В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов. Назад
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов.
Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов.

Редакционный совет:
Александров Ю.К. (член правления общественной органи-зации `Новый Дом`, консультант Нью-Йоркского института здравоохранения) - руководитель; Зайцев И.Н. (генеральный директор издательства `Права человека`); Пономаренко О.И. (директор программ Нью-йоркского института здравоохранения); Клименко С.К. (старший прокурор Главного следственного управления Генеральной прокуратуры РФ, старший советник юс-тиции, кандидат юридических наук); Полозюк В.Л. (заместитель начальника Управления воспитательной работы с осужденными ГУИН МЮ РФ, полковник вн.сл.); Кудиненко В.А. (кандидат психологических наук, полковник запаса); Чуб А.В. (кандидат юридических наук, полковник запаса).

В сборнике публикуются новые Правила внутреннего распо-рядка следственных изоляторов. Предназначается для библиотек пенитенциарных учреждений, заключенных и сотрудников СИЗО.
Только для бесплатного распространения.

ПРЕДИСЛОВИЕ
В.В. Базунов,
заместитель начальника
Управления следственных изоляторов и тюрем
ГУИН Минюста России
полковник внутренней службы
кандидат юридических наук

Общеизвестно, что следственные изоляторы (СИЗО), как са-мостоятельные учреждения, в нашей стране появились в 1964 го-ду, когда было принято решение о реорганизации большей части тюрем бывшего СССР в учреждения, специально предназначен-ные для содержания под стражей лиц, в отношении которых бы-ла избрана мера пресечения содержание под стражей.
Вместе с тем, история возникновения этих учреждений ухо-дит в глубину веков, так как изначальной причиной возникнове-ния тюрем в России было не ис-полнение уголовных наказаний в виде лишения свободы, как думают многие, а именно содержание под стражей в качестве меры пресечения в современном по-нимании.
Известный русский ученый Н.С. Таганцев подчеркивал, что `задачей тюрь-мы было сохранение преступника впредь до вос-требования, non ad puniendos, как говорит Ульпиан, sed ad continendos homines (не для наказания, а для удержания лю-дей) . Другой ученый - Фойницкий И.Я., рецензируя работу Сер-гиевского Н.Д. `Наказание в русском праве XVII в.` писал: `мно-гие излагаемые автором меры применялись в XVII в. несомненно, не только как наказание. Прежде всего, нужно сказать это о тюрьме, которая в то время практиковалась не только и даже не столько как наказание, но и как мера подследственного и адми-нистративного за-держания` . Однако тюрьмы очень быстро стали учреждениями, в которых стали исполняться наказания в виде лишения свободы, и в таком качестве сохранили свое предназначение до наших дней.
В советское время подследственные заключенные содержа-лись в различных учреждениях тюремного типа: общих местах заключения (тюрьмах); домах за-ключения (домзаках); изоляторах для подследственных; общих тюрьмах; следст-венных тюрьмах. Специфической особенностью предварительного заключения под стражу в 30-х годах являлось то, что кроме общих мест заключения, предва-рительное заключение под стражу исполнялось в так называемых `внутренних тюрьмах` (внутренних изоляторах), которые были образованы одновременно с организацией органов ЧК и представляли собой приспособленные под тюрьмы помещения на территории НКВД-УНКВД, внутри зданий ЧК областей (краев), которых было относительно небольшое количество, так как по общему правилу не допускалось их оборудование вне зданий НКВД-УНКВД. Кроме этого, имелась небольшая группа тюрем, которые назывались центральными, так как подчиня-лись непосредственно ГУГБ. В этих тюрьмах содержались подследст-венные, следствие по делам которых велось органами государст-венной безопасности.
На протяжении всего советского периода, до 1969 года не существовало са-мостоятельного правового акта, регулирующего порядок и условия содержания под стражей в порядке меры пре-сечения. Это приводило к нивелированию поряд-ка и условий со-держания подследственных и осужденных. Интересной особен-но-стью функционирования тюрем в конце 50-х годов являлся тот факт, что после вступления приговора в законную силу у под-следственных вид режима для отбы-вания наказания определялся не судом, а специально созданной постоянно дейст-вующей ко-миссией в тюремном учреждении, где это лицо содержалось под стра-жей в порядке меры пресечения. Комиссии состояли из пред-ставителей учетного, медицинского, оперативного и воспита-тельных аппаратов. В состав комиссии входил также представи-тель органа управления тюрьмами (УИТК-ОИТК или МВД, УВД). Вид режима заключенным определялся на основании ма-териалов о личности, его прошлой деятельности, `характера со-вершенного преступления и поведения в тюрьме` .
В 1956 году МВД СССР были изданы Правила для заключен-ных, содержа-щихся в тюрьмах МВД , в соответствии с которыми в тюрьмах устанавливалось два вида режима: `общий` и `строгий`. Действие этих Правил распространялось на все категории заключенных, содержащиеся в тюрьмах, согласно которым все заключенные (как подследственные, так и осужденные) содержались на общем режиме, на строгий режим содержания заключенные переводились приказом на-чальника учреждения за злостное или систематическое нарушение режима.
Вместе с тем, ученые давно говорили о недопустимости со-держания в од-ном учреждении заключенных под стражу и осуж-денных, что `...уравнивало в правовом положении наиболее опасных преступников, отбывающих тюремное за-ключение, с одной стороны, и лиц, состоящих под следствием и судом, с дру-гой стороны` , поскольку содержание подследственных в тюрь-мах автоматически привело к тому, что на них распространялось действие Положений об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах МВД, утвержденных Указами Президиумов Верховных Советов союзных республик. В связи с отсутствием самостоя-тельного правового акта, регулировавшего порядок и условия со-держания под стражей в порядке меры пресечения, условия со-держания подследственных были аналогич-ны условиям содержания осужденных в тюрьмах. В частности, к лицам, со-держа-щимся под стражей в порядке меры пресечения могли быть применены такие ме-ры, как перевод на строгий тюремный режим со всеми вытекающими отсюда пра-вовыми последствиями (пониженное питание, лишение свиданий с родственни-ками, и т. д.). При содержании на общем режиме подследственные, так же, как и осужденные, ограничивались в пользовании деньгами до 2 рублей 50 коп. в месяц и имели право получать одну посылку или передачу весом до 5 кг один раз в шесть месяцев. Иными словами, условия содержания подследственных были го-раздо хуже условий содержания осужденных, отбывающих наказание в колониях общего и усиленного режимов.
Даже после создания в 1964 году следственных изоляторов как самостоя-тельных учреждений, правовая основа их функцио-нирования оставалась слаборазвитой, и состояла практически из Временной инструкции о порядке содержа-ния заключенных в следственных изоляторах МООП РСФСР.
В 1969 году возобладала точка зрения ученых, считавших из-начально пра-вовые отношения при содержании под стражей как уголовно-процессуальные, принимающие затем самостоятельную форму вне рамок уголовного процесса, а потому требующие са-мостоятельного нормативного акта, каковым стало Положе-ние о предварительном заключении под стражу, принятое шестой сес-сией Вер-ховного Совета СССР седьмого созыва . Принятие По-ложения являлось безус-ловно прогрессивным шагом в области правового регулирования предварительно-го заключения под стражу, однако права и обязанности заключенных под стражу в нем регулировались лишь в самой общей форме, оставляя про-стор для ведомст-венного нормотворчества, которое выражалось в форме инструкций 1972 и 1985 годов с грифом ограничительного пользования. Вне всякого сомнения, такое по-ложение дел создавало условия для различного рода нарушений законности при содержании под стражей.
Положение о предварительном заключении под стражу более четверти века (до 1995 года) регулировало правоотношения при содержании под стражей в ка-честве меры пресечения. Ведомст-венное правовое регулирование несколько из-менялось, однако неизменной оставалась сущность - закрытость не только для об-щественности, но и для самих заключенных под стражу.
Произошедшие демократические преобразования в нашей стране привели к тому, что положение дел, при котором регули-рование режима содержания заклю-ченных под стражу осуществ-ляется ведомственными нормативными актами с грифами ог-раничительного пользования, которые устанавливались должностны-ми лицами, и, ими же определялась необходимость публикации тех или иных све-дений в открытой печати, перестали соответствовать сложившимся политико-правовым условиям в Российской Федерации .
В результате общество не могло дать оценку тем или иным действиям ад-министрации следственных изоляторов с точки зре-ния их законности и правомер-ности, лица, в отношении которых применялись закрытые инструкции, не могли реализовать свои права и свободы. Отсутствие возможности оценки действий ад-министрации СИЗО, руководствовавшейся нормативными актами ограниченного пользования чрезвычайно затрудняло борьбу с произволом и препятствовало реализации конституционного пра-ва на обжалование неправомерных действий госу-дарственных органов и должностных лиц в местах предварительного заключе-ния. Стремление к установлению правового регулирования по-рядка и условий испол-нения предварительного заключения под стражу нормами, соответствующими общепринятым мировым стандартам привели законодателя к принятию Феде-рального за-кона `О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в со-вершении преступлений`.
Закон юридически самостоятелен, то есть имеет свой, отлич-ный от других отраслей права предмет правового регулирования, каковым является правовое ре-гулирование деятельности специ-альных органов государства по обеспечению по-рядка и условий содержания лиц, подвергнутых заключению под стражу в качест-ве меры пресечения. Структурно Закон состоит из 4 разделов:
- общие положения;
- права подозреваемых и обвиняемых и их обеспечение;
- обеспечение изоляции и предотвращение правонаруше-ний в местах содержания под стражей;
- заключи-тельные положения.
Вместе с тем, невозможность (да и ненужность) осуществле-ния правового регулирования на законодательном уровне всех положений института предвари-тельного содержания под стражей могла привести к `перенасыщению` закона правовыми нормами, не имеющими принципиального характера, что в свою оче-редь существенно замедлит как процедуру его обсуждения и принятия, так и его исполнение. Кроме того, управление оперативной деятельностью подразделений со стороны центрального органа управления также требует существования норма-тивных документов, определяющих порядок их деятельности. Поэтому в развитие Федерального закона был разработан целый пакет ведомственных нормативных правовых актов, среди которых Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации , Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы МВД России и ряд иных правовых актов управленче-ского характера.
Поведение подозреваемых и обвиняемых в следственных изоляторах уста-навливается Правилами внутреннего распорядка. Самой главной новеллой Пра-вил явился тот факт, что впервые он стал доступен широкому кругу общественно-сти, а самое глав-ное - лицам, содержащимся под стражей в порядке меры пресе-чения. Правила не имеют ограничительного грифа и предназна-чены для опубли-кования в открытой печати. В данном случае реализованы требования ст. 15 Кон-ституции Российской Федера-ции, ряда международных документов, предусмат-ривающих опубликование любого нормативного акта, затрагивающего пра-ва, свободы и обязанности человека. Ранее действовавшая `Ин-струкция о порядке содержания лиц, заключенных под стражу и осужденных в следственных изоля-торах МВД СССР` являлась документом внутреннего пользования и имела огра-ничительный гриф `секретно`.
Именно в `Правилах` закреплен и конкретизирован механизм реализации основных прав подозреваемых и обвиняемых, не до-пущено каких-либо дополни-тельных ограничений прав заклю-ченных под стражу, не предусмотренных Феде-ральным законом. Иными словами. Правилами внутреннего распорядка устанав-ливался внутренний распорядок в местах содержания под стражей.
Указом Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 года No 1100 `О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутрен-них дел Российской Федерации` уголовно-исполнительная система была пере-подчинена Мини-стерству юстиции Российской Федерации, что потребовало пере-работки всей ведомственной нормативной правовой базы УИС, в том числе регу-лирующей функционирование следственных изо-ляторов.
Было переработано `Положение о следственном изоляторе уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Рос-сийской Федерации` (далее Положение) , подготовлен проект Правил внутреннего распорядка.
Переработка Правил была `связана` нормами Федерального закона `О со-держании под стражей подозреваемых и обвиняе-мых в совершении преступле-ний`, изменения в котором про-изошли лишь в части механической замены аббре-виатуры `МВД` на `Минюст`, поэтому далеко не все удалось привести в соот-ветствие с реалиями сегодняшнего дня.
Вместе с тем, отличия новой редакции Правил от ранее дей-ствующих име-ются.
Прежде всего, исключены пункты, в которых перечислялись категории лиц, содержащихся в следственных изоляторах, по-скольку в Положении эти категории перечислены исчерпываю-ще. Отнесение определения категорий лиц, содержа-щихся в следственных изоляторах к компетенции Положения обусловле-но тем, что Положение является общим учредительным докумен-том для всех следствен-ных изоляторов, в нем определяется их назначение, порядок создания и реоргани-зации, основные задачи и функции.
Внесены отдельные изменения в порядок приема и размеще-ния подозревае-мых и обвиняемых по камерам, позволяющие соз-дать дополнительные гарантии исключения возможности побега обвиняемых путем подмены. В этих целях, де-журный помощник начальника следственного изолятора получил право вскрытия личных дел лиц, следующих через СИЗО транзитом в случае рас-хождения данных на справке по личному делу с данными опроса этих лиц, о вскрытии личного дела составляется соответствую-щий акт.
В порядок приема внесены изменения в части обязательного составления акта при поступлении лиц, имеющих различные те-лесные повреждения. В после-дующем производится проверка об-стоятельств получения телесных повреждений, при этом в случае выявления признаков состава преступления, материалы провер-ки направляются в органы прокуратуры по территориальности для правовой оценки таких материалов и принятия решения о возбуждении или отказе в возбу-ждении уголовного дела.
Незначительным, на первый взгляд, изменением редакции порядка досмот-ра вещей подозреваемых или обвиняемых, в этот порядок внесены существенные изменения, выражающиеся в ус-тановлении исключительности досмотра вещей подозреваемых и обвиняемых в отсутствие их владельцев и установления правила обязательного присутствия в такого рода случаях дежурных по камере.
Существенные изменения внесены в порядок изъятия у по-дозреваемых и обвиняемых предметов, веществ, запрещенных к хранению и использованию в следственных изоляторах. Ранее все изъятые у подозреваемых и обвиняемых деньги зачислялись на его лицевой счет, при этом все имеющиеся на лицевом сче-те деньги могли быть использованы обвиняемыми для приобрете-ния продуктов питания, предметов первой необходимости и т.п.
Новые Правила установили порядок, согласно которому обя-зательным ус-ловием возможности распоряжаться денежными средствами, изъятыми у обви-няемых при поступлении в СИЗО, является их добровольная сдача для хранения. В противном слу-чае деньги также зачисляется на лицевой счет обвиняемого, од-нако, во время нахождения в следственном изоляторе обвиняе-мый будет лишен возможности распоряжения этими средствами по своему усмотрению
Ранее Правила содержали нормы, регулирующие порядок уничтожения за-прещенных предметов, изъятых у подозреваемых и обвиняемых, и по сути дела дублировали нормы статьи 34 Фе-дерального закона `О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений`, поэтому в дейст-вующую редакцию Правил эти нормы не включены. По иному изложен порядок хранения вещей, не принадлежащих подозре-ваемым и обвиняемым и изъятых из обращения. В соответствии с ранее действовавшими нормами Правил, в случае неустановле-ния владельца изъятых денег и ценностей, они передавались на хра-нение в финансовую службу учреждения, где хранились до их востребования, в случае невостребования ценности реализовывались в установленном порядке, деньги обращались в доход государства.
Новые Правила в случае неустановления владельца денег, ценностей и ве-щей отсылают к установленному ГК РФ институту приобретательной давности (ст. 234 ГК РФ), в соответствии с которым на бесхозяйные вещи может быть при-обретено право собственности.
Установлена иная периодичность обмена книг и журналов из библиотеки следственного изолятора с недельной до десятиднев-ной, так как практика показа-ла невозможность соблюдения этого срока, особенно в больших СИЗО в условиях их переполнения.
Несмотря на наличие в Федеральном законе правовой нормы о возможности предоставления дополнительных платных услуг (ст. 26). Правила продублировали эту норму (п. 52) с отсылом к перечню таких услуг (приложение No 3).
Установление норм отпуска одному лицу продуктов питания и иных това-ров по ассортименту, количеству и весу, как и преж-де, отнесено к компетенции администрации следственного изоля-тора, но в отличие от установленной ранее зависимости установ-ления этих норм от покупательского спроса, количества имеющегося товара и предельных норм отпуска товаров одному лицу, установ-ленных в местной торговой сети, установлено пра-вило, в соответствии с которым эти нормы согласовываются с санитарно-эпидемиологической службой органов Министерства здравоохранения Российской Федерации. Кроме того, установлен порядок, в соответствии с которым приобретение несовершенно-летними подозре-ваемыми и обвиняемыми учебников, школьно-письменных принадлежностей не связано этими нормами.
Добавлением слов: `и других промышленных товаров` изме-нено название раздела Правил, регулирующего порядок приобре-тения подозреваемыми и обви-няемыми продуктов питания, предметов первой необходимости. Кроме того, в этот раздел включена норма (п. 68), предоставляющая начальнику террито-риаль-ного органа УИС разрешать торговлю на территории след-ственного изолятора ма-газинам или их филиалам, не принадле-жащим собственно следственным изоляторам.
Раздел Правил, регулирующий порядок приема и выдачи по-дозреваемым и обвиняемым посылок, передач дополнен нормой, разрешающей по заключению врача принимать для подозревае-мых и обвиняемых медикаменты в тех случаях, когда отсутствует возможность обеспечения ими. При этом установлен порядок, со-гласно которому принятые медикаменты должны храниться в медчасти СИЗО и выдаваться в установленных дозах и количест-вах под роспись подозреваемым и обвиняемым.
При обнаружении в передачах предметов, веществ, денег или ценностей, сокрытых ухищренным способом и запрещенных к передаче подозреваемым и обвиняемым, на лицо, доставившее передачу, оформляются материалы для при-влечения к админист-ративной либо уголовной ответственности.
В перечислении обстоятельств, при которых передача не при-нимается, бо-лее подробно излагается отсутствие у подозреваемо-го или обвиняемого возмож-ности лично принять адресованную ему передачу, под чем понимается нахожде-ние на выезде в связи с проведением судебно-следственных действий, объявление го-лодовки, нахождение в медчасти в бессознательном состоянии и т.д., добавлено также новое обстоятельство - нахождение подоз-реваемого и обвиняемого в карце-ре в качестве меры дисципли-нарного взыскания.
В раздел Правил, регулирующий порядок направления подоз-реваемыми и обвиняемыми предложений, заявлений и жалоб внесены нормы, запрещающие просмотр жалоб, адресованных Уполномоченному по правам человека в Россий-ской Федерации, и обязывающие администрацию СИЗО направлять эти жалобы в течение 24 часов с момента поступления жалоб такого рода (п. 98).
При поступлении в СИЗО ответов на предложения, заявления и жалобы по-дозреваемых и обвиняемых, администрация СИЗО обязана объявить их под рас-писку подавшим жалобы подозре-ваемым и обвиняемым и приобщить их к соот-ветствующим лич-ным делам.
Изменен порядок оказания духовной помощи подозреваемым и обвиняе-мым, в соответствии с которым в СИЗО могут быть приглашены священнослужи-тели лишь тех религиозных конфес-сий или объединений, которые в установлен-ном порядке зареги-стрированы в Российской Федерации.
У администрации следственного изолятора изъято право раз-решения подоз-реваемым и обвиняемым переадресовки подписки на периодическую печать, установлено правило, в соответствии с которым для переадресовки подписки доста-точно письменного заявления подписчика на имя начальника СИЗО (п. 127).
Юридическая конструкция п. 141 по сути дела установила обязанность всех подозреваемых и обвиняемых выходить на про-гулку, за исключением лиц, осво-божденных от прогулки врачом (фельдшером) следственного изолятора. Поэтому прогулка из ис-ключительного права подозреваемых и обвиняемых трансформи-ровалась в правообязанность.
Из Правил исключен раздел, регулирующий освобождение подозреваемых и обвиняемых из-под стражи, поскольку этот процесс исчерпывающим образом отрегулирован в статьях 49, 50 Федерального закона `О содержании под стражей подозревае-мых и обвиняемых в совершении преступлений`.
Таковы основные изменения в правовых нормах Правил внутреннего распо-рядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации.
В заключение следует заметить, что конституциированный принцип презумпции невиновности подозреваемых и обвиняе-мых, неослабевающий интерес правозащитных организаций, са-мых широких кругов общественности к проблемам соблюдения прав человека в следственных изоляторах побуждает к поиску путей совершенствованию правового регулирования предвари-тельного содержа-ния под стражей, поскольку это самая суровая мера пресечения, существенным образом вторгающаяся в осуще-ствление прав и свобод человека и гражданина

Док. 149992
Опублик.: 15.11.02
Число обращений: 182


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``