью) эта идея может стать привлекательной для достаточно узкой социальной группы - преуспевающих лавочников, классической `демшизы` и деидеологизированной части общества. Настоящая правая либеральная идея еще только вызревает в недрах российского общества среди тех его представителей, которые поняли, что здоровый консерватизм, национальные ценности и патриотизм вполне совместимы с рынком, правами человека и прочими атрибутами либерализма.
С учетом избирательной кампании (т.е. стремления привлечь широкие массы избирателей, и не только идеологических либералов) а также огромных ресурсов, прогресс в развитии либерально-патриотической мысли вполне ожидаем: появятся статьи, книги, телепередачи. Но внятная идеология - вряд ли. Выборы заставят ориентироваться на всех - от центристов до либералов.
- у нынешних `левых`, которых в основном представляет КПРФ, ситуация еще хуже. Если в первой половине 90-х годов им удалось как-то отойти от наиболее одиозных догматов марксизма, то впоследствии, испугавшись `оппортунизма`, они поспешили отыграть назад. Движение мысли прекратилось, началась `охота на ведьм` (чихай, на всех, кто пытается думать не как В.Купцов).
Избирательная кампания, правда, внесет серьезные тактические изменения в поведение руководства КПРФ - хочешь или не хочешь нужно будет поглубже напяливать патриотическую шляпу, ведь на одном коммунистическом электорате не выедешь. Как следствие - заигрывание с некоммунистами, интеллигенцией, патриотами, олигархами. Все, как в 1995 и 1999 году. Только до выборов. Хотя это все знают, но на удочку все равно кое-кто попадается. Соответственно, будут отпущены и идеологические возжи, - до поры до времени Зюганов, может быть, даже сходит в церковь. Может и покается. Выборы.
- но и у `Центристов` не лучше. Выборы 1999-2000 годов прошли для них под лозунгом `никакой идеологии`. Это не страшно было на какое-то время. Прагматизм в короткие сроки может быть эффективным, да и идеи стабильности, единства - тоже зачатки идеологии. Хуже, что из этого заблуждения они до сих пор так и не вышли, а значит - проиграют. Тут уж никакие ресурсы не помогут. Свои 10% ресурсы обеспечат. Даже 20%, но для `единой России`, а в большей степени для президента, этот результат станет фактически поражением. `Отстроиться` под выборы, запустить схему PR `Единая Россия` сможет. Вряд ли кто-то в этом сомневается. Сложнее другое. А именно понять, что Россия долго без объединяющей идеи жить не сможет. В России всегда периоды `смуты` заканчивались появлением новой идеологии. Ведь не пойдет же народ на выборы под лозунгом: `Увеличим прибыль такого-то олигарха на 200 процентов!`, или `Оффшоры - в жизнь!`.

15 дек 2002
Российская Федерация

Док. 150685
Перв. публик.: 15.12.02
Последн. ред.: 18.03.03
Число обращений: 12


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``