В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Белая книга` О национальной обороне Китая в 2000 году Назад
`Белая книга` О национальной обороне Китая в 2000 году
`БЕЛАЯ КНИГА` О НАЦИОНАЛЬНОЙ ОБОРОНЕ КИТАЯ В 2000 ГОДУ
(China`s National Defense in 2000. Beijing: Information Office of the PRC State Council, October 2000. 72pp.)
В октябре 2000 г. Управление информации Государственного Совета КНР опубликовало `Белую книгу` о национальной обороне Китая в 2000 г. Это - третье по счету издание такого рода в КНР, первая `Белая книга` была опубликована в ноябре 1995 г, вторая - в июле 1998 г. Новое издание `Белой книги` содержит характеристику изменений в военной политике, вооруженных силах и оборонном секторе экономики КНР за последние два года. Ниже излагается ее основное содержание.
Авторы `Белой книги` (далее в тексте: `Книга` - А.Б.) пишут, что Китай находится на пути модернизации, привержен задачам возрождения страны и, исходя из этого, строит свою политику в военной области. Фундаментальным интересам Китая служат мирная обстановка и благоприятное окружение. Китай проводит самостоятельную и независимую внешнюю политику мира и стремится к новому мировому и региональному порядку, основанному на многополярности, стабильности, сопроцветании и соразвитии.
Оценивая международную обстановку, авторы `Книги` делают вывод, что мир и развитие остаются двумя главными императивами в сегодняшнем мире. Получают развитие тенденции многополярности и экономической глобализации, ситуация в области международной безопасности, в целом, сохраняет тенденцию к улучшению. Отношения между великими державами характеризуются многими переплетающимися противоречиями и трениями. Однако взаимный учет сильных сторон, сотрудничество, контроль и сдерживание друг друга остаются основной чертой их отношений. Большое количество развивающихся стран со значительным потенциалом роста представляют важную силу, способствующую установлению справедливого и разумного нового международного порядка, содействующую сохранению всеобщего мира и развития. Наука и техника постоянно развиваются, экономические связи между странами становятся теснее.
Экономическое развитие, научные и технические новшества, рост совокупной национальной мощи остаются приоритетами для многих стран. Во всемирном масштабе силы мира преобладают над силами войны. Новая мировая война не разразится в перспективе в течение довольно долгого времени.
Однако, по мнению военно-политического руководства Китая, в сегодняшнем мире заметно усиливаются факторы, которые могут вызвать нестабильность:
- значительный дисбаланс в относительной мощи стран отставание в развитии бедных стран от богатых, неравенство между ними, особенно между Югом и Севером, продолжают увеличиваться, поляризация становится все более серьезной проблемой;
- отсутствие фундаментальных изменений в старом нерациональном и несправедливом международном экономическом и политическом порядке;
- гегемонизм и действия с позиции силы все еще существуют и продолжают проявляться в сферах политики, экономики и безопасности;
- серьезный вызов авторитету ООН и ее роли в урегулировании проблем международной и региональной безопасности;
- негативные явления в области контроля над вооружениями и разоружения;
- рост финансовых и экономических рисков: в условиях ускоренного развития науки и техники, процессов экономической глобализации конкуренция между странами стала более ожесточенной, чем когда-либо ранее;
- растет количество локальных войн и вооруженных конфликтов наряду с конфликтами и беспорядками, вызванными этническими, религиозными, территориальными и другими факторами;
- расширение и укрепление некоторыми странами военных альянсов;
- нарастает угроза со стороны сепаратистских, террористических и экстремистских сил всех мастей;
- загрязнение окружающей среды, распространение наркотиков, обострение проблемы беженцев и т.д.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе ситуация в области безопасности в целом стабильна. Уровень сотрудничества в экономической и финансовой областях постоянно повышается. Напряженная ситуация на Корейском полуострове заметно смягчается. Китай и Вьетнам подписали договор о сухопутной границе. Обстановка в Южно-Китайском море остается в целом стабильной. Однако и здесь имеются негативные явления в области безопасности:
- усиление военного присутствия США и военных альянсов с их участием в районах, прилегающих к границам Китая;
- планы развертывания в регионе системы противоракетной обороны театра военных действий (ПРО ТВД);
- развитие законодательной базы Японии в сторону оправдания развязывания военной экспансии в зоне, окружающей Японию;
- рост размаха военных учений, что наносит ущерб атмосфере доверия между странами;
- факторы неопределенности, влияющие на безопасность на Корейском полуострове;
- неустойчивая ситуация в Южной Азии;
- нередки покушения на суверенитет и интересы Китая в Южно-Китайском море, попытки некоторых стран за пределами региона влиять на эту проблему.
Особую озабоченность китайского руководства вызывает ситуация в зоне Тайваньского пролива. По оценке авторов `Книги`, шаги руководства острова и действия ряда стран могут подорвать курс Китая на мирное воссоединение страны. Эта озабоченность вызывается следующими причинами:
- действия сепаратистских сил в руководстве Тайваня;
- военная помощь США острову, в том числе продажа оружия и перспектива ее расширения в случае принятия американским конгрессом специального закона о безопасности Тайваня;
- возможность включения Тайваня в систему ПРО ТВД, создаваемую под эгидой США;
- территориальные рамки японо-американского военного сотрудничества допускают интервенцию в зоне Тайваня.
В разрешении проблемы Тайваня китайское правительство, придерживаясь таких основополагающих принципов, как `мирное воссоединение` и `одна страна, две системы`, выдвинуло восемь предложений по развитию отношений с Тайванем для обеспечения мирного воссоединения Китая. Разрешение тайваньской проблемы - всецело внутреннее дело Китая, и КНР сделает все, что в ее силах, для достижения мирного воссоединения. Однако, если события поведут к отделению Тайваня от Китая под любым предлогом, то у правительства Китая не будет иного выхода, кроме принятия жестких мер, включая применение силы, для защиты территориальной целостности Китая.
Как следует из `Книги`, главные положения военной доктрины Китая состоят в следующем:
- укрепление национальной обороны, противодействие агрессии и вооруженной подрывной деятельности, защита государственного суверенитета, единства, территориальной целостности и безопасности страны. Всецело для целей самообороны предпринимаются усилия Китая по модернизации своей обороны;
- создание и укрепление национальной обороны независимо, с опорой на собственные силы; Китай не стремится к союзу с какой-либо страной или блоком стран, не участвует ни в каких военных блоках;
- осуществление военной стратегии активной обороны: Китай придерживается принципа проведения главным образом оборонительных операций, самообороны, и овладения инициативой после удара противника;
- создание ограниченных и мощных вооруженных сил с китайской спецификой: НОАК трансформируется из армии количественного превосходства в армию качественного превосходства, переходит от упора на человеческий фактор к упору на технический фактор) ставит целью подготовку высококвалифицированного личного состава и повышение технического уровня вооружений с целью всемерного повышения эффективности вооруженных сил;
- укрепление единства вооруженных сил с народом и готовность к самообороне с участием всего народа: Китай придерживается концепции народной войны в современных условиях и в области национальной обороны проводит линию на сочетание постоянной армии с мощными резервными силами;
- подчинение национальной обороны общим задачам экономического развития страны;
- защита мира во всем мире и противодействие агрессии и экспансии. Китай отвергает гегемонизм и политику с позиции силы, выступает против попыток любой страны, навязать другим странам свою политическую систему и идеологию в любой форме; Китай не стремится к военной экспансии, не имеет за рубежом своих войск или военных баз, выступает против гонки вооружений и поддерживает мировое сообщество в его усилиях по обеспечению мира, безопасности и стабильности.
Китай располагает небольшим количеством ракетно-ядерного оружия. Он взял на себя обязательства не применять первым ядерное оружие, не применять и не угрожать его применением против неядерных стран, не участвовать в гонке ядерных вооружений, не размещать ядерное оружие за пределами своих границ, предпринимать эффективные меры для обеспечения его надежности и безопасности. Масштаб, состав и развитие ядерных сил Китая находятся в соответствии с общей линией китайской военной стратегии активной обороны. Ядерные силы Китая находятся под прямым управлением Центрального Военного Совета (ЦВС).
В последние два года структура и организация вооруженных сил Китая претерпевали изменения, связанные, главным образом, с необходимостью приспособления к общей линии экономического развития страны, к развитию рыночных отношений, к требованиям научно-технического прогресса. Эти изменения выразились в сокращении численности личного состава и количества частей и учреждений НОАК, оптимизации их структуры, системы их взаимодействия и подчиненности. Расходы Китая по статье госбюджета `Национальная оборона` в 2000 г. составили 121,29 млрд. юаней (14,6 млрд. долл.) или 8,29% общих бюджетных расходов государства, что составляет менее 2% валового внутреннего продукта страны (с.ЗО-21). Расходы по основным статьям военного бюджета составили: содержание личного состава - 40,55 млрд. юаней (33,4% расходов по статье `Национальная оборона`), подготовка и содержание войск - 41,81 млрд. юаней (34,5%), вооружение и военная техника - 38,93 млрд. юаней (32,1%).
В сентябре 1997 г. Китай объявил о дополнительном сокращении в течение трех лет личного состава своих вооруженных сил на 500 тыс. чел., т.е. до численности менее 2,5 млн чел. К концу 1999 г. оно было осуществлено, в основном были проведены преобразования структуры и организации вооруженных сил, которые характеризуются следующим:
- сократился личный состав всех структур вооруженных сил. Сухопутные войска были сокращены на 18,6%, ВМС - на 11,4%, ВВС - на 12,6%, силы второй артиллерии (ракетно-ядерные силы) - на 2,9%;
- органы управления уровня от корпуса и выше стали более компактными за счет совершенствования их организационной структуры. Общее число органов управления этого уровня уменьшилось более, чем на 1500, структура командования стала более компактной, гибкой и эффективной. Свыше 290 структур управления, связанных с коммерческой деятельностью НОАК, были либо полностью расформированы, либо переданы местным властям;
- в сухопутных войсках расформированы несколько корпусных управлений, дивизий и подков, в ВМС, ВВС и силах второй артиллерии расформированы или укрупнены некоторые из их структурных подразделений;
- проведены структурные реформы для усовершенствования отношений внутри НОАК. С целью централизации процесса разработки и закупки вооружения и военной техники учреждено Главное управление вооружения НОАК. Укрепилось межведомственное взаимодействие и управление вооружением в течение его жизненного цикла. Была внедрена объединенная система тылового обеспечения на основе командований военных округов, которая включает обеспечение общими предметами снабжения силами округов и централизованное обеспечение специализированными предметами снабжения. Реформа системы военного образования привела к уменьшению числа военных академий и училищ, к укрупнению отдельных институтов, улучшению качества подготовки офицеров и повышению процента офицеров, отобранных для подготовки.
В соответствии с модификацией в современных условиях концепции `народной войны` в Китае большое внимание уделяется подготовке в мирное время к проведению в случае войны мобилизации вооруженных сил и переводу национальной экономики с мирных на военные рельсы. Все государственные органы, все политические партии и массовые организации, все предприятия, институты и граждане в мирное время должны выполнять мобилизационные обязательства, оговоренные законами, и, после объявления государственного приказа о мобилизации, выполнять предписанные мобилизационные задачи.
За последние два года серьезные изменения произошли в системе военного обучения. Государство превратило военное обучение в часть образования всего народа, постепенно делая его более разнообразным, регулярным и институализированным. В Китае военное обучение руководствуется принципом, в соответствии с которым сочетается обычное и интенсивное обучение, обучение общего и повышенного типа, заочное и очное обучение.
В условиях развития в стране рыночных механизмов, получения опыта коммерческой работы в вооруженных силах и последующего решительного отказа от подобной практики в НОАК, особое внимание уделяется внедрению в оборонное строительство достижений науки и техники, совершенствованию процесса разработки и производства образцов вооружения и военной техники на уровне современных требований. Совершенствуются система заказов военной техники и система приобретения военной техники на контрактной основе. Постепенно будет внедряться в практику охватывающая все заинтересованные организации система создания и эксплуатации военной техники в течение всего жизненного цикла, что должно привести к повышению качества и уровня контроля стоимости жизненного цикла высокотехнологичного оружия, к росту общей эффективности вооружения НОАК. Кроме того, будут совершенствоваться законы и положения, регулирующие управленческую работу по созданию военной техники.
С целью создания новой, эффективной системы управления оборонной наукой, техникой и промышленностью были проведены значительные перемены в этой области. В частности, в марте 1998г. была учреждена Комиссия по оборонной науке, технике и промышленности, которая, функционируя в рамках Государственного Совета, разрабатывает политику, законы, правила, планы, стандарты и осуществляет контроль в этой сфере. Эти реформы ставили целью внедрить в национальную оборонную науку, технику и промышленность Китая рыночный механизм конкуренции.
Характерной чертой оборонного строительства в Китае в последнее время стало укрепление его правовой базы. Развивается военно-юридическая система вооруженных сил, включающая военные суды, прокуратуру и внутренние органы безопасности. Органами высшей власти страны были пересмотрены Закон КНР о военной службе и Положение о действительной службе солдат НОАК. Центральный Военный Совет принял более 40 нормативных актов, в структурах НОАК разработано более 300 военно-юридических документов, способствующих укреплению юридической основы управления вооруженными силами. Ввод и размещение на постоянной основе гарнизона НОАК в Макао проведен в соответствии с заблаговременно принятым Законом КНР о гарнизоне в Макао-Китай осуществляет защиту своих сухопутных границ и территориальных вод, суверенитета территории страны, ее морские права и интересы в соответствии с договорами и соглашениями, подписанными с соседними странами, и конвенциями ООН по морскому праву. Китай - сторонник решения отложенных и нерешенных вопросов о границах и демаркационных линиях на море путем переговоров, признает важность установления механизма взаимного доверия в приграничных регионах. Китай решил или в основном решил с большинством соседних стран вопросы о границах, оставленные в наследство историей. В 1960-е гг. Китай разрешил свои пограничные проблемы на основе переговоров с КНДР, Монголией, Афганистаном, Пакистаном, Непалом и Мьянмой. В 1990-е гг. Китай заключил новые договоры или соглашения о границе с Лаосом, Россией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Вьетнамом. Границы Китая с Лаосом и Россией были повторно обследованы, завершено обследование границы между Китаем и Казахстаном, начато обследование границы между Китаем и Киргизией, намечается обследование границы между Китаем и Вьетнамом. Китай подписал договоры, соглашения и протоколы о взаимопонимании с КНДР, Монголией, Россией, Мьянмой, Вьетнамом и Лаосом по мерам контроля границы, установлению мер доверия, предотвращению опасной военной деятельности и улучшению сотрудничества в районе границы, совместному поддержанию порядка и обеспечения мира и стабильности на границе. В ходе развития отношений сотрудничества Китай открыл более 200 пунктов пропуска через свои сухопутные и морские границы.
Внешнеполитическая деятельность Китая по военной линии включает проведение военных обменов различного уровня, региональное сотрудничество в области безопасности, разработку и реализацию мер доверия, участие в миротворческих операциях ООН.
За последние два года Китай направил более 70 военных делегаций высокого уровня в более чем 60 стран, принял примерно 160 иностранных военных делегаций высокого уровня. Кроме того, китайские военные осуществляли дружественные обмены и сотрудничество со своими иностранными партнерами в военно-технической и других специальных областях. По этой линии было направлено за границу более 150 делегаций, а свыше 160 делегаций нанесли подобные визиты в Китай.

А. Болятко. Проблемы Дальнего Востока No 1 2001 год

Док. 150553
Опублик.: 10.12.02
Число обращений: 21


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``