В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политика Буша на Корейском полуострове как рецепт хаоса Назад
Политика Буша на Корейском полуострове как рецепт хаоса
На этой неделе начинается азиатская поездка президента США, в ходе которой он посетит Токио,

Пекин и Сеул. В дальневосточных столицах с нетерпением ожидают Джорджа Буша, надеясь, что он пояснит свой недавний тезис о принадлежности Северной Кореи к всемирной `оси зла`.

Для одних наблюдателей этот тезис оказался неожиданным, другие увидели в нем закономерное появление нового звена в цепочке непоследовательных демаршей нынешней американской администрации на северокорейском направлении.

Едва заняв президентский пост, Буш заявил о недоверии к лидеру КНДР Ким Чен Иру, тем самым поставив под сомнение политику своего предшественника Билла Клинтона. Вслед за этим было объявлено о перерыве в американо-северокорейских контактах и о пересмотре всей корейской политики Вашингтона. Пересмотр шел до июня прошлого года, когда Вашингтон объявил, что главным предметом переговоров с КНДР должно стать нераспространение ядерного оружия. Вдобавок от Пхеньяна потребовали, чтобы в качестве жеста доброй воли он отвел войска от демилитаризованной зоны, разделяющей надвое Корейский полуостров вдоль 38-й параллели, и прекратил экспорт вооружений.

В КНДР восприняли такой подход как абсолютно новую политику, отметающую все достигнутое ранее, и в свою очередь взяли тайм-аут, заморозив контакты не только с США, но и заодно с Южной Кореей. Тем не менее, отметили наблюдатели, после терактов 11 сентября Пхеньян сразу же выразил сочувствие Америке и высказал готовность подписать соглашения о борьбе с терроризмом и обмене разведывательной информацией по этому вопросу.

В январе в Сеуле дипломаты США встречались на экспертном уровне с японцами и южнокорейцами, чтобы сформулировать курс Буша в корейском вопросе. Из кулуаров просочилась информация о том, что Вашингтон склоняется к переговорам с КНДР без прежних условий, и в этот самый момент Буш и высказался по поводу `оси зла`. Его выступление буквально шокировало опытных экспертов, так что госсекретарю Колину Пауэллу даже пришлось особым распоряжением обязать госслужащих не оспаривать слова президента.

Заявление Буша, считают специалисты по азиатским делам, означает полный разрыв не только с курсом его предшественника, но и с дипломатией Южной Кореи. Ее нынешний президент Ким Дэ Чжун, начавший в 1998 году политику диалога и сотрудничества с КНДР, названную политикой `солнечного тепла`, исходил из сложного и тщательного расчета. Его курс нетороплив, но последователен, потому что и сползание КНДР к экономической катастрофе, и чересчур поспешное объединение двух Корей одинаково невыгодны для южнокорейской экономики. Кроме того, в Сеуле хорошо знают, что Пхеньян тоже устраивает постепенность перемен.

Есть и другие нюансы. От демилитаризованной зоны до Сеула всего 34 километра, и любое обострение там означает мгновенную угрозу для 15 миллионов жителей южнокорейской столицы и ее окрестностей. Следует учитывать и то обстоятельство, что 35-тысячный американский корпус в Южной Корее подчиняется не Сеулу, а президенту США. В этих условиях особенно важны взвешенность и осторожность.

Поэтому Ким Дэ Чжун, получивший за усилия по налаживанию даилога с Пхеньяном Нобелевскую премию мира 2000 года, постоянно убеждал всех мировых лидеров следовать именно его политике и не срывать его достижения неуклюжими шагами.

Теперь, как полагают эксперты, Джордж Буш поставил перспективы урегулирования на Корейском полуострове и лично Ким Дэ Чжуна под удар. Характерно, что сегодня население Южной Кореи считает, что Буш в большей степени, чем Ким Чен Ир, виновен в сохранении напряженности. Три с лишним года курса на сближение с Севером привели к тому, что все больше южан начинают лучше понимать логику северокорейских лидеров, считать Ким Чен Ира человеком реалистичным и заботящимся о выживании нации. И если политика Севера на Юге активно обсуждается, критикуется, вызывает споры, то по поводу американцев там сегодня налицо полное единодушие: США ведут дело в пропасть.

В декабре 2002 года в Южной Корее предстоят президентские выборы. Противники курса `солнечного тепла` говорят о его провале, поскольку после исторического визита Ким Дэ Чжуна в Пхеньян в 2000 году так и не состоялся ответный визит `северного Кима` в Сеул. Южнокорейская печать указывает, что на Севере вообще склонны считать южан если не `американскими марионетками`, то людьми, трагически зависимыми от Америки. И Буш сейчас попросту подтверждает эту точку зрения. Тем более, что на днях глава южнокорейской оппозиции и противник сближения с Севером Ли Хве Чхан побывал в Вашингтоне и нашел у Буша полное понимание.

Все это вместе, по мнению наблюдателей, выглядит полным хаосом на фоне прежней продуманной, поддерживавшейся всеми мировыми державами политики в отношении Северной Кореи.

Департамент информации Постоянного Комитета Союзного государства

Док. 150584
Опублик.: 10.12.02
Число обращений: 138


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``