В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проблема соблюдения ПРО в 80- годы Назад
Проблема соблюдения ПРО в 80- годы
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ).

Курсовая работа.
Тема: проблема соблюдения ПРО в 80- годы.

студентки IV курса факультета МО
10 группы
Цветовой Софьи.

МОСКВА 2002 г.
СОДЕРЖАНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.    3
ГЛАВА 1.    5
ГЛАВА 2.    11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.    18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ.    19
ПРИМЕЧАНИЯ.    20

ВВЕДЕНИЕ.


Стратегические вооружения играли очень важную роль в международных отношениях XX века. Гонка вооружений, которая развернулась после окончания Второй мировой войны, определяла расстановку сил в биполярном мире Ялтинско-Потсдамской системы международных отношений. Несмотря на то, что участниками этой гонки были две ведущие державы, СССР и США, за ее развитием следил весь мир, так как от ее исхода зависела безопасность и мир на Земле.
В отношениях между СССР и США в 70-80-х гг. имелись как положительные, так и отрицательные моменты. Если в начале 70-х между этими державами было подписано несколько соглашений об ограничении стратегических вооружений, то к 80-м годам многие положения этих договоренностей стали нарушаться американской стороной. В частности, положения Договора об ограничении систем противоракетной обороны.
Проблема соблюдения ПРО, которая является предметом исследования в данной работе, крайне актуальна на сегодняшний день, так как 13 декабря 2001 года США объявили о желании выйти из данного договора в одностороннем порядке. Это решение не было принято спонтанно. В политике США произошли глубокие изменения за последние несколько десятилетий, которые коренным образом поменяли внешнеполитические концепции этой ведущей на сегодняшний день державы, а также изменили ее отношение к стратегической безопасности и обороне.
Помимо актуальности следует также отметить новизну этой работы. Если исследованию проблемы ограничения стратегических вооружений посвящено немало работ как советских, так и американских авторов, то вопрос соблюдения ограничений систем противоракетной обороны довольно мало освящен в исторической литературе.
В основе работы поставлено несколько целей:
- проследить развитие взаимоотношений между СССР и США с конца 60-х до конца 80-х годов в области стратегических вооружений;
- выявить причины изменений внешнеполитической стратегии США и реакцию СССР на эти изменения;
- рассмотреть проблему стратегических вооружений в целом.
Структура работы обусловлена ее целями. Первая глава целиком посвящена анализу советско-американских отношений в 70-е годы. В этой главе отмечаются основные вехи развития отношений двух держав, а также рассматриваются договоры и соглашения в области вооружений, заключенные в этот период между СССР и США.
Вторая глава полностью посвящена выявлению обстоятельств, в результате которых внешнеполитическая стратегия США изменилась. В этой главе приводятся официальные документы и заявления советских лидеров, выражающих реакцию СССР на действия США. А также проводится анализ подходов двух стран к проблеме ограничения вооружений.
Анализ подходов СССР и США к проблеме вооружений основан на официальных документах двух стран за период 70-80-х годов.
Среди советских исследователей данной проблемы нужно выделить Алексея Арбатова. Который очень подробно раскрывает проблему стратегических вооружений и отношений СССР и США в этой области в своей работе `Военно-стратегический паритет и политика США`. Большой интерес представляет работа Кокошина `США в системе международных отношений 80-х годов, где раскрывается роль США на международной арене, а также основные проблемы в отношения между СССР и США в данный период.
В американской литературе весьма своеобразной является монография Киссинджера `Дипломатия`, поскольку американский автор довольно справедливо и беспристрастно передает события и раскрывает подробности политики США, представляя как бы взгляд изнутри.

ГЛАВА 1.



С приходом Никсона к власти в США в 1969 г. во внешней стратегии США произошли значительные изменения в сторону разрядки отношений с Советским Союзом. Никсон стремился отойти от политики силы и конфронтации к переговорам. В своем первом внешнеполитическом послании нового президента от 18 февраля 1970 г. он подчеркивал, что `в ядерный век опасности, порождаемые использованием силы, просто не находятся в разумной пропорции к большинству целей, к которым стремятся во многих случаях` . Был взят курс на сокращение использования военной силы при осуществлении внешней политики.
Во взаимоотношениях с СССР государственные руководители США заявили о готовности соблюдать принцип равноправия, считаться с их интересами, идти на компромиссы. `Политика Соединенных Штатов будет состоять в том, чтобы не превращать переговоры в форум для выпадов в стиле холодной войны`, - отмечал Никсон и выражал готовность `обсуждать пункты разногласий в честной и деловой манере`, `формулировать свои интересы с учетом интересов другой стороны` . В свою очередь Никсон критически отнесся к внемасштабному военному строительству и скорректировал доктрину `гибкого реагирования` в пользу `реалистического сдерживания`. Это означало более экономичный подход к военным расходам.
Еще одним новшеством эпохи Никсона была концепция `достаточности`, предложенная Киссинджером. Он считал, что лишь такой путь стратегического планирования США позволит им закрепить примерный паритет с СССР.
Но не менее важную роль играли и национальные интересы страны. В `Доктрине Никсона` говорилось, что `США будут верны своим договорным обязательствам. США обеспечат щит на случай, если одна из ядерных держав будет угрожать свободе союзной нам нации или нации, чье выживание жизненно важно с точки зрения нашей безопасности` . Поэтому в переговорах с СССР по вопросу об ограничении стратегических вооружений, которые начались в ноябре 1969 г., США рассчитывали получить некоторые уступки с советской стороны. В частности эти уступки касались политики СССР в Индокитае и на Ближнем востоке.
Со стороны СССР также были выдвинуты миролюбивые инициативы. В частности на XXIV съезде КПСС в 1971 г. была сформулирована Программа мира, где говорилось о радикальном оздоровлении международного климата на земле .
Итак, 17 ноября 1969 г. в Хельсинки начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических вооружений. В основе американского подхода к переговорам лежала убежденность, что потенциальные преимущества системы ПРО `Сейфгард` (система для зашиты части наземных МБР), и возможность превращения ее в `плотную` оборону территории позволят США не только добиться взаимного ограничения на советскую и американскую системы ПРО, но и договориться о пределах роста численности наступательных стратегических ракет СССР. Советский союз ставил перед собой задачу в первую очередь добиться максимального ограничения системы ПРО обеих сторон. А вопрос об ограничениях наступательных вооружений советская сторона считала необходимым рассматривать с учетом ядерных средств передового базирования США, служивших фактически дополнением к их межконтинентальному ядерному потенциалу. В течение полутора лет по этим вопросам не удавалось найти компромисса. Выход из тупика наметился в мае 1972.
Руководящие круги двух стран по-разному воспринимали идею о переговорах. В США шла острая борьба. Глашатаи военно-промышленного комплекса настойчиво добивались, чтобы переговоры были использованы в целях получения односторонних преимуществ для США. СССР в соответствии с установками XXIV съезда настаивал на достижении согласия на равноправной основе.
Несмотря на различие подходов обе стороны были заинтересованы в заключении договоренностей. И, наконец, в мае 1972 г. состоялся визит президента США Р. Никсона в Советский Союз. В ходе визита было подписано несколько основополагающих политических документов.
29 мая был подписан документ под названием `Основы взаимоотношений между СССР и США`, который имел крайне важное значение. В нем была зафиксирована общая убежденность сторон в том, что `в ядерный век не существует иной основы для поддержания отношений между ними, кроме мирного сосуществования` . В документе подчеркивалось, что различия в идеологии и социальных системах не должны были служить препятствием для развития нормальных двусторонних отношений СССР и США, основанных на принципах суверенитета, равенства, невмешательства во внутренние дела и взаимной выгоды. Руководители СССР и США признали принцип равной безопасности сторон в качестве базового для развития советско-американских отношений. Стороны взяли на себя обязательства делать все возможное для предотвращения военной конфронтации и возникновения ядерной войны; проявлять сдержанность, готовность урегулировать разногласия мирными средствами с учетом интересов обеих сторон; продолжать усилия по ограничению вооружений, прежде всего стратегических; развивать двусторонние связи в области экономики, науки, техники и культуры.
Центральным в советско-американских отношениях был вопрос ограничения гонки стратегических вооружений. В результате переговоров в Хельсинки 26 мая 1972 г. Л. Брежнев и Р. Никсон подписали Договор об ограничении систем противоракетной обороны (ПРО) и Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений (ОСВ-1).
Договор о ПРО предусматривал отказ СССР и США от развертывания систем ПРО для прикрытия территории своей страны или отдельного ее района, кроме того, двух комплексов, специально оговоренных советско-американскими соглашениями. Также Договор запрещал некоторые направления качественного совершенствования систем ПРО.
Главный смысл договора заключен в статье 1, п. 2, который гласит: `Каждая из сторон обязуется не развертывать системы ПРО территории своей страны и не создавать основы для такой обороны`.
Другое важное ограничение по Договору, также направленное на недопущение появления широкомасштабных систем ПРО, - запрет на создание, испытание и развертывание систем или компонентов ПРО морского, воздушного, космического и мобильно-наземного базирования (ст.V).
Предусматривается возможность модернизации и замены разрешенных систем ПРО или их компонентов (ст.VII).
Вместе с тем Договор запрещает: а) придавать ракетам, пусковым установкам и РЛС ПРО, на которые не распространяются запрещения по Договору, способностей решать задачи борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета и не испытывать их в целях ПРО и б) развертывать РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией во вне (ст. VI).
Стороны обязались не передавать другим государствам и не размещать вне своей национальной территории системы ПРО или их компоненты, ограниченные Договором (ст.IX).
В одном их согласованных заявлений к Договору оговаривается, что в целях обеспечения выполнения обязательств не развертывать системы ПРО и их компоненты, кроме как предусмотрено в Договоре, в случае создания в будущем систем ПРО, основанных на иных физических принципах и содержащих компоненты, способные заменять противоракеты, пусковые установки или РЛС ПРО, конкретные ограничения таких систем подлежали бы обсуждению. Таким образом, Договор допускает разработку принципиально новых средств ПРО только для разрешенных по Договору району, по согласованию между сторонами и при условии, что эти средства будут стационарно-наземного базирования.
Договор имеет бессрочный характер. Предусматривается право выхода из него с уведомлением за 6 месяцев, если какая-либо из сторон решит, что `связанные с Договором исключительные обстоятельства поставили под угрозу ее высшие интересы (ст. XV).
Поправки могут вноситься в Договор по согласованию между сторонами с их последующей ратификацией (ст. XIV).
Над соблюдением Договора предусматривался контроль национальными средствами наблюдения. Условия этого соглашения преграждали путь далеко идущим планам определенных группировок военно-промышленного комплекса США. Заключение Договора означало отказ США от возможностей `ограничения ущерба`, а значит и от идеи `реализуемого ядерного превосходства`. Договор оказывал важное стабилизирующее влияние на советско-американский военный баланс, несмотря на продолжавшуюся по другим направлениям гонку вооружений.
Другим достижением явилось подписанное в тот же день Временное соглашение о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. В соответствии с ним, СССР и США обязались не строить дополнительные стационарные пусковые установки МБР наземного базирования начиная с 1 июля 1972 г. Срок действия соглашения был ограничен пятью годами с момента обмена ратификационными грамотами о вступлении в силу Договора о ПРО и письменными уведомлениями о принятии Временного соглашения. На этот же срок запрещалось увеличение количества пусковых установок БРПЛ и строительства новых ракетных подводных лодок, сверх находившихся в строю и в стадии строительства к моменту подписания соглашения. Кроме того, перекрывались некоторые каналы качественного усовершенствования стратегических сил.
При этом американцы согласились на количественное преимущество СССР: по МБР - 1618 у США и 1054 у СССР, по БРПЛ - 950 и 710 (соответственно 62 подводные лодки и 44). Причиной сговорчивости руководителей США было их существенное превосходство по количеству боеголовок, ибо они заметно обогнали СССР в производстве ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). К тому же за рамками соглашения ОСВ-1 оставались стратегические бомбардировщики, по которым преимущество также было у американцев (531 к 140). В целом по количеству боеголовок США превосходили СССР более чем в два раза (5700 и 2500 соответственно).
Контроль над соблюдением соглашения предусматривался также с помощью национальных технических средств.
Временное соглашение меньше ограничило военные планы США, чем Договор. США сделали все возможное, чтобы соглашение в сфере наступательных вооружений не затронуло их программ `Минитмен-3` и `Посейдон`. Но и оно имело важное значение, юридически закрепляя принцип равной безопасности сторон в области наступательных стратегических вооружений. При этом вопреки усилиям военно-промышленного комплекса, оно не узаконило диспропорции в пользу США, а уравновесило различия в ядерных арсеналах на взаимоприемлемой основе. Кроме того, четкое определение уровней ракетно-ядерных потенциалов на будущее, как и обязательство обеих сторон продолжать переговоры с целью достижения долговременного и всеобъемлющего соглашения явилось само по себе стабилизирующим фактором в дальнейшей эволюции военного баланса.
Что касается оценки Договора сторонами, то в СССР его рассматривали как важный шаг. Выступая на XXV съезде КПСС, Брежнев подчеркнул, что главное значение достигнутых договоренностей состоит в том, что `они заложили солидную политическую и правовую базу для развития взаимовыгодного сотрудничества между СССР и США на принципах мирного сосуществования. Они в определенной мере уменьшают опасность возникновения ядерной войны. Именно в этом мы видим основной итог развития советско-американских отношений за последние пять лет` . Эта оценка выражала мнение всего советского народа.
Иначе обстояло дело в США, где разгорелась острая борьба противников и сторонников Договора. Основной ареной разногласий стали слушания сенатской комиссии по международным отношениям и комиссии по вооруженным силам, посвященные соглашениям по ограничению стратегических вооружений, проходившие в июне-июле 1972 г. 3 августа 1972 г. в сенате состоялось решающее голосование по Договору по ПРО. Договор был ратифицирован подавляющим числом голосов: 82 против 2 (против голосовали сенаторы Дж. Бакли и Р. Аллен). 14 сентября того же года сенат утвердил и Временное соглашение.
Соглашения не только существенно снизили уровень напряженности в советско-американских отношениях и привели к укреплению взаимного доверия, но дали определенную экономию средств. Так США избежали траты 100 млрд. долл., во что обошлось бы строительство планировавшейся общенациональной системы ПРО `Сейфгард`, а также и последующих затрат на ее содержание и эксплуатацию.
В 1974 г. состоялся еще один визит президента США Р. Никсона в СССР. 3 июля руководители двух государств подписали протокол к Договору по ПРО. Он ограничивал размещение систем ПРО каждой стороны одним районом (с максимум 100 противоракетами согласно ст. III Договора). СССР прикрыл Москву, а США - базу для запуска своих МБР в штате Северная Дакота. Договор предусматривал ограничения на строительство радиолокационных станций слежения за пусками ракет: `не развертывать в будущем РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне`. Эта договоренность по существу означала отказ обеих сторон от создания систем противоракетной обороны и имела `огромное принципиальное значение. Отказ от создания такой системы стал... признанием неотвратимости возмездия` .
Контакты СССР и США продолжали активно развиваться. Связи укреплялись не только в области разоружения, но и в других областях: экономической, культурной и др.
В ноябре 1972 г. в Женеве возобновились переговоры об ОСВ. Американская сторона поставила вопрос об установлении равных суммарных потолков на стратегические носители ССС и США, включая бомбардировщики. Также предполагалось установить равные пределы на совокупный забрасываемый вес стратегических сил обеих сторон. Представители США стремились ограничить развертывание в СССР МБР с РГЧ и добиться сокращения советских ракет тяжелого типа. СССР в свою очередь поставил вопрос о равных количественных потолках американских ядерных средств передового базирования. Однако впоследствии на переговорах осенью 1974 г. СССР пошел навстречу США и не предлагал в качестве обязательного условия включать в соглашение положение о ликвидации американских ядерных средств передового базирования, перенеся этот вопрос на будущее. США в свою очередь сняли свои требования по ограничению забрасываемого веса.
Следует отметить важность уступки со стороны СССР. Дело в том, что 1973 г. министром обороны США стал Дж. Шлесинджер, склонявшийся к более жесткому курсу по отношению к СССР. Он выдвинул инициативу по перенацеливанию американских ядерных средств с гражданских объектов предполагаемого противника на военные. В СССР эта инициатива была воспринята как попытка рационализации ядерного конфликта, стремление США быть готовыми к нанесению первого удара - ведь по ракетным шахтам и взлетным полосам имеет смысл наносить удар, когда ракеты еще не запущены, а бомбардировщики еще не взлетели. Принятая республиканской администрацией стратегия (так называемая `доктрина Шлесинджера`) говорила о том, что конфликт с СССР видится в Вашингтоне мыслимым, и что там готовятся к достижению превосходства над СССР, если не по количественным параметрам (Договор ОСВ-1 фиксировал количественные потолки), то по качественным показателям - ведь для поражения военных целей нужны более точные ракетно-ядерные системы.
23-24 ноября 1974 г. состоялась встреча Л.И. Брежнева и Дж. Форда в районе Владивостока, где была достигнута договоренность относительно нового соглашение об ограничении стратегических вооружений на срок до конца 1985 г. это соглашение должно было прийти на смену Временному соглашению.
Договор ОСВ-1 включал соответствующие положения Временного соглашения от 26 мая 1972 года и покрывало период с октября 1977 до 31 декабря 1985. Он предусматривал отказ обеих сторон в течение пяти лет сооружать новые пусковые установки стратегических наступательных ракет наземного базирования и пусковые установки ракет, размещенных на подводных лодках. Одновременно ограничивалось и количество подводных лодок, несущих баллистические ракеты. Соглашение не означало сокращения стратегических вооружений: оно лишь устанавливало согласованные потолки их наращивания. При этом американцы согласились на количественное преимущество Советского Союза: по МБР - 1618 у США и 1054 у СССР, по БРПЛ - 950 и 710 (соответственно 62 подводные лодки и 44). Причиной сговорчивости руководителей США было их существенное превосходство по количеству боеголовок, ибо они заметно обогнали СССР в производстве ракет с разделяющимися головными частями индивидуального наведения (РГЧ ИН). К тому же за рамками соглашения ОСВ-1 оставались стратегические бомбардировщики, по которым преимущество также было у американцев (531 к 140). В целом по количеству боеголовок США превосходили СССР более чем в два раза (5700 и 2500 соответственно).
В СССР заключение ОСВ-1 считалось важнейшим шагом на пути ограничения гонки вооружений. Положительная роль договора была отмечена в Отечественном докладе ЦК КПСС ХХV съезду КПСС: `Соглашение по этому вопросу имело бы очень большое значение как для дальнейшего развития отношений между СССР и США, так и для упрочнения всеобщего мира`
ГЛАВА 2.


Если в первой половине 70-х годов в американской внешней политике наблюдались тенденции движения на пути сближения к переговорам и сотрудничеству, то к середине 70-х годов стали давать себя знать противоположные тенденции, породившие полосу застоя в советско-американских отношениях, что привело к повороту во внешней политике Вашингтона в сторону агрессивного милитаристского курса, к отходу от принципов мирного сосуществования и разрядки в международных отношениях.
Для этого были как внутренние, так и внешние причины. К внутриполитическим факторам можно отнести усиление позиции правых, консервативных кругов и их убежденность в том, что США всегда должны располагать гегемонией в мире. В наступление перешел военно-промышленный комплекс США. Его представители не желали мириться с состоянием военно-стратегического паритета в советско-американских отношениях. К этому стоит добавить и то, что новый президент Дж Картер стремился заручиться поддержкой набирающих силу правых кругов.
Что касается внешнеполитических причин, то здесь следует отметить ту роль, которую сыграло ослабление США перед лицом своих западных конкурентов. Утрачивая экономические рычаги давления, США все чаще прибегали к военному нажиму в отношениях с Западом. К тому же США зависели от стран-поставщиков нефти, что ставило их в положение уязвимости.
С середины 70-х годов вся политика США была ориентирована на достижение если не превосходства, то, по крайней мере, военного преимущества. Вашингтон принялся за поиски путей достижения стратегических преимуществ. Эти усилия вылились в концепции `гибкого` применения ядерной мощи и концепции `ограниченной ядерной войны`. Цель этих концепций заключалась в том, что создать средства и пути политического использования качественно новых стратегических вооружений в условиях количественного ядерного паритета.
Именно такие тенденции преобладали в политике Дж. Картера.
Итак, в январе 1977 года президентом США стал Дж. Картер. Новый президент утверждал, что глобальный военный баланс смещается в сторону СССР, что излишнее увлечение развитием отношений с СССР и КНР привело к отчуждению основных союзников США, к ухудшению отношений с ними. А это уменьшило вес Америки в мире. Дж. Картер открыто обвинил Р. Никсона и Дж. Форда в том, что они способствовали ослаблению мощи Америки;
Следует отметить, что. Картер и его ближайшее окружение стремились принизить значение советско-американских отношений. Этим подчеркивался отрыв от курса предшественников - Р. Никсона и Дж. Форда, которые якобы излишне акцентировали связи с СССР, расходовали американскую энергию на том направлении, где у США нет рычагов воздействия, убедительных козырей, эффективных дипломатических каналов.
Однако сколько бы ни старались в Вашингтоне отнести советский аспект своей политики на задний план, необходимость разрешения тех или иных, глобальных или региональных, проблем делала подобную практику если не бессмысленной, то исключительно малоэффективной.
В дебатах вокруг стратегических вопросов в 1978 году на передний план выдвинулась проблема уязвимости МБР наземного базирования и соотношение сил СССР и США по этому компоненту. В США развернулась массированная компания о так называемом `окне уязвимости` (американских МБР). В конце 70-х этот вопрос превратился в центральный аспект американского подхода к оценке стратегического баланса, военных возможностей и намерений СССР. Компания об `окне уязвимости` стала основным рычагом подкопа под ОСВ-2 и диалог об ограничении вооружений в целом.
В 1978-79 годах на первый план выдвинулась разработка системы `М-Икс`, с помощью которой руководство США рассчитывало поставить под удар стартовые шахты МБР Советского Союза и таким образом лишить СССР преимущества по МБР наземного базирования, без которого другие диспропорции, выгодные США, нарушали бы стратегическое равновесие.
Американская сторона приложила невиданные дипломатические усилия по включению в обсуждаемый договор односторонних преимуществ. Но несмотря ни на что, к лету 1979 года был достигнут компромисс, зафиксированный в Договоре ОСВ-2 подписанном советской и американской сторонами 18 июня 1979 г.
Договор ОСВ-2 безусловно, является самым всеобъемлющим и самым детализированным из всех договоров по ограничению вооружений когда-либо заключавшихся между странами. И главное он касается систем вооружений, составляющих основу военной мощи СССР и США.
Договор, прежде всего, фиксирует системы, попадающие под ограничения, при этом не только системы вооружений в боевом составе, но и находящиеся в завершающей стадии строительства, в резерве, на складах, на ремонте и в переоборудовании. Договор также разграничивает тяжелые и легкие стратегические ракеты, что чрезвычайно важно в плане качественных ограничений. Договор запрещает сторонам принимать на себя какие-либо международные обязательства, которые находились бы в противоречии с ним, а также запрещает обходить его положения через третьи страны или каким-нибудь другим образом.
Кроме того, был подписан протокол к Договору ОСВ-2, который предусматривал ряд дополнительных ограничений на стратегические вооружения.
Советский Союз, идя на компромисс, каковым являлся Договор ОСВ-2, жертвовал многим. Прежде всего, он дал согласие сократить свои стратегические силы на 10%, отказался от ряда программ, находившихся на различных стадиях разработки или развертывания . Но и для США Договор ставил существенные барьеры. Так, США вынуждены были ограничить себя в численности баллистических ракет с РГЧ (не более 1200 единиц), в численности крылатых ракет (не более 3000 авиационных крылатых ракет, новые носители не могли переоборудоваться из существующих транспортных самолетов).
Общее число носителей ядерного оружия фиксировалось цифрой 2250, в том числе 1320-на баллистические ракеты с РГЧ и тяжелые бомбардировщики с крылатыми ракетами дальностью 600 км. Внутри этого потолка можно было иметь не больше 1200 наземных и морских баллистических ракет с РГЧ, в том числе не более 820 МБР наземного базирования с РГЧ.
Подписание этого договора означало, что администрация Дж. Картера считала необходимым найти определенные ограничения в ходе гонки стратегических вооружений, что она осознала отсутствие возможности силовым путем или путем технологических прорывов обойти СССР, поставить его перед ситуацией преобладающей мощи, заставить его корректировать свой внешнеполитический курс ввиду стратегического превосходства США. Договор ОСВ-2, каким он был подписан в Вене, мог бы стать отправной точкой изменения силовых основ во внешнеполитическом планировании США.
Встреченная администрацией Дж. Картера оппозиция, а затем и изменение соотношения сил в самой администрации воспрепятствовали ратификации Договора ОСВ-2, он так и не получил силы закона. Чтобы помешать ратификации, в США была развернута антисоветская кампания, к которой в конечном итоге присоединился и президент Картер. Он решил отложить ратификацию Договора ОСВ-2 на неопределенное время под предлогом афганских событий. А когда после выборов 1980 г. состав Сената обновился, встал даже вопрос об отказе от бессрочного договора по ПРО. Руководители утверждали, что СССР якобы добился превосходства в соотношении стратегических ядерных вооружений.
Подведем общий итог советско-американских отношений в период президентства Картера. С одной стороны, администрация Картера признала стабильность стратегического паритета и пошла на подписание Договора ОСВ-2, его фиксирующего. С другой стороны, наращивание обычных и ядерных вооружений, которое началось в 1977 г., не могло быть интерпретировано иначе, как стремление изменить этот паритет в свою пользу, о чем частично свидетельствовала и определенная пассивность администрации в отстаивании Договора ОСВ-2 в первые месяцы после его подписания, а затем и изъятие самого договора из Сената. В период президентства Картера советско-американские отношения еще определенное время развивались как бы `по инерции`, но, лишенные прежнего внимания (1977-1979 гг.), эти отношения значительно ухудшились, знаменуя собой потерю достижений разрядки напряженности, достигнутых в первой половине 70-х годов.
Можно сказать, что администрация Катера заложила основу для следующего большого витка гонки вооружений на 80-е годы, сделала `крупный шаг в развитии опасной стратегии `ограниченной ядерной войны`` . Прогресс советско-американских отношений не только прекратился, но и был повернут вспять.

4 ноября 1980 г. Картер потерпел сокрушительное поражение. На пост президента вступил Рональд Рейган. В период его президентства милитаристские настроения в США усилились, что резко ухудшило состояние советско-американских переговоров.
Р. Рейган и его окружение с января 1981 года начали выводить на первый план анализа любой региональной ситуации фактор советско-американских отношений. Все международные события рассматривались новым руководством `исключительно сквозь призму советско-американского соперничества и противостояния`
Поскольку администрация Рейгана проводила политику в духе мифа о `советском превосходстве`, создание ситуации стратегического преобладания над СССР занимало центральное место в стратегии и военном строительстве администрации Р. Рейгана. Ломка стратегического паритета и достижение Соединенными Штатами военного преобладания виделись предпосылкой оказания политического давления на социалистические страны. Предприняв значительное увеличение своего военного потенциала, республиканская администрация попыталась решить несколько задач:
- достижение превосходства по основным показателям в военной области;
- укрепление позиций американской дипломатии на двусторонних переговорах с СССР и на многосторонних форумах с целью реализации внешнеполитических целей США за счет уступок со стороны противников и за счет целенаправленного ужесточения своих позиций;
- втягивание Советского Союза в процесс гонки вооружений с целью отвлечения ресурсов в непроизводительные сферы, ослабление советской экономики, затруднение связей СССР с социалистическими и развивающимися странами, создание возможностей для экономического давления на СССР (программа наращивания американской стратегической мощи была рассчитана также на оказание воздействия на советское стратегическое строительство, ставила целью навязать СССР выгодные для США темпы и направления этого строительства, помешать принять меры по противодействию новым шагам США в области наступательных систем, усложнить для СССР выбор перспективных направлений оборонного строительства, в частности определения баланса между его стратегическими силами и силами обычного назначения);
- укрепление американских позиций на 3ападе за счет усиления позиций США в качестве гаранта статус-кво и защитника общих классовых интересов правящих группировок капиталистических стран; за счет нагнетания напряженности в международных отношениях и их милитаризации, что позволило бы перенести центр взаимоотношений в западном союзе из сферы экономико-политической, где США теряют позиции, в сферу военно-политическую, где они доминируют.
Военный бюджет США на 1980/81 финансовый год предполагал увеличение ассигнований по линии министерства обороны на 6% по сравнению с текущим финансовым годом. На 1980/81 финансовый год сенат США выделил на нужды Пентагона 173,4 млрд. долл. Это почти на 9 млрд. долл. больше, чем запрашивало правительство .
Главным качественным ориентиром рейгановского военного строительства стало превращение прежней триады стратегических вооруженных сил в стратегическую систему, состоящую из пяти компонентов. К прежней триаде (МБР, БРПЛ и стратегическая авиация) были добавлены еще два вида военных средств - крылатые ракеты морского, наземного и воздушного базирования и предназначенные для выполнения стратегических функций ракеты средней дальности. Кратко рассмотрим эти пять компонентов:
1. Строится новое поколение межконтинентальных баллистических ракет двух видов. Первые из них - сто ракет МХ - будут развернуты в 1986-1990 годах. Вторые - мобильные моноблочные межконтинентальные ракеты `Мид-житмен` числом от трех до пяти тысяч-к началу 90-х го-дов.
2. Осуществление программ строительства 10-12 подводных лодок-ракетоносцев `Трайдент` с ракетными системами `Трайдент-2`. Это говорит о том, что главная тенденция в размещений основных стратегических сил в океанских просторах будет продолжена.
3. Крупное обновление военно-воздушных стратегических сил США. Создается флот тяжелых бомбардировщиков Б-1 Б.
4. Крылатые ракеты. Планируется довести их суммарную численность до 12 тыс. единиц, что удваивает стратегический арсенал США.
5. Исключительно точные ракеты средней дальности. Между 1983 и 1988 годами в Западной Европе планировалось разместить 108 ракет `Першинг-2` и 464 крылатых ракеты наземного базирования.
Также активно шло расширение сферы действия стратегических сил США в космосе, а именно:
- создание противоспутникового оружия;
- разработка противоракетной системы, дислоцированной в космическом пространстве.
Высшие должностные лица администрации Рейгана в один голос говорили, что национальные интересы США требовали такого положения, когда страна могла бы с относительной свободой использовать военную мощь для защиты своих интересов, при чем не только в Европе, но и в других стратегически важных районах мира. Это считалось минимальной целью существования ядерного арсенала.
Подобные установки на политическое использование военной силы во многом базировались на стремлении администрации Рейгана обрести военное превосходство над СССР. Как отмечает Киссинджер, политика Рейгана имела две цели: с одной стороны было необходимо противостоять советскому геополитическому давлению, а с другой стороны - вести переговоры, но исключительно с целью пресечь советское стремление стратегическому превосходству .
Такие переговоры по ограничению и сокращению стратегических вооружений проходили в 1981-1983 гг. Но американские предложения были явно неприемлемы для СССР, они были призваны создавать лишь `видимость готовности администрации Рейгана к соглашениям` . США пытались втянуть соц. страны в новый виток гонки вооружений. При этом на XXVI съезде КПСС отмечалось, что СССР готов `продолжать переговоры с США... только на основе равенства и одинаковой безопасности. На соглашение, которое давало бы односторонние преимущества США, мы не пойдем` .
Еще одним шагом агрессивной политики Рейгана стала его программа `стратегической оборонной инициативы`, выдвинутая 23 марта 1983 г. Замысел Стратегической оборонной инициативы (СОИ), которая была главным `детищем` Рейгана, состоял в создании защиты США от межконтинентальных ракет потенциального противника. Он включал в себя создание эшелонированной противоракетной обороны, использующей экзотические виды оружия, базирующегося на специальных космических платформах и основанного на принципиально новых физических принципах, включая применение лазерной и кинетической энергии. Программа СОИ, как утверждал президент, создавалась для того, чтобы `освободить мир от угрозы ядерной войны. Она даст нам средства, способные сделать ядерное оружие бессильным и ненужным... Народы мира смогут защитить себя от ракетного удара, и человечество, в конечном счете, избавится от ярма взаимного страха` .. В соответствии с этими планами в составе ВВС США начало функционировать космическое командование (Коском), целью которого было укрепление руководства боевой деятельностью ВВС в космическом пространстве и обеспечение более тесной увязки ведущихся в космосе научных исследований с конкретными задачами военного характера. Подобная система в корне противоречила Договору по ПРО 1972 г, по которому стороны обязались `не создавать... ПРО морского, воздушного, космического или мобильно-наземного базирования`.
СССР был готов ответить на этот шаг, пусть не равнозначными действиями. Однако он не хотел начинать новый виток гонки вооружений. Тем более что, как отмечалось в Политическом докладе ЦК КПСС XXVII съезду партии, `характер нынешнего оружия не оставляет ни одному государству надежды защитить себя только военно-техническими средствами обеспечение безопасности все больше представляется как задача политическая, а решить ее можно только политическими средствами` .
Реакция СССР на политику США было крайне отрицательной. Так, резкой критике в СССР было подвергнуто заявление Рейгана, сделанное им 23 марта 1983 г., о планах создания широкомасштабной системы ПРО с использованием космических средств. Эти планы преподносились им исключительно как оборонительное мероприятие. Советские ученые говорили, что в ядерной войне эффективных оборонительных средств нет и создание их практически невозможно. То, о чем говорил Рейган, может привести лишь к созданию еще одного элемента, усиливающего американский потенциал `первого удара`. Это они и считали главной целью действий США. Они считали инициативу президента США ориентированной на явную дестабилизацию существующего стратегического баланса. При этом они утверждали, что СССР не допустит реализации этой угрозы и сделает все возможное для ее предотвращения.
В интервью газете `Правда` Андропов по поводу данного выступления Рейгана отметил: `На первый взгляд, несведущим людям это может показаться даже привлекательным - ведь президент говорит, вроде бы, об оборонительных мероприятиях. Но это только на первый взгляд и только тем, кто не знаком с этими вопросами. На деле будет полным ходом продолжаться... совершенствование стратегических наступательных сил США, при чем по вполне определенному направлению - приобретению потенциала нанесения первого удара. Все эти действия рассчитаны на то, чтобы обезоружить СССР перед лицом американской ядерной угрозы`.
Далее Андропов подчеркнул, что между стратегическими наступательными и оборонительными вооружениями существует связь, и в силу этого не случайно, что 1972 г. Между ССС и США были заключены Договор по ПРО и ОСВ-1. `Другими словами,- отметил Андропов, - стороны признали и зафиксировали в этих документах, что только взаимная сдержанность в области ПРО позволит продвигаться вперед по пути ограничения и сокращения наступательных вооружений, т.е. сдержать и повернуть вспять гонку вооружений в целом` .
В интервью журналу `Шпигель` Андропов заявил: `Авантюризм и опасность всей этой затеи в том, что расчет здесь делается на безнаказанность, на то. Чтобы нанести первый ядерный удар, полагая, что могут обезопасить себя от ответного удара. Тут недалеко и до соблазна потянуться к пусковой кнопке. В этом главная опасность новой американской военной концепции. Она способна лишь приблизить мир к новой ядерной пропасти.... Мы предлагаем правительству США: пусть встретятся советские и американские ученые, специалисты в этом деле, и обсудят возможные последствия создания широкомасштабной системы ПРО. Пусть наука скажет свое веское слово`.

Однако с 1984 г. в отношениях начали происходить некоторые позитивные сдвиги. Выступая в январе 1984 г. с ежегодным обращением к конгрессу, Р. Рейган заявлял о готовности к созданию стабильного базиса для установления мирных отношений с Советским Союзом . Так, в мае было продлено на три года соглашение о предотвращении инцидентов на море, в июне было объявлено о возобновлении переговоров по открытию консульств двух стран и продлены на десятилетний срок соглашения об экономическом сотрудничестве, и, наконец, в конце ноября, после победы Р. Рейгана на президентских выборах было объявлено о предстоящей в январе 1985 г. встрече министров иностранных дел для обсуждения возможности возобновления переговоров по вопросам ограничения гонки вооружений.
.
Заключение.


В данной работе была сделана попытка проследить развитие советско-американских отношений в период 1970-1984 гг. В начале 70-х диалог СССР и США активно развивался, было заключено несколько основополагающих документов в области ограничения стратегических вооружений и систем противоракетной обороны. Подготовка, а также сами тексты договоров подробно разобраны в работе.
Также была выполнена задача анализа политики США в конце 70-х - начале 80-х годов. С приходом к власти президента Рейгана в США советско-американские отношения резко ухудшились. Программы вооружений, выдвинутые новым президентом США, были неприемлемы для Советского Союза. Особенно программа СОИ, которая прямо нарушала Договор по ПРО. Все это привело к краху тех основ, которые были заложены в отношения двух держав в первой половине 70-х годов.
В начале 80-х годов в гонке вооружений начался новый виток. Быстрые темпы развития ВПК и военных технологий в СССР ухудшили его экономическое положение, а вслед за этим подорвали и идеологические основы.
Какое же влияние оказала гонка вооружений на развитие СССР? С одной стороны, огромными темпами шло развитие НТП. Для того чтобы не отставать в военном развитии от США, требовалось постоянное развитие технологий, особенно в ядерной сфере. Большое количество ученых-физиков известно своими достижениями именно за этот период.
Но с другой стороны, помимо разработки новых видов оружия необходимо было их содержать. На это уходили огромные денежные средства, которые можно было пустить на развитие социальных нужд, как-то: образование, здравоохранение, культура, спорт и т.д. с каждой пятилеткой экономическое положение страны все ухудшалось. Была нехватка товаров массового потребления.
Не менее важным было и психологическое влияние Холодной Войны, осознание того, что с помощью накопленных вооружений можно было уничтожить весь мир 15 раз.
Соревнуясь со столь экономически сильным государством, как Америка, СССР из последних сил старался удержать свои позиции и не проиграть гонку вооружений. Однако внутренний экономический кризис заставил Советский Союз отказаться от дальнейшего развития вооружений. количество которых в несколько раз превышало необходимый военный потенциал для защиты государства.
Что касается США, то гонка вооружений с Советским Союзом во второй половине XX века позволила Америке нарастить такой военный потенциал, который сделал ее сильнейшим государством в мире, и по сей день оказывающим влияние на все страны. Военные возможности США дают им возможность независимо ни от кого обеспечивать безопасность своей страны, оказывать военную помощь тем странам, которые в ней нуждаются, а также противостоять противникам, которые угрожают ее безопасности. Сегодня с полной уверенностью можно говорить о гегемонии США в мире, к которой они так стремились в 80-х годах.

Список использованных материалов.

I. Документы СССР и США.
1. Советская программа мира для 80-х гг. в действии: Материалы и документы. - М.: Политиздат, 1983 г.
2. Советская Программа мира в действии. Об итогах советско-американских переговоров. - М.: Политиздат, 1972 г.
3. Материалы XXIV съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1971 г.
4. Материалы XXV съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1976 г.
5. Материалы XXVI съезда КПСС. - М.: Политиздат, 1981 г.
6. Внешняя политика Советского Союза и международные отношения. 1979. Сборник документов. М.: Политиздат, 1980 г.
7. Договор между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны. 1972 г. - Сборник документов советской внешней политики. - М.: Политиздат, 1972 г.
8. Временное соглашение между СССР и США о некоторых мерах в области ограничения стратегических наступательных вооружений. 1972 г. - Сборник документов советской внешней политики. - М.: Политиздат, 1972 г.
9. Основы взаимоотношений между СССР и США. 1972 г. - Сборник документов советской внешней политики. - М.: Политиздат, 1972 г.
10. Протокол к договору между СССР и США об ограничении систем противоракетной обороны. 1974 г. - Сборник документов советской внешней политики. - М.: Политиздат, 1974 г.
11. Договор между СССР и США об ограничении стратегических наступательных вооружений ОСВ-1. 1974 г. - Сборник документов советской внешней политики. - М.: Политиздат, 1974 г.
12. Nixon Foreign Policy Report, 1970. - с сайта: www.theuspresidents.com
13. Public papers of the Presidents: Richard N. Nixon, 1969. - с сайта: www.theuspresidents.com
14. Public papers of the presidents: R. Ragan, 1983, 1984. . - с сайта: www.theuspresidents.com


II. Литература.
1. Киссинджер. Дипломатия. - М.: Ладомир, 1997 г.
2. Журкин В.В. США и международно-политические кризисы. - М.: Наука, 1975 г.
3. Арбатов А. Военно-стратегический паритет и политика США. - М.: Политиздат, 1984 г.
4. Уткин. А.И. Стратегия глобальной экспансии: Внешнеполитические доктрины США. - М.: Международные отношения, 1986 г.
5. Кокошин А.А. США в системе международных отношений 80-х годов. - М.: Международные отношения, 1984 г.
6. Трофименко Г.А., Шнейдина И.Л. Советско-американские отношения на пороге 80-х годов. - М.: Знание, 1980 г.
7. История международных отношений и внешней политики СССР. Т.3. - М.: Международные отношения, 1987 г.
8. История дипломатии. Т.5. (В2-х кн.). Кн. 2. - М.: Политиздат, 1979 г.
9. Назаркин. Ю. Стратегические вооружения и безопасность России. - М., 1997 г.


Примечания.

Док. 150375
Опублик.: 03.12.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``