В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правовое положение подозреваемых и обвиняе-мых, содержащихся под стражей. Назад
Правовое положение подозреваемых и обвиняе-мых, содержащихся под стражей.
Правовое положение подозреваемых и обвиняе-мых, содержащихся под стражей. - М.: `Права чело-века`, 2000. - 204 с.
Андреев В.Н.
В монографии в историко-правовом аспекте рас-сматривается правовое положение подозреваемых и обвиняемых, к которым применена уголовно-процессуальная мера пресечения - заключение под стражу, предлагаются правовые и некоторые органи-зационные меры, гарантирующие соблюдение прав и свобод подозреваемых и обвиняемых, обосновывает-ся необходимость создания новой отрасли права и науки - `стражного права`.

Издание адресовано законодателям, практическим и научным работникам правоохранительных органов, судьям, адвокатам, студентам, аспирантам и преподавателям юридических вузов.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение    5
Глава I. Характеристика прав, свобод и обязанностей
подозреваемых и обвиняемых    11
&sесt; 1. Конституционные права и свободы    11
&sесt; 2. Специальные права гражданского свойства    23
Право трудиться     23
Право заниматься самообразованием    31
Право на медицинское обеспечение    40
Право отправлять религиозные обряды...    44
Право обращаться с предложениями,
заявлениями и жалобами    45
Право на свидание с защитником    49
&sесt; 3. Специальные права режимного свойства    50
Право иметь при себе личные вещи и другое имущество    50
Право на переписку    55
Право на свидание с родственниками и иными лицами    58
Право на получение передач (посылок) и денежных переводов    63
Право на общение с другими подозреваемыми
и обвиняемыми    66
Право на материально-бытовое обеспечение    72
Право на получение бесплатного питания    82
Право на приобретение (покупку) продуктов питания,
предметов и вещей    86
Право на прогулку    89
&sесt; 4. Юридические обязанности
подозреваемых и обвиняемых    92
Глава II. Правовое обеспечение прав и свобод
содержащихся под стражей подозреваемых
и обвиняемых    103
&sесt;1. Правовые гарантии прав и свобод
подозреваемых и обвиняемых    103
&sесt;2. Совершенствование правового регулирования
прав и свобод подозреваемых и обвиняемых    133
&sесt; 3. Стражное право как отрасль права и как наука    160
Заключение    175
Приложение 1.
Проект федерального закона
`О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений , гарантирующих права
и свободы содержащихся под стражей подозреваемых
и обвиняемых в совершении преступлений`    192

ВВЕДЕНИЕ

В комплексе естественных прав человека, обязательных к со-блюдению в правовом государстве, важнейшими, наряду с пра-вом на жизнь, являются права на свободу и личную неприкосно-венность . Выступая в качестве основного гаранта прав и свобод граждан, Конституция Российской Федерации допускает воз-можность их ареста, заключения под стражу и содержания под стражей только по судебному решению (ч. 2 ст. 22). До судебно-го решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов .
Правовые основания лишения свободы лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, в связи с примене-нием к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу, предусмотрены Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР.
Заключение под стражу рассматривается законодателем в ка-честве правовой формы нарушения неприкосновенности лично-сти, которая влечет за собой существенное ограничение прав и свобод арестованных. Поэтому применение этой меры пресече-ния допускается не иначе как на основании судебного решения или с санкции прокурора (ст. 11 УПК РСФСР). При этом законо-датель выдвигает ряд других оснований и условий, ограничи-вающих ее применение (ст. 96 УПК РСФСР).
Так, лицо, производящее дознание, следователь, прокурор и суд вправе применить заключение под стражу (наряду с другими мерами пресечения) при наличии достаточных оснований пола-гать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу, или будет заниматься преступной деятель-ностью (ст. 89 УПК РСФСР). Заключение под стражу применяет-ся по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года, и только в исключительных случаях эта мера пресечения может быть применена по делам о преступлениях, за которые законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок не свыше одного года. К ограниченному кругу лиц, обвиняемых в совершении преступлений, предусмотренных перечнем статьи 96 УПК РСФСР, заключение под стражу может быть применено по мотивам одной лишь опасности преступления.
Прежде чем дать санкцию на арест, прокурор обязан тща-тельно ознакомиться со всеми материалами, содержащими осно-вания и условия для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого, а не-совершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого - во всех случаях (ст. 11, 96 УПК РСФСР).
Лицо, подвергнутое аресту, имеет право на обжалование и судебную проверку законности и обоснованности содержания под стражей.
Эти и другие предусмотренные законом меры призваны за-щитить от неосновательного нарушения конституционные права на свободу и личную неприкосновенность человека и граждани-на, исключить возможность применения самой строгой меры пресечения без достаточных к тому оснований.
Тем не менее их нельзя назвать исчерпывающими. По сведе-ниям бывшего министра юстиции П.В. Крашенинникова, еже-годно из следственных изоляторов освобождается до суда по разным основаниям (прекращение уголовного дела, изменение меры пресечения) до 125 тысяч человек . В результате за период только недельной проверки следственных изоляторов в декабре 1999 г. прокурорские работники освободили из-под стражи 972 че-ловека .
Из содержания статьи 89 УПК РСФСР следует, что законода-тель рассматривает заключение под стражу в качестве средства для пресечения возможной и действительной противоправной деятельности подозреваемых и обвиняемых, а также для обеспе-чения исполнения приговора суда. Цель применения этого сред-ства трактуется как пресечение, предупреждение, нейтрализация и искоренение противодействия подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений уголовному процессу, а в ряде случаев - обеспечение тех или иных задач уголовного судопро-изводства . В то же время в ряде статей кодекса речь идет о со-держании под стражей (ст. 961, 962, 97 УПК).
Как уже отмечалось, Конституция РФ также дифференцирует арест, заключение под стражу и содержание под стражей . С процессуальной точки зрения между заключением под стражу и содержанием под стражей нет существенной разницы. И в том и в другом случае речь идет о применении соответствующей меры пресечения.
Заключение под стражу и содержание под стражей имеют общее правовое основание, которым является до приведения уго-ловно-процессуального законодательства в соответствие с поло-жениями Конституции РФ постановление следователя или поста-новление лица, производящего дознание, санкционированное прокурором, постановление прокурора либо приговор, определе-ние или постановление суда об избрании в качестве меры пресе-чения заключения под стражу, вынесенные в соответствии с УПК РСФСР. Вместе с тем, с позиции исполнения процессуального решения лица или органа, в производстве которых находится уголовное дело, о применении указанной меры пресечения, меж-ду заключением под стражу и содержанием под стражей имеются существенные различия.
Прежде всего, заключению под стражу и содержанию под стражей предшествуют различные юридические факты: в первом случае уже упомянутое судебное решение либо вынесение лицом или органом, в производстве которых находится уголовное дело, постановления о применении заключения под стражу, а во вто-ром - арест (задержание, взятие под стражу) лица, в отношении которого применено задержание по подозрению в совершении преступления (ст. 122 УПК РСФСР) или мерой пресечения из-брано заключение под стражу (ст. 89 УПК РСФСР). Временной промежуток между ними может оказаться достаточно продолжи-тельным. Кроме того, это два различных вида деятельности, на основе которой формируются соответствующие правоотношения субъектов.
Имеются различия и в конкретных целях указанных видов деятельности. Заключение под стражу преследует исключитель-но процессуальные цели, связанные с применением соответст-вующей меры пресечения , в то время как содержание под стра-жей направлено на обеспечение установленного законом режима в местах содержания под стражей, что, как будет показано ниже, выходит за рамки уголовного процесса. И наконец, указанные пра-воотношения регламентируются различными отраслями права.
В качестве мест содержания под стражей Федеральный закон `О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со-вершении преступлений` (ст. 7) предусматривает следственные изоляторы (СИЗО) уголовно-исполнительной системы Мини-стерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации, изоляторы временного со-держания подозреваемых и обвиняемых (ИВС) органов внутрен-них дел и пограничных войск Российской Федерации, гауптвахты Министерства обороны Российской Федерации, а также допуска-ет использование для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых учреждений уголовно-исполнительной системы (УИС) Минюста России, исполняющих наказания.
В случаях, когда задержание по подозрению в совершении преступления осуществляется в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР капитанами морских судов, находящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных связей с зимовками, подозре-ваемые содержатся в помещениях, которые определены указан-ными должностными лицами и приспособлены для этих целей.
За последнее десятилетие правовое положение лиц, заклю-ченных под стражу, претерпело серьезные изменения. Конститу-ция Российской Федерации 1993 г., Закон о содержании под стражей, другие федеральные законы, основываясь на междуна-родных правовых принципах и нормах, значительно расширили права граждан и усилили их гарантии, в том числе и в отношении указанных лиц. Места содержания под стражей стали более от-крытыми для общественного контроля. Передача УИС из МВД России в ведение Минюста России предусматривает ее глубокую реорганизацию на гуманистических началах, которая должна за-тронуть и следственные изоляторы.
В то же время за указанный период в связи с финансово-экономическим кризисом в стране и ростом организованной пре-ступности (и как следствие - количества арестованных) матери-ально-бытовые условия содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в СИЗО Минюста России и ИВС органов внутрен-них заметно ухудшились и характеризуются массовым наруше-нием их прав . Уголовно-исполнительная система в составе Минюста сталкивается с теми же (прежде всего финансовыми) проблемами обеспечения прав заключенных под стражу и осуж-денных, что и ранее, находясь в МВД, что заметно тормозит ре-форму .
Такая ситуация может устраивать только тех оперативных работников, дознавателей и следователей, ведущих уголовные дела, которые не отличаются высоким профессионализмом, гра-жданской ответственностью и используют нечеловеческие усло-вия содержания под стражей как средство оказания психологиче-ского давления на подозреваемых и обвиняемых с целью получения признаний. Она не адекватна процессуальным услови-ям и целям применения в качестве меры пресечения заключения под стражу, не отвечает букве и духу уголовно-процессуального законодательства.
Историко-правовой анализ порядка и условий содержания под стражей в различные периоды отечественной истории пока-зывает тесную связь правового положения лиц, содержащихся под стражей, с социально-политической и экономической обста-новкой в обществе .
Как правило, в периоды революций, демократических преоб-разований заключенные под стражу, как и другие граждане Рос-сии, получали больше прав и свобод. В следовавшие за тем пе-риоды спада общественно-политической активности органы власти принимали меры по восстановлению нарушенного поряд-ка работы государственных институтов, принявших на себя удар революционных или перестроечных преобразований. Нередко процесс этот был связан с наступлением на права и свободы гра-ждан, с ликвидацией ряда демократических завоеваний. Одно-временно ограничивались права арестованных, ожесточался ре-жим содержания под стражей.
Аналогичное явление наблюдается и в настоящее время. По-этому сейчас как никогда важно не допустить отступления от де-мократических принципов и завоеваний перестройки 1985 - 1991 гг., защитить права и свободы граждан, находящихся в мес-тах содержания под стражей, гарантировать их соблюдение и оп-ределить пути дальнейшего развития системы в указанном на-правлении.

Док. 150006
Опублик.: 15.11.02
Число обращений: 182


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``