В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Книга: `Обитатели миража PR специального назначения` Назад
Книга: `Обитатели миража PR специального назначения`
Глава первая

PR по-русски. Что это такое?

Нам не дано предугадать,
Как слово наше отзовется...

Федор Тютчев

А. М. Родоначальник кибернетики Норберт Винер в середине прошлого века сказал гениальную фразу: `Кто владеет информацией, тот владеет миром`. Она не потеряла своей актуальности и до сих пор. Информация - это не только удовлетворение любопытства, но и основа для правильного выбора. Решая даже простые бытовые проблемы, мы мечемся в поисках ответа на вопросы: что? где? когда? почем? А уж если дело касается политики, то внимание к информации возрастает многократно. При ее недостатке или отсутствии политические `токсикоманы`, которыми поневоле стали наши граждане, испытывают чувства, сравнимые с ломкой...
Ю. Р. Хочу возразить. Таких людей, к нашему счастью или горю, в обществе не так много. Основная часть населения России живет простой, нормальной жизнью. Если ты отъедешь от Москвы хотя бы на сотню-другую километров, то попадаешь воистину в Берендеево царство, в котором даже не замечают наши потуги всколыхнуть, встряхнуть общество.
Прилетев из Москвы практически в любой город России, оказываешься словно на другой планете или по меньшей мере в другой стране. Если в столице ощущается какое-то движение, слышен политический шум, то в сонной провинции ничего этого нет. Люди живут спокойно и размеренно. Даже местные газеты печатаются словно на другом языке, в котором нет тревожных и оскорбляющих слух эпитетов. Они (газеты), бывшие `органами` какого-нибудь партийного комитета, `органами` и остаются. Только парткомы поменяли вывески и стали `администрациями`. Попадаются иногда частные издания, но они крайне редки и влачат жалкое существование, если не становятся `частью тела` местного олигарха районного или городского масштаба.
Иногда местные газеты перепечатывают из центральных изданий какую-то информацию или статью, но они здесь воспринимаются под рубрикой `Их нравы`. Горожане читают, удивляются незнакомому им бурлению страстей и снова окунаются в свою несытую, но тихую и спокойную жизнь.
А. М. Вполне возможно. Это, наверное, нам, живущим в гуще политических событий, кажется, что вся страна - такие же сумасшедшие, как и люди, обитающие в пределах Садового кольца. И тем не менее, новые времена можно охарактеризовать как прорыв общества к информации. Оно желает знать все.
Мы, как наркоманы, бросаем все свои дела и по меньшей мере трижды в день садимся на иглу программ `Время`, `Сегодня`, `Вести`. Мы задыхаемся под шквалом новостей. Проклинаем себя, но уже не в силах оторваться от экрана, снова и снова жмем кнопки телевизионного пульта. По утрам хватаем кипу газет и глотаем, глотаем, глотаем новости, словно мы - объекты какого-то иезуитского эксперимента.
Видно, так устроен человек, что в каком бы времени он ни жил, ему всегда будет недоставать двух вещей - хлеба и зрелищ. Но если с первым бывают проблемы в силу финансовых трудностей, то второго мы имеем в избытке.
Ю. Р. Как бы не так! Информации-то мы имеем в избытке, но, тем не менее, нам ее все равно не хватает. А если точнее - мы страдаем от недостатка достоверной информации. Мы жаждем прежде всего информации правдивой. Но если об одном и том же событии один канал рассказывает одно, второй - другое, а третий вовсе уж что-то несусветное третье, нас мучает другая проблема - проблема выбора. И мы начинаем тосковать по выверенной, пропущенной через `инстанции` и цензуру, информации, которая бы нам не только что-то сообщила, а еще и подсказала, как к этому сообщению относиться...
Ты смотришь на политика, который врет тебе на `голубом глазу`, и не знаешь, что делать. Годами, десятилетиями в нас вдалбливали веру в печатное слово и слово, произнесенное с экрана. Но с экрана сейчас порой несется такое, что хоть святых выноси. Хорошо, что ты - человек информированный и предполагаешь, что вот этот (Доренко, например, или Киселев) врет. И ты к этому относишься достаточно спокойно и даже иронично. Мол, мели Емеля - твоя неделя. Но как быть людям, не защищенным, как ты, скорлупой цинизма и неверия? Ведь `крыша` может съехать, если верить каждому сказанному с экрана или напечатанному слову. Как здесь быть простым людям?
А. М. Как быть `простым людям`? Да как можно скорее учиться выбирать. Нужно отвыкать от `жвачки`, которой нас кормили десятилетиями. Кто сказал, что это будет легко? Вся страна повернула по морскому принципу - `все вдруг` и легла на другой курс. Происходит ломка старых стереотипов мышления. Это равносильно тому, как корабль шел по одному курсу, но, буквально за несколько метров до мели или рифа, за которым небытие, резко свернул в сторону. Но инерция велика, и наш огромный корабль еще балансирует на грани, и люди - пассажиры этого корабля, затаив дыхание, следят за тем, что происходит `на капитанском мостике`. Если продолжить сравнение, то оказывается, что в рубке рулевого еще даже не выработан точный курс. От коллапса, от опасных рифов мы вроде бы отошли, но до окончательной стабильности далеко, и долог путь к свободным и спокойным водам...
Смена стереотипов и ломка сознания не может происходить безболезненно и легко. Сейчас тому, что раньше считалось предосудительным и даже преступным, дана `зеленая улица`. Совсем недавно в Уголовном кодексе была статья, карающая за `частное предпринимательство`. А теперь частного предпринимателя считают нарождающимся `средним классом`. Спекулянты теперь называются `бизнесменами` и `дилерами`, а крупные `цеховики` и мошенники `в особо крупных размерах` становятся олигархами, принятыми на самом высоком уровне.
И я понимаю, как не просто сейчас живется нашему `простому человеку`. Ориентиры смешались, цель жизни - потеряна...
Вспомним, как 1985 год открыл эру гласности. С самой высокой трибуны прозвучал красивый лозунг: `Что не запрещено, то разрешено!`
- Уря! - дружно воскликнули журналисты, и - началось!
Сейчас утренние газеты лучше кофе бодрят нервную систему. Читаем набранные мелким, но жирным шрифтом страшилки `Московского комсомольца`, смотрим трупы на развороте газеты `Сегодня`. Видим дневные криминальные репортажи по телевидению. Кровь в рубрике `Криминал` НТВ. И, наконец, ночной `Дорожный патруль`. Ну, там уж вовсе - Хичкок отдыхает. Словно каналы соревнуются, кто сильнее напугает телезрителя.
На всех перекрестках нас встречают юные, чаще несовершеннолетние книгоноши, предлагающие `Бандитскую Москву`, `Бандитский Петербург`, `Проституток Москвы`, `Кулинарную книгу анархиста`. В вестибюлях и переходах станций метро пугают пассажиров ножи, торчащие из тел жертв на ярких глянцевых обложках криминального чтива. Кажется, что в Москве и Петербурге кровь льется рекой...
Ю. Р. А разве не так? Сошлюсь на публикации тех же газет. Не будем делать рекламу ни одной из них, но скажем, что многие, даже довольно серьезные газеты пугают читателей, имея на то основания. Почему эти публикации не воспринимать как предупреждения? А предупрежден - значит, вооружен.
Но, с другой стороны, не кажется ли, что мы вступили в какой-то порочный круг, из которого не можем выбраться? Чем более зверские преступления совершают бандиты и убийцы, чем красочнее мы о них рассказываем на страницах газет и журналов, тем круче кривая роста их числа?
Хорошо. Перестали мы, предположим, писать о явлении, которое потрясает и меняет до основания нашу жизнь. Мы не пишем о росте наркомании, не пишем о росте насильственных преступлений...
Давай вернемся к описанию трудовых подвигов свинарок и комбайнеров... Преступлений от этого станет меньше?
А. М. Да нет! Зачем впадать в крайности! Но ведь, согласись, журналисты часто переходят всякие границы этических норм и морали. В погоне за `рейтингом` они вытаскивают на экран преступников, извращенцев, убийц, которые не только не боятся последствий (закон о СМИ гарантирует им безопасность), но еще и используют журналистов, чтобы получить трибуну для пропаганды своих взглядов, для саморекламы. У зрителя же остается одна мысль: `Ты бессилен перед преступником, тебя никто не защитит!` Можно себе представить, что творится в сознании рядового обывателя!
Ю. Р. Это потому, что у бывших советских людей нет иммунитета от потока насилия, захлестнувшего экраны ТВ, газетные и книжные страницы. Вероятно, западные телезрители и читатели спокойно относятся к горам трупов, которые наваливают как `плохие`, так и `хорошие парни` в голливудских боевиках. Мастерски сделанные трюки, правдоподобие экранного ужаса западным зрителем воспринимается отстраненно, как происходящее где-то там, за экраном.
Хваленая, чтимая и лелеемая российская духовность сыграла с нами злую шутку. Привыкнув свято верить тому, что напечатано черненькими буковками по беленькой бумажке и тому, что вторгается в нашу жизнь с экрана домашнего `деспота` - телевизора, мы как-то начинаем менять ориентиры. В большинстве боевиков восхваляется суперпрофессионал-одиночка, которому противостоят не только преступники, но и собственное начальство. И он берет верх только потому, что так или иначе нарушает закон...
Но он - герой. Его, еще не смывшего с себя кровь последнего убитого им преступника, обнимает голливудская красотка. Зритель, тем более российский, восприимчивый, как губка, впитывает в себя: нарушай закон, убивай в пределах определенных правил и ничего тебе не будет. А там, глядишь, и, красотка подвернется.
Помнишь, сколько легальных и нелегальных `качалок` появилось в российских городах, где подростки пытались накачивать себе мышцы как у Шварценегера или Сталлоне, как сопливые мальчишки с криком `И-а!` задирали ноги, подражая Брюсу Ли? Сознание, заскорузлое в серости отечественных будней, увидело выход. Они решили, что не учебой, а накачанными мышцами и тренированным телом можно пробить себе путь на Олимп...
Несколько лет назад вышел роман американского писателя Тома Кленси, где было подробнейшим образом расписано террористическое нападение на американский Конгресс с помощью самолета `Боинг`.
11 сентября 2001 года террористы в Америке работали по сценарию, повторяя в деталях ситуацию, описанную в романе. Мы привыкли к тому, что писатели берут свои сюжеты из жизни, творчески переплавляя их в горниле таланта.
Мысль о том, что существует `обратная связь`, как-то никому не приходила в голову. Мне кажется, Том Кленси выступил в качестве `генератора идей` для преступников, которые вполне могли прочесть его романы `Игры патриотов`, `Долг чести`, `Слово Президента` и посмотреть отличные боевики, сделанные по мотивам этих книг. Но, если на Западе зрители посмотрели фильм, похрумкали `попкорном`, подивились фантазии писателя, то террорист-фанатик, у которого в силу необразованности подобная мысль даже родиться не смогла бы, `творчески` переработал подаренную писателем идею.
Кстати, удивительно, что террористы еще не сочинили плутониевую бомбу, технологию изготовления которой, буквально `на коленке`, так здорово описал тот же Том Кленси. Впрочем, может быть, мы об этом просто не знаем, а где-то в горах сидит себе такой `умелец` и строгает себе напильником по плутонию сердечник для адской машины?
Российский человек тоже все виденные в фильме события начинает примерять на себя...
А. М. Возможно, ты и прав. Мы в своем воспитании, наверное, чего-то недобрали, недополучили, не выработали стойкий иммунитет к мерзости, грязи, тому, что сегодня именуется просторечным, но точным выражением - `чернуха`.
На самом деле восприятие триллеров и боевиков, сделанных с расчетом на западного, подготовленного зрителя, может совершенно неадекватно отразиться на зрителе `восточном`. `Восток - дело тонкое...`
Еще Тютчев говорил: `Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется...` А тут не слово, целая `инструкция`, к тому же увлекательно написанная сочным, доходчивым языком. Кто не понял `по-печатному`, посмотрит профессионально снятый, увлекательный фильм-боевик, где эта `инструкция` озвучена и сыграна превосходными голливудскими звездами. Кто с первого раза не понял - может купить кассету и, сидя дома, изучать...
А. М. Психологический террор, которому подвергаются граждане, не менее опасен, чем террор физический. Результатом его является неспособность конкретного лица постоять за себя.
Ю. Р. Ты говоришь о `психологическом терроре`, которому подвергаются зрители? Что ты предлагаешь? Ввести цензуру? Кого возьмем на роль Верховного цензора, который, сидя в своем стеклянном дворце или в обшарпанном кабинете, будет определять, вот это - народу надо, а это - ни в коем случае? Это `народ не поймет`. Слышали уже, проходили...
А. М. Ну, это вряд ли, как говорил в известном фильме `товарищ Сухов`.
Сейчас, на мой взгляд, в стране ощущается дух какого-то моральной деградации. Чужие фильмы, чужие ритмы. Нам прививают чужие традиции и порядки. Вот и ты хочешь, чтобы жители страны получили оружие.
Для того чтобы уничтожить нацию, надо решить две задачи: лишить ее истории и парализовать волю к сопротивлению невзгодам. Иногда кажется, что современная журналистика направлена на решение именно этой задачи. Наркоманы, проститутки, продажные политики и слабовольные прокуроры - приметы времени.
Ю. Р. Ты думаешь, что оно кому-то нужно? Неужели где-то сидят люди в подземных бункерах или на чердаках и строят злодейские планы заполонить все наши улицы проститутками, экраны - продажными политиками, а бани - слабовольными прокурорами.
Ты напомнил мне анекдот застойных времен:
Группа победителей соцсоревнования - ивановских ткачих поехала на Неделю высокой моды в Париж. Когда они вернулись домой, их потащили на местное телевидение. Сидят дамы в студии, а Ведущий обращается к ним:
- Расскажите, как вас там встретили, в Париже?
- Встретили нас хорошо, - говорит старшая. - Приземлились мы на аэродроме Ле Бурже и там нас всех сразу изнасиловали.
- Всех? - изумляется Ведущий.
- Ну-у! Почти всех, - неохотно говорит старшая, - кроме Петровой...
- А дальше? - продолжает интервью Ведущий.
- Дальше нас повезли на Елисейские поля, и там - снова всех изнасиловали... - и, предваряя вопрос Ведущего, уточняет: - Всех, кроме Петровой.
- Где вы еще были? - спрашивает Ведущий.
- В Лувре, в королевском дворце...
- И та-а-ам?
- Нас всех, кроме Петровой, опять изнасиловали...
- Слушайте, - кричит вконец растерявшийся Ведущий. - У нас интервью о Высокой моде в Париже!!! Но почему, наконец, Петрову не изнасиловали?
- Да она не хотела... - ответила старшая...
Значит, наверное, важно не то, что нам показывают, а то, какие выводы мы из показанного делаем. Хорошая штука - телевидение: кнопочку нажал и ничего не видно и не слышно...
Но не кажется ли, что, например, человек, воспитанный на современной `попсе`, `два притопа, три прихлопа, бам, бам, бух`, не сможет воспринимать классическую музыку? Так и человеку, воспитанному на классике, будут рвать уши многие современные ритмы. Может быть, и с `чернухой` так?
А. М. Да, но `чернухи` много, иногда слишком. Не убежать, не скрыться. Вал информации достает везде. Дома, в машине, в городском транспорте, на улице. И где бы ты ни был, тебя манят, соблазняют, агитируют, пугают.
Обыватель, уставший от крови, трупов, лжи, кликушествующих или юродствующих политиков - все чаще сетует на время, нравы, царящие в нем, ностальгически страдает по старым добрым временам. И тем не менее, если одуревшему от вала негативной информации ностальгирующему индивидууму предложить вернуться в славное прошлое, когда был ЦК КПСС, КГБ и колбаса по 2.20, он посмотрит на вас как на ненормального.
Он понимает, что человек только на три процента живет желудком, а на остальные - головой и сердцем.
Ю. Р. Красивые слова! `Бытие определяет сознание`! Так всегда было, есть и будет. А что, в `старых добрых временах` преступлений было меньше? Ничуть не бывало. На заре своей деятельности я работал в газете силовых и правоохранительных структур с названием `За мирный труд`. Газета выходила с грифом `Для служебного пользования` и Лито, как называли цензуру, ее почти не правила. И даже тогда нам `рекомендовали` пожары, даже `категорийные`, называть `загораниями`, с которыми наши доблестные пожарные успешно справлялись за считанные минуты (вместо нескольких суток, как было на самом деле). Остальная пресса о преступности говорила нонпарелью на последней полосе, упоминая в разделе `Происшествия` о преступлениях, которые были на слуху у всех горожан. Нашу газету, которая выходила очень маленьким тиражом - 2,5 тысячи экземпляров и стоила по подписке всего 1 копейку за номер, типографские рабочие таскали прямо с печатной машины и продавали в городе в 100 - 200 раз дороже, по рублю или по два.
О нераскрытых преступлениях мы вообще не имели права писать, а о раскрытых можно было сообщать только после вынесения преступнику приговора.
Преступлений, однако, от этого меньше не становилось. Во время ежегодных докладов комиссара, преступность все `уменьшалась` на 5-10 процентов. К настоящему времени она должна была бы вовсе исчезнуть, но мы наблюдаем только ее рост. И мы это видим и на страницах ежедневных газет, и ежедневно - с телеэкранов.
А. М. Мало того, данными, которые сейчас публикуются в открытой прессе, иные политики активно пользуются в своих целях, которые зачастую являются целями локальными: достижение власти в собственных интересах конкретными лицами.
Вспомни фильм `Республика Шкид`:
- Выбирайте меня, кореша, я вас не обижу...
Ю. Р. У нас сейчас многие регионы стали похожи на эту `Республику Шкид`. Выборы в Якутии, в Осетии, в Татарстане - сплошные `Шкиды`... Ты уж говори прямо - бандиты полезли во власть. Раньше это как-то маскировалось, сейчас все открыто. Поскольку ряду известных лиц не вынесены приговоры, мы можем говорить, что они бандиты, только вот так, между собой. С точки зрения его величества Закона, они вполне добропорядочные граждане. И все люди, весь, как теперь модно говорить, электорат, это прекрасно знают. И почему они дружно голосуют за бандита, который живет сам и всем обещает устроить жизнь не по Закону, а `по понятиям`? Заметь, по бандитским `понятиям`?
А. М. Ты прав! Время, увы, диктует свои правила игры. И если вчера говорили, что не бывает некрасивых женщин, а бывает мало водки, то ныне можно с уверенностью утверждать, что неэффективных `общественных связей` не бывает, а бывает мало денег.
Вероятно, что дело тут в несовершенстве законодательства. С изменением общества должен меняться и Закон. У нас сменились ориентиры, но законы остались те, по каким мы в свое время строили коммунизм. А менять Закон - это процесс длительный и трудоемкий...
Ю. Р. Значит, мы строим дом по старым чертежам, но из новых материалов? Совершенно потрясающий случай произошел во время выборов в одном из регионов России. За кресло депутата боролись пожилой, всем в районе известный врач и преуспевающий бизнесмен средних лет с сомнительной биографией.
Накануне выборов над городком, где они должны были состояться, полетал самолет и разбросал тысячи разноцветных листовок. В этих бумажках утверждалось, что врач втихаря продает за границу человеческие жизненно важные органы для трансплантации. Врач, глубоко порядочный человек, которого знал весь район, объясниться уже не успевал и остался за бортом выборов, а кресло досталось его оппоненту - бизнесмену.
Можно это считать образцом так называемого `черного` PR - пиара?
А. М. Конечно, можно... Но оставим пока за скобками те службы PR, чьи усилия сводятся к тому, чтобы купить или получить иным противозаконным образом общественное признание.
Поговорим о работе тех, у которых за душой нет звонкой монеты, а есть глубочайшая убежденность в правоте собственного (ведомства) дела и умение заражать своей уверенностью окружающих.
Ю. Р. Альтруист, однако! Ты опять пытаешься проповедовать работу `на энтузиазме`, то есть то, от чего мы пытаемся уйти вот уже полтора десятилетия? Какой пиар может быть, если, как ты выражаешься, за душой нет звонкой монеты? Это будет, в лучшем случае, нечто подобное доморощенной продукции местных политотделов. Это мы тоже уже проходили. Неужели пиаром можно назвать иконостасы Досок почета, политинформации и жалкие брошюрки?
По моим наблюдениям, чем хуже идут дела в министерстве, комитете, организации, тем большая прослойка пиарщиков мобилизуются под их знамена. Они создают почти непроходимый барьер между первым лицом и общественностью.
Взять московское здравоохранение. Если ты идешь в поликлинику больным или посетителем - флаг тебе в руки. Насмотревшись на ужасы, хамство, грязь, очереди, с которыми ты сталкиваешься повседневно, как потребитель медицинских услуг, ты хочешь снять сюжет для ТВ или написать статью.
Ни один работник здравоохранения не имеет права дать тебе интервью или провести по больнице без санкции начальника высшего органа управления. А между ним и журналистами скалой стоит пресс-служба.
Аналогичная ситуация создалась в армии, где на страже ее `интересов` стоит огромное управление информации. Ты думаешь, ее служаки прикрывают какие-то военные секреты? Ничего подобного. Самым большим военным секретом в армии считается бардак, который царит в частях и подразделениях. Но попасть в части ты сможешь, только пройдя все бюрократические круги Управления информации.
Как ни странно, но другие закрытые, казалось бы, министерства - Внутренних дел и Федеральная служба безопасности - в контактах с общественностью работают наиболее профессионально. Чем это объяснить?
А. М. Как ни парадоксально, но первыми увидели перспективу PR именно эти силовые ведомства. В МВД такие подразделения были образованы в 1984, а в КГБ в 1985 году.
Наверное, в силу возраста, тот период я помню очень отчетливо, так как именно создание пресс-службы в Управлении КГБ СССР по Москве и Московской области в корне изменило мою судьбу. Вглядываясь, как пишут классики, в то славное время, я только сейчас начинаю осознавать, что мы, как и космонавты, были первыми. Первыми набивали шишки, первыми ликовали от сделанного.
Проработав несколько лет в PR контрразведки, я осознал, что мы являемся ярким олицетворением того, что охарактеризовал Леонид Филатов в своей известной сказке для театра `О Федоре-стрельце удалом молодце`: `Пусть Федот проявит прыть, пусть сумеет вам добыть То-Чаво-На-Белом-Свете - Вообче-Не-Может-Быть`. Какая пресс-служба может работать в `спецподразделениях`, вся деятельность которых проходит под грифом `Совершенно секретно`? Это возможно в цивилизованном обществе. В нашем же...
Ю. Р. Но ведь есть же? У нас все было. Перестройка. Гласность. Демократизация, социализм с человеческим лицом (интересно, а какими у него должны были быть остальные части тела, если не человеческие?).
А. М. По поводу существования `паблик рилейшнз` до сих пор существуют разные точки зрения - от полного одобрения до абсолютного отрицания. Укоренившаяся в прошлом традиция всеобщего умолчания общественно значимых, но `не выгодных` для власти явлений, в настоящее время подверглось серьезному испытанию, и не все оппоненты PR это испытание выдержали. Их ряды стремительно редеют.
Если мы вглядимся в историю PR в правоохранительной системе, то увидим, что уже более семидесяти лет назад правоохранительные органы и специальные службы нашей страны задумывались над своим имиджем. Оговоримся сразу - в весьма специфических формах. Суть этого имиджа заключалась в том, что правоохранительные органы - это `плоть от плоти` трудового народа, задачей которых является искоренение `супостатов` - буржуев и прочей `нечисти`. Лозунги были сугубо политическими, что являлось объективной реальностью того времени. Тем более что правоохранительные органы, наряду с выполнением прямых обязанностей, ловлей воров и убийц, выполняли и роль вооруженного отряда партии.
Однако лозунги лозунгами, а дело - делом. Любая революция сопряжена с насилием. Наша не была исключением. И победа могла быть только за той властью, с которой народ. Без его поддержки нельзя было ни строить новое государство, ни бороться с преступностью. Милиция и чекисты это понимали. Они не только обращались за помощью к общественности, но и систематически отчитывались перед ней в своей работе. Это были доклады руководителей милиции и ВЧК, регулярные статьи и заметки в прессе и листовки-обращения с разъяснением роли и места российской пролетарской милиции и чекистов в строительстве новой жизни. При этом такие отчеты носили не ведомственный, а исключительно политический, подчеркнуто публичный характер.
С годами сугубо профессиональные задачи стали приобретать социальную функцию. В 20-30-х годах НКВД и подведомственные органы внутренних дел начали выпускать газеты и журналы. Уже тогда руководители страны понимали, что легче предупредить преступление, чем его раскрывать, а перевоспитанный преступник может стать полноценным членом общества, поэтому особое внимание уделяли воспитательной и профилактической работам.
Но если труд создал человека из обезьяны за тысячелетия, то тот же труд на благо Советской власти, во имя нее и под руководством коммунистической партии должен был из закоренелого преступника сделать полноценного члена общества ударными темпами и в кратчайшие сроки.
Как бы мы сегодня ни иронизировали по поводу пропаганды тех лет, можно утверждать, что она достигала результатов. Тем более что вели ее люди авторитетные, с громкими именами и огромным публицистическим талантом. Целые делегации писателей и журналистов периодически отправлялись на стройки социализма, которые в основном велись силами заключенных. Именно об этих заключенных слагались поэмы, писались очерки и романы.
Ю. Р. А в наше время разве по-другому? Общеизвестно, что БАМ - Байкало-Амурская магистраль, тоже строилась руками солдат железнодорожных войск и заключенных. Только некоторые ее участки были построены `комсомольцами-добровольцами`.
В моей журналистской биографии был такой факт. Я проходил срочную службу в железнодорожных войсках Уральского военного округа и работал фоторепортером газеты `Боевое задание` на строительстве железнодорожной трассы Ивдель-Обь. Когда на стройку приезжали гражданские, в том числе иностранные журналисты, солдат переодевали в гражданские комбинезоны.
Командиры батальонов становились `начальниками участков`, ротные - `прорабами`, а сам комбриг - полковник Казимирчук, именовался просто `начальником строительства`. Я пренебрегал этим правилом и не переодевался, так как находился в рядах снимающей братии, и шансов попасть в объектив не имел. Но гражданские журналисты, особенно собкоры ТАСС и АПН, прекрасно знали, кого снимают в новеньких необмятых комбинезонах. `Зеки` очень любили эти визиты, так как их в этот день вообще не выгоняли на работу...
Это были правила `игры`, в которой `Якубовичами` были партийные функционеры. А во всей стране никто и понятия не имел, что на Северном Урале военные строят в тундре какую-то железную дорогу.
Так что советский `пиар` кажется до последнего, не изжил себя.
А. М. Как бы мы сейчас ни осуждали Максима Горького, Демьяна Бедного, Ильфа и Петрова за их материалы со строительства канала Москва - Волга, Беломоро-Балтийского канала, будем снисходительны - они дышали тем воздухом, которым дышала страна.
Для нас же в оценке того периода важно другое - система PR работала. Оговоримся сразу: `пиарщикам` того времени было `легче`. Моносистема пропаганды исключала наличие альтернативных источников информации. Жесткая цензура и репрессии со стороны НКВД были гарантом...
И вспомнилось это отнюдь не в осуждение, а только для того, чтобы показать: PR государственного уровня должен решать соответствующие задачи при поддержке самого государства. В рамках Закона, норм человеческой морали, нормальной человеческой логики.
Ю. Р. В этих рамках мы никогда не жили, поэтому сейчас приходится привыкать. А это - сложно. Сейчас в этом деле царит полная неразбериха. В некоторых пресс-службах, созданных при ведомствах, порой даже пытаются сделать деньги на `доступе к телу`, на предоставлении какой-либо информации, мотивируя это тем, что на подготовку материалов ушли бумага, скрепки, картриджи для принтеров, затрачен определенный труд самих работников ведомства.
Но что делать, если само ведомство не поддается никакому реформированию, а PR-службам поставлена задача сделать это `мурло` привлекательным для общественности. И вот на выполнение подобной задачи бросаются все наличные силы и средства.
Случай из практики. Уже в период самого начала перестройки мне было дано задание - сделать портреты передовиков производства для Доски почета ткацкой фабрики. За два месяца было известно, что фабрику посетит Долгих - член Политбюро ЦК и прочая и прочая... Сейчас о нем и не вспоминает никто, а тогда это был - Величина.
Я постарался на славу и сделал портреты, закатав их в рамку. Заказ был выполнен в срок и с отличным качеством. Но самое интересное началось потом. Смотреть портреты приехали `ответственные` товарищи из обкома и райкомов партии. Походили, поцокали языками - понравились портреты. Потом кто-то заметил, что вешать такие красивые портреты на обшарпанную Доску почета - не дело. Нужно саму Доску привести в порядок.
А Доска была монументальная. Сложенная из кирпича, она напоминала кусок Кремлевской стены. За два дня ее оштукатурили, покрасили и повесили портреты. Мощная красивая Доска почета фабрики стоит посреди площади перед проходной в окружении унылых корпусов постройки начала века. И с того времени в этих корпусах ни разу не мыли окна. Часть выбитых стекол была заменена разноцветными, но уже посеревшими от времени и пыли кусками фанеры.
До визита оставалась еще неделя. Все рабочие, мастера, даже кабинетные технологи и кладовщицы фабрики, забыв о своих основных обязанностях, занимались мытьем, покраской и уборкой территории. Та материя, которую уже успели наткать, пошла на тряпки для мытья огромных окон.
Только в ночь накануне визита была закончена эта грандиозная работа. Сверкающая чистотой и порядком площадь ожидала визита. Еле живые от усталости ткачихи, с красными косынками на голове, все в голубых одинаковых комбинезонах и кофточках в горошек, стояли строем в каре. В профсоюзной кассе не осталось ни копейки, так как такая `реконструкция` ни в одной смете не значилась.
Но было очень обидно, когда престарелый Долгих, утомленный перелетом и обедом, на фабрику так и не приехал...
А. М. Твой пример ярко показывает влияние пропаганды на жизнь. Тем более хорошей, профессиональной пропаганды. Ведь отличная работа одного потянула за собой целую цепочку превращений, повлиявших в конце концов на жизнь коллектива. Люди сами стали по-другому смотреть на свой труд. А это уже много.
Опыт работы в PR - дело наживное. И чем раньше этот опыт начал приобретаться, тем легче разобраться в сути происходящего на так называемом общественном фронте.
Как человек произошел от обезьяны, так и PR произошел от отделов пропаганды коммунистической партии. Правда, там убеждать никого ни в чем не приходилось. Достаточно было сказать, что `Ленин всегда живой`, что `мы придем к победе коммунистического труда`, или что `партия - ум, честь и совесть нашей эпохи` и все делали вид, что верили. Ну не всегда, не все, но делало вид, что верит, подавляющее большинство. В общем, `Партия сказала: надо, комсомол ответил: есть!` Надо, так надо. Не надо, так не надо...
Ю. Р. Сколько себя помню, про партию, про ее вождей люди рассказывали анекдоты, несколькими меткими фразами сводившие на нет все старания официальной пропаганды. Например:
Армянскому радио задают вопрос: - Что такое брови Брежнева?
Оно отвечает: - Это усы Сталина, поднятые на должную высоту!
А какое грандиозное количество анекдотов буквально обрушилось на страну в дни празднования 100-летия со дня рождения В.И.Ленина! Здесь и мыло `По ленинским местам`, и трехспальная кровать `Ленин всегда с нами` и часы, где роль кукушки исполнял Ленин на броневике, выезжающий каждый час со своим `Ку-ку!`...
А. М. Просто были такие правила игры. Но в конце восьмидесятых эта `вера` была существенно подорвана неким прозрением. Все было поставлено под сомнение. `Предки` PR - отделы пропаганды стали метаться в поисках новых форм привлечения интереса к изрядно побитой молью идеологии, местами еще и скомпрометированной престарелыми вождями.
Но не будем о грустном, тем более что политика не является предметом нашего рассмотрения.

26 ноя 2002

Док. 150240
Опублик.: 26.11.02
Число обращений: 4


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``