В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Великие державы и корейский вопрос Назад
Великие державы и корейский вопрос
Великие державы и корейский вопрос

Мирное объединение Южной и Северной Кореи воспринимается всеми без
исключения корейцами как величайшее общенациональное чаяние. Весьма
примечательно, что власти как Южной, так и Северной Кореи в
общеполитических декларациях безоговорочно признают необходимость дипломатических усилий для скорейшего достижения общегосударственного
единства. Однако, к сожалению, обе стороны все еще не могут договориться о том, как это сделать. Поскольку Север и Юг слишком долгое время находились во враждебном противостоянии друг другу, они не в состоянии быстро изменить свои позиции и вследствие этого им не легко прийти к компромиссу и консенсусу. Объясняется это также тем, что стороны принадлежат к противоположным политико-идеологическим системам -- коммунистической и капиталистической.
Во времена враждебного противостояния Соединенных Штатов и Советского
Союза, губительной `холодной войны` взаимная нетерпимость сторон достигла
предельного накала, сохраняется она, к несчастью, во многом и в
постконфронтационной мировой ситуации.
Политика СССР при М. Горбачеве, а затем и России при Б. Ельцине в
отношении Южной Кореи существенно обновилась и обрела
нейтрально-дружественный характер. И Китай, сохранив элементы
оппозиционности к Сеулу, стал также более нейтральным. Это способствовало
разрядке напряженности на Корейском полуострове, создало благоприятные
условия для практического решения вопроса об объединении разделенной
нации. При этом, разумеется, трудно переоценить значение установления и
развития нормальных отношений между Москвой и Сеулом, что, как справедливо
отметил профессор Хан Сан Чжо из Университета Коре, является важным
фактором сдерживания милитаристских тенденций в межгосударственных
отношениях стран региона, фактором, благоприятно воздействующим на
развитие межкорейского диалога.
Что касается Северной Кореи, то она смогла достичь лишь ограниченного
прогресса в улучшении отношений с США и Японией. Атмосферу доверия между
Пхеньяном и Соединенными Штатами отравляли опасения Вашингтона, что
Северная Корея тайно разрабатывает ядерное оружие. По этой же причине
Пхеньян не добился существенного успеха на японском направлении. То, что
Северной Корее не удается достичь радикальных сдвигов на пути к полной
нормализации отношений с Соединенными Штатами и Японией, заметно осложняет
перспективы объединения корейской нации. Внешнеполитические потенции
Пхеньяна существенно ограничиваются излишне жесткой привязкой к
политической доктрине `чучхе` , хотя в последнее время отмечается
некоторое отступление от нее, о чем свидетельствует временное
северокорейско-американское соглашение по ядерному вопросу.
Каковы же глобальные условия и предпосылки многоэтапного и постепенного
объединения Корейского полуострова? Для этого представляется чрезвычайно
важным рассмотреть вопрос о том, какие стратегические интересы преследует
каждая из великих держав в деле восстановления целостности Кореи. Нельзя
отрицать того факта, что США, Россия, Япония и Китай оказывают огромное
влияние на перспективы объединения полуострова, создавая для этого
благоприятный или, напротив, неблагоприятный международный фон). Думается
также, что, проведя сравнительный анализ геостратегических интересов
каждой из четырех великих держав, следует выявить как конструктивные, так
и деструктивные черты в их политике, с тем чтобы определить факторы,
тормозящие решение вопроса о воссоединении Кореи, и ослабить или
нейтрализовать их влияние на этот процесс.
ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ США
Представляется, что объединение Южной и Северной Кореи может значительно
изменить степень политического влияния США на Корейском полуострове.
Невозможно отрицать, что Вашингтон в настоящее время продолжает оказывать
огромное политическое воздействие на Южную Корею. Объясняется это тем, что
эта страна имеет довольно тесные политические, экономические, военные и
иные связи с Соединенными Штатами. Более того, Южная Корея находится в
сильнейшей структурной зависимости от них как в экономической, так и в
военной области. Можно предположить, что и после объединения Кореи
Вашингтон будет стремиться не только сохранить, но и упрочить свое
политическое влияние на полуострове.
Для США Южная Корея является прежде всего важным экономическим партнером.
Так, в 1994 году на их долю приходилось около 21,1 процента южнокорейского
импорта (для сравнения: на долю Китая - 5,3 процента, Германии - 5,
Саудовской Аравии - 3,7, Японии - 24,8 процента). Это свидетельствует о
том, что Южная Корея представляет собой емкий рынок сбыта для
американского экспорта. С другой стороны, объединение Кореи, как полагают
в Вашингтоне, даст возможность расширить американские экспортные рынки за
счет Северной Кореи, с которой в настоящее время США не имеют развитых
торговых отношений. Поскольку ныне экономика Северной Кореи остро
нуждается в привлечении иностранного капитала и новейших технологий, она
обладает большой привлекательностью для американских инвесторов. А
развитый экономический потенциал Южной Кореи может служить серьезным
гарантом безопасности для иностранных капиталовложений в северной части
полуострова. Таким образом, с экономической точки зрения, США в целом
могут положительно реагировать на перспективу грядущего объединения Кореи.
Южная Корея очень важна для США и в военно-стратегическом отношении.
Известно, что для поддержания военного баланса с Севером ей приходится
тратить значительную часть своего бюджета на оборону, на приобретение
оружия. При этом все основные типы стратегического оружия и образцы
новейшей технологии республика получает почти целиком из Соединенных
Штатов. Она импортировала (в основном из США) оружия в 1989 году на 1,11
миллиарда долларов, в 1990 -546 миллионов, 1991 - 304, 1992 -395, 1993 -
513 миллионов долларов, а всего за 1989-1993 годы -на два миллиарда 870
миллионов долларов. В этой связи представляется, что объединение Кореи
приведет к значительному сокращению в регионе спроса на американское
оружие, сужению рынка его сбыта, что, безусловно, противоречит интересам
военно-промышленного комплекса США.
Следует также учитывать, что Южная Корея очень важна как
военно-стратегический аванпост Соединенных Штатов на Дальнем Востоке,
позволявший в недавнем прошлом противостоять здесь Советскому Союзу и
Китаю. В связи с тем, что новую Россию США не считают своим потенциальным
противником, геополитическое значение Южной Кореи для Вашингтона несколько
снизилось. Вместе с тем, поскольку Китай, несмотря на осуществляемые
либеральные хозяйственные реформы, продолжает оставаться коммунистической
державой, американцы, по-видимому, все же будут признавать определенную
военно-стратегическую значимость Корейского полуострова для реализации
целей своей политики в Восточной Азии. Итак, объединение Корейского
полуострова может иметь для Соединенных Штатов как позитивные, так и
негативные последствия.
РОССИЯ ПОЛУЧИТ БОЛЬШЕ ПЛЮСОВ, ЧЕМ МИНУСОВ
Каковы же стратегические интересы посттоталитарной России в вопросе
объединения Кореи? Москва, как известно, в значительной мере утратила
прежнее политическое влияние в Северной Корее. В то же время она не
получила серьезной экономической помощи от Сеула, по крайней мере, в том
размере, на который первоначально рассчитывала. Именно в этой связи Россия
приступила к корректировке политической линии в отношении Корейского
полуострова, определяя свое промежуточное место в треугольнике Москва -
Сеул -Пхеньян. При этом она акцентирует внимание на необходимости
поддержания нормальных деловых связей как с Севером, так и с Югом. В то же
время Россия проявляет особую заинтересованность в объединении обеих
частей полуострова, что позволило бы ей обрести более мощного партнера в
Восточной Азии.
Однако уже сейчас Россия хотела бы развивать масштабное партнерство с
двумя корейскими государствами. Как уже отмечено выше, встав на путь
рыночных преобразований, Россия активно развивает экономическое
сотрудничество с Южной Кореей. В случае же объединения двух государств
полуострова она получит еще большую возможность для расширения
экономических связей с местными деловыми кругами, поскольку единая Корея
будет обладать экономическим потенциалом мирового значения и со временем
сможет стать ее ведущим партнером.
Позиция посттоталитарной России, наследницы бывшего СССР, по корейскому
вопросу во многом определяется и гуманитарными факторами. Выполнив
освободительную миссию в Корее в 1945 году, Москва наряду с Вашингтоном
несет ответственность за расчленение страны и развязывание корейской
войны.
Россия имеет определенные планы относительно использования экономического
потенциала Японии в интересах своего хозяйственного развития. Однако
японо-российские отношения вот уже длительное время продолжают находиться
в застое из-за трудноразрешимого спора по вопросу о четырех островах
южнокурильской гряды, или, по японской терминологии, `северных
территориях`. В такой ситуации объединенная Корея может открыть для России
исключительные возможности для содействия развитию ее экономики.
Конструктивная политика России по вопросу объединения Кореи имеет, видимо,
косвенной целью подтолкнуть Японию к изменению ее довольно сдержанной
политики в отношении Москвы и к установлению более активного делового
сотрудничества с ней. Не исключено, что в Москве полагают: когда Корея
приобретет заметное влияние на российскую экономику, опередив тем самым
Японию, последняя не сможет остаться в стороне и постарается наверстать
упущенное. Таким образом, с экономической точки зрения, Россия
непосредственно заинтересована в воссоединении Кореи.
Есть основания также прогнозировать, что после объединения
военно-стратегическое значение Кореи для России несколько снизится.
Отказавшись от советской военной доктрины, Москва проводит сегодня линию
на сокращение военных расходов и прилагает большие усилия на конверсии
военных отраслей промышленности. Думается, что в этих условиях потеря ею
военного потенциала Северной Кореи вряд ли может как-то затормозить
процесс объединения. На вооружении армии Северной Кореи находится в
основном оружие советского производства. Однако из-за серьезных
экономических трудностей она не в состоянии исправно оплачивать импорт
российского оружия. Тем не менее у Пхеньяна нет весомой альтернативы, и он
стремится изыскивать немалые средства на оборону, в частности на
приобретение у Москвы оружия, в том числе прежних модификаций (отметим,
что в период 1989- 1993 годов КНДР импортировала в основном советское и
российское оружие на общую сумму в 644 миллиона долларов).
Следовательно, Северная Корея остается пока для России важным рынком сбыта
продукции ВПК, и Москва заинтересована в сохранении такого положения.
Объединение Кореи приведет, как представляется, к резкому падению спроса
на российское оружие, что не может не ущемить интересы
военно-промышленного комплекса РФ.
В настоящее время Китай и Япония не сопоставимы с Россией по военной мощи.
Тем не менее России будет крайне трудно длительное время удерживать
первенство в военной области на Дальнем Востоке. Поэтому если российские
генералы планируют использовать объединенную Корею в своих
военно-стратегических целях, то эти расчеты представляются довольно
проблематичными. Вместе с тем объединенная Корея для того, чтобы не
попасть в зависимость от Запада, может проявить повышенный интерес к
российской военной технологии.
КИТАЙ БУДЕТ В ВЫИГРЫШЕ
Объединение Юга и Севера окажет заметное влияние на позиции Китая в Корее,
которая всегда занимала важное место во внешнеполитических приоритетах
Пекина. В последние два-три года у Пекина и Сеула наметились схожие
позиции по таким вопросам, как использование режима ВТО, либерализация
внешнеэкономических связей, постепенное продвижение по пути интеграции
национальной экономики в мировую. Вместе с тем очевидно, что для Китая
доминирующая роль Юга в объединенной Корее будет означать ослабление его
политического влияния на Севере. Китай является ныне единственной великой
державой, активно поддерживающей северокорейский режим, попавший в еще
большую дипломатическую изоляцию после распада СССР. Свои тесные связи с
Северной Кореей в политической, экономической, военной и других областях
он по-прежнему строит на основе `социалистического интернационализма`.
Ясно, что до тех пор, пока в самом Китае не изменится радикально
общественная система, он до конца будет верным другом и
политико-идеологическим союзником северокорейского режима.
Следует подчеркнуть, что КНДР многим обязана Китаю. На КНР приходится
значительная часть внешнеторгового оборота и научно-технических связей
КНДР. Пекин оказал ей существенное техническое содействие, значительную
финансовую помощь, посредничает в установлении контактов северокорейских
организаций с западными фирмами и т.д. Видимо, и в дальнейшем Пхеньян и
Пекин будут рассматривать взаимное сотрудничество как приоритетное. Все
это позволяет сказать, что Китай объективно заинтересован в длительном
сохранении сосуществования двух режимов на Корейском полуострове и что он
довольно холодно относится к перспективе их объединения, при котором
лидирующая роль будет за Югом. Тем не менее Пекин в целом положительно
воспринял отстаиваемую Северной Кореей идею общенационального объединения
на основе некоей конфедерации по принципу `одно государство - две
системы`. Здесь он усматривает свою экономическую выгоду. Он проявляет
заинтересованность в развитии сотрудничества не только с Северной, но и с
Южной Кореей и поэтому установил дипломатические отношения с Сеулом.
Следовательно, у Пекина есть надежда получать дивиденды от развития тесных
экономических связей и с объединенной Кореей. В этом случае КНР сможет
даже освободиться от бремени огромной экономической помощи
северокорейскому режиму.
Что же касается военного аспекта, то думается, что Северная Корея не
представляет для Китая слишком весомой стратегической ценности. Поскольку
Китай заинтересован в развитии и сохранении нормальных отношений с
Соединенными Штатами, то бывшее стратегическое значение Северной Кореи как
фактора ограничения американских и японских устремлений в регионе в
известной мере утрачивает свою прежнюю силу. Если также принять во
внимание, что на вооружении северо-корейской армии находится главным
образом российское, а не китайское оружие, можно понять сдержанное
отношение Пекина к вопросам оборонного сотрудничества с КНДР. Это наводит
на мысль, что у Китая есть в целом немало серьезных аргументов в пользу
мирного объединения Кореи.
Для Китая в перспективе весьма важным представляется и то обстоятельство,
что объединенной Корее предстоит стать довольно мощным в военном отношении
государством, которое сможет играть роль региональной силы, сдерживающей
экспансию Японии. Не секрет, что Китай проявляет серьезную озабоченность
по поводу больших возможностей Японии создать в короткие сроки весомый
военный потенциал вплоть до оснащения вооруженных сил ядерным оружием.
Обладающая развитой экономикой и передовой технологией Япония может при
желании стать крупной военной державой, способной угрожать и Китаю. Стало
быть, с военно-политической точки зрения, Китай существенно выиграет от
объединения Южной и Северной Кореи.
ПОСТУПИТСЯ ли ТОКИО СВОИМИ ВЫГОДАМИ?
Что же касается интересов Японии в вопросе объединения Кореи, то они носят
также весьма противоречивый характер.
В нынешней ситуации Южная Корея представляет собой важную сферу приложения
`избыточного` капитала бывшей метрополии. К концу 70-х годов на долю
Японии приходилось примерно 60 процентов совокупных прямых иностранных
инвестиций. Общая сумма японских займов Сеулу с 1965 по 1981 год составила
4,4 миллиарда долларов, а с 1982 по 1986 год к ней прибавилось еще 4
миллиарда долларов. Именно иностранные, в первую очередь японские,
инвестиции создали финансовую и технологическую основу неоиндустриального
прорыва Республики Кореи в мировую экономику. В свете этого не
удивительно, что Япония весьма сдержанно относится к объединению Южной и
Северной Кореи. Объясняется это и тем, что единая Корея будет органически
соединять известные достоинства Южной Кореи в капиталах и технологии с
преимуществами Северной Кореи в богатых природных ресурсах. В результате
суммарный экономический потенциал Кореи может сильно возрасти, и она
станет еще более серьезным конкурентом для Японии. Следовательно,
последняя заинтересована в длительном сохранении раскола корейской нации.
В нынешней ситуации Южная Корея, являясь важным рынком сбыта для японского
экспорта, серьезно страдает от нестабильности своей торговли, что
свидетельствует о ее большой зависимости от бывшей метрополии.
Отрицательное сальдо баланса Южной Кореи в торговле с Японией начало
особенно нарастать с 1974 года, достигая ежегодно нескольких миллиардов
долларов. В течение 1986-1989 годов сальдо общего торгового баланса Южной
Кореи было положительным и составляло 19,2 миллиарда долларов. Однако за
тот же четырехлетний период дефицит ее торговли с Японией достиг 18,6
миллиарда долларов. Таким образом, Сеулу приходилось перекачивать в Японию
основную массу валюты, заработанной нелегкими усилиями на мировом рынке.
Дефицит продолжал расти и в последующие годы.
Северная же Корея - один из основных поставщиков промышленного сырья для
Японии, Так, Япония импортирует оттуда в значительных количествах железную
руду, цинк, магнезит, антрацит, графит, вольфрам, драгоценные металлы.
Покупая различные ценные природные металлы и минералы в Северной Корее,
Япония обрабатывает их, затем реэкспортирует частично в Южную Корею,
зарабатывая на этом огромные прибыли. Япония заинтересована в сохранении
такой структуры неравноправных экономических связей, и объединение Кореи
не сулит ей больших радостей.
С военно-стратегической точки зрения ситуация представляется иначе.
Военная мощь единой Кореи не рассматривается в Японии как возможная угроза
ее безопасности. Нет никаких признаков того, что Корея, особенно в
условиях функционирования японо-американского союза, вступит в вооруженную
конфронтацию с бывшей метрополией. Этот вывод подтверждается и тем, что
Япония, во-первых, сама обладает значительным, все растущим оборонительным
потенциалом. Во-вторых, объединенная Корея, несомненно, вынуждена будет
понизить уровень своей военной мощи, ограничить себя минимальными
потребностями самозащиты, поскольку без демилитаризации экономики
немыслима общенациональная модернизация хозяйства. Следовательно, курс на
постепенное объединение Кореи отвечает национальным интересам Японии.
Альтернатива этому процессу, то есть продолжение конфронтации на
полуострове, несет прямую угрозу Японии. По словам известного японского
политолога Я. Накасоне, `в случае возникновения военного столкновения
между Югом и Севером Кореи из страны хлынут миллионы беженцев. Прежде
всего перед Республикой Кореей, а также перед Японией встанет неразрешимая
проблема устройства переселенцев... Есть все основания считать, учитывая
напряжение, существующее ныне на Корейском полуострове, что при
определенных обстоятельствах нарастание хаоса приведет к военному
столкновению между Югом и Севером`.
Итак, как видно из вышеизложенного анализа; стратегические интересы
четырех великих держав в вопросе объединения Кореи сложным образом
пересекаются в политике, экономике и военной области.
Если сложившийся между ними (хотя нестабильный и меняющийся) баланс сил
будет действовать в целом в направлении повышения уровня региональной и
глобальной безопасности, то он может содействовать мирному урегулированию
на Корейском полуострове. Вместе с тем противоречия и соперничество между
этими державами, если они будут осложняться проявлениями опасных рецидивов
`холодной войны`, отнюдь не создадут благоприятного международного климата
для восстановления общегосударственной целостности корейской нации. В
такой геополитической ситуации особую актуальность приобретает
межкорейский диалог, то есть способность и готовность самих корейцев
активно продвигаться по пути восстановления единого общенационального
государства.
Ким Юн Дук, магистр политических наук (Республика Корея)

Док. 150582
Опублик.: 10.12.02
Число обращений: 4


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``