В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний (сборник) Назад
Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний (сборник)
Актуальные проблемы исполнения уголовных наказа-ний (сборник)
Редакционный совет:
Александров Ю. К. (член правления общественной органи-зации `Новый Дом`, консультант Нью-Йоркского института здравоохранения) - руководитель; Зайцев И. Н. (генеральный директор издательства `Права человека`); Пономаренко О. И. (директор программ Нью-Йоркского института здравоохране-ния); Клименко С. К. (старший прокурор Главного следственно-го управления Генеральной прокуратуры РФ, старший советник юстиции, кандидат юридических наук); Полозюк В. Л. (замести-тель начальника Управления по воспитательной работе с осуж-денными ГУИН МЮ РФ, полковник вн. сл.); Кудиненко В. А. (кандидат психологических наук, полковник запаса); Чуб. А. В. (кандидат юридических наук, полковник юстиции)

Издание подготовлено и осуществлено общественной органи-зацией `Новый Дом` и УВРО ГУИН Минюста России
в рамках швейцарской программы поддержки и развития
российских правозащитных организаций,
реализуемой при содействии ассоциации
`Дорога Свободы` (Женева).

Настоящий сборник предназначен в первую очередь для начальников отрядов исправительных и воспита-тельных учреждений уголовно-исполнительной системы России. В сборник включен ряд проблемных статей, нормативных документов и методических рекоменда-ций, необходимых в повседневной работе сотрудников воспитательных аппаратов.
ББК 67.00
Только для бесплатного распространения.
СОДЕРЖАНИЕ
Проблема
В.И. Хомлюк. Ключевая задача    6
С.А. Пашин. Кодекс для невиновных    13
Г. Целмс, Ю. Александров. Амнистия - любимая игрушка диктаторов    17
О.Г. Ковалев. Психологические особенности осужденных-суицидентов    26
В.С. Гойса. Практика работы администрации исправительных учреждений по обеспечению личной безопасности
при исполнении наказаний    31
В.Н. Борисов. О помиловании осужденных    39
Г. Целмс, Ю. Александров. Законы зоны бесчеловечны.
И те, что установили воры, и те, что приняли
законодатели    44

Официальный раздел
Проект Федерального закона `О внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений
и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы`    62
Пояснительная записка к проекту Федерального закона
`О внесении в некоторые законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений по вопросам уголовно-исполнительной системы`    77
Постановление Правительства Российской Федерации
от 1 февраля 2000 г. No 89 `Об утверждении перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих
в уголовно-исполнительную систему`    84
Концепция воспитательной работы с осужденными
в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы    86
План мероприятий по реализации Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы
(на период 2000-2005 г.г.)    95
Соглашение о взаимодействии Министерства образования Российской Федерации и Министерства юстиции
Российской Федерации по вопросам профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных
к лишению свободы    104
Положение о порядке организации получения основного
общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы
в исправительных колониях и тюрьмах    107
Инструкция по организации начального профессионального образования осужденных в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы    112
Положение о порядке формирования и деятельности самодеятельных организаций осужденных
в исправительной колонии уголовно-исполнительной
системы Министерства юстиции Российской
Федерации    117
Рекомендации по отбору и представлению администрацией исправительного учреждения осужденных к переводу
в колонию-поселение    129
Инструкция о порядке представления осужденных к лишению свободы к условно-досрочному освобождению или замене неотбытой части наказания более мягким видом
наказания    134
Приказ Минюста России от 14 апреля 2000 г. No 133
`Об освобождении от отбывания наказания осужденных
к лишению свободы в связи с тяжелой болезнью`
(с приложениями)    142
Методические рекомендации
Профилактика употребления спиртных напитков
и веществ на токсической основе (методические рекомендации ГУИН Минюста России
по Свердловской области)    154
О порядке подготовки и рассмотрения документов
при применении мер взысканий к осужденным,
организация их исполнения, учета.
Статистическая отчетность по форме 15-ИУ
(методические рекомендации ГУИН Минюста России
по Новосибирской области)    162
Перевод осужденных в различные условия отбывания
наказания.    179
Методические рекомендации ВНИИ МВД России
по организации работы с лицами, которым высшая мера уголовного наказания в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы.    188
Практикам на заметку
Программа исправительного воздействия и подготовки осужденного к освобождению    205

Адреса опыта
Опыт работы учреждения ЮЛ-290/35 УИН Минюста России
по Республике Хакасия по организации воспитательного процесса с осужденными    212
Эффективные формы воспитательной работы учреждения
ОН-55/4 УИН Минюста России по Тверской области
по склонению осужденных к явке с повинной    221
Из опыта ГУИН Минюста России по Новосибирской области
по организации контроля за представлением отчетности    229

ПРОБЛЕМА
Реформирование уголовно-исполнительной системы потре-бовало нового осмысления практики и теории исправления осу-жденных, внесения соответствующих изменений в содержание воспитательной работы с ними. Особое внимание сегодня уделя-ется поиску новых и использованию традиционных форм и мето-дов воспитательного воздействия на осужденных, внедрению положительного отечественного и зарубежного опыта, науч-ных рекомендаций.
Все это обусловило необходимость подготовки Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформиро-вания УИС.
Начальник Управления по воспитательной работе с осуж-денными ГУИН Минюста России полковник внутренней службы Владимир Иванович Хомлюк в своем интервью, опубликованном в No 8 за 2000 г. журнала `Преступление и наказание`, охарак-теризовал основные положения этого документа, а также рас-сказал о приоритетах в воспитательной работе с осужденными на нынешнем этапе реформирования.


Ключевая задача

В.Х. - Наш выдающийся ученый-пенитенциарист Николай Алексеевич Стручков говорил: `Гуманизм по отношению к пре-ступнику не блажь, а императив обновляющегося общества`. Этот тезис в наше время взят на вооружение. Сегодня в воспита-тельной работе с осужденными большое внимание уделяется ис-пользованию потенциала общественных и религиозных органи-заций, положительного влияния родственников на осужденных, восстановлению социально полезных связей. Осужденным пре-доставлены дополнительные возможности для повышения обра-зовательного уровня, в том числе и получения высшего образова-ния, основания новых профессий с учетом потребностей рыноч-ной экономики. Необходимо создать условия и для того, чтобы осужденный смог трудоустроиться после освобождения. Мы счи-таем, что эти меры - необходимые элементы одного воспита-тельного процесса. Поскольку желание исправиться, как справед-ливо заметил один из зарубежных пенитенциаристов, возникает лишь тогда, когда человек видит выход `из печального положе-ния к более радостному`.

Вопрос: Какие формы воспитательной работы с осужден-ными вам представляются наиболее эффективными?
В.Х. - Произошедшие в стране социально-экономические преобразования, гуманизация уголовно-исполнительного законо-дательства, реформирование УИС, а кроме того, и накопившиеся проблемы в деятельности учреждений настоятельно требуют применения новых, в том числе и нетрадиционных, подходов к организации воспитательной работы с осужденными, поиска пу-тей повышения ее эффективности.
С учетом изменения состояния, структуры и динамики пре-ступности из всех форм проведения воспитательной работы (мас-совых, групповых, индивидуальных) приоритет отдается индиви-дуальной форме работы, которая обеспечивает дифференциро-ванный подход к каждому осуждённому с учётом степени его общественной опасности и социально-педагогической запущен-ности.
В этих условиях объективно возрастает роль отрядной систе-мы как первичного звена управления осужденными в профилак-тике правонарушений и поддержании правопорядка в учрежде-ниях. Именно в отряде в конечном счете реализуются все меры, направленные на воспитание осужденных.
Руководители ряда территориальных органов УИС, в их числе Бояринев Г.П. (Р. Хакасия), Жарков И.Д. (Свердловская обл.), Плешков А.П. (Новосибирская обл.), Побудилин М.М. (Белго-родская обл.), Сазонов В.Ф. (Самарская обл.), Суровцев В.А. (Орловская обл.), Шаешников В.К. (Красноярский край), Шос-так Л.Г. (Саратовская обл.) и другие уже давно и серьезно зани-маются решением проблем отрядного звена. Несмотря на финан-совые и кадровые трудности, они изыскивают возможности по его организационно-штатному укреплению и стабилизации про-фессионального ядра. Должен сказать, что вышеназванные руко-водители не останавливаются на достигнутом и продолжают по-иск новых, более эффективных форм и методов воспитательного воздействия на осужденных.
В Орловской области продолжается апробирование модели организации социальной работы в отряде. Первая группа обу-чающихся в Рязанском институте права и экономики Минюста России уже прошла стажировку в исправительных учреждениях Орловской области.
Должен заметить, что основные направления совершенство-вания воспитательного процесса изложены в утвержденной не-давно Концепции воспитательной работе с осужденными в усло-виях реформирования УИС.

Вопрос: Кто принимал участие в ее разработке?
В.Х. - В соответствии с указанием заместителя Министра юс-тиции Российской Федерации Ю.И. Калинина была создана рабо-чая группа, в состав которой вошли заместители начальника ГУ-ИН Минюста России генералы А.И. Зубков, С.Х. Шамсунов, со-трудники нашего управления, ученые НИИ УИС, представители профессорско-преподавательского состава РИПЭ, практические работники.
Разработанный рабочей группой проект Концепции в январе был направлен во все территориальные органы, научно-исследовательские и учебные заведения УИС, Академию управ-ления МВД России. Кроме того, проект Концепции обсуждался на региональных семинарах сотрудников территориальных орга-нов УИС в Орле и Екатеринбурге, на встрече за `круглым сто-лом` представителей ГУИН, НИИ УИС и руководящих работни-ков ряда учреждений, ветеранами в РИПЭ Минюста России. В результате изучения и анализа мнений, высказанных в ходе разного рода обсуждений, этот программный документ был дора-ботан и представлен на утверждение руководству Министерства юстиции. Двадцатого апреля Концепция воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС была утвер-ждена.
Пользуясь случаем, хотел бы выразить благодарность доктору юридических наук, профессору Михаилу Григорьевичу Деткову, кандидату философских наук Владимиру Ивановичу Позднякову, кандидату педагогических наук, доценту Сергею Александровичу Лузгину, доктору педагогических наук, профессору Маргарите Павловне Стуровой, старшему научному сотруднику НИИ УИС Минюста России Николаю Николаевичу Барановскому, приняв-шим самое активное участие в подготовке этого важнейшего для нас документа.

Вопрос: Расскажите, пожалуйста, об основных положени-ях Концепции?
В.Х. - Для нас очень важно, что воспитательная работа с осу-жденными рассматривается в ней как предмет профессиональной деятельности всех сотрудников УИС, осуществляющих с учетом родственников осужденных, общественности, иных лиц и орга-низаций, а также самодеятельных формирований осужденных.
Сохраняя преемственность традиционных подходов к органи-зации воспитательной работы, новый документ содержит ряд по-ложений, которые позволят реализовать потенциальные возмож-ности, связанные с функционированием отрядной системы в ус-ловиях реформирования УИС Минюста России, развитием пси-хологической службы и усилением социальной работы среди осужденных.
В нем впервые дано определение понятия воспитательной ра-боты, сформулированы ее основополагающие принципы.
Концепцией также предусматривается поиск оптимальной структуры отрядной системы; педагогизация и психологизация процесса исполнения наказаний; решение задач исправления осужденных и подготовки их к жизни на свободе; совершенство-вание системы общего и профессионального образования осуж-денных; создание стабильного квалифицированного профессио-нального ядра сотрудников, специально подготовленных к про-ведению воспитательной работы; нормативное и научно-методическое обеспечение их деятельности; разработка рекомен-даций по дифференцированному воздействию на различные кате-гории осужденных.

Вопрос: Как будет происходить реализация положений Концепции?
В.Х. - Весь период ее реализации состоит из трех основных этапов. На первом этапе, который будет проводится в течение 2000-2001 годов, будут подготовлены методические рекоменда-ции по реализации основных направлений совершенствования воспитательной работы с осужденными и учебное пособие для работников УИС, а также типовые программы воспитатель-ной работы с различными категориями осужденных (несовер-шеннолетними, женщинами, ВИЧ-инфицированными, а также содержащимися в исправительных колониях различных видов режима).
На втором этапе - 2002-2003 годы - будет осуществляться реализация на практике типовых программ воспитательной ра-боты, начнут апробироваться механизмы совершенствования управления отрядной системой, отрабатываться различные формы и методы исправительного воздействия на осужденных. В штаты учреждений УИС будут вводиться специалисты новой квалификации - социальные работники. Начнется подготовка основ для ведения воспитательной работы в условиях исполнения предусмотренных законом видов наказания (арест, ограничение свободы).
На третьем этапе - 2004-2005 годы. В это время закрепляются положительные результаты, полученные в ходе реализации ос-новных положений Концепции. Начнется разработка соответст-вующей нормативной базы. Будут вноситься дополнения и изме-нения в действующее законодательство, готовятся выводы и за-ключения по итогам реализации Концепции, вырабатываются предложения по дальнейшему совершенствованию воспитатель-ной работы с осужденными в учреждениях уголовно-исполнительной системы.
Начало работе уже положено. Издан приказ ГУИН Минюста России, в котором поставлены задачи начальникам управлений центрального аппарата, территориальных органов, научных и об-разовательных учреждений УИС по выполнению положений Концепции. Состоялось оперативное совещание при начальнике Главка по обсуждению и принятию необходимых мер, связанных с ее реализацией.

Вопрос: Может быть, этот вопрос прозвучит несколько некорректно. Однако хотелось бы понять - так ли уж необхо-димо было именно сейчас заниматься разработкой такого до-кумента...
В.Х. - Можно, конечно, задать вопрос: `А стоило ли затрачи-вать столько усилий на выработку Концепции? Нужна ли она во-обще? Ведь это не методика работы, которую можно сразу ис-пользовать на практике, а лишь система принципов...` На такого рода вопросы можно ответить словами Гете: `Всякого рода бес-принципная деятельность приводит к банкротству`. И поэтому мы считаем, что Концепция, отражающая систему взглядов, принципов и приоритетов, определяющих пути и способы орга-низации воспитательной работы с осужденными, необходима. Управлением сделаны первые шаги по ее осуществлению: разра-ботан и утвержден руководством Главка план мероприятий по реализации сформулированных в Концепции положений, плани-руем в этом году подготовить методические рекомендации по совершенствованию воспитательной работы и учебное пособие, в котором будут разъяснены и конкретизированы основные кон-цептуальные подходы.

Вопрос: В чем Вы видите залог успешной работы по реа-лизации таких важных начинаний?
В.Х - Мы понимаем, что предстоит сложная и напряженная работа, успех которой во многом зависит от того, какие люди бу-дут ее выполнять. Глубоко убежден, что сегодня работа по ис-правлению осужденных требует специалистов, которые смогут преодолеть любой психологический барьер, разбить лед непони-мания, организовать воспитательный процесс на основе взаимно-го доверия. Знаменитый психолог С.Л. Рубинштейн говорил: `Вступая в борьбу с недостатками человека, надо искать себе со-юзника в нем самом`. Вместе с тем у нас много остается про-блем, связанных с обеспечением УИС квалифицированными кад-рами, способными на профессиональном уровне вести воспита-тельный процесс. `Чем больше в нашей системе будет талантли-вых, высоконравственных сотрудников-профессионалов своего дела, тем больше оступившихся людей вернутся в общество дос-тойными гражданами`, - сказал в своем выступлении на недавно прошедшем в Саратове международном семинаре по морально-этическим аспектам деятельности сотрудников исправительных учреждений руководитель УИС, заместитель Министра юстиции Российской Федерации Ю.И. Калинин.
Воспитать таких сотрудников, вооружить их надеждой мето-дической и нормативной базой - наша ключевая задача, успеш-ному решению которой призвана помочь реализация положений Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования УИС.
Вот уже который год Государственная Дума РФ не может принять новый Уголовно-процессуальный кодекс, который бы отвечал всем тем изменениям, которые произошли в России с начала перестройки. Тот кодекс, который действует в России в настоящее время (УПК РСФСР), создавался во времена комму-нистического тоталитаризма и, соответственно, не является, да и не может являться, законом, соответствующим мировым демократическим нормам. Кроме того, в УПК РСФСР внесено огромное количество изменений, а ряд его статей признаны не-соответствующими Конституции РФ. Предлагаемая ниже статья С.А. Пашина, одного из основоположников судебной ре-формы в России, рассказывает о том, что из себя представляет проект нового Уголовно-процессуального кодекса.

С.А. Пашин
судья Московского городского суда,
кандидат юридических наук


Кодекс для невиновных

Док. 150019
Опублик.: 18.11.02
Число обращений: 210


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``