В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как ужи на сковородке: Кто же все-таки собирается гарантировать вклады населения? Назад
Как ужи на сковородке: Кто же все-таки собирается гарантировать вклады населения?
Мало кто сомневался, что российские банкиры совершенно не в восторге от необходимости гарантировать вклады граждан, доверивших им свои деньги. Правительство довольно долго их мурыжило, прежде чем они сдались перед жестокой необходимостью. Но считать вопрос решенным так и нельзя. Более того, недавно против нового законопроекта высказался и главный хранитель сбережений россиян - `Сбербанк`, так как согласно законопроекту получалось, что вклады комбанков по сути дела должны гарантировать именно его вкладчики. Существовало подозрение, что в конечном итоге, заботу о вкладах с `легкой` руки российского банковского сообщества опять свалят на государство - то есть предусмотрят на эти цели отдельную статью годового бюджета или что-нибудь в этом роде. Однако отказывается, бюджет такие нагрузки может не выдержать. И гарантии вкладов в таком случае опять превращаются во что-то расплывчатое и эфемерное. Как `облако в штанах`.

Центральный Банк РФ, естественно, с самого первого момента был причастен к разработке системы гарантирования вкладов населения. Причем проект, подготовленный правительством РФ, был представителями ЦБ атакован, и в конечном итоге обогатился и центробанковским взглядом на проблему. Судя по всему, препирательства насчет гарантирования вкладов не кончились. Сегодня директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ РФ Алексей Симоновский заявил российским журналистам, что конечным источником гарантирования банковских вкладов в случае кризисных потрясений должен стать государственный бюджет России. Ни больше, ни меньше. Об этом сообщает РИА `Новости`.

По словам Алексея Симоновского, гарантийный фонд должен складываться в первую очередь из взносов государства, а также из отчислений самих банков. В случае банковского кризиса в России, если на гарантирование части вкладов населения не будет хватать взносов коммерческих банков (а, спрашивается, когда это их хватало?), гарантом прав и сбережений граждан должен во всей своей красе выступить государственный бюджет Российской Федерации.

Тем более что согласно правительственному законопроекту, государство, в лице Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), и так внесет первоначально в фонд 3 млрд. рублей. Коммерческие же банки, допущенные до денег народа, ежегодно должны будут отчислять по 0,6% от суммы находящихся в них депозитов. Алексей Симоновский уверен, что для реальных гарантий российским вкладчикам вполне достаточно фонда примерно в 5 млрд. рублей, и накопить такую сумму можно всего за год существования системы гарантирования.

Однако с новаторством ЦБ явно не согласны в Государственной Думе РФ. Председатель комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Валерий Зубов - откровенный сторонник принятия правительственного варианта закона. Он считает, что гарантии вкладов населения - слишком тяжелая ноша для бюджета. В случае кризиса бюджет может и не справиться - `не такой он избыточный`, уверен депутат. Поэтому главным гарантом вкладов населения, на его взгляд, должен стать экономический рост.

Согласитесь, `экономический рост` понятие чересчур деликатное и донельзя расплывчатое. Тем более что в легкой промышленности г. Иваново `рост` может быть отрицательным. Однако в статистических выкладках Госкомстата РФ он все равно будет компенсирован увеличением экспорта нефти и газа и увеличением валютной выручки в связи с ростом цен на мировых углеводородных рынках. А гарантировать вклады все-таки должен кто-то конкретный. Иначе это не гарантии, а черт знает что.

Парламентарий Валерий Зубов, кстати, усматривает в правительственном проекте закона некую неувязочку, так сказать, `юридическую коллизию`, связанную с АРКО. Потому что согласно законопроекту, АРКО выступает в роли и контролера, и собственно страховщика. Иными словами, Агентство должно будет заниматься вопросами выплат средств вкладчикам в случае наступления `страхового случая`, определять величину страховых взносов для банков, обращаться в Центробанк с просьбой проверить какой-либо банк в случае возникновения подозрений о его неустойчивой работе. Кроме того, АРКО будет требовать от банков отчетность, объем которой будет согласован с ЦБР. Что, в общем-то, само по себе не слишком хорошо. Глава комитета Госдумы, однако, уверен, что с принятием закона гарантии фонда и бюджета так или иначе будут даны всем банкам, принимающим вклады населения.

Честно говоря, такой серьезный вопрос, как гарантии вкладов населения (особенно после того, что вытворяли с вкладами последние советские правительства, а впоследствии и российские - кризис межбанка в 1995 году, когда рухнули всероссийские пирамиды Мавроди и др., банк `Чара`, `Национальный фонд спорта`, OLBI и др.; дефолт 1998 года) должен, что называется, решаться `при полном непротивлении` всех заинтересованных сторон. Однако сегодня в России совершенно не наблюдается ничего, хоть как-нибудь напоминающего общенациональный консенсус.

Страна дошла до того уровня, когда гарантировать вклады необходимо - без этого никак. Однако у главных российских игроков не получается `разрулить` проблему красиво и со вкусом. Вместо этого - сплошная перепалка, кивания друг на друга и перманентные попытки попросту сигануть в кусты. В общем, ведут себя как клубок ужей на сковородке. Ясно, что ничего путного в этой ситуации не выйдет. Так, может быть, лучше повременить с принятием этого закона? А за это время привести все стороны к традиционному для России `добровольно-принудительному` согласию относительно целей и методов гарантирования вкладов населения? При необходимости, применяя к ним (сторонам) кнут и другие опять же традиционные `средства убеждения`? Как говориться, не хочешь по-хорошему, будет по-плохому.

Док. 150280
Опублик.: 28.11.02
Число обращений: 159


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``