В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Глобальные проблемы 20-го века Назад
Глобальные проблемы 20-го века
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (УНИВЕРСИТЕТ)

СПЕЦКУРС: ГЛОБАЛИЗАЦИЯ

ТЕМА РЕФЕРАТА


ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ 20-ГО ВЕКА

Студентка 4МО 5 группы
ЦОГГЭРЭЛ ТУМЭН

МОСКВА 2002

ВВЕДЕНИЕ

Человечество совсем недавно перешагнуло порог тысячелетий, перешагнуло этот рубеж, неся за своей спиной груз накопленных проблем, все более и более явственно проявляющих себя. По поводу этой смены эпох, вступления человечества в новый век звучало немало слов о необходимости качественных изменений не только и не столько в области материальной, сколько в области мировосприятия людей, в области, связанной с тем как человек ощущает себя в мире и с тем, по каким принципам он строит свое взаимодействие с окружающей природой, обществом, государством. По каким принципам должно быть построено это государство, какую оптимальную экономическую и социальную систему надлежит выбрать для успешного развития человечества в 21 веке. Такое внимание к вышеозначенным вопросам объясняется достаточно просто - оно могло возникнуть только под грузом серьезнейших проблем, перед которыми сегодня стоит мир. Только серьезнейшие проблемы, требующие безотлагательного решения, могли заставить общественное сознание, зачастую достаточно инертное в вопросах данной тематики, обратить серьезное (и все же порой недостаточное) внимание на глобальные перспективы человечества. Данная работа имеет своей целью краткий обзор глобальных проблем человечества, назревших в 20-м веке, основных причин их возникновения в аспекте общемирового развития, последствий, к которым они привели и перспектив их разрешения в обозримом будущем. За кратким введением в историю данной проблематики последует рассмотрение наиболее острых проблем современности, а затем анализ их истоков и основных причин возникновения. В завершении работы будет обращено внимание на основные подходы к их решению и связанные с этим трудности самого различного характера. Следует отметить, что среди взглядов на глобальные проблемы сегодня можно встретить абсолютно полярные: от пессимистических, пророчествующих неизбежную и довольно скорую гибель современной нам цивилизации до диаметрально противоположных, утверждающих, что вопросы, ставшие сегодня актуальными в мире - лишь признаки кризиса перехода к новой социальной, в какой-то мере и экономической формации, кризиса закономерного и преодолимого без существенных негативных последствий для человечества. Обе эти теории, очевидно, имеют рациональный корень, однако я полагаю, что к истине в данном вопросе можно приблизиться, лишь основываясь на беспристрастном анализе и сочетании всего, что есть рационального и научно обоснованного в различных взглядах на эту проблему, так как лишь в борьбе различных философских взглядов и концепций, порой противоречащих друг другу, в борьбе различных взглядов на мир, на коренные принципы построения современной цивилизации, в единстве противоположностей может родиться концепция построения нового общества, которое будет способно конструктивно подойти к решению накопленных проблем и к предотвращению появления новых. Данная идея и станет основным лейтмотивом этой работы, определяющим характер изложения материала. Отмечу также, что в моем представлении, жизненно важным в изложении данной темы является отход от разного рода стереотипов, сложившихся в связи с данной темой в современном обществе, следует особое внимание обратить на причины актуальных проблем цивилизации, ибо лишь ясно сознавая истоки этих проблем можно вести речь о подходах к их решению, лишь поняв те процессы в обществе, экономике, технике, которые повлекли за собой обострение глобальных противоречий и проблем в современном мире, можно говорить о построении корректных путей их решения. Попытки же подойти к разрешению данных вопросов без такого осознания основных причин проблем, которые сегодня так остро стоят на повестке дня, по моему глубокому убеждению, ведут лишь к усугублению и без того серьезнейших проблем. Нельзя также легковесно подходить к актуальности и насущности вопроса данной работы, ведь в условиях, сложившихся в современном мире, отсутствие должного внимания к этому вопросу может повлечь за собой необратимые последствия, которые, в конечном счете, могут завтра коснуться каждого жителя нашей планеты, в том числе и того, кто сегодня отказывается принимать всерьез предупреждения ученых, занимающихся глобалистикой и футурологией. Однако насколько сейчас актуальна эта проблема, настолько сложно найти верные подходы к ее решению, причина же этой сложности кроется в том, что проблема не исчерпывается одним только техногенным фактором, корни ее кроются в человеческом отношении к миру, в мировоззрении не просто отдельных людей, а в мировоззрении всего современного человечества, в общественном сознании, включая все стандарты, стереотипы, а также убеждения, укоренившиеся в нем. Этот единственно возможный подход еще более осложняется всей неоднородностью и разнообразием взглядов и жизненных концепций, существующих в различных регионах и странах нашей планеты, сложившихся в силу самых различных социальных, культурных, экономических и даже географических различий. Все вышесказанное делает невозможным полное и всеобъемлющее рассмотрение глобальных проблем вне их философского аспекта, так как таковое рассмотрение оказалось бы слишком поверхностным и неполным, описывающим лишь последствия явления и ничего не говорящим о его причинах, о причинах, без ликвидации которых решительно невозможен никакой прогресс в данной области. Именно философское рассмотрение тех проблем, перед необходимостью решения которых сегодня стоит человечество содержит в себе ключ к их успешному разрешению, именно поняв как цивилизация пришла к такому состоянию, можно строить планы выхода из сложившейся ситуации. Так Аурелио Печчеи, основатель Римского клуба, назвал свою книгу, посвященную глобальным проблемам человечества, `Человеческие качества`, ибо именно в этих `качествах` он видел их корень, и именно коренная перестройка той части мировоззрения людей, которая наиболее сильно позволила обостриться глобальным проблемам, является, по его мнению, насущнейшей проблемой мирового масштаба. Отметим также, что необходимость такого подхода к рассматриваемой проблеме как раз и составляет наибольшую трудность для ее разрешения, необходимость отказаться от чисто формального подхода к этой проблеме, понять глубинные ее причины в связи с этим поднять тяжелейшие вопросы, касающиеся человека и его взаимодействия с миром во всех аспектах данного вопроса, порой кажется задачей неразрешимой. Однако решить эту проблему все же необходимо, ибо от этого напрямую зависит будущее человечества. Все вышесказанное определит основное направление данной работы. В представляющихся возможными рамках я постараюсь наиболее полно отразить основные аспекты, касающиеся данной проблематики, опираясь на основные тенденции в научных взглядах, сложившихся во второй половине 20-го века касательно глобальных проблем, их основных причин, последствий и возможных путей и подходов к их разрешению.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО МИРА

Среди роя проблем, разрешение которых сегодня является насущной необходимостью, основными принято считать следующие:
а) Социально-экономические проблемы, проблема возрастающего разрыва между высокоразвитыми странами и странами третьего мира ( т.н. проблема `Север - Юг`)
Одними из серьезнейших проблем современности являются проблемы социально-экономического развития. Сегодня становится ясно, что оно как таковое ограничено естественными пределами, однако же эти пределы упорно не желают учитываться в системе современного товарного производства. Кроме этого все более и более вопиющим становится разрыв в социально-экономическом развитии и благосостоянии между развитыми странами Запада и странами т.н. `Третьего мира`, к которым причисляют беднейшие страны Азии, Африки и некоторых других регионов. Сегодня налицо одна тенденция - бедные беднеют, а богатые богатеют. Так называемый `цивилизованный мир` (США, Канада, Япония, страны Западной Европы - всего около 26 государств - примерно 23% мирового населения) на данный момент потребляют 75% производимой в мире энергии, 79% добываемого топлива, 95% древесины, 72% выплавляемой стали, источником же сырья является как раз `Третий мир`, в котором сегодня остро стоят гуманитарные проблемы, в том числе проблема голода. Так из Африки в процентах к своим потребностям они получают: марганец - США: 99, ЕЭС: 99; золото - США: 43, ЕЭС: 99; платина США: 85, ЕЭС: 100; хром - США: 88, ЕЭС: 97; никель - США: 75, ЕЭС: 10; тантал - США: 90, ЕЭС: 100 и т.д. Проблема взаимоотношений `Первого` и `Третьего` миров и получила название проблемы `Север - Юг`. Касательно нее существует две противоположных концепции: первая утверждает, что причиной отсталости стран бедного `Юга` является так называемый `Порочный круг бедности`, в который они попадают, и засчет чего не могут начать эффективное развитие. Многие экономисты `Севера`, приверженцы этой точки зрения, считают, что в своих бедах виноват сам `Юг`. Иная концепция утверждает, что основную ответственность за нищету стран современного `Третьего мира` несет именно `цивилизованный мир`, ибо именно при участии и под диктовку богатейших стран мира происходил процесс формирования современной экономической системы, и, естественно, эти страны оказались в заведомо более выгодном положении, что сегодня позволило им сформировать т.н. `золотой миллиард`, погрузив в пучину бедности все остальное человечество, нещадно эксплуатируя как минеральные, так и трудовые ресурсы стран, оказавшихся не у дел в современном мире. Уже давным-давно явным образом назрела необходимость переоценки существующей системы международных экономических отношений и создания нового экономического порядка, который бы прекратил ущемление прав беднейших государств планеты и предоставил им равные возможности для вхождения в мировую экономику.
б) Проблемы экологии
Одной из самых обсуждаемых сегодня проблем является проблема экологии. Неудержимый рост производства, последствия научно-технического прогресса и неразумного природопользования сегодня ставят мир перед самой, что ни на есть реальной угрозой глобальной экологической катастрофы. В качестве свидетельства этого можно привести лишь следующие факты: техногенное потепление на планете привело к тому, что только в Северном полушарии за последние годы число аномальных и катастрофических природных ситуаций (бури, наводнения, засухи) возросло в 2,5 раза; толщина арктических льдов за последние 20-40 лет выросла на 1,3 м (40%). В последние годы темпы таяния льдов ускоряются и достигают 10 см в год; за последние 30 лет человечество уничтожило 30% окружающей его природы и этот процесс нарастает. Детальное рассмотрение перспектив развития человечества с учетом актуальных природных процессов приводит к необходимости резкого ограничения темпов и объемов производства, ибо их дальнейший бесконтрольный рост может толкнуть нас за черту, за которой уже не окажется в достаточном количестве всех необходимых ресурсов, необходимых для жизни человека, в том числе чистого воздуха и воды. Общество потребления, сформировавшееся сегодня, бездумно и безостановочно растрачивая ресурсы, ставит человечество на грань мировой катастрофы.
в) Демографический кризис
В 1800 г. на планете было лишь около 1 млрд. людей, в 1930 - 2 млрд., в 1960 - уже 3 млрд., в 1999 человечество достигло 6 млрд. Сегодня население земли возрастает на 148 чел. в минуту (247 рождаются, 99 умирают) или на 259 тыс. в день - таковы современные реалии. Сегодня человечество стоит перед необходимостью контроля за ростом населения, ибо число людей, которое способна обеспечить наша планета все же ограничено, тем более, что возможный недостаток ресурсов в будущем (о котором речь пойдет ниже) вкупе с огромной численностью людей, населяющих планету, может привести к трагическим и необратимым последствиям. В данной области, наряду с пессимистическими прогнозами, пророчащими неизбежный глобальный кризис в связи с перенаселением, существуют и иные точки зрения, например указывающие на то, что подобные демографические всплески переживают все страны, однако в различное время, затем же рост населения стабилизируется и практически прекращается, как, например, это произошло в современной Европе.5 В любом случае вопрос в данной области остается открытым и заслуживает самого пристального внимания.
г) Проблема исчерпаемости ресурсов (минеральных, энергетических и иных)
Еще в первом докладе Римскому клубу `Пределы роста`, 1972 г. указывалось на неизбежность глобальной катастрофы, к которой может привести бесконтрольный рост современного общества потребления и капиталистической экономики, ориентированной на получение максимальной прибыли без учета естественных ограничений ресурсов, которыми обладает наша планета. Научно-технический прогресс, давший толчок развитию современной промышленности потребовал резкого увеличения добычи самых различных видов минерального сырья. Сегодня с каждым годом возрастают объемы добычи нефти, газа, и других полезных ископаемых. Так, по прогнозам ученых, при нынешних темпах разработки запасов нефти в Саудовской Аравии -основном экспортере этого ценного сырья - ее хватит еще на 91год, нефтяные резервы Кувейта истощатся через 221 год, Ирана - через 114 лет, Объединенных Арабских Эмиратов - через 137 лет., запасов природного газа должно хватить на 100 лет, а угля -на 600 лет.6 Здесь следует учитывать, что сегодня человечество получает 90% энергии засчет теплоты сгорания топлива (нефть, уголь, газ), причем темпы потребления энергии постоянно растут, и рост этот происходит не линейно. Так, среднегодовые мировые темпы прироста потребления энергии выглядят следующим образом: в 1925 -1938 гг. - 1, 4 %; в 1939 - 1950 гг. - 3, 2 %; в 1950 - 1960 гг. - 4, 5 %; в 1961 - 1970 гг. - 4 %.7 Как видно, залогом успешного развития человеческого общества в будущем может стать не только переход к использованию вторичного сырья, новых источников энергии и энергосберегающих технологий (что, безусловно необходимо), но, в первую очередь, пересмотр принципов, на которых строится современная экономика, не оглядывающаяся ни на какие ограничения в плане ресурсов, кроме тех, которые могут потребовать слишком больших денежных затрат, которые не оправдаются в последствии.
д) Проблема войны и мира, мирового терроризма
В современном мире, когда прошли времена антагонистического противоречия двух систем, времена гонки вооружений, казалось бы, в мире должна спать напряженность, должны угаснуть многие конфликты, будоражившие мир в прошлом. Действительно, налицо ряд позитивных процессов таких, как разоружение, постоянные переговоры, посвященные геополитическому равновесию и т.д., однако некоторые тенденции в современном обществе дают повод многим аналитикам утверждать, что разрушение двухполярного мира и формирование однополярного, нарушив сложившееся равновесие, привело к формированию еще более нестабильного положения в мире, которое таит в себе серьезнейшую угрозу. Вместе с тем, количество мелких конфликтов на планете не уменьшается, а напротив, на карте постоянно тлеют неугасающие очаги насилия. Эти конфликты требуют глубочайшего анализа их корней и соответствующих, но очень осторожных действий, которые бы помогли без крови разрешить назревшие проблемы. Все больше и больше стран сегодня стремятся овладеть ядерным оружием, ибо это дает им чувство безопасности и большую свободу действий. Так совсем недавно ядерное оружие появилось в Пакистане и Индии, отношения между которыми очень напряженные. В связи с этим, встает вопрос о необходимости контроля над ядерными вооружениями, ибо их бесконтрольное распространение и возможное использование может привести к необратимым последствиям. Не менее актуальной сегодня становится проблема мирового терроризма. Последнее время показало, что никто в современном мире не может быть уверен в полной своей безопасности - волна террора прокатилась по всему миру, не оставив никого незатронутым, ведь с ней пришло осознание высокой степени интегрированности и незащищенности нашего общества. Однако действия, направленные против терроризма сегодня практически всегда страдают одной болезнью - они направлены на борьбу с последствиями, корни же терроризма, его социальная и иная почва в большинстве случаев остается без внимания.
е) Гуманитарные проблемы: здравоохранение, образование и пр.
В современном мире, когда провозглашаются гуманистические ценности и основополагающая роль прав человека, особенно остро встают гуманитарные проблемы. Страшно сознавать, что сегодня 1 млрд. землян живет в крайней бедности и голоде, 4,8 млрд. лишены доступа к современной медицине и гигиене, четверть населения земли не имеют достойного жилья. Население развивающихся стран тратит на продукты питания в среднем 90% своих доходов, и этого им не хватает для того, чтобы обеспечить себе нормальное питание (для сравнения средняя американская семья тратит на продовольствие около 20% своих доходов). Проблема эта еще глубже, чем кажется на первый взгляд, ведь суть в том, что современные развитые страны, контролирующие основные денежные потоки, входящие в так называемый `цивилизованный мир`, сформировали так называемый `золотой миллиард`, не желающий делиться с остальной частью человечества. На фоне нищеты развивающихся стран очень серьезно сегодня стоит вопрос распространения таких заболеваний, как СПИД, гепатит, рак и т.д. Весь этот узел проблем может быть разрублен лишь при условии, что буду приложены действительно серьезные усилия в этом направлении, так как гуманитарная помощь, оказываемая сегодня во многом недостаточна, а в ряде случаев попросту не оказывается.

ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

а) Технократический подход
Сегодня, когда целый рой серьезнейших проблем мирового масштаба потребовал безотлагательного решения, многие ученые умы задались этой проблемой. В контексте способов решения глобальных проблем существуют различные подходы, среди которых так называемый технократический подход. Сущность его заключается в том, что залог решения современных проблем видится в дальнейшем развитии и совершенствовании различных технических средств, экономических систем и объектов и т.д. Ученые, говорящие о таком подходе утверждают, что именно научно - технический прогресс и связанные с ним энергосберегающие, использующие вторичное сырье, работающие по замкнутому или близкому к нему циклу производства дадут возможность человеку развиваться успешно и в дальнейшем, не боясь стать оказаться перед лицом глобального кризиса. Некоторые ученые, исповедующие технократический подход, считают, что имеющие место сегодня проблемы являются лишь признаком своего рода `кризиса роста`, по прошествию которого человечество ждет долговременный период стабильного развития. Положительной чертой данного подхода является то, что он уже сегодня может предложить различные способы реорганизации производства, внедрения технических новинок, которые бы способствовали снижению отрицательного воздействия человека на окружающую среду. Однако, данный подход вряд ли применим для решения гуманитарных и социально-экономических проблем, хотя они и неразрывно связаны с проблемами материальной области - такими, как, например, экология и ограниченность невозобновимых ресурсов. Сегодня становится очевидным тот факт, что разрешения всего комплекса наиболее животрепещущих проблем невозможно при использовании только технических, чисто материальных средств, ведь, как уже было сказано, корни этих проблем лежат гораздо глубже такого рода факторов. Современное положение в мире, ставшее закономерным результатом всего культурного и социально-экономического развития человеческого общества не может быть излечено от своих болезней применением лишь ограниченного круга изменений и нововведений технического плана. Этот ограниченный круг изменений может дать соответственно лишь ограниченный эффект, и, следовательно, для всеобъемлющего рассмотрения сложившегося положения в мире, он должен быть дополнен иными, не связанными с техническими средствами, методами.
б) Философский комплексный подход
Философский комплексный подход к решению глобальных проблем, в отличие от технократического, предусматривает применение для этого самых различных методов. Только комплексное их применение может дать действенный результат, без которого человечество столкнется с небывалым кризисом. Необходимы изменения в области сознания людей, в уровне осознания ими угроз, которые несут в себе назревшие противоречия. Здесь можно даже сказать, что без революции в сознании, без революции в умах не может быть коренных изменений на практике. Основная черта этого подхода в том, что он обращает внимание на коренные причины возникновения противоречий, и, что совершенно логично, в соответствии с ними определяет способы, при помощи которых эти противоречия могут быть разрешены. Именно серьезный философский анализ причин возникновения какого-либо факта может обрисовать его суть и помочь в построении дальнейшей стратегии действий. В данном контексте интересен экзистенциально-культурный подход к решению глобальных проблем - философы-экзистенциалисты, справедливо указывая на большую опасность глобальных проблем, говорят о том, что основной причиной их возникновения стала дегуманизация общества. Только возвращение человека к жизни, основанной на подлинном гуманизме, на моральных и духовных ценностях, в соответствии с которыми человек несет ответственность за свое бытие, может стать ключом к решению проблем, перед которыми стоит сегодня человечество. Такой подход, действительно, содержит в себе очень много рационального, ибо лишь коренные изменения в области культуры и сознания людей, а затем и в структуре общества, могут помочь человечеству продолжить стабильное развитие. Сегодня становится очевидным, что для успешного решения серьезнейших проблем нашей планеты необходимо использование всего накопленного позитивного опыта в данной области. Лишь упорная работа над разрешением глобальных проблем с учетом всей полноты их взаимосвязей, взаимозависимостей, может дать удовлетворительный результат. Только на основе международного сотрудничества, пересмотра всеми странами своих действий, наносящих вред окружающей среде, на основе ликвидации разрыва между высокоразвитыми странами и странами третьего мира в уровне жизни и наличии возможностей для развития, на основе совместных действий всего мирового сообщества, направленных на решение гуманитарных, социальных и т. д. проблем, мы можем надеяться на становление нового общества, освобожденного от груза серьезнейших противоречий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Процессы, происходящие сегодня на нашей планете настолько сложны и противоречивы, что отразить весь комплекс этих проблем и противоречий не представлялось возможным в рамках данной работы, однако я попытался в ней отобразить максимально ясно взаимосвязь всех глобальных проблем, их единую природу, осветив отдельные аспекты, связанные с причинами их возникновения, а также подходами к их решению. Основной упор был сделан на проблемы, касающиеся социокультурного развития, не были забыты и некоторые другие аспекты данного вопроса, однако, к сожалению, такие вопросы, как проблема освоения космоса, дальнейшего всестороннего развития науки и в целом научно-технического прогресса отражены были слабо. Ни в чем не умоляя их важности, следует сказать, что их решение также находится среди первейших задач человечества, тем более, что в современном нам мире все больше и больше встает вопрос о соответствии определенного рода достижений науки (например, клонирования или генной инженерии) моральным нормам, о той потенциальной опасности, которую может нести в себе их применение. Сегодня человек перед тем, как начать процесс внедрения в жизнь какого-либо технического новшества, обязан задуматься о том, каковы будут последствия этого для окружающего мира, ибо бесконтрольность в данной области угрожает привести к катастрофическим последствиям. Современные глобальные проблемы неразрывно связаны с основными тенденциями политического и социально-экономического развития во всем мире. Устанавливающийся сегодня новый мировой порядок в этом аспекте воспринимается неоднозначно, ибо многие его составляющие ведут лишь к углублению и без того очень серьезных противоречий в современном обществе. Именно против такого положения в мире выступают сегодня многочисленные группы антиглобалистов, ибо они видят в современной экономической, политической и социальной системе мира источник всех проблем современности. Как уже говорилось, здесь уместна аналогия с выступлениями `новых левых` в 1969 г., когда те выступали за `тотальную революцию` не только в жизни, но и в сознании, и, даже, в подсознании. Отмечая все многообразие взглядов и подходов к решению глобальных проблем, хочется надеяться, что из этих противоречий и споров сможет родиться новое качество, которое обеспечит успешное избавление цивилизации от довлеющего сегодня над ней груза неразрешенных проблем и противоречий. Несмотря на наличие сегодня в мире целого ряда негативных тенденций, следует с надеждой на лучшее будущее приложить все усилия к их нейтрализации, ибо бездействие в данном случае может означать только одно - гибель.



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР


1 Капица П. Л., Глобальные научные проблемы ближайшего будущего - Выступление на встрече ученых в редакции журнала `Вопросы философии` 14 ноября 1972 г..// Вопросы философии, 1973, No 2, С. 37-42.
2 Печчеи А., Человеческие качества, http://demvv.narod.ru/pec_main.htm
3 там же.
4 Хевеши М. А. `Антикапиталистический бунт новых левых` /От абсолюта свободы к романтике равенства Российская Академия Наук, Институт философии (из истории политической философии)/ Москва,1994., С. 341.
5 Капица С. П., Рост населения регулирует само население, не подозревая о том - журнальное миниинтервью// Огонек, 1999, No 19, С. 22-23.
6 Родионова И. А., Глобальные проблемы человечества, http://www.auditorium.ru/store/251/index.html (http://www.auditorium.ru/store/251/Book103_chapter5.html )
7 Абдуллин А. Р., Основы глобалистики: учебное пособие, Башкирская Академия государственной службы и управления при президенте республики Башкортостан, Уфа, 1999, http://www.bashedu.ru/abdullin_ar/osn-glob.htm, (http://www.bashedu.ru/abdullin_ar/osn-glob-g2.htm).
8 Кара-Мурза С. Г., Наука и кризис цивилизации// Вопросы философии, 1990, N 9, С. 3-15.
9 Урсул А. Д., Некоторые перспективы развития концепции ускорения прогресса/ Глобальные проблемы социального развития (философско-методологические аспекты) - сб. статей, АН МССР/, Кишинев, `Штиинца`, 1988.
11 Кара-Мурза С. Г., Научная картина мира, экономика и экология, Москва: Аналитический центp по научной и промышленной политике, 1997 г.
13 Гончаренко А. Н., Комплексное прогнозирование в системе `Общество - окружающая среда`, Киев, `Наукова думка`, 1986, С. 14.
14 Хайдеггер М., Отрешенность, Перевод с издания: Heidegger Martin. Gelassenheit. Gunther Neske. Pfullingen, 1959. S. 11 - 281. А.Г. Солодовникова, перевод, 1991, http://philosophy.allru.net/perv185.html

Док. 150364
Опублик.: 03.12.02
Число обращений: 16


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``