В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект) Назад
Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект)
Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект)
Редакционный совет:
Александров Ю. К. (член правления общественной организации `Новый Дом`, консультант Нью-Йоркского института здравоохранения) - руководитель; Зайцев И. Н. (генеральный директор издательства `Права человека`); Пономаренко О. И. (директор программ Нью-Йоркского института здравоохранения); Клименко С. К. (старший прокурор Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ, старший советник юстиции, кандидат юридических наук); Полозюк В. Л. (заместитель начальника Управления по воспитательной работе с осужденными ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.); Кудиненко В. А. (кандидат психологических наук, полковник запаса); Чуб. А. В. (кандидат юридических наук, полковник юстиции); Дебольский М.Г. (кандидат психологических наук, начальник отдела психологической службы ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.)
Издание осуществлено общественной организацией `Новый Дом`
при поддержке Европейской комиссии в рамках
Европейской инициативы в области демократии и прав человека
109028, Москва, Певческий пер., 2/10
Только для бесплатного распространения.
Рецензенты:
А.В.Гаврилин, доктор педагогических наук, профессор, действительный член АПСН, заведующий кафедрой педагогики и психологии Владимирского областного института усовершенствования учителей;
С.Х.Шамсунов, заместитель начальника ГУИН Минюста России, генерал-майор внутренней службы.
Андреев Н.А., Морозов В.М., Ковалев О.Г., Дебольский М.Г., Морозов А.М.
Ресоциализация осужденных в пенитенциарных учреждениях ФРГ (социально-психологический аспект): Учеб. пособие. - М.: `Права человека`, 2001. - 182 с.
В данном учебном пособии на примере земли Северный Рейн-Вестфалия раскрывается система исполнения уголовных наказаний в ФРГ. Основное внимание уделено организации социальной и психологической работы с осужденными.
Предназначено для курсантов и слушателей учебных заведений Министерства юстиции Российской Федерации. Может представлять интерес для преподавателей, научных сотрудников, адъюнктов и соискателей, а также для практических работников УИС.
оглавление
Введение 4
Глава 1. Особенности исполнения уголовных наказаний в ФРГ
(на примере земли Северный Рейн-Вестфалия) 8
Глава 2. Организация социальной работы
с правонарушителями 22
Глава 3. Организация деятельности психологической службы 54
Заключение 72
Описание материалов, представленных в приложениях 73
Приложения 75
Библиографический список 179
ВВЕДЕНИЕ
Проблема наказания людей, нарушающих закон, волнует человечество с давних пор.
Система исполнения уголовных наказаний в России находится в стадии реформирования. На наш взгляд, проводимая реформа должна качественно изменить сами подходы к исполнению наказаний. Система исполнения уголовных наказаний должна стать более открытой, менее формализованной, а главное - ориентированной на решение основной задачи: исправление осужденных и полноценное их включение в жизнь общества после отбытия наказания. Любой положительный опыт обращения с осужденными следует внедрять в практику работы в настоящее время, а не тогда, когда уже сложится определенная пост-реформенная ситуация в исполнении наказания.
Однако в условиях лишения свободы, в изоляции от общества, личность осужденного претерпевает значительные изменения, в результате которых наибольшую значимость для него приобретают ценности, обеспечивающие индивидуальное, как бы внесоциальное, существование, а ценности, отображающие деятельностную и социальную сущность человека, уходят на второй план. Этот факт подтверждается многочисленными исследованиями как зарубежных, так и отечественных ученых. Осужденный по окончании срока наказания снова попадает в общество, законы которого он должен соблюдать, но в силу ряда причин не всегда в состоянии им следовать, так как у него затруднена социальная адаптация. Именно поэтому на первый план в работе учреждений, исполняющих уголовные наказания, выдвигается проблема ресоциализации осужденных. Хотя эта проблема и нашла определенное освещение в научных публикациях Ю.М. Антоняна, Ю.А. Алферова, В.И. Дробышева, А.И Зубкова, С.А. Лузгина, А.В. Пищелко, В.М. Позднякова, М.П. Стуровой, В.Е. Южанина и других авторов, но ей еще не уделялось должного внимания. Это произошло, во-первых, потому, что нет единства в трактовке понятия `ресоциализация`, во-вторых, представления о ресоциализации правонарушителей в местах лишения свободы оказались как бы встроенными в систему привычных оценок, посредством которых традиционно характеризуются сущность и содержание деятельности по исправлению преступников.
В то же время включение бывшего осужденного после его освобождения в обычные условия жизни общества является единственным вариантом определения эффективности работы учреждений, исполняющих наказания, позволяющим точно определить значимую общественную направленность их деятельности. Под ресоциализацией осужденных следует понимать длительный процесс, имеющий в своей основе сложный комплекс психолого-педагогических, экономических, медицинских, юридических и организационных мер, направленных на формирование у каждого осужденного способности и готовности к включению после отбытия наказания в обычные условия жизни общества.
Таким образом, ресоциализация определяет основные направления деятельности исправительных учреждений. Она предполагает усвоение элементарных норм, ценностей и знаний, необходимых и достаточных для того, чтобы быть включенными в жизнь общества. Это поможет осужденному на первых порах более или менее успешно справляться с необходимым количеством ролей в обычных условиях жизни общества, а в перспективе будет служить основной базой для восстановления соответствующего объема функций нормального члена общества. В то же время она предъявляет конкретные требования к условиям отбывания наказаний. Они должны быть достаточными, по крайней мере, для того, чтобы осужденный не утрачивал умений и навыков поведения, практикуемого в обычных условиях жизни общества. Учет этого требования позволяет преодолеть существенный недостаток в идеологии воспитания, которая на протяжении многих лет мирилась с существующими в местах лишения свободы условиями, затрудняющими эффективную организацию педагогического процесса.
Для объективного научного освещения характера процесса ресоциализации следует определить его задачи. К ним могут быть отнесены: повышение общеобразовательного уровня осужденных, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, охрана здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждениях, нейтрализация негативных социально-психологических явлений, свойственных концентрированной среде правонарушителей, избыточного привыкания к условиям изоляции от общества, обеспечение возможности и оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, подготовка к освобождению. Это лишь приблизительный перечень задач, объем которого на самом деле более значителен. Он включает в себя также задачи формирования у осужденных знания требований, предъявляемых к членам общества, осознания изменения социальной установки, тренировку правопослушного поведения в условиях обычного общежития, выявление несформированных (неразвитых) способностей и т.д. К числу задач процесса ресоциализации следует отнести и осуществление лечебной деятельности, оказание психологической и социальной помощи осужденным в период их пребывания в учреждениях, исполняющих наказания.
В настоящее время в России насчитывается более 730 исправительных колоний, 63 воспитательные колонии для содержания несовершеннолетних преступников, 178 следственных изоляторов и 13 тюрем. Во всех этих учреждениях содержится свыше миллиона осужденных и лиц, находящихся под стражей. Россия стоит на одном из первых мест в мире в расчете на 100 тысяч человек населения по количеству лиц, находящихся в местах заключения. Вместе с тем идея ресоциализации преступников становится ведущей в коренной перестройке деятельности пенитенциарных учреждений. В этом направлении уже предприняты определенные организационные и законодательные инициативы. Так, отменены запреты, разрывающие социальные связи, сняты ограничения в переписке, отменены такие взыскания, как лишение осужденных свиданий с близкими родственниками. В целях оказания квалифицированной помощи и для проведения психологической подготовки к жизни на свободе в исправительных учреждениях введены должности психологов. Однако сложность проблем, стоящих перед практикой исполнения наказаний, заставляет вести речь не о частных коррективах в работе уголовно-исполнительной системы, а о формировании новых подходов, новой идеологии и механизмов правового регулирования.
Законодательные инициативы Минюста России по гуманизации уголовной и уголовно-исполнительной политики, одобренные Президентом Российской Федерации, были поддержаны Государственной Думой и Советом Федерации. Реализация Федерального закона (ФЗ-25 от 9 марта 2001 года) повлечет за собой серьезные изменения в уголовной и уголовно-исполнительной политике государства.
В соответствии с изменениями, внесенными в УК Российской Федерации, значительно сократится `население` учреждений УИС. В результате отнесения неосторожных деяний к преступлениям небольшой и средней тяжести лица, их совершившие, будут направляться для отбывания наказания в виде лишения свободы в колонии-поселения. Это позволит снизить наполняемость исправительных колоний общего режима. Законом снижены сроки, после фактического отбытия которых осужденный может быть представлен к условно-досрочному освобождению.
До шести месяцев ограничены сроки содержания под стражей во время рассмотрения дела в суде.
Страны Европейского содружества, членом которого стала Россия, уже накопили достаточный опыт ресоциализации преступников, отбывавших наказания в виде лишения свободы. Несмотря на национальные и другие особенности, их опыт позволит сэкономить время и избежать ошибок в перестройке деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания, учесть свои местные условия и разработать, возможно, более эффективную российскую систему ресоциализации лиц, преступивших закон и находящихся в местах лишения свободы.
Российская Федерация не может существовать вне рамок экономического и политического сотрудничества со странами Европы. Поэтому естественно, что и в исполнении уголовных наказаний может быть использован опыт западноевропейских стран. Одной из них является Германия. Ее система обращения с преступниками по многим направлениям сходна с российской. Тем более что в 1999 году начала реализовываться программа Совета Европы `Партнерство на уровне пенитенциарных систем`, в соответствии с которой 2 тюрьмы федеральной земли Северный Рейн-Вестфалия (ФРГ) стали сотрудничать с двумя учреждениями, исполняющими наказания, во Владимирской области. Это Владимирская тюрьма строгого режима для взрослых правонарушителей и Судогодская воспитательная колония для содержания несовершеннолетних преступников. В уголовно-исполнительных учреждениях ФРГ, так же как и в российских, основными средствами, способствующими ресоциализации преступников, являются общеобразовательное и профессиональное обучение и производительный труд. В то же время существуют значительные различия не только в содержании осужденных, но и в решении других проблем, среди которых особое место занимает социальная работа с осужденными, требующая тщательного изучения. Авторы пособия имели возможность детально изучить организацию социальной и психологической работы в тюрьмах ФРГ: германской стороной был проведен специальный семинар, посвященный этой теме. Данное учебное пособие знакомит с системой, структурой, другими особенностями содержания осужденных в тюрьмах ФРГ, дает представление об организации социальной и психологической работы с ними.

Док. 150026
Опублик.: 18.11.02
Число обращений: 304


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``