В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Норд-ост` изнутри: рассказывает доктор Рошаль Назад
`Норд-ост` изнутри: рассказывает доктор Рошаль
В развитии событий вокруг захваченного террористами театрального центра на Дубровке важную роль сыграл известный хирург и педиатр, профессор, доктор медицинских наук Леонид Рошаль, который возглавляет отделение неотложной хирургии и травмы детского возраста НИИ педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Он является экспертом Всемирной организации здравоохранения, председателем Международного Комитета помощи детям при катастрофах и войнах Всемирной ассоциации неотложной помощи и медицины катастроф (WADEM).
Доктор Леонид Рошаль рассказал агентству Mednovosti.ru о часах, проведённых в захваченном террористами театральном центре.

Рошаль сетует, что большинство СМИ не бепокоит героизм врачей-заложников, психологов, сотрудников скорой помощи, врачах больниц и руководителей московского здравоохранения. `Некоторые СМИ это мало волнует. Их волнуют в основном `жареные факты` и чем хуже, тем лучше, - отметил Леонид Михайлович. - Нам не стыдно за работу, которую мы провели в эти дни`, - подчеркнул доктор.

Работы, проведённой профессором Рошалем, действительно сложно стыдиться.

25 октября В 17 часов профессор Рошаль отправился к террористам вместе с иорданским доктором Заки Ахмедом. Боевики узнали профессора Рошаля, работавшего в Чечне. Сразу они не пустили Рошаля и иорданского врача к заложникам, а заставили вынести труп убитой девушки. Через 15 минут Рошаль с Заки Ахмедом вновь пришли к заложникам с хирургическим инструментарием.

Как сообщает доктор Рошаль, основной его задачей было полное обеспечение заложников медикаментами в соответствии с их потребностями, освобождение детей, повышение морального духа заложников и попытка организовать питание.

Консультациями и операциями Рошаль вместе с Заки Ахмедом занимались до 18.30. Затем их посадили в зал и продержали вместе с заложниками без объяснения причин до 23 часов, после чего выпустили.

К 24 часам председателем московского комитета здравоохранения Андреем Петровичем Сельцовским были приготовлены две коробки с медикаментами (для балкона и партера) и мешок с гигиеническими средствами.

Забрав лекарства, доктор Рошаль вернулся к заложникам, передав медикаменты из рук в руки двум врачам-заложников Фатиме Шаховой и Александру Панову.

Рошаль пробыл у террористов до 2 часов ночи. В женском туалете (там были свет, холодная и горячая вода) Рошаль устроил госпиталь и сделал три операции: мальчику с раной плеча осколком стекла, террористу с пулевым ранением руки и его сообщнику с касательным ранением ноги. `Я прежде всего врач, - сказал Леонид Михайлович, - и сперва обязан вылечить пациента, а потом пусть его судят`.

В 2 часа ночи, после продолжительных бесед, Бараев согласился отпустить утром более 20 детей, но сказал, что не отдаст их д-ру Рошалю, а передаст представителям Международного Красного Креста.

Как подчеркивает Леонид Михайлович, в первый день помощь заложникам до своего освобождения оказывала также проф.М.А.Школьникова. Затем основная нагрузка легла на Фатиму Шахову (Нальчик), Александра Панова (Москва), Владислава Пономарева (Краснодар) и погибшего после штурма Олега Магерламова (Краснодар).

В течение следующего утра Рошаль неоднократно созванивался в Бараевым, прося его выполнить своё слово и отдать детей. Бараев опять пообещал и наконец через представителей Международного Красного Креста выпустил только 8, оставив у себя, как выяснилось позже, еще 27 детей младше 15 лет.

Днем, после разрешения от террористов, Рошаль отнес очередную порцию лекарств, встретился с Фатимой Шаховой и Александром Пановым. Они вместе составили список необходимых лекарств и через час Рошаль вновь вернулся в зал с лекарствами. Одновременно он опять вел переговоры с террористами в отношении остальных детей и возможности передачи, подготовленного правительством Москвы питания, хотя бы для детей, но получил отказ.

Во второй половине дня Рошаль встретился с родственниками заложников, рассказал им о положении дел и ответил на многочисленные вопросы.

В 19.30 Рошаль вместе с Анной Политковской пошел к террористам с несколькими бутылками воды. Он опять упрашивал террористов отпустить детей и разрешить передать питание, хотя бы детям. Профессор получил отказ, но террористы разрешили привести соки и воду. После полуторочасового пребывания у террористов Рошаль вернулся в штаб.

В полночь появилось сообщение об огнестрельном ранении двух заложников: мужчины в голову и женщины в живот. Рошаль связался с террористами по телефону и предложил немедленную помощь, но террористы ему отказали и потребовали нейрохирурга и хирурга. Рошаль позвонил террористам вновь и заявил, что он не может рисковать жизнями других врачей. Террористы разрешили врачам-заложникам Владиславу Пономареву и Олегу Магерламову, с помощью других заложников, отнести раненых на первый этаж и вернуться назад в зал, что и было сделано.

Раненые были в крайне тяжелом состоянии, с признаками гемморагического шока. Раненых с первого этажа забрали санитары и немедленно переправили в хирургическое отделение рядом стоящего госпиталя, где уже были готовы две операционные с приданными бригадами из института им.Склифосовского (нейрохирургической и полостной).

Работа по реанимации началась `с колес`. У мужчины ранение в голову было несовместимым с жизнью. У женщины, которая оказалась детским врачом, было проникающее ранение в брюшную полость с повреждением селезенки и поперечно-ободочной кишки.

Доктор Рошаль особо отметил самоотверженную работу психологов, постоянно контактировавших с родственниками заложников.

За два дня, прошедших от захвата до штурма, комитет здравоохранения Москвы успел полностью подготовиться к приёму пострадавших. Нетяжёлые больные были выписаны из института Склифософского, был полностью освобождён соседний госпиталь ветеранов войны. С момента штурма был практически прекращён приём вызовов `03` по городу, возобновившийся к девяти утра. Всего, помимо автобусов, заложников перевозили 420 экипажей скорой.

Профессор Рошаль подвёл скорбный итог трагедии: `Всего в зале находилось 27 детей. Из них 5 погибло`. В 9, 20 и 15 больницу дети не поступали. Три ребенка поступили сразу в токсикологчиское отделение Филатовской больницы, остальные в 13-ую взрослую и в другие больницы. В дальнейшем трех детей из других больниц перевели в Филатовскую. Угрозы для жизни пациентов Филатовской больницы больше нет. У одного мальчика отмечаются нарушения поведения, но психологи работают со всеми.

Медицинское информационное агентство Mednovosti.ru искренне благодарит доктора Рошаля за проявленный героизм. Как мы уже писали, наше агентство присоединяется к сбору подписей за награждение Леонида Михайловича званием Героя России.

Док. 150267
Опублик.: 28.11.02
Число обращений: 149


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``