В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Доклад о соблюдении прав человека в Пермской области 2000г. Назад
Доклад о соблюдении прав человека в Пермской области 2000г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Составитель доклада _______________________________________________5
Предварительные замечания от составителей доклада __________________6

ВВЕДЕНИЕ
Что такое права человека____________________________________________9
Права человека в России - современная ситуация _____________________11
Социально-экономическая характеристика Пермской области ____________22
Общая характеристика региональной нормативной базы ________________27

РАЗДЕЛ 1
ЛИЧНЫЕ ПРАВА
Глава 1. Право на жизнь, свободу
и личную неприкосновенность __________________________________35
Глава 2. Запрет пыток и других жестоких, бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения и наказания _________36
Глава 3. Запрет рабства, подневольного и принудительного труда _______48
Глава 4. Право на частную жизнь, неприкосновенность жилища,
корреспонденции, личной и семейной тайны __________________52

РАЗДЕЛ 2
ГРАЖДАНСКИЕ И ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРАВА
Глава 5. Право на проведение независимого, справедливого,
публичного судебного разбирательства __________________________57
Глава 6. Свобода слова и доступа к информации ________________________65
Глава 7. Свобода убеждений, совести и религии ________________________76
Глава 8. Свобода мирных собраний и ассоциаций _______________________84
Глава 9. Свобода передвижения внутри страны,
выезда за рубеж и возвращения на родину _____________________89
Глава 10. Право на периодическую смену власти через выборы __________94
Глава 11. Право политической оппозиции _______________________________98
Глава 12. Запрет на пропаганду войну, на подстрекательство
к дискриминации и насилию __________________________________101

РАЗДЕЛ 3
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРАВА
Глава 13. Право на приемлемые условия труда и заработной платы _____104
Глава 14. Право на отстаивание своих трудовых интересов _____________114
Глава 15. Право на минимальную социальную поддержку
со стороны государства ______________________________________119
Глава 16. Право на гарантированное минимальное
медицинское обслуживание ___________________________________127
Глава 17. Право на экологическую безопасность _______________________135


РАЗДЕЛ 4.
СОБЛЮДЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В ОТНОШЕНИИ НАИБОЛЕЕ УЯЗВИМЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
Глава 18. Положение детей ___________________________________________144
Глава 19. Положение заключенных _____________________________________151
Глава 20. Положение военнослужащих срочной службы __________________171
Глава 21. Положение лиц, находящихся на содержании
в государственных учреждениях ______________________________178
Глава 22. Положение национальных меньшинств _________________________184
Глава 23. Положение беженцев и вынужденных переселенцев ____________191
Глава 24. Положение женщин __________________________________________200
Глава 25. Положение жертв политических репрессий ____________________207

ПРИЛОЖЕНИЕ

Правозащитные организации Пермской области _________________________210

СОСТАВИТЕЛЬ ДОКЛАДА

Составитель Доклада - общественная благотворительная организация `Пермский региональный правозащитный центр` (ПРПЦ). 614006, г. Пермь, ул. Куйбышева, 14 (КДЦ), к. 203, тел./факс (3422) 90-13-04, e-mail: prpc@perm.raid.ru, http://www.prpc.ru

Инициативная группа по созданию Правозащитного центра сформировалась осенью 1994 г. ПРПЦ зарегистрирован 31 января 1995 года Управлением юстиции Администрации Пермской области, свидетельство о регистрации No 400. Устав в новой редакции зарегистрирован Управлением юстиции 14 ноября 1997 года под тем же номером (No 400).

Директор Пермского регионального правозащитного центра - Аверкиев Игорь Валерьевич

Основные направления деятельности ПРПЦ
консультирование граждан по вопросам защиты прав человека;
социально-правовой патронаж (включая участие в судебных процессах) наиболее сложных и социально-значимых дел;
разработка и реализация правотворческих инициатив;
разработка и распространение правозащитных методик и технологий;
пропаганда правозащитной деятельности;
проведение обучающих и просветительских мероприятий;
сбор и анализ информации о гарантиях, нарушениях и защите прав человека в регионе, в стране, в мире;
содействие созданию негосударственных и государственных институтов правозащиты.

Сотрудники организации, непосредственно участвовавшие в подготовке Доклада
Аверкиев И.В. - директор ПРПЦ
Исаев С.В. - заместитель директора ПРПЦ
Максимов С.В. - юрист-консультант ПРПЦ
Маранов Р.В. - юрист-консультант ПРПЦ
Кочева О.Н. - юрист-консультант ПРПЦ
Першакова Е.Ю. - юрист-консультант ПРПЦ
Борисенко О. Г. - региональный координатор мониторинга
Теплых Л.В. - секретарь-референт ПРПЦ
Бородулин С.А.- корреспондент газеты `За человека`
Краснобаев В.А. - координатор Комиссии ПРПЦ по защите прав подследственных и заключенных
Асланьян Ю.И. - ответственный секретарь газеты `За Человека`
Трутнев С.В. - юрист-консультант ПРПЦ
Вострокнутова Ж.Г. - пресс-секретарь ПРПЦ
Зекцер И.А. - консультант ПРПЦ

Привлеченные специалисты - авторы аналитических материалов для Доклада
Плаксин М.А. - к.ф.м.н., доцент Пермского государственного университета им. Горького, член координационного совета Центра изучения территориального общественного самоуправления
Подвинцев О.Б. - к.и.н., доцент, преподаватель кафедры Новой и новейшей истории Пермского государственного университета им. Горького
Нечаев М.Г. - к.и.н., доцент, заведующий кафедрой Отечественной истории Пермского государственного педагогического университета
Черных А.В. - к.и.н., преподаватель кафедры Древней и новой истории России Пермского государственного университета им. Горького
Козьминых Е.В. - к.м.н., директор Пермского медицинского правозащитного центра
Мосеев В.А. - председатель правления Пермской областной организации Союза журналистов РФ
Ёжиков И.Г. - главный редактор газеты `Луч`, председатель Партии зеленых Прикамья
Синицын Ф.Л. - директор региональной общественной организации `Пермский центр против насилия и торговли людьми`
Соколова Г.А. - преподаватель юридического факультета кафедры `Социальная работа` Пермского государственного университета им. Горького
Гладышев В.Ф. - член Союза журналистов РФ
Левина Н.В. - гл. специалист отдела по связям с общественностью, СМИ и полиграфии Областной администрации

Районные уполномоченные ПРПЦ по правозащитному мониторингу в Пермской области
г. Соликамск. Махров С.В. - руководитель Соликамского отделения ПРПЦ
г. Березники. Лучников А. - редактор газеты `Городская газета`
г. Краснокамск. Сергеев О.Е. - руководитель Краснокамского отделения ПРПЦ
г. Нытва. Галкина В.Д. - юрисконсульт Нытвенской первичной организации ВОС
г. Горнозаводск. Якимов А.В. - корреспондент газеты `Новости`
г. Кизел. Наумов О.В. - корреспондент газеты `Новое Время`
с. Частые. Санников Л.Э. - председатель Коордиционного совета профсоюзов Частинского района
с. Карагай. Ложкина Т.В. - руководитель Карагайского отделения ПРПЦ
с. Березовка. Ивонина М.М. - заведующая отделом правовой и социальной информации Березовской ЦБС

Партнерские организации, принимавшие участие в подготовке Доклада
Соликамское отделение Пермского регионального правозащитного центра - Махров С.В., т.р. (235) 5-32-79
Карагайское отделение Пермского регионального правозащитного центра - Ложкина Т.В., т.д. (34297) 2-91-38
Краснокамское отделение Пермского регионального правозащитного центра - Сергеев О.Е., т.р. (34273) 7-41-56
Общественная организация `Пермский медицинский правозащитный центр` - Козьминых Е.В., т.р. (3422) 65-72-86
Ассоциация жертв политических репрессий - Калих А.М. т.р. (3422) 48-78-86
Общественное объединение Пермский благотворительный фонд целевой экономической системы социальной защиты `Защита` - Козлова С.М., т.р.(3422) 12-21-92
Пермская областная организация Союза журналистов РФ - Мосеев В.А., т.р. (3422) 12-69-91
Областной совет профсоюзов - Третьякова З.К., т.р. (3422) 12-76-07

Пресс-мониторинг
Золотарева Е.В. и Леонтьева Б.С. - студентки 3 курса историко-политологического факультета Пермского государственного университета им. А.М. Горького.


ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ ДОКЛАДА

Предмет доклада
Это третий годовой Доклад ПРПЦ о соблюдении прав человека в Пермской области. В Докладе исследуется факты, события и статистика, характеризующие соблюдение основных прав и свобод человека, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека и российской Конституции. В данный вариант Доклада не вошли несколько глав базового варианта, которые мы посчитали слишком `сырыми` для отдельного издания. Как правило, это было связано, с крайне скудной и ненадежной источниковой базой. Именно по этой причине нам, например, пришлось исключить из данного издания главу о соблюдении прав человека в сфере психиатрии. Гуманитарная ситуация в психиатрических больницах более чем тревожная, о чем говорят и многочисленные жалобы и личные наблюдения сотрудников ПРПЦ, но нам пока не удалось найти брешь в круговой поруке абсолютно убежденных в своей непогрешимости врачей-психиатров, а превращать главу в отчет медицинских чиновников об ужасающем материально-техническом и санитарно-бытовом состоянии больниц (что верно и общеизвестно) нам не хотелось. Впрочем, решение любой информационной проблемы в правозащитной сфере - это всего лишь дело времени и специальных усилий. Приблизительно по тем же мотивам была исключена глава о праве на образование. К сожалению, по-прежнему, в Докладе отсутствует раздел, посвященный правам в сфере культуры и интеллектуальной деятельности. В отличие от предыдущих докладов нет глав о положении представителей сексуальных меньшинств и нетрадиционных культурных сообществ, о праве на равный допуск к государственной службе, о праве на внесудебную защиту нарушенных прав, о правах потребителей, о свободе предпринимательской деятельности.

Данный Доклад, в отличие от аналогичных, имеет существенную и, как нам кажется, необходимую, просветительскую составляющую. Несколько материалов во введении к докладу и соответствующие вкрапления в главах адресованы, прежде всего, государственным и муниципальным служащим, которые, как правило, имеют несколько путаное представление о правах человека. С нашей точки зрения, серьезным достоинством Доклада являются сопровождающие каждую главу `заключения`. Каждое `заключение` состоит из перечня `основных угроз` данному праву и `предложений` по оздоровлению ситуации.

Географические рамки Доклада
В Докладе рассматривается ситуация с соблюдением прав человека в Пермской области, не включая Коми-Пермяцкий автономный округ (наши коллеги из кудымкарского правозащитного центра `Пера-богатырь-право на безопасность` подготовили свой региональный доклад). При этом не все районы области представлены в Докладе равноценно, что было связано с различной степенью их информационной доступности. Естественно, наиболее полно представлена ситуация в самой Перми. Полнота информационного потока из районов, прежде всего, зависела от наличия в них заинтересованных корреспондентов, так как формальные информационные запросы в адрес местных административных органов и редких общественных организаций оказывались, как правило, мало продуктивными. Поэтому основным источником `провинциальной информации` для нас стали наши уполномоченные в девяти районах области, что и привело к большей представленности этих районов в Докладе. И если тот или иной район чаще упоминается в связи с нарушениями прав человека, то не потому, что он наиболее неблагополучен, а потому, что информационно он был более доступен для составителей (что, впрочем, тоже показатель). Вообще, фактический и статистический материал по тому или иному району нужно рассматривать не как иллюстрацию к положению дел в районе, а как иллюстрацию к положению дел в области в целом. Наш опыт говорит о том, что, несмотря на существенные экономические, демографические, социо-культурные различия регионов области, ситуация с соблюдением прав человека в них отличается мало. Существенные различия фиксируются лишь между положением в Перми и во всей остальной области, а также между городами и сельской местностью.

Замечания о форме
Разнообразие источников и уровня их надежности, различная степень насыщенности глав фактическими и статистическими данными, стилистические предпочтения различных составителей привели к существенному различию глав по форме, стилю изложения. В результате некоторые главы написаны в жанре статистического отчета, другие близки к очерку, публицистической статье или аналитической записке. Посчитав эту ситуацию вполне естественной и вносящей разнообразие в многостраничный Доклад, мы решили не унифицировать стилистику текстов.
Источники
При составлении Доклада информационный поиск осуществлялся в шести основных направлениях: органы государственной власти и местного самоуправления; государственные и муниципальные учреждения; некоммерческие организации; СМИ; ПРПЦ; граждане. Информационные источники Доклада:
опубликованные и свободно распространяемые статистические, социологические и аналитические официальные материалы органов государственной власти, местного самоуправления, некоммерческих организаций;
ответы на запросы ПРПЦ органов государственной власти, местного самоуправления и некоммерческих организаций;
данные, полученные в результате пресс-мониторинга 7 областных и пермских городских газет;
данные, полученные в результате мониторинга письменных и устных обращений граждан в ПРПЦ;
информация, полученная при экспертном опросе специалистов органов власти и активистов некоммерческих организаций;
данные, представленные уполномоченными ПРПЦ в девяти районах области;
материалы социологических опросов, проводимых сектором социологического мониторинга администрации Пермской области.
11 аналитических записок о ситуации в отдельных областях прав человека, подготовленных по просьбе ПРПЦ соответствующими специалистами;
материалы патронажных дел ПРПЦ.

Достоверность информации
Одна из основных проблем Доклада - проблема объективности: недостаток полноценной, т.е. подтверждаемой, вызывающей абсолютное доверие, информации о реальном положении дел. Проблема эта усугубляется информационным саботажем некоторых государственных и муниципальных организаций в отношении наших запросов, а также отсутствием реально функционирующих некоммерческих организаций соответствующего профиля. Информация, полученная нами от бесконечно заинтересованных в чистоте мундира ведомств, также далеко не всегда может восприниматься как вполне объективная. Нельзя не учитывать и понятной односторонней заинтересованности обращающихся в ПРПЦ граждан. Идеальный вариант - одновременное использование трех информационных источников: пострадавшие граждане, ведомство-правонарушитель, профильная некоммерческая организация (или СМИ) плюс возможность проверки информации со стороны ПРПЦ. Но этот вариант был возможен не часто. Чаще всего, сталкиваясь с противоречивой информацией из нескольких источников и не имея возможности квалифицировано ее проверить, мы вынуждены были брать за основу одну из точек зрения, руководствуясь своим опытом и представлениями о господствующих в данной сфере тенденциях.

Распространение доклада
Доклад, составленный и изданный на благотворительные пожертвования, будет распространяться бесплатно. Доклад будет предоставлен для ознакомления Президенту России, обеим палатам Федерального собрания, профильным министерствам, Верховному и Конституционному судам, Генеральной прокуратуре. На местном уровне: губернатору, каждому депутату Законодательного собрания, главам представительной и исполнительной власти городов и районов области, руководителям всех прокуратур, судов, управлений и отделов внутренних дел, профильным подразделениям администраций Пермской области и г. Перми (отдельные главы будут рассылаться в соответствующие государственные и муниципальные ведомства и учреждения). Кроме того, Доклад получат некоторые российские СМИ, ведущие российские правозащитные и социально-защитные организации; в области: библиотеки, основные СМИ и общественные организации. Каждый желающий сможет познакомиться с ним на сайте ПРПЦ.
ВВЕДЕНИЕ

ЧТО ТАКОЕ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Определения

Права человека - это совокупность морально-правовых норм, защищающих достоинство человека в его взаимоотношениях с представителями государственной и иной власти.

Права человека являются универсальными моральными правами фундаментального характера, которые принадлежат каждому лицу в его взаимоотношениях с государством.

Права человека представляют собой комплекс морально-правовых норм, призванных защищать человеческое достоинство и свободу личности от произвола со стороны властных институтов и их представителей.

Права человека - это некоторая гуманитарная теория и практика, включающая в себя элементы права, морали, идеологии, политики и религии, призванная защищать человеческое достоинство во взаимоотношениях человека и власти, гражданина и государства.


Главное

Права человека касаются только взаимоотношений человека и власти и призваны защищать человека от произвола власти.

Центральное понятие прав человека - человеческое достоинство, именно его защищают права человека.

Человеческое достоинство присуще всем людям в равной степени и не зависит от заслуг, общественного статуса, убеждений, национальности и т.п.

Важно понимать, что человеческим достоинством в равной степени обладают и новорожденный младенец, и закоренелый преступник, и рядовой гражданин, и президент республики. Это означает, что никого нельзя пытать, обращать в рабство, произвольно лишать свободы слова, вторгаться в частную жизнь, т.е. унижать человеческое достоинство.

Права человека - это моральные права, как правило, закрепленные в законах.

Права человека:
универсальны - принадлежат всем людям во всех ситуациях;
естественны - принадлежат людям от рождения только потому, что они люди;
неотчуждаемы - нельзя произвольно лишить этих прав.

Права человека могут быть ограничены только законом и только в той мере, в какой это необходимо для обеспечения безопасности общества, защиты нравственности, здоровья, прав других людей.

Существуют абсолютно неотчуждаемые права: свобода от пыток, жестокого и унижающего обращения и наказания, свобода от рабства, свобода убеждений, в Европе также право на жизнь.

Права человека и гражданина в их классическом виде были сформулированы французскими просветителями в XVIII веке. Современная история прав человека началась в 1948 году, когда Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, последняя полностью вошла в российскую Конституцию 1993 года.

Рожденные в борьбе `третьего сословия` за личную свободу против феодального гнета права человека имеют общие корни с либерализмом и мировоззренчески тесно с ним связаны.


Какие права являются правами человека?

Общепризнанными являются фундаментальные (основные) права человека: `Свобода от неправомерного ареста и заключения, пыток, несправедливого суда, жестокого и необычного наказания и вторжения в личную жизнь. Свобода мысли, слова, собраний, религии, прессы, передвижения и участия в управлении государством. Права на продовольствие, жилье, охрану здоровья и образование`.

Не все юридические права (далеко не все) являются правами человека, но почти все могут быть к ним сведены. Не все права человека могут быть сформулированы как юридические нормы.


Что значит защищать права человека?

Защита прав человека - это меры, часто имеющие принудительный и срочный характер, направленные на предотвращение, прекращение или смягчение нарушений прав человека путем оказания прямого правового, общественного, морального, политического давления на источник нарушения прав человека.

Правозащитной деятельностью традиционно считается общественная, благотворительная, негосударственная деятельность, направленная на защиту фундаментальных (основных) прав человека.

Док. 150420
Опублик.: 05.12.02
Число обращений: 221


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``