В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Таиланд в 90-е годы. Назад
Таиланд в 90-е годы.
1990-е гг. стали периодом существенных перемен в политической жизни Таиланда. Начало этим переменам было положено событиями 1991-92 гг., когда за короткий срок страна пережила целый ряд важных политических событий. Военный переворот в феврале 1991 г. произошел в обстановке наступившего в стране определенного политического равновесия и значительных позитивных перемен в экономической сфере. Совершившие переворот военные группировки первоначально выступали под лозунгом борьбы с коррупцией гражданских чиновников, заявляли о своем намерении проводить достаточно либеральную экономическую политику и даже выдвинули на пост премьер-министра крупного бизнесмена, технократа и опытного политика Ананду Панъярачуна, который впоследствии проявил себя как сторонник и даже один из главных составителей новой демократической конституции 1997 г. Глава военной хунты, совершившей переворот, генерал Сучинда Крапраюн заявлял о намерении впоследствии восстановить представительные институты власти и поставить во главе правительства избранного народом политика. Первоначально переворот не вызвал острого противодействия в обществе. Однако истинные цели организаторов переворота обнаружились очень скоро, при этом не в политических заявлениях, а в конкретных действиях новых властей и, прежде всего, в принятой ими конституции 1991 г. Конституция 1991 г. разрешала не избираемому политику занимать пост премьер-министра и ущемляла права избирателей. Значительно ограничивалась деятельность профсоюзов и политических партий, накладывались ограничения на функционирование либеральной прессы и электронных средств массовой информации. Создавая послушные им партии - Самакхи Тхам (Объединение справедливости) и другие - они пытались обеспечить себе определенный демократический имидж. Оказывалось давление и на уже действовавшие партии. Следует отметить, что возникшая в связи с переворотом угроза восстановления авторитаризма в стране носила достаточно серьезный и угрожающий либерально-демократическим силам характер.
Непосредственная реакция таиландской общественности на наступление сторонников восстановления авторитарного режима была весьма неоднозначной и изменялась по мере нарастания политической борьбы и применения репрессивных мер со стороны военных. Кроме того, как уже отмечалось, в начале 1990-х гг. в обществе проявлялось сильное недовольство распространением коррупции в период деятельности гражданских правительств. Несколько замедленная реакция демократических сил на военный переворот объяснялась также и тем, что назначенное военными правительство Ананды Панъярачуна попыталось несколько смягчить антидемократические мероприятия военных лидеров. Были приняты постановления, отменявшие некоторые запреты на деятельность политических партий, проведение митингов и других массовых мероприятий. Однако запрещение деятельности профсоюзов на государственных предприятиях, практически парализовавшее развитие рабочего движения в стране, оставалось в силе. Выборы, проведенные в марте 1992 г., показали, что военные сумели обеспечить победу поддерживающих их политических партий, которые получили большинство (195 мест) в парламенте, но они обнаружили и наличие серьезной оппозиции военному режиму. Оппозиционные партии, в состав которых входило много влиятельных, выступающих против диктатуры политиков, получили 165 мест в парламенте, т.е. всего на 30 мест меньше, чем правительственная коалиция. Особенно бурную реакцию оппозиционных военному режиму сил вызвало назначение главы хунты Сучинды Крапраюна на пост премьер-министра в апреле 1992 г. Это было прямым нарушением публично данного им обещания не претендовать на пост премьер-министра. Кроме того, в состав сформированного Сучиндой Крапраюном правительства наряду с технократами и поддерживающими его отставными военными, вошли и некоторые бывшие члены свергнутого в 1991 г. правительства, в свое время обвиненные военными в коррупции. Это обстоятельство ставило под сомнение провозглашенные военными лозунги о борьбе с коррупцией. Кульминационным моментом политического противоборства стали майские события 1992 г., когда с требованием отставки Сучинды Крапраюна и внесения поправок в принятую в 1991 г. конституцию выступали не только и не столько представители оппозиционных режиму партий, а десятки тысяч не желающих возвращения военной диктатуры жителей Бангкока. Массовость этих выступлений отражала расширение степени участия населения в общественной жизни и в свою очередь свидетельствовала о появлении новых демократических тенденций в политической жизни страны. На стороне противников восстановления военного режима был также известный и чрезвычайно влиятельный в Таиланде политик Чавалит Йонгчают, проявлявший свои либеральные взгляды еще в 1980-х гг., а в начале 1990-х гг. основавший партию Новой надежды, в состав которой входили многие противники военной диктатуры из самых различных слоев таиландского общества. По своим политическим взглядам Чавалит являлся убежденным сторонником парламентской демократии при сохранении власти короля. Популярность Чавалита Йонгчаюта как либерального политика, сохранявшего влияние в определенных демократически настроенных слоях общества, позволила ему не только занять пост премьер-министра в ноябре 1996 г., но и принимать активное участие в политической жизни страны вплоть до январских выборов 2001 г.
За чрезвычайно короткий срок (апрель-май 1992 г.) силы, выступающие против диктатуры, прошли путь от организации массовых протестов и демонстраций до открытого сопротивления армии и полиции. При этом военные нарушили принцип организации бескровных переворотов и применили оружие против безоружных граждан. Противостояние политических сил достигло своего апогея 18-19 мая 1992 г., когда Сучинда Крапраюн отдал приказ стрелять по демонстрантам. Кроме полицейских на улицы столицы были выведены армейские подразделения, и хотя большинство солдат стреляло в воздух, на улицах появились убитые и раненые. Жизнь в столице была практически парализована.
В этой трагической ситуации проявилось одно очень важное обстоятельство. Созданная в предшествующие годы, хотя и ограниченная парламентская демократия и ее основные компоненты оказались еще недостаточно зрелыми, чтобы обеспечить политическую стабильность, столь необходимую в условиях экономического бума и интенсивного капиталистического развития страны. В качестве политического арбитра в это время выступает король Пумипон Адульядет. Вмешательство короля положило конец беспорядкам в столице. Лидеры военных и демонстрантов заявили о своем желании мирно урегулировать конфликт. Сучинда Крапраюн 25 мая 1992 г. подает в отставку и заявляет о внесении требуемых демократами поправок в конституцию, которые отчасти аннулировали антидемократические положения, внесенные военными после переворота 1991 г. Большинство задержанных было освобождено. Конституция закрепляла обязательность назначения премьера из числа избранных в парламент политиков и значительно расширяла полномочия самого парламента.
Сентябрьские выборы 1992 г. были проведены на более широком демократическом фоне, чем подготовленные военными лидерами выборы в марте 1992 г. Более того, при их проведении значительно меньшую роль играло давление на избирателей путем покупки голосов. Во-первых, они проводились на волне определенного общественного подъема, вызванного непосредственной угрозой восстановления авторитарного режима и военной диктатуры, а во-вторых, правительство Ананды сумело предпринять определенные антикоррупционные меры, которые не ограничивались, как раньше, абстрактными рекомендациями, а имели конкретные юридические обоснования. Был принят довольно суровый для кандидатов закон о выборах и создана специальная независимая комиссия, получившая название Пол Вотч (Poll Watch), в деятельности которой принимали участие активисты различных негосударственных общественных организаций. Пол Вотч была создана еще накануне мартовских выборов, однако, ее наиболее активная деятельность развернулась именно в августе-сентябре 1992 г. К этому времени она получила поддержку не только со стороны общественности, но и от различных правительственных учреждений, вплоть до Министерства внутренних дел. Огромную положительную роль при подготовке выборов сыграли активизировавшиеся к этому времени СМИ, особенно телевидение. Благодаря им избирательная кампания оказалась более прозрачной, кандидаты получили большую возможность выражать свои взгляды, комментировать действия властей и, таким образом, воздействовать на результаты выборов.
Демократическая партия и возглавляемая ею коалиция получили более половины (185 из 360) мест в парламенте и ее глава Чуан Ликпай сформировал новое правительство. Победа была достигнута в результате острого противостояния между сторонниками либерально-демократических и авторитарных форм развития общества, когда на стороне противников военной диктатуры оказались многочисленные слои населения страны. Демократическая партия была популярна не только в Бангкоке, но и за его пределами, особенно в южных провинциях. Сам Чуан Ликпай был уроженцем южной провинции Транг и всячески подчеркивал это обстоятельство.
Авторитет Демократической партии, завоеванный ею в этот сложный и во многом противоречивый период политической эволюции Таиланда, оказался достаточно прочным и позволил ей после сравнительно короткого перерыва в 1995-1996 гг. вновь одержать победу на выборах в ноябре 1997 г.
Главным завоеванием демократических сил, достигнутым в результате острого политического противостояния 1991-1992 гг., было утверждение парламентских представительных институтов власти и отказ от авторитарных диктаторских форм управления обществом. Однако это были первые и еще очень робкие ростки таиландской демократии. Они затрагивали еще сравнительно небольшую часть общества. События 1992 г. нанесли военно-бюрократической элите удар огромной силы, однако, она все еще сохраняла определенное влияние и пыталась парализовать деятельность новой власти. Это безусловно затрудняло деятельность правительства Чуана Ликпая в области политических преобразований. Хотя находившиеся на военной службе лидеры не вошли в правительство, отставные офицеры высоких рангов заняли в нем 5 из 9 основных министерских постов. Это само по себе свидетельствовало о сохранении определенного влияния военно-бюрократической элиты. В то же время решительная позиция короля, его выступление как гаранта политической стабильности и стремление любой ценой сохранить мир и единство общества во многом способствовало тому, что военные лидеры, проиграв на выборах и, потеряв возможность восстановления диктатуры, вынуждены были смириться со сложившейся ситуацией, и не пошли по пути усиления давления на общество и применения различных неформальных форм развертывания политических репрессий. Это позволило правительству Чуана Ликпая восстановить политическую стабильность и обеспечить нормальное функционирование несколько реформированного государственного аппарата.
В области экономики Чуан Ликпай продолжил мероприятия по либерализации финансово-кредитной системы, сохраняя при этом позиции государственного сектора. На основные посты, связанные с экономической деятельностью, привлекались профессионалы-технократы, работавшие в ведущих экономических организациях страны. Что касается политической системы, то здесь в период деятельности первого правительства Чуана Ликпая коренных качественных изменений не произошло.
Провозглашенные на волне демократического подъема решения о запрещении использовать армию в политических целях и ограничении участия военных в политике носили преимущественно декларативный характер и не были подкреплены соответствующими постановлениями правительства. Состав парламента был весьма разнородным и отражал всю пестроту политического спектра, сложившегося в предшествующие годы. Да и сама возглавляемая Демократической партией коалиция не была прочной и в свою очередь отражала весьма разнообразные по степени приверженности к демократии взгляды и настроения. В ее состав входила определенная группа наиболее передовых лидеров, заинтересованных в дальнейшем развитии демократических институтов, и принадлежавших к новому поколению молодых политиков. Однако подавляющее большинство ее членов, а в 1992 г. партия насчитывала свыше 300 тыс. человек, составляли политики, придерживающиеся весьма консервативных политических взглядов. Несмотря на это, острая политическая конфронтация и победа демократических сил на выборах 1992 г. в определенной степени изменили политическую ситуацию в стране. В демократически настроенных кругах общества появились надежды на возможность дальнейшего развития конституционных институтов власти и легитимное закрепление демократических тенденций развития общества.
Правительство Чуана Ликпая под влиянием общественности сумело в июне 1994 г. добиться согласия парламента на создание Комитета по развитию демократии (Democratic Development Committee - CDD) под руководством известного либерального политика и ученого, доктора Праваси Васи. Комитет должен был разрабатывать проекты политической реформы и новой, более демократической, конституции. Деятельность этого комитета продолжалась и при последующих правительствах и способствовала привлечению широких кругов таиландской общественности к участию в разработке новой конституции.
Одновременно в период деятельности правительства Чуана Ликпая наметилось заметное оживление общественной активности сельского населения. Это было связано с проведением аграрной реформы в 1994 г. Ее результаты оказались крайне ограниченными и не смогли внести серьезный вклад в сокращение процесса обезземеливания крестьян.
Из 17 млн. рай находящейся в аренде земли было куплено у владельцев и перераспределено в пользу крестьян всего 0,3 млн. рай, т.е. в основном рост крестьянской собственности в это время, как и в предыдущие годы, происходил за счет освоения крестьянами лесных массивов, принадлежащих государственному колонизационному земельному фонду и постепенно сокращался в результате его истощения и экологических трудностей, возникающих в результате нарушения водоохранного баланса в различных районах страны.
Огромный материальный ущерб наносился крестьянам вынужденными переселениями в результате строительства дамб и других гидротехнических сооружений. Пассивная политика правительства в области перераспределения земельного фонда и повышения доходов и уровня жизни сельского населения вызывала все большее недовольство крестьян и проявлялась в массовых выступлениях. В ходе этих выступлений при поддержке различных неправительственных организаций в 1994 г. было создано массовое объединение, получившее название Ассамблея бедных (Assembly of the Poor), в которую входили не только крестьяне, но и представители беднейших слоев городского населения. Ее деятельность постепенно приобретала практически непрерывный характер, а выдвигаемые ею требования в 1996-1997 гг. обсуждались на заседаниях парламента и оказывали определенное воздействие на политику находившихся у власти правительств. Интересно, что именно мероприятия правительства Чуана Ликпая в аграрной сфере, где оно действительно пыталось добиться определенных позитивных изменений, стали причиной возникновения нового политического кризиса и отставки кабинета.
В конце 1994 г. газета `Тай Рат` опубликовала статью о причастности членов правительства к присвоению огромных земельных участков в провинции Пхукет, которые в соответствии с осуществляемой земельной реформой должны были быть распределены между безземельными и малоземельными крестьянами. Хотя это обвинение официально не подтвердилось, на заседании парламента был поднят вопрос о коррупции в правительстве и доверии к правящей коалиции. Возникла угроза вмешательства военных. Однако нового военного переворота не произошло, и это само по себе свидетельствовало о возникновении новой политической ситуации, когда военные клики уже не решались открыто вмешиваться в политику, а утвердившиеся в стране парламентские институты еще не достаточно стимулировали расширение и углубление происходивших в стране изменений либерально-демократического характера. Пассивная политика правительства Чуана Ликпая в отношении негативных сторон политической системы Таиланда, которые проявлялись прежде всего в распространении патронажных отношений и все большим вмешательстве денег в политику, не только привела к распаду сложившейся коалиции и падению самого правительства в 1995 г., но и весьма негативно сказалась на последующих событиях.
Падение правительства Чуана Ликпая и выборы в парламент 1995 г. вновь обнаружили серьезные противоречия в политической жизни страны. Согласно действующей конституции, партия, получившая наибольшее число мест в парламенте, возглавляла новую правительственную коалицию, а ее лидер формировал новый состав кабинета и получал пост премьер-министра. Такая система в условиях слабости и политической пестроты функционирующих партий и отсутствия у них четко сформулированных программ, когда объединение каждой из них происходило вокруг наиболее влиятельных в конкретный период политических лидеров, порождала острую межпартийную борьбу, предсказать конечные результаты которой не могли даже наиболее опытные и искушенные в таиландской политике эксперты и аналитики.
На протяжении 1990-х гг., особенно начиная с 1995 г., все большее влияние на политическое развитие оказывает регионализм. Наиболее влиятельные в стране партии сумели укрепить свои позиции в различных регионах страны. Так, демократы доминировали на Юге, Национальная партия (Чат Тхай) - в Центральном районе, Паланг Тхам - в Бангкоке, Кхуам Ванг Май (Новая надежда) имела широкую поддержку на севере и северо-востоке. Регионализм начинает играть все большую роль в политической жизни страны. Вовлеченные в политические процессы региональные лидеры заставили находившихся у власти политиков изменить свои взгляды на политическое значение регионов. Если в 70-80-х гг. региональные движения, в основном, использовались военными для борьбы с повстанцами и коммунистическим движением, и являлись своего рода инструментом, а не самостоятельной политической силой, то с начала 90-х гг. региональные лидеры начали осознавать свою силу и возможность влиять на расстановку сил в парламенте и, в конечном счете, и на формирование правительства. Это, с одной стороны, создавало видимость расширения степени участия населения в политических процессах, а с другой, выносило распространенную в провинциях коррупцию при проведении выборов на национальный уровень.
Экономический бум, отрыв финансовой сферы от реальной экономики, спекулятивный ажиотаж, который охватил многочисленные группы бизнесменов и политиков, появление огромных денежных средств, не вложенных в сферу материального производства, сопровождались небывалым в Таиланде проникновением денег в политику и колоссальным размахом коррупции в правительственных структурах. В обстановке ожесточенной межпартийной борьбы, распространения коррупции и прямого подкупа голосов проходили выборы в июле 1995 г., которые обеспечили победу Национальной партии (Чат Тхай), в основном отражавшей интересы провинциальных бизнесменов и политиков, и ее лидеру Банхану Синлапа-аче - крупному бизнесмену и известному политику, который возглавил правительство, просуществовавшее менее года (с июля по ноябрь 1996 г.). Позиции на выборах Национальной партии были значительно усилены благодаря ряду межпартийных комбинаций и переходу в ее ряды части членов-перебежчиков из других, в том числе и ранее поддерживавших военных, партий. Острая межпартийная борьба сопутствовала и пришедшей к власти в ноябре 1996 г. партии Новой надежды во главе с авторитетным в Таиланде лидером, выходцем из либерально настроенных военных кругов Чавалитом Йонгчаютом. Возглавляемое им правительство просуществовало до ноября 1997 г., когда на выборах снова победила Демократическая партия и правительство вновь возглавил Чуан Ликпай. 1996-1997 гг. были весьма сложными в экономической и политической жизни Таиланда. В эти годы обнаружились серьезные негативные тенденции в экономическом развитии страны и произошел небывалый по своим разрушительным последствиям финансовый кризис, когда необходимость сохранения политической стабильности и оздоровления политической системы были особенно необходимы. Между тем, большинство министров в правительстве Банхана Синлапа-ачи, да и сам премьер, оказывались уличенными в различных финансовых злоупотреблениях (незаконной покупке земли, получении взяток при заключении контрактов с частными фирмами и коммерческими банками, не говоря уже о злоупотреблениях, допускаемых в ходе избирательной компании). Все это приводило к бурным парламентским дебатам, развалу формируемых коалиций и острым противоречиям внутри самого правительства.
В значительной степени коррумпированной оказалась и деятельность правительства Чавалита Йонгчаюта (ноябрь 1996 г. - ноябрь 1997 г.). Однако в условиях интенсивного процесса индустриализации, развития современного инфраструктурного хозяйства, активизации деятельности в стране иностранных, в том числе транснациональных компаний, коррупция в государственных экономических структурах и в самом правительстве оказывала все более негативное влияние на экономику и социальную сферу и отрицательно сказывалось на доходах и качестве жизни многочисленных групп населения. Принимались недостаточно эффективные и нередко наносящие экологический ущерб проекты, заключались контракты на строительство объектов, которые не являлись первоочередными с точки зрения стратегии экономического развития, нарушалась финансовая деятельность крупнейших банков и национальных компаний, неравномерно распределялись займы и гранты различным национальным фирмам и отдельным предпринимателям. В конечном счете, распространение коррупции отрицательно сказывалось на развитии свободного рынка и местного предпринимательства. Одной из причин падения правительства Чавалита Йонгчаюта стала его недальновидная экономическая политика, которая усугубила отрицательные последствия финансового кризиса 1997 г. По мнению многих таиландских экономистов и политологов, экономические просчеты правительства в первой половине 1997 г. проявились прежде всего в том, что национальная валюта была девальвирована вследствие огромных размеров ее продаж не на внутреннем финансовом рынке, а в оффшорных торговых зонах. Золотовалютные резервы Центробанка, составлявшие к моменту наступления кризиса более 30 млрд. долларов, были израсходованы в течение менее чем двух месяцев и не смогли удержать курс бата.
Все усилия правительства Чавалита Йонгчаюта были направлены прежде всего на спасение дружественного и близкого ему провинциального бизнеса. Большая часть валюты, продававшейся на оффшорных рынках, приобреталась самими тайцами, представлявшими интересы среднего и крупного провинциального бизнеса, т.е. крупных строительных, промышленных компаний и агроиндустриальных холдингов. Таким образом, эта часть провинциального бизнеса сумела свести к минимуму отрицательные последствия кризиса для собственных компаний и после крушения многих финансовых империй стала представлять не только политическую, но и финансовую силу. Наименьшие потери в результате кризиса понес именно провинциальный бизнес. При этом большую роль здесь сыграла его близость к власти накануне и в начальный период кризиса. Первыми компаниями, которые были официально признаны банкротами, стали крупные финансово-кредитные организации Бангкока, при этом провинциальный бизнес, долги которого также были достаточно велики, практически не пострадал. Сторонники новой либеральной экономики в это время находились в оппозиции, а в составе правительства преобладала преуспевающая, провинциальная элита, которая во время кризиса, прежде всего, спасала сама себя.
Такое явное пренебрежение национальными и государственными интересами не могло найти одобрение в обществе. Вызывало недовольство и затягивание принятия новой конституции, разработанной еще при прежнем правительстве. Именно это и привело к падению правительства Чавалита Йонгчаюта в ноябре 1997 г. В сложной экономической ситуации к руководству страной должны были прийти политики общенационального масштаба, способные пренебречь индивидуальными и групповыми интересами и вывести страну из кризиса и, прежде всего, обеспечить необходимую для этого политическую стабильность на основе действующей конституции.
В ноябре 1997 г. такая коалиция могла сложиться только под руководством Демократической партии, проявившей достаточное постоянство в своих политических взглядах и доказавшей свою способность сохранения политического консенсуса в 1992-1995 гг.
Большинство так называемых новых политиков действовало вне сложившейся бюрократической системы. Сторонники либерализации и оздоровления политической жизни, критически воспринимающие распространение коррупции и негативные стороны существующей политической системы, которая постепенно становилась тормозом в дальнейшем поступательном экономическом развитии страны, безусловно, были и в парламенте, и в составе действующих правительств, и среди членов функционирующих политических партий. Большинство из них составляли лица, которые, находясь на государственной службе, занимались конкретной административной деятельностью и практически не были причастны к происходившим в стране военным переворотам. Они, как правило, не были замешаны в коррупционных скандалах и криминальных поступках. Среди них были бывший премьер-министр Ананда Панъярачун, сам Чуан Ликпай, Чавалит Йонгчают, член парламента, известный ученый Чумпон Синлапа-ача и другие. Благодаря этой группе продолжал функционировать созданный еще в 1994 г. Комитет по развитию демократии, который привлекал все большее внимание парламентских и правительственных структур. Идея создания новой конституции широко распространялась в обществе и рассматривалась как важнейшая задача политического развития страны. В апреле 1996 г. Комитет по развитию демократии и назначенный правительством Комитет политических реформ подготовили и представили на рассмотрение депутатов доклад о недостатках и слабых сторонах существующей в стране политической системы. Особое внимание в нем было уделено разоблачению коррупции, распространенному повсеместно подкупу избирателей, чрезмерной централизации власти, хрупкости закона. В выводах Комитета говорилось о необходимости проведения широкой политической реформы, которая рассматривалась как средство достижения политической стабильности, демократизации общества и повышения эффективности управления государством. Основные положения политической реформы должны были быть закреплены конституционно. Открытым оставался вопрос о том, кому будет предоставлено право разработки проекта новой конституции. Требования общественности сводились к тому, что такое право может быть предоставлено только независимому органу, представляющему интересы самых широких слоев населения. Согласно принятой поправке к 211 статье конституции 1991 г. создавалась Комиссия, состоящая из независимых политиков, не входящих в состав парламента. В мае 1996 г. парламентарии, под давлением общественности и в условиях жесткого противостояния различных политических сил, приняли решение о создании независимой Ассамблеи по выработке Конституции (Constitution Drafting Assembly).
В ее состав вошло 99 человек - 76 из них представляли все провинции страны (по одному от каждой из них), а остальные 23 - были экспертами (в эту группу вошли ведущие политики, юристы, политологи, специализирующиеся в области гражданского права и законодательства). Знаменательно, что кандидатом в члены Ассамблеи от провинций мог стать любой желающий. После регистрации выдвинутые таким образом кандидаты сами выбирали десять `самых достойных`, и уже потом одного из них утверждал парламент. Такая схема устраивала все стороны.
Ассамблея приступила к работе 27 декабря 1996 года и через 240 дней должна была передать на рассмотрение парламента проект новой конституции, в котором должны были быть определены основные направления политической реформы. Ассамблее предоставлялась полная свобода в написании статей основного закона. Фактически многие главы Конституции переписывались заново. За основу нового закона страны были взяты образцы конституций наиболее развитых в демократическом отношении стран Запада. Правда, заранее оговаривалось, что единственными положениями, которые не подлежат изменениям ни при каких обстоятельствах, является раздел о короле как главе государства, а также статья о сохранении территориальной целостности Таиланда. Все остальные положения конституции могли быть пересмотрены.
Роль парламента в процессе разработки конституции была сведена к минимуму: депутаты должны были одобрить или отклонить итоговый проект документа. Причем, если они не набирали требуемого большинства голосов, проект выносился на референдум. В середине августа на рассмотрение парламента был передан окончательный согласованный проект конституции. После ожесточенных дебатов в обществе и парламенте, благодаря вмешательству деловых кругов и даже военных, премьер-министр Чавалит Йонгчают объявил, что правительственная коалиция будет голосовать за проект конституции.
27 сентября парламент подавляющим большинством голосов одобрил новый вариант основного закона. 11 октября конституция была подписана королем и вступила в силу.
Новый закон кардинально отличался от всех 15-ти предыдущих конституций. В нем закреплялись права и свободы граждан, расширялись возможности их участия в политическом процессе. Деятельность политиков и государственных чиновников должна была стать более контролируемой. Для создания легитимной системы государственной власти, в конституции заложены меры по ограничению возможностей подкупа избирателей и продажи голосов. Впервые было введено обязательное голосование. Новая конституция предусматривает также создание независимой избирательной комиссии, которая вместе с другими неправительственными организациями должна следить за ходом выборов и имеет право в случае каких-либо нарушений закона отменить результаты голосования, провести расследование, передать дело в суд и назначить повторные выборы. Согласно новой конституции выборы в нижнюю палату парламента - Палату представителей - стали смешанными по примеру германской системы. Пятая часть депутатов избирается по партийным спискам, а остальные - по одномандатным округам. Сенат также стал избираемым органом (до 1997 г. члены Сената назначались королем по предложению премьер-министра; в основном, сенаторами становились профессиональные политики и военные). Теперь же, по новому закону, кандидаты в Сенат не должны быть членами какой-либо партии, а бывшие депутаты могут претендовать на кресло сенатора только через год после завершения своей работы в нижней палате парламента. Несколько статей конституции расширяют возможности непосредственного участия граждан в политическом процессе. Впервые в основной закон страны была введена статья о том, что непосредственно сами избиратели могут требовать снятия высших должностных лиц в случае, если действия последних противоречат закону. Для этого необходимо собрать 50 тысяч подписей. Кроме того, требование о снятии чиновника с должности может быть выдвинуто в случае, если его доходы неоправданно завышены. Для решения проблемы коррупции высших должностных лиц, в новой конституции введены статьи, по которым депутаты и члены кабинета министров не имеют права участвовать в государственных концессиях или выступать посредниками при заключении договоров монопольного характера, где в качестве одной из сторон выступает государство. Члены кабинета министров не имеют права владеть контрольными пакетами акций. При вступлении в должность они обязаны передать излишки акций в специальный трастовый фонд. Одновременно с этим, крупные политические деятели и высшие должностные лица должны подавать отчет о своих доходах и расходах, (а также о доходах и расходах родственников, находящихся на их попечении) когда они вступают в должность, когда покидают свой пост и через год после ухода с поста. Они могут привлекаться к суду за превышение своих полномочий и получение незаконных доходов. Эти антикоррупционные меры, предусмотренные конституцией, сами по себе являются несомненным завоеванием таиландской демократии.
Важное изменение касается разграничения исполнительных и законодательных функций. Раньше тайские парламентарии при вхождении в правительство могли сохранять за собой место депутата и, таким образом, выходя из правительства, возвращались в парламент. По новой конституции депутат, занимающий пост в кабинете министров, должен сложить с себя полномочия народного избранника.
В новом законе также сделана попытка решить проблему политической нестабильности, являющейся результатом слабых правительственных коалиций. Как уже отмечалось, внутрипарламентские правительственные объединения, как правило, были очень неустойчивы, и кабинету министров далеко не всегда удавалось доработать до конца положенного срока. В новой конституции введено положение, согласно которому партии, набравшие на выборах менее 5 процентов голосов, вообще не проходят в парламент. Таким образом, было сокращено число мелких партий, которые расшатывали положение правительственные коалиций.
Усложнилась и процедура смещения премьер-министра. Вотум недоверия главе правительства теперь должен быть инициирован как минимум двумя пятыми членов нижней палаты. Одновременно должна быть предложена кандидатура преемника. При этом премьер-министр не может распускать парламент, если ему высказан вотум недоверия. Много дискуссий вызвала статья об открытых выступлениях против военных переворотов. Компромиссным вариантом стало принятое положение, позволяющее гражданам `противостоять неконституционным попыткам захвата власти мирными средствам`.
Для защиты прав и свобод граждан, закрепленных в конституции, создавались новые независимые органы, такие, как Комиссия по гражданским правам, и была введена должность чиновника, рассматривающего претензии граждан к правительственным службам (Ombudsmen). Кроме того, конституция предусматривала создание таких независимых органов, как Конституционный и Административный суды, и специальной государственной Аудиторской комиссии, которая должна была осуществлять контроль за финансовой деятельностью лиц, претендующих на высокие посты.
Принятая конституция была гораздо более детализированной и содержательной по сравнению со всеми предыдущими. Она состояла из 12 глав и 336 статей. В ней в большей или меньшей степени затрагиваются все основные проблемы сложившейся к этому времени в Таиланде системы политической власти. Таким образом, впервые была сделана попытка обеспечить легитимные основы современной формы законодательной и исполнительной власти и несколько ограничить влияние исторически сложившихся традиционных методов управления государством и обществом. При этом незыблемым оставался традиционный институт королевской власти с ее устоявшимися формами воздействия на общество.
Однако конституция 1997 г. не является панацеей решения всех существующих политических проблем и не исключает различных поворотов в политической жизни Таиланда. Впервые проведенные в 2000 г. выборы в Сенат показали, что существующая в стране политическая система еще далека от совершенства. Их результаты несколько раз признавались недействительными из-за допущенных нарушений и фальсификаций.
Принятие конституции было только частью проводимой в Таиланде политической реформы. В 1997-1998 гг. принимаются основные положения реформы бюрократической системы, которая должна была резко сократить число чиновников, находящихся на государственной службе (до 1/2 - 1/3 их списочного состава, который в 1997 г. определялся более чем в 2 млн. человек). Одновременно предполагалось увеличить уровень оплаты служащих, укрепить аппарат более квалифицированными и профессионально подготовленными кадрами.
В 1998 г. был принят новый закон о политических партиях. К ноябрю 2000 г. в общей сложности было зарегистрировано 60 партий. 37 из них были внесены в список организаций, принимающих участие в январских выборах 2001 г. В их число вошли наиболее крупные партии, зарегистрированные еще в начале 1990-х гг. (Демократическая, `Партия тайских граждан` и др.) Среди вновь зарегистрированных партий выделяется, прежде всего, Тхай Рак Тхай (к июлю 1999 г. в ней насчитывалось более 1 млн. человек).
Укрепились международные позиции Таиланда, возросла его роль в мировом сообществе, в рамках АСЕАН и в соседних странах региона. Значительно расширилась его деятельность в организациях, созданных по программам развития экономики и людских ресурсов стран Индокитая. Все это позволяло Чуану Ликпаю сохранить авторитет правительства, преодолевать возникающие противоречия, обеспечивать политическую стабильность, постепенно добиваться ликвидации негативных последствий кризиса и разрабатывать новые социальные и экономические проекты. Однако в конце 1990-х гг., несмотря на, казалось бы, позитивный характер деятельности правительства, отношение к нему в обществе постепенно начинает меняться. Оно подвергается резкой критике со стороны деловых кругов и различных общественных организаций. Дело в том, что к этому времени обнаружились серьезные изменения, которые произошли на протяжении второй половины 90-х гг. в экономике и социально-политической жизни таиландского общества.
Экономические реформы были направлены на дерегуляцию экономики и большую открытость рынков. Выполняя требования МВФ, правительство Таиланда начало приватизацию государственных предприятий. Среди первых из них, предназначенных для передачи частным предпринимателям с последующей продажей иностранцам были Национальная авиакомпания, Телефонаая организация Таиланда, Управление портами и др. Реализуя требования МВФ, правительство страны отказалось от практики ограничения доли иностранного капитала в совместных предприятиях. Приватизация предприятий вызвала противодействие со стороны профсоюзов. Тактика выхода из экономического кризиса привела к массовому банкротству компаний, обострилась проблема безработицы.
Правительство Чуана Ликпая не смогло провести кардинальных преобразований в аграрной сфере и повысить уровень благосостояния многочисленных групп сельского населения. Это порождало растущее недовольство и протесты крестьян и стало причиной организаций их массовых выступлений и предъявления конкретных требований правительству. Вот на таком социально-политическом фоне в конце 90-х гг. произошли события, которые резко изменили настроения в обществе и политическую ситуацию в стране. За сравнительно короткий срок - на протяжении немногим более года - решающую роль в общественной жизни стала играть новая политическая партия - Тхай Рак Тхай (в переводе это означает `Тайцы любят Таиланд`). Во главе ее стал один из крупнейших монополистов-предпринимателей, бывший владелец корпорации телекоммуникационных связей Таиланда Таксин Чинноват. Эта партия очень быстро приобрела поистине массовый характер. В отличие от многих функционирующих в стране партий она была в определенной степени идеологизирована и ее деятельность носила ярко выраженный националистический характер. В условиях экономического спада, растущего недовольства недостаточно эффективной, по мнению многих экономистов, политикой правительства Чуана Ликпая по преодолению негативных последствий кризиса и уступок, на которые оно вынуждено было пойти, выполняя рекомендации МВФ, националистические лозунги новой партии и ее обещания проводить независимую экономическую политику и добиваться ускорения экономического роста находили поддержку в самых широких слоях таиландского общества.
Располагая неограниченными средствами, используя в полной мере находившиеся в распоряжении Таксина Чинновата телекоммуникационные связи и средства массовой информации, партия развернула широкую избирательную компанию. Перед ее натиском не устояло большинство старых уже функционирующих партий, кроме Демократической и отчасти партии Новой надежды во главе с Чавалитом Йонгчаютом. Здесь, как и прежде, сказалась ориентация населения, прежде всего, на сильных харизматических лидеров и обусловленная тем сравнительно легкая смена избирательных приоритетов и традиционная спонтанность и непредсказуемость результатов проводившихся в Таиланде выборов. Безусловно, на местном уровне сыграли свою роль и патронажно-клиентельные связи и возможность подкупа избирателей. Однако следует при этом отметить, что партия Таксина Чинновата являлась в определенной степени новой силой, действующей вне сложившихся клиентельных связей и, вероятно, применяла свои собственные, вырабатываемые по ходу дела способы давления на избирателей. Огромную роль здесь сыграли щедрые популистские лозунги, на которые не скупились сторонники Таксина Чинновата. Среди них были и обещания трехлетнего моратория на долги крестьянам, и предоставление единовременной помощи каждой из 80 тыс. таиландских деревень в размере 1 млн. бат, и обещания быстрых изменений в экономике и недопущения в страну бесконтрольных иностранных инвестиций, и заявления о намерении продолжать демократические реформы и бороться с коррупцией. В таиландской прессе в период подготовки и проведения выборов много писалось о распространении коррупции и покупке голосов. Назывались конкретные суммы (не менее 500 млн. долларов), затраченные партией в решающие дни подготовки и проведения выборов. Однако представляется, что выборы 6 января 2001 года были не более грязными, чем все предыдущие. Они проводились в условиях, когда уже существовали определенные легитимные формы борьбы с коррупцией, и допущенные нарушения в организации избирательной компании привлекали большее внимание прессы и демократической общественности.
Партия Тхай Рак Тхай, возглавляемая Таксином Чинноватом добилась участия в голосовании более 65% избирателей и одержала решительную и небывалую в Таиланде победу на выборах 6 января 2001 г., получив 248 из 500 мест в парламенте. В начале февраля парламент утвердил Таксина Чинновата в качестве главы правительства (за это решение проголосовало 340 из 500 депутатов).
Демократическая партия получила на выборах в январе 2001 г. 128 мест в парламенте, т.е. примерно столько же, сколько ей удалось закрепить за собой на предыдущих выборах 1997 г., когда она обеспечила 123 из 300 мест и смогла сформировать правительство. Даже проиграв на выборах, она сохранила в основном свой прежний электорат и пользуется поддержкой довольно многочисленных групп избирателей, особенно в Бангкоке и в южных провинциях страны. Накануне и после январских выборов 2001 г. в таиландской и зарубежной прессе появляются самые различные оценки и мнения по поводу перспектив деятельности нового правительства и возможных изменений в политической жизни страны. Часть политологов и журналистов высказывает весьма пессимистические взгляды и считает, что приход к власти партии Тхай Рак Тхай и возглавляющего ее телемагната, означает отход от либерализации экономической системы, отказ от продолжения политических реформ и дальнейшую дестабилизацию и неопределенность в будущем экономическом и политическом развитии страны. Одновременно высказываются и совершенно другие, весьма позитивные мнения о перспективах дальнейшей перестройки экономической системы, преодоления негативных последствий кризиса, продолжения политических реформ, укрепления национального единства.

Док. 150372
Опублик.: 03.12.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``