В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Конституция Кыргызской Республики Назад
Конституция Кыргызской Республики
КОНСТИТУЦИЯ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

(В редакции Законов Кыргызской Республики от
16 февраля 1996 года N 1, 21 октября 1998 года N 134)

(Введена в действие Законом Кыргызской Республики
от 5 мая 1993 года N 1186-XII)
ГЛАВА I. КЫРГЫЗСКАЯ РЕСПУБЛИКА
Раздел 1. Общие принципы
Раздел 2. Устройство и деятельность государства
ГЛАВА II. ГРАЖДАНЕ
Раздел 1. Гражданство
Раздел 2. Права и свободы человека
Раздел 3. Права и обязанности гражданина
ГЛАВА III. ПРЕЗИДЕНТ
Раздел 1. Избрание Президента
Раздел 2. Полномочия Президента
ГЛАВА IV. ЖОГОРКУ КЕНЕШ
Раздел 1. Полномочия Законодательного собрания и
Собрания народных представителей
Раздел 2. Законодательная деятельность
ГЛАВА V. ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
Раздел 1. Правительство
Раздел 2. Местная государственная администрация
Раздел 3. Прокуратура
ГЛАВА VI. СУДЫ И ПРАВОСУДИЕ
ГЛАВА VII. МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
ГЛАВА VIII. ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ КОНСТИТУЦИИ КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Мы, народ Кыргызстана, стремясь обеспечить национальное возрождение кыргызов, защиту и развитие интересов представителей всех национальностей, образующих вместе с кыргызами - народ Кыргызстана, исходя из заветов предков жить в единстве, мире и согласии; подтверждая свою приверженность правам и свободам человека и идее национальной государственности; исполненные решимости развивать экономику, политические и правовые институты, культуру для обеспечения достойного уровня жизни для всех; провозглашая свою приверженность общечеловеческим моральным принципам и нравственным ценностям национальных традиций; желая утвердить себя среди народов мира как свободное и демократическое гражданское общество, в лице своих полномочных представителей принимаем настоящую Конституцию.


ГЛАВА ПЕРВАЯ
Раздел первый
Общие принципы

Статья 1.

1. Кыргызская Республика (Кыргызстан) - суверенная, унитарная, демократическая республика, построенная на началах правового, светского государства.
2. Суверенитет Кыргызской Республики не ограничен и распространяется на всю ее территорию.
3. Народ Кыргызстана является носителем суверенитета и единственным источником государственной власти Кыргызской Республики.
4. Народ Кыргызстана осуществляет свою власть непосредственно и через систему государственных органов на основе настоящей Конституции и законов Кыргызской Республики.
От имени народа Кыргызстана вправе выступать только избранные им Жогорку Кенеш и Президент Кыргызской Республики.
5. Изменения и дополнения в Конституцию Кыргызской Республики, законы Кыргызской Республики и иные важные вопросы государственной жизни могут выноситься на референдум (всенародное голосование). Основания и порядок проведения референдума устанавливаются конституционным законом.
6. Граждане Кыргызской Республики избирают Президента, депутатов Законодательного собрания Жогорку Кенеша и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша и своих представителей в органы местного самоуправления.
Выборы являются свободными, проводятся общим, тайным, прямым, равным голосованием. В них могут участвовать граждане, достигшие 18 лет.

Статья 2.

1. Государство и его органы служат всему обществу, а не какой-то его части.
2. Никакая часть народа, никакое объединение и никакое отдельное лицо не вправе присваивать власть в государстве. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением.

Статья 3.

1. Территория Кыргызской Республики в существующих границах неприкосновенна и неделима.
2. В целях организации государственного управления территория Кыргызской Республики делится на определяемые законом административно-территориальные единицы.

Статья 4.

1. В Кыргызской Республике признаются и защищаются государственная, коммунальная, частная и иные формы собственности.
Кыргызская Республика гарантирует разнообразие форм собственности и их равную правовую защиту.
2. Земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса, растительный и животный мир, другие природные ресурсы используются в Кыргызской Республике как основа жизни и деятельности народа Кыргызстана и находятся под особой охраной государства.
3. Земля может находиться в государственной, коммунальной, частной и иных формах собственности.
Пределы и порядок осуществления собственниками земли своих прав и гарантии их защиты определяются законом.
4. Кыргызская Республика защищает право собственности на имущество своих граждан и юридических лиц, а также их имущество и свою собственность, находящиеся на территории других государств.

Статья 5.

1. Государственным языком Кыргызской Республики является кыргызс-
кий язык.
2. Кыргызская Республика гарантирует сохранение, равноправное и свободное развитие и функционирование русского и всех других языков, которыми пользуется население республики.
3. Не допускается ущемление прав и свобод граждан по признаку незнания или невладения государственным языком.

Статья 6.

Кыргызская Республика имеет государственные символы - флаг, Герб, Гимн. Столицей Кыргызской Республики является город Бишкек.
Денежной единицей Кыргызской Республики является сом.

Раздел второй
Устройство и деятельность государства

Статья 7.

1. Государственная власть в Кыргызской Республике основывается на принципах: верховенства власти народа, представляемой и обеспечиваемой всенародно избираемым главой государства - Президентом Кыргызской Республики; разделения государственной власти на законодательную, исполнительную, судебную ветви, их согласованного функционирования и взаимодействия; ответственности государственных органов перед народом и осуществления ими своих полномочий в интересах народа; разграничения функций государственной власти и местного самоуправления.
2. В пределах полномочий, установленных настоящей Конституцией, государственную власть в Кыргызской Республике представляют и осуществляют: Президент Кыргызской Республики; Жогорку Кенеш Кыргызской Республики, состоящий из двух палат: Законодательного Собрания Жогорку Кенеша и Собрания народных представителей Жогорку Кенеша; Правительство Кыргызской Республики и местные государственные администрации; Конституционный суд, Верховный суд, Высший Арбитражный суд, суды и судьи системы правосудия.

Статья 8.

1. В Кыргызской Республике могут создаваться политические партии, профессиональные союзы и другие общественные объединения на основе свободного волеизъявления и общности интересов. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений.
2. Политические партии могут участвовать в государственных делах только в формах: выдвижение своих кандидатов для избрания в Жогорку Кенеш, на государственные должности и в органы местного самоуправления; формирования фракций в представительных органах.
3. Религия, все культы отделены от государства.
4. В Кыргызской Республике не допускается: слияние государственных и партийных институтов, а также подчинение государственной деятельности партийным программам и решениям; образование и деятельность партийных организаций в государственных учреждениях и организациях. Государственные служащие вправе осуществлять партийную деятельность вне связи со своей служебной деятельностью; членство в партиях и выступления в поддержку какой-либо политической партии военнослужащих, работников органов внутренних дел, национальной безопасности, юстиции, прокуратуры и судов; создание политических партий на религиозной основе. Религиозные организации не должны преследовать политические цели и задачи; вмешательство служителей религиозных организаций и культов в деятельность государственных органов; деятельность политических партий других государств.

Статья 9.

1. Кыргызская Республика не имеет целей экспансии, агрессии и территориальных притязаний, решаемых военной силой. Отвергает милитаризацию государственной жизни, подчинение государства, его деятельности задачам ведения войны. Вооруженные Силы Кыргызстана строятся в соответствии с принципом самообороны и оборонительной достаточности.
2. Право ведения войны, за исключением случаев агрессии против Кыргызстана и других государств, связанных обязательствами коллективной обороны, не признается. Разрешение на каждый случай перехода частей Вооруженных Сил за пределы территории Кыргызстана осуществляется решением Законодательного собрания, принятым большинством не менее двух третей от общего числа депутатов.
3. Использование Вооруженных Сил для решения внутригосударственных политических вопросов запрещается. Военнослужащие могут быть использованы для ликвидации последствий стихийных бедствий и в иных аналогичных обстоятельствах, прямо предусмотренных законом.
4. Кыргызская Республика стремится к всеобщему и справедливому миру, взаимовыгодному сотрудничеству, разрешению глобальных и региональных проблем мирным путем, соблюдает общепризнанные принципы международного права.
Действия, способные нарушить мирную совместную жизнь народов, пропаганда и разжигание межнациональной розни являются противоконституционными.

Статья 10.

1. Чрезвычайное положение в Кыргызстане может быть введено только в случаях стихийных бедствий, прямой угрозы конституционному строю, массовых беспорядков, сопряженных с насилием и угрозой жизни людей, а также при обстоятельствах и в пределах сроков, указанных в конституционном законе.
2. Чрезвычайное положение на всей территории Кыргызской Республики может ввести только Законодательное собрание, а в отношении отдельных местностей при обстоятельствах, требующих безотлагательных мер, - Президент Кыргызской Республики с незамедлительным в тот же день сообщением об этом Законодательному собранию, которое должно подтвердить акт Президента не позже трех дней.
При отсутствии такого подтверждения в указанный срок чрезвычайное положение отменяется.
3. Военное положение Кыргызской Республики может быть введено Законодательным собранием только в случае агрессии против Кыргызской Республики.
4. Не допускается перерыв заседания Законодательного собрания во время чрезвычайного и военного положения. В случае, когда заседание Законодательного собрания не проводится, а чрезвычайное положение введено
Президентом, Законодательное собрание собирается без объявления созыва не позднее следующего дня введения чрезвычайного положения.
5. Во время чрезвычайного и военного положения не допускается проведение референдумов и выборов в государственные органы, какие-либо изменения в структуре, функциях и полномочиях государственных органов, установленных Конституцией.

Статья 11.

1. Государственный бюджет Кыргызской Республики состоит из республиканского и местных бюджетов, включает в себя расходы и доходы государства. Республиканский бюджет утверждается Собранием народных представителей по представлению Правительства.
2. Доходы республиканского бюджета формируются за счет устанавливаемых законом налогов, других обязательных платежей, дохода от государственного имущества и прочих поступлений.
На территории Кыргызской Республики действует единая налоговая система. Право установления налога принадлежит Жогорку Кенешу Кыргызской Республики. Законы, устанавливающие новые налоги и ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
3. Жогорку Кенеш вправе учредить внебюджетные целевые финансовые фонды. Источниками поступления во внебюджетные фонды могут быть привлеченные средства.
4. Отчет об исполнении республиканского бюджета и внебюджетных
фондов утверждается Жогорку Кенешем.

Статья 12.

1. Конституция имеет высшую юридическую силу и прямое действие в Кыргызской Республике.
2. На основе Конституции принимаются законы и другие нормативные акты.
3. Ратифицированные Кыргызской Республикой межгосударственные договоры и иные нормы международного права являются составной и непосредственной действующей частью законодательства Кыргызской Республики.

Док. 150131
Опублик.: 21.11.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``