В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Благодаря поправкам в законодательство об акцизах качественный бензин в новом году будет стоить 15--20 рублей за литр Назад
Благодаря поправкам в законодательство об акцизах качественный бензин в новом году будет стоить 15--20 рублей за литр

Благодаря поправкам в законодательство об акцизах качественный бензин в новом году будет стоить 15--20 рублей за литрПоправки к главе 22 Налогового кодекса РФ, принятые под занавес летней сессии парламента, продолжают будоражить умы участников российского топливного рынка. Это неудивительно: мало того, что законопроект `сырой` по форме, но и относительно содержания создается впечатление, что в процессе прохождения документа через Госдуму никто не посчитал экономические последствия от его вступления в силу. А последствия ожидаются, без преувеличения, убийственные.
Главное новшество закона -- иной порядок взимания акциза. Ранее акциз взимался непосредственно на заводах-производителях, и механизм уплаты налога был прост: завод продает тонну бензина, предположим, за 12 тыс. руб., в том числе акциз -- 3 тыс. руб. и НДС -- 2 тыс. руб., и сразу вносит акциз в казну. Затем розничные продавцы отпускают этот бензин потребителю, допустим, за 16 тыс. руб. за тонну, включив в стоимость товара НДС -- 2506,67 руб. и налог с продаж -- 960 руб. (облагаемая налогом прибыль -- 533,33 руб. с тонны). Все просто и прозрачно.
Однако с 2003 года акциз перекладывается на плечи конечных продавцов, и все значительно усложняется. В частности, в обиход вводятся `свидетельства на право торговли топливом`, которые продавцы должны иметь для того, чтобы завод, производящий топливо, мог `зачесть` акциз (то есть не уплачивать его). А перечисляет акциз государству тот, кто продает бензин конечному потребителю.
Схема работы по новому закону такова. Завод отгружает тонну бензина оптово-розничной фирме, имеющей свидетельство на право торговли топливом, по цене 12 тыс. руб., при этом НДС составляет 2 тыс. руб. В момент получения товара оптово-розничная фирма начисляет в бухгалтерской отчетности акциз в размере 3 тыс. руб. к уплате. Но она сможет его зачесть, если перепродаст топливо другой организации, имеющей свидетельство на право торговли нефтепродуктами. Чтобы не подвести поставщика, оптово-розничная фирма обязана проставить в своем налоговом органе отметку на счетах-фактурах и выслать их обратно заводу (в противном случае акциз придется платить предприятию из своего кармана). Завод собирает документы и предоставляет их в свою налоговую инспекцию, получая при этом право на зачет акциза. После этого оптово-розничная фирма продает потребителям тонну топлива уже не за 16 тыс. руб., как в первом примере, а почти за 19 тыс. руб. Почему? А потому, что хотя первоначальная стоимость бензина осталась прежней -- 12 тыс. руб., но оптово-розничная фирма вынуждена включить в его стоимость акциз в размере 3 тыс. руб., так как должна уплатить его в казну. На стоимость бензина с акцизом (15 тыс. руб.) начисляется НДС в 20%, а на стоимость бензина с НДС -- еще и налог с продаж 5%. Итого выходит 18900 руб. Добавьте к этому увеличение в среднем на 50% акцизов на бензин, из-за которого он подорожает почти на 11%. В целом подорожание составит более 30%.
Изменение порядка взимания акциза будет иметь еще одно последствие, не такое очевидное, но влияющее на цену: заводы будут зависеть от оптовых фирм в вопросе зачета акциза. Если заводу-поставщику не поступят своевременно от контрагента счета-фактуры с отметкой налогового органа, он будет обязан уплатить акциз из своего кармана. Крупные поставщики уже говорят, что для страховки от этого риска они будут требовать от оптовиков депонирования средств в размере акциза по каждой партии товара на счетах заводов. В случае непредоставления покупателем документов для зачета акциза эта сумма автоматически перейдет в собственность поставщика. Таким образом, значительная часть оборотных средств оптовых покупателей (около 30%) окажется `связанной`, и оптовики вынуждены будут в срочном порядке восполнять объем оборотных средств путем привлечения кредитов. Обслуживание полученных кредитов стоит денег, поэтому затраты розницы увеличатся, что автоматически поднимет цены еще на 30--35%.
Получается, что суммарный эффект от нового закона вполне может вылиться в увеличение стоимости бензина на 60--70%. Иными словами, литр качественного бензина будет стоить 15--20 рублей. От такого новогоднего подарка автолюбители, понятное дело, не придут в восторг. Но и участникам топливного рынка не позавидуешь: объем учетной документации и нагрузка на бухгалтерию возрастают многократно.
Самое обидное, что все эти мучения совершенно напрасны, а выгоды бюджета от этого новшества более чем сомнительны. Поскольку собирать акцизы мытарям будет крайне тяжело: ведь эффективный контроль за уплатой акциза десятками тысяч заправок и нефтебаз практически невозможен.

Док. 150504
Опублик.: 09.12.02
Число обращений: 163


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``