В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Навигация для специальных задач Назад
Навигация для специальных задач
Борьба с терроризмом в Чечне должна вестись с опорой на новые технические и программные средства

Акцент
НЕДАВНИЙ захват заложников в Москве стал основанием для пересмотра первоначально запланированных расходов на борьбу с терроризмом. Правительство РФ согласилось с Государственной Думой о необходимости выделения в бюджете 2003 г. на эти цели дополнительно 3 млрд. руб. Данную сумму в основном планируется израсходовать на техническое оснащение и экипировку спецподразделений, которым поручена нейтрализация лидеров чеченских сепаратистов, а также уничтожение наиболее активно действующих бандформирований. Эта задача поставлена в качестве приоритетной для ФСБ и Министерства обороны.

Для ее решения отечественный оборонно-промышленный комплекс готов предложить российским спецслужбам целый ряд новейших разработок. Среди них - средства автономной навигации и системы контроля подвижных объектов, разработанные специалистами ОАО `Оборонительные системы` и ЗАО `Транснетсевис`.

РАВНЕНИЕ НА ФПС

Первым заказчиком малогабаритных навигационно-связных комплектов (МНСК) стала Федеральная пограничная служба России, для которой разработан прибор под кодовым названием `Бот`. Он способен обеспечить контроль и безопасность перемещения небольших групп военнослужащих в любых районах моря, а также их связь с командованием или службами спасения. Морская служба ФПС уже эксплуатирует два комплекса `Бот`. До конца нынешнего года ФПС получит от `Оборонительных систем` еще пять комплектов такой аппаратуры. А в 2003 г. пограничники намерены приобрести уже 50 комплексов `Бот`.

Автором идеи создания `Бота` выступил главный штурман Морского департамента ФПС контр-адмирал Дмитрий Штефанов, обратившийся в `Оборонительные системы` с предложением выполнить для пограничников данную разработку. Ранее эта компания уже создала для ФПС автоматизированную систему `Полоса`, которая позволила провести интеграцию различных типов пограничных РЛС и хорошо зарекомендовала себя в условиях практической эксплуатации. Успешные испытания `Бота` прошли в сентябре 2002 г. в рамках договора о научно-техническом сотрудничестве `Оборонительных систем` с ФПС РФ.

МНСК `Бот` предназначен для использования на различных плавсредсвах, а также непосредственно членами команды судов, не имеющих штатных навигационных средств, с целью автономного решения расчетно-навигационных задач и передачи своего местоположения на диспетчерский пункт с одновременной возможностью установки непрерывной голосовой связи с диспетчером посредством спутниковой или коротковолновой радиосвязи. Основу комплекса составляет регистратор навигационной и телеметрической информации, обеспечивающий определение местоположения объекта, его скорость и курс, запись и передачу вышеуказанных данных в трех режимах: `черного ящика` с накоплением до 60 тыс. сообщений; постоянной передачи данных; комбинированный режим с возможностью передачи сообщений о нештатной ситуации.

По заключению государственной комиссии ФПС России, МНСК `Бот` способен обеспечить безопасность плавания, координатно-временную привязку и взаимный обмен информацией малых катеров, моторных лодок в прибрежных районах, что в большей степени позволяет осуществлять контроль за биоресурсами.

СПЕЦНАЗ ИДЕТ ПО `ТРОПЕ`

Сухопутный вариант МНСК `Бот` получил название `Тропа`. Его основу составляет персональный микрокомпьютер с GPS-приемником и программным обеспечением электронно-картографической системы. Несмотря на свою компактность, МНСК `Тропа` позволяет автономно решить широкий круг задач:

обеспечение автономной навигации и безопасности движения, обозначение опасных районов (минные поля и пр.) с учетом предварительно введенных параметров опасных объектов;

отображение своего местоположения с вектором направления движения и скорости на электронной карте выбранного района;

прокладка маршрута с возможностью его использования для возвращения по нему;

решение задачи контроля движения по маршруту, с возможностью настройки величины отклонения от заданного;

голосовое сопровождение по маршруту с предупреждениями о подходе к точке поворота или опасному району;

идентификация нанесенных на карту обозначений;

возможность нанесения собственных пользовательских объектов из ранее созданной библиотеки.

Немаловажным является то, что в предлагаемом комплекте используются профессиональные цифровые сухопутные навигационные карты. Отображение объектов на экране МНСК `Тропа` имеет 100-процентное совпадение с традиционными бумажными картами.

Диапазон изменения масштаба карты от исходного составляет: увеличение в 4 раза, уменьшение в 20 раз. Точность определения координат - 3 м. Частота обновления навигационной информации - 1 Герц. Время автономной работы - 10 часов. Температурный режим от - 10 до + 70 градусов. Водонепроницаемый чехол обеспечивает нормальную работу аппаратуры в течение 30 минут при погружении на глубину до 1 м. Гарнитура позволяет оператору одновременно вести переговоры с диспетчером и слышать голосовые подсказки от навигационной электронно-картографической системы.

В состав МНСК `Тропа` входит микрокомпьютер, головная гарнитура, средства передачи данных (спутниковый терминал, портативная КВ- или УКВ-радиостанция), регистратор навигационной и телеметрической информации (РНТИ). Для удобства ношения комплекта он размещается в страховочном жилете, что обеспечивает полную свободу действий пользователя. Вес комплекта составляет 3,3 кг. Навигационная аппаратура, используемая ОАО `Оборонительные системы`, имеет сертификаты Госстандарта России.

По оценкам экспертов, МНСК `Тропа` незаменим при выполнении боевых задач спецподразделениями ФСБ и ГРУ в условиях горно-лесистой местности в Чечне. Использование данной аппаратуры позволит в любое время суток и при любой погоде осуществить точный выход к местам проведения спецопераций, а также выдавать целеуказания штурмовой авиации при нанесении ударов по местам дислокации бандформирований.

`ПЛАНШЕТ` ДЛЯ ШТАБОВ ВЫСШЕГО УРОВНЯ

В настоящее время `Оборонительными системами` на базе новейшей микроэлектроники разработаны технические и программные средства, позволяющие обеспечить контроль и безопасность перемещения людей и транспортных средств в любых районах суши и моря. Система мониторинга состоит из региональных центров различного уровня и контролируемых объектов, оснащенных специальным оборудованием. Основой регионального центра является информационно-картографическая система (ИКС) `Планшет`. Сбор обстановки о движении и состоянии контролируемых объектов происходит на рабочих местах операторов стационарных диспетчерских пунктов (региональных центров) низшего уровня или подвижных диспетчерских пунктов и передается в региональный центр для обобщения и анализа. Рабочие места диспетчеров организуются на персональных компьютерах с одним или несколькими мониторами, а также в локальной вычислительной сети. Это позволяет наблюдать одновременно в нескольких районах воздушные, морские (речные) и наземные подвижные объекты. Отображение в системе ведется одновременно на картах различных районов. Кроме этого, ИКС позволяет принимать сообщения об обстановке одновременно по различным каналам связи (Inmarsat, Global Star, Evteltracs, КВ, GSM, УКВ-conventional, УКВ-транковая связь - MPT, LTR, EDAX, TETRA, TETRAPOL, выделенным и коммутируемым каналам связи, Интернет и т.д.).

Основные задачи, решаемые ИКС `Планшет`:

прием от подвижных объектов или локальных диспетчерских пунктов навигационной и телеметрической информации с заданным периодом или по запросу;

отображение контролируемых объектов на фоне электронной карты с возможностью решения дополнительных расчетных задач;

осуществление дистанционного воздействия на работу внутренних систем подвижного объекта;

установление голосовой связи диспетчера с подвижным объектом;

ведение журнала событий, с одновременной привязкой сообщения по месту и времени;

получение информации об обстановке от других ведомств и ее отображение на фоне электронной карты;

воспроизведение сохраненной обстановки за любой промежуток времени.

Высокую оценку представленной аппаратуре дали профессионалы. Так, после ознакомления с ней начальник аэромобильного спасательного отряда МЧС России `Центроспас` Андрей Легошин заявил: `Новые разработки `Оборонительных систем` на данный момент насущны, и их надо было внедрять еще вчера`. В этой связи отметим, что некоторые системы транспортной навигации и контроля подвижных объектов в различных вариантах уже функционируют в ряде регионов России и СНГ (Москва, Краснодар, Хабаровск, Астана и др.), в частности - в интересах Управления исполнения наказаний Минюста по г. Москве.

Док. 150219
Опублик.: 26.11.02
Число обращений: 150


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``