В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Права человека в России: Выдержки из всемирного ежегодного доклада Хьюман Райтс Вотч(2000) Назад
Права человека в России: Выдержки из всемирного ежегодного доклада Хьюман Райтс Вотч(2000)
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА
В РОССИИ
Выдержки из
всемирного ежегодного доклада
Хьюман Райтс Вотч
(2000)

Развитие событий в области прав человека
Под ударами российской авиации, которыми сопровождалось возобновление в сентябре боевых действий в Чечне, 185 тыс. мирных жителей были вынуждены покинуть свои дома; происходящее напоминало печально известную войну 1994-96 гг.
В остальном же основные события развивались вокруг политических маневров президента Б.Ельцина в преддверии парламентских выборов в декабре 1999 г. и президентских - в июне 2000 г. За год он отправил в отставку трех премьер-министров, поддерживая в стране состояние перманентной неразберихи. Вследствие этого давно назревшие реформы в интересах улучшения положения с правами человека в системе уголовной юстиции были оттеснены на второй план. Предвыборная борьба негативно сказалась и на свободе печати. В условиях, когда правительство устранилось от реформ, главным источником прогресса в правозащитной области выступал Конституционный суд, де-факто отменивший смертную казнь и внесший значительные изменения в ряд противоречивых аспектов уголовного судопроизводства.
Августовское вторжение чеченских боевиков на территорию Дагестана и захват ими нескольких сел послужили началом новой кавказской войны. Российские силы, применив артиллерию и авиацию, выбили чеченские формирования. В сентябре российские самолеты начали бомбить Чечню, в северные районы которой впоследствии были введены войска. Как сообщалось, более 150 тыс. человек в Чечне по состоянию на середину октября покинули свои дома, направляясь, главным образом, в соседнюю Ингушетию. Другие административные границы были закрыты российскими властями для этнических чеченцев. Представляется, что в начале октября, несмотря на продолжавшиеся еще в это время боевые действия, подразделения российского МВД пропускали русских через административную границу Чечни с Северной Осетией, вынуждая чеченцев возвращаться в северные районы республики. Более того, правительство России запретило чеченцам двигаться из Ингушетии - для истощенной экономики которой новый кризис стал непосильным бременем - в другие российские города, где многие могли бы рассчитывать на помощь родственников. Российские власти не смогли обеспечить этим перемещенным лицам достаточную помощь.
Хотя российское правительство утверждало, что удары наносятся исключительно по военным целям, к середине октября стало все более очевидно, что во многих случаях под бомбежки - преднамеренные или в результате неразборчивого применения силы - попадали и гражданские объекты, что зачастую приводило к гибели мирного населения. В результате взрывов на рынке в Грозном 21 октября, причиной которых стал, по некоторым сведениям, обстрел российскими ракетными установками с территории Северной Осетии, погибло 140 гражданских лиц, несколько сот человек получили ранения. Как утверждала российская правозащитная организация `Мемориал`, российская артиллерия вела неприцельный огонь по населенным пунктам и сельской местности.
В результате четырех терактов в сентябре в Москве и двух других городах России погибло почти 300 человек; российские и московские власти не замедлили обвинить в организации взрывов агентов Чечни. Правительство Москвы развернуло в ответ яростную кампанию репрессий против иногородних, направленную в первую очередь на чеченцев, а также выходцев из других районов Кавказа. Городские власти провели обязательную перерегистрацию приезжих в милиции и жилищных органах, организовали облавы и `депортацию` за пределы столицы тысяч людей, не имевших регистрации. Москва уже на протяжении многих лет отличается вопиющей практикой милицейского насилия и дискриминации в отношении выходцев с Кавказа и из Центральной Азии. Система регистрации используется милицией как предлог для вымогания взяток, городской администрацией - как средство недопущения в Москву неславян или жителей экономически неблагополучных регионов России. В ходе последней кампании отделения милиции по всему городу, ссылаясь на `указание сверху`, отказывали чеченцам в перерегистрации. Многим чеченцам сотрудники милиции также якобы подбрасывали наркотики или боеприпасы.
Российские политики и их спонсоры все активнее использовали средства массовой информации как инструмент борьбы за власть и устанавливали контроль над СМИ, используя отчаянное экономическое положение, в котором оказалось большинство из них. В результате некоторые региональные газеты стали `карманными` СМИ местных губернаторов и глав городских администраций. По данным Национального института прессы, эта тенденция усилилась по мере приближения парламентских и президентских выборов. Во многих городах и регионах, в том числе в Екатеринбурге, Ярославле и Ленинградской области, после перехода под контроль местных политиков независимые прежде газеты значительно изменили свою редакционную политику.
Характерным явлением оставались запугивания и притеснения журналистов. По состоянию на август Фондом защиты гласности было зарегистрировано 54 случая нападений на журналистов или угроз в их адрес. Восемь журналистов были убиты, из них, как представляется, несколько человек - в связи с их профессиональной деятельностью.
Один из чрезвычайных случаев угроз властей независимым СМИ произошел во Владивостоке. Независимое владивостокское радио `Лемма` подверглось запугиваниям за трансляцию интервью с оппонентами губернатора Е.Наздратенко. В июне ставленник Е.Наздратенко на посту мэра Владивостока Ю.Копылов приказал редакции радиостанции прекратить предоставление эфира оппозиции. В июле журналиста радио `Лемма` Юрия Степанова избили несколько неустановленных лиц, как представляется, чтобы запугать остальных сотрудников радиостанции. После передачи радио `Лемма` обращения к возможным свидетелям происшедшего дочь редактора на короткое время похитили, велев ей передать отцу, чтобы он прекратил попытки найти свидетелей. Примерно в это же время радиостанции еще до истечения срока договора было предписано освободить арендуемое государственное помещение.
6 июля президентом Б.Ельциным было создано новое Министерство по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций во главе с М.Лесиным, не замедлившим заявить о своем намерении защищать государство от средств массовой информации. В августе министр обрушился на телеканалы за показ ими кадров с полевыми командирами боевиков в Дагестане и сделал письменное предупреждение ОРТ о нарушении каналом российского законодательства о СМИ выпуском в эфир интервью с Ш.Басаевым. Впоследствии российские телеканалы воздерживались от показа видеоматериалов, в которых фигурировали бы боевики, ограничиваясь только ссылками на их заявления для прессы.
В то время как нормативные акты все еще находятся в стадии обсуждения, Федеральная служба безопасности стала принуждать Интернет-провайдеров, телефонные и пейджинговые компании по всей стране устанавливать аппаратуру слежения. Формально, ФСБ для прослушивания телефонных переговоров и контроля электронных каналов связи требовался соответствующий ордер, однако аппаратура наблюдения позволяет ей осуществлять это независимо от компаний-провайдеров; при этом невозможно установить, действительно ли на момент подключения к линии связи ФСБ располагала необходимой юридической санкцией.
Практически все российские телефонные компании и Интернет-провайдеры подчинились новому порядку, как представляется, под угрозами ФСБ о налоговых проверках и лишении лицензий. Действительно, в волгоградской `Баярд-Славия Коммьюникейшнз` - единственном известном Интернет-провайдере, отказавшемся выполнять это требование, были проведены проверки налоговым и пожарным ведомствами, компания подверглась также другим формам административного давления. Как представляется, с подачи ФСБ Государственный комитет по телекоммуникациям в итоге лишил компанию связи и предпринял шаги по отзыву ее лицензии. ФСБ также потребовала от телефонных компаний и Интернет-провайдеров на ежемесячной основе предоставлять полные списки клиентов, включая пароли.
Игнорируя судебную систему, ФСБ продолжала преследовать экологов, журналистов и ученых, работающих в области ядерной безопасности. В октябре 1998 г. Санкт-Петербургский городской суд вернул ФСБ дело по обвинению в шпионаже капитана первого ранга в отставке и активиста-эколога Александра Никитина, сославшись на расплывчатость обвинительного заключения и недостаточность доказательств. После отклонения Верховным Судом апелляции защиты и протеста обвинения ФСБ инициировала очередную `экспертизу` составлявшего основу обвинения доклада 1995 г. для норвежской экологической организации `Беллуна`, одним из соавторов которого был А.Никитин. 2 июля ФСБ представила уже восьмое обвинительное заключение по его делу, вновь сославшись на закрытое законодательство, примененное к тому ретроспективно. Очередное рассмотрение дела в суде должно было начаться в конце 1999 г.
По другому делу ФСБ о ядерной безопасности военный суд во Владивостоке 20 июля 1999 г. оправдал обвиненного в шпионаже военного журналиста Григория Пасько, признав его виновным по гораздо менее серьезному обвинению в действиях, несовместимых со званием военнослужащего; г.Пасько был освобожден из зала суда по общей амнистии. Ряд доказательств были исключены судом из материалов дела как сфабрикованные ФСБ. г.Пасько был арестован в ноябре 1997 г. за якобы передачу секретной информации японским журналистам.
Проведение в июле сотрудниками ФСБ обысков в лаборатории и на квартире ученого-ядерщика Владимира Сойфера из Тихоокеанского океанографического института (Владивосток) вызвало опасения, что против него может быть возбуждено уголовное дело. ФСБ подозревала В.Сойфера, изучавшего последствия аварии на атомной подлодке в Чазминской бухте близ Владивостока в 1985 г., в нарушении правил обращения с закрытыми документами и проведении работы, `представляющей угрозу государственной безопасности`. Ученый отрицал возможность каких-либо нарушений с его стороны, ссылаясь на то, что лишь изучал уровни радиоактивности, которые по российскому законодательству не могут быть признаны государственной тайной, поскольку могут представлять угрозу окружающей среде. На момент написания настоящего доклада ФСБ пока не возбуждала уголовного дела в отношении В.Сойфера.
Реформа системы уголовного судопроизводства по-прежнему буксовала, за исключением нескольких принципиальных решений, принятых Конституционным судом. Прокуратура не проводила должного расследования жалоб о применении пыток и продолжала привычно санкционировать проводимые милицией аресты. Суды ничего не предпринимали для обеспечения защиты от таких нарушений.
Сотрудники милиции систематически задерживали подозреваемых под вымышленными предлогами, отказывая им в доступе к адвокату. Многих задержанных в милиции пытали, чтобы получить признание, используя для этого такие методы, как избиение, электрошок и подвешивание за различные части тела, а также психологическое давление и пытки чужими руками. Обвинение опиралось в суде на признания, полученные под давлением, зачастую ссылаясь на них как на главное доказательство вины подсудимого.
Одним из наиболее вопиющих примеров методов российской милиции стало применение пытки к Алексею Михееву. 10 сентября 1998 г. он был задержан нижегородской милицией по административному обвинению, однако впоследствии его допрашивали в связи с изнасилованием и убийством несовершеннолетней. После избиений и применения к нему пытки электрошоком он, по сведениям, подписал явку с повинной; когда от него потребовали признания в совершении еще пяти убийств, А.Михеев выпрыгнул из окна расположенного на третьем этаже кабинета, где его допрашивали, получив в результате перелом позвоночника. Несколько дней спустя девушка, в убийстве которой сознался А.Михеев, объявилась живой и невредимой.
Прокуратура блокировала расследование утверждений о применении пыток к А.Михееву, ссылаясь - трудно поверить - на состояние его здоровья, как и в целом не обеспечивала оперативной и тщательной проверки жалоб о пытках. Такие проверки в большинстве своем носили поверхностный характер и сопровождались длительными проволочками; неудивительно, что лишь немногие приводили к возбуждению уголовного дела. Работники прокуратуры, как правило, не опрашивали обратившегося с жалобой или тех, на недозволенные действия которых такая жалоба подавалась, вместо этого зачастую передавая материалы в органы внутренних дел с поручением руководству соответствующего ОВД разобраться в происшедшем.
Несмотря на общее признание существования нечеловеческих условий в предварительном заключении, правительство, как и в предыдущие годы, не проявляло политической воли к решению проблемы. Усугубляя перенаселенность в местах предварительного заключения, прокуратура по-прежнему широко использовала такую меру пресечения, как заключение под стражу, зачастую без достаточной необходимости. Так, ко времени написания настоящего доклада Илья Хоффман находился в СИЗО уже более десяти месяцев по обвинению в крупномасштабном компьютерном мошенничестве. По заключению врачей, условия содержания представляют прямую угрозу жизни И.Хоффмана, страдающего астмой. В заключении он трижды болел воспалением легких, один раз - корью. Прокуратура ссылалась на то, что И.Хоффман может скрыться от правосудия, несмотря на то обстоятельство, что до ареста в ноябре 1998 г. он регулярно являлся на допросы и на экспертизу.
Генеральная прокуратура в течение еще одного года блокировала решение вопроса об освобождении Сергея Михайлова, неправомерно приговоренного в 1995 г. к смерти за изнасилование и убийство несовершеннолетней. Вопреки тому что следователь прокуратуры в очередной раз подтвердил заключение трех предыдущих проверок о невиновности С.Михайлова, должностные лица Генпрокуратуры не предприняли действий по опротестованию приговора в Верховном Суде. С.Михайлов провел в тюрьме уже пять лет.
Результатом политики досудебного заключения под стражу и частого вынесения судами максимальных наказаний стало продолжение роста тюремного населения России в 1999 г.: по официальным данным, за первые пять месяцев число заключенных увеличилось на 42 тыс. человек. В российских пенитенциарных учреждениях содержалось более 1 млн. человек, почти 10% из которых больны туберкулезом. В местах предварительного заключения содержалось около 300 тыс. человек, примерно 80 тыс. из которых заразились в период пребывания там тяжелыми заболеваниями, из них порядка 2 тыс. человек умерли в ожидании приговора.
В июне Госдумой была объявлена амнистия, под которую подпадало до 94 тыс. заключенных. Однако, как утверждал один из должностных лиц Министерства юстиции, реальное число амнистированных ближе к 60 тыс., поскольку амнистия не распространяется на нарушителей режима. Московский Общественный центр в поддержку реформы уголовного правосудия сообщал, что многие освободившиеся места были немедленно заняты новыми заключенными. Некоторые чиновники, как представляется, рассматривают такого рода амнистии, ставшие уже ежегодными, как заменитель реформы политики заключения и содержания под стражей.
На момент написания настоящего доклада новый Уголовно-процессуальный кодекс все еще не был принят Государственной Думой на замену действующего УПК советского периода. Под давлением, как представляется, со стороны правозащитных групп в конце 1998 г. администрация Президента направила проект нового УПК в Совет Европы для проведения экспертной оценки соответствия этого документа Европейской конвенции о правах человека. В середине сентября Совет Европы представил свое заключение, не имеющее обязательной силы для России, президентской администрации. На момент написания настоящего доклада выводы экспертов Совета Европы не были преданы гласности. Оставалось неясным, когда можно ожидать возобновления парламентских дебатов по проекту нового УПК.
В апреле Конституционный cуд признал не соответствующими Конституции ряд статей Уголовно-процессуального кодекса, позволяющих судьям направлять дело на доследование. Поскольку на российских судей оказывается давление, чтобы они не оправдывали подсудимых по уголовным делам, при недоказанности обвинения суд часто возвращает дело для дополнительного расследования; это приводит к чрезмерному затягиванию процесса, иногда - на многие годы, в течение которых подсудимые влачат жалкое существование в нечеловеческих условиях предварительного заключения. Решение Конституционного cуда предписывает судьям выносить по уголовным делам только окончательное решение: признать виновным или оправдать.
Значительный прогресс был достигнут на пути к отмене смертной казни. 2 февраля Конституционный cуд своим решением запретил всем судам выносить смертные приговоры. Хотя смертная казнь сама по себе не была признана не соответствующей Конституции, суд запретил вынесение смертных приговоров как нарушение гарантий права на суд присяжных. По российской Конституции обвиняемые, которым может быть назначена высшая мера наказания, имеют право на рассмотрение своего дела присяжными заседателями. Однако суды присяжных введены лишь в 9 из 89 регионов России, поэтому свое конституционное право может реализовать только небольшая часть обвиняемых в особо тяжких преступлениях.
3 июня президент Б.Ельцин подписал указ о помиловании последних из остававшихся в России 716 приговоренных к высшей мере наказания, приурочив это к проведению под эгидой Совета Европы крупной конференции по проблемам смертной казни. На протяжении предшествующих месяцев президент постепенно заменял приговоры смертников на пожизненное заключение или 25-летний срок лишения свободы.
В государственных детских домах находилось около 200 тыс. детей, зачастую становившихся жертвами невероятной жестокости и пренебрежения. В 252 российских приютах для малолетних детей признанных физически недееспособными с младенческих лет изолировали в `лежачих` палатах, где им обеспечивали смену белья и питание, но где они были лишены стимулов к развитию и достаточной медицинской помощи.
Зачисление в категорию отсталых, или `олигофренов`, было чревато для детей в возрасте около 4 лет еще одним грубым нарушением их прав. На этом этапе государственная комиссия признавала их `неспособными к обучению` и отправляла их на всю оставшуюся жизнь в `психоневрологические интернаты`.Обжаловать такой диагноз не имеющему родителей ребенку практически невозможно. По официальным данным, около 30 тыс. детей-сирот были в 1999 г. заключены в эти закрытые изолированные заведения, немногим отличающиеся от тюрем. Детей могут помещать в полотняные мешки, привязывать к мебели, их могут лишать стимулов к развитию, а иногда оставляют лежать полураздетыми в собственных испражнениях. Персонал интернатов часто вводит детям сильнодействующие успокоительные препараты без соответствующих предписаний врачей. В ряде случаев пытавшихся бежать детей отправляли в психиатрическую больницу в качестве наказания или для лечения.
В российских государственных детских домах нарушениям подвергались не только дети-инвалиды. В `обычных` интернатах детям грозили побои, карцер на несколько дней подряд или сексуальные домогательства персонала. Публичное унижение использовалось также сотрудниками детских домов в качестве одного из наказаний. В одном из расследованных в 1998 г. случаев ребенок рассказывал, как учитель заставлял недисциплинированных детей раздеваться и вставать перед открытым окном на глазах у всего класса.
Региональные власти по-прежнему притесняли так называемые `нетрадиционные` религиозные группы. Это проявлялось в форме административного давления, в частности через принуждение владельцев помещений не заключать договоров аренды с такими группами или выселять их из арендуемых помещений; публикации прессой неблагоприятных материалов при подстрекательстве или поддержке со стороны должностных лиц региональной администрации; безосновательных допросов сотрудниками правоохранительных органов. В одном из чрезвычайных случаев власти Санкт-Петербурга возбудили уголовное дело в отношении членов небольшой нетрадиционной религиозной организации и поместили их на несколько недель в психиатрическую больницу для освидетельствования. Несколько религиозных организаций и священников, в том числе православный священник из Пскова, сообщали о попытках местных властей и представителей Русской Православной Церкви воспрепятствовать их благотворительной деятельности.
Министерство юстиции продолжало перерегистрацию религиозных организаций; большинство крупных религиозных объединений в соответствии с законом 1997 г. были зарегистрированы как централизованные организации. При этом в конце 1999 г. Конституционный cуд должен был рассматривать обращение о дискриминационном характере Закона `О свободе совести и о религиозных объединениях` 1997 г.
Прокуратура Москвы пыталась через суд запретить московскую организацию Свидетелей Иеговы, обвиняя ее в разжигании межконфессиональной вражды, разрушении семей и создании угрозы жизни людей, когда больных заставляют отказываться от медицинской помощи. В марте один из московских судов направил дело в комиссию экспертов для дополнительного расследования. На момент написания настоящего доклада оставалось неясным, когда комиссия намерена представить свои заключения. Аналогичные попытки закрытия религиозных организаций предпринимались и в других регионах страны, большей частью безуспешно.
Рост числа нападений на синагоги и усиление антисемитской риторики привели к дальнейшей политизации дискуссии по проблеме антисемитизма. В конце 1998 г. депутаты Государственной Думы Альберт Макашов и Виктор Илюхин публично выступили с откровенно антисемитскими заявлениями, но не были призваны парламентом к порядку. 14 июля в Московской хоральной синагоге неонацистом был заколот видный деятель еврейской общины. Спустя две недели в другой московской синагоге было обнаружено неразорвавшееся взрывное устройство.
Правозащитная деятельность
В конце 1998 г. Россия потеряла Галину Старовойтову - одного из лидеров правозащитного движения и борьбы с коррупцией, которая была безжалостно убита у дверей собственной квартиры в Санкт-Петербурге. На момент написания настоящего доклада следствие еще не было завершено, и действительные мотивы убийства были не установлены.
Нескольким правозащитным организациям было отказано в регистрации или перерегистрации органами юстиции на местах, зачастую по самым невероятным причинам, ряд неправительственных организаций (НПО) сообщали о других формах административных притеснений. Департамент юстиции г. Москвы отказался зарегистрировать Экологию и права человека - НПО, созданную активистом-экологом Алексеем Яблоковым. Департамент утверждал, что задача `защиты прав человека` возложена на правительство и НПО не следует вмешиваться в его деятельность. Невероятно, но эту точку зрения поддержал и Московский городской суд. Департамент юстиции Краснодарского края отказал в перерегистрации, среди прочих, Региональной ассоциации в защиту прав человека, поскольку `невозможно понять, какого рода контроль за нарушениями прав человека будет осуществлять эта организация при проверке сообщений о нарушениях прав человека (sic)`. Одной из старейших российских НПО - Фонду защиты гласности было также отказано в перерегистрации. В феврале Департамент юстиции г. Москвы информировал Фонд о несоответствии его устава ряду статей Закона `Об общественных объединениях`. При этом департамент не привел конкретных положений, противоречащих закону. По сообщениям нескольких активистов, подвергшихся притеснениям или судебному преследованию, их вынуждали изъять слова `права человека` из названий их организаций.
По неустановленным причинам московские власти пытались выселить Центр правозащитных исследований из занимаемого им помещения. На момент написания настоящего доклада вопрос о выселении оставался открытым.
17 апреля 1999 г. в Краснодаре после двух полных лет, проведенных в предварительном заключении, был освобожден правозащитник Василий Чайкин, обвиненный в совращении малолетней; он был немедленно госпитализирован с жалобами на сердце. Уголовное дело в отношении него не закрыто. В октябре 1998 г. его адвокат Василий Ракович стал жертвой нападения двух неустановленных лиц, которые нанесли ему несколько ударов по голове. Представляется, что нападение было связано с делом В.Чайкина.
27 февраля в северной республике Мари Эл был избит около своего дома Вячеслав Пойдоверов, председатель местной правозащитной организации и депутат республиканского парламента. Как утверждали, этот инцидент был связан с его деятельностью по борьбе с коррупцией. В мае расследование дела было приостановлено.
Роль международного сообщества
ООН
Верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон посетила Россию с недельным визитом, в ходе которого она провела многочисленные встречи с официальными лицами, представителями правозащитных организаций и уполномоченным по правам человека, посетила несколько тюрем и детский дом. М.Робинсон предложила российскому правительству создать рабочие группы для рассмотрения практики содержания под стражей и вопросов деинституционализации процесса воспитания детей-сирот. Она также выразила С.Степашину (в то время - Председателю правительства) озабоченность широким распространением практики пыток и поставила перед мэром Москвы Ю.Лужковым вопрос о притеснениях национальных меньшинств сотрудниками московской милиции.
По необъяснимым причинам ЮНЕСКО проигнорировала серьезные проблемы с правами человека в Москве и представила российскую столицу на соискание Премии мира для городов, присуждаемой раз в два года мэру и муниципалитету за выдающиеся заслуги по защите демократических свобод и прав человека и за вклад в развитие мировой культуры. Москве в итоге премия присуждена не была.
Европейский союз
Принятая ЕС Общая стратегия для России содержала весьма мягкие формулировки по правам человека и законности. В октябре председатель ЕС выразил определенную озабоченность положением гражданских лиц в Чечне и вынужденных переселенцев из республики. В январе перед российским Министерством иностранных дел председателем ЕС был предпринят демарш в связи с ростом антисемитских настроений. Антисемитские высказывания лидеров Компартии обсуждались также с ее руководителями. Целый ряд посольств стран - членов ЕС направляли наблюдателей на слушания дела А.Никитина в октябре 1998 г. и феврале 1999 г. Посольство Швеции направило наблюдателя на последний день судебного процесса над г.Пасько.
Европарламент принял 11 марта резолюцию с выражением озабоченности в связи с нарушениями свободы вероисповедания, ростом числа актов антисемитизма и условиями в армии и местах заключения. Он призвал российское правительство бороться с антисемитизмом, расизмом и нетерпимостью, улучшить условия жизни военнослужащих, принять законодательство о введении альтернативной службы и принять меры к улучшению условий содержания в заключении.
Совет Европы
Делегации Комитета Совета Европы по предупреждению пыток посетили Россию в конце 1998 г. и в сентябре 1999 г. для рассмотрения проблемы пыток и недозволенного обращения. Они побывали в целом ряде отделений милиции, следственных изоляторов и в других тюремных учреждениях. Результаты первого визита были представлены Комитетом в правительство России, однако перспективы их опубликования последним остаются неясными.
Делегация Комитета по мониторингу Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) посетила Россию в мае 1999 г. для ознакомления с практикой применения дискриминационного российского Закона `О свободе совести и о религиозных объединений` 1997 г., а также со случаями религиозной нетерпимости и антисемитизма, однако результаты будут опубликованы только после президентских выборов в июне 2000 г.
США
В конце октября администрация президента Б.Клинтона выразила озабоченность неразборчивым применением силы в Чечне. США сочувственно отреагировали на взрывы в Москве, предложив расширить масштабы сотрудничества и консультаций в области борьбы с терроризмом. Притом что администрация выступила с критикой последовавшего изгнания из Москвы чеченцев и других выходцев с Северного Кавказа, в официальных заявлениях не получила отражения давняя история дискриминации такого рода в российской столице. В сентябрьском докладе Госдепартамента о свободе вероисповедания ситуация получила адекватное отражение, рассматривались дискриминационный закон 1997 г. и различные формы притеснений, используемые российскими властями в отношении `нетрадиционных` религий. В апреле Москву посетил спецпредставитель госсекретаря по международной свободе религии Роберт А. Сейпл, который обсуждал эти проблемы в ходе многочисленных встреч с представителями религиозных и правозащитных организаций и российскими официальными лицами.
Госдепартамент опубликовал два заявления с выражением озабоченности антисемитскими акциями и призывом к правительству России принять соответствующие меры в отношении виновных в их совершении. Сотрудники консульств во Владивостоке и Санкт-Петербурге осуществляли мониторинг процессов г.Пасько и А.Никитина, однако каких-либо официальных заявлений не последовало.
Американская администрация предоставила, по оценкам, 10 млн. долл. США на программы подготовки и техническое содействие российским правоохранительным ведомствам. Вопреки обязательствам, налагаемым американским законодательством, практически ничего не было предпринято, чтобы исключить получение помощи виновными в пытках и недозволенном обращении, захлестнувших российскую систему уголовного судопроизводства.
Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе
9 июля на встрече Парламентской ассамблеи в Санкт-Петербурге ОБСЕ приняла жесткую резолюцию с осуждением уголовного преследования Александра Никитина. Дело в отношении А.Никитина было названо `неоправданным`, в адрес российских властей было выражено настоятельное требование `обеспечить должное осуществление необходимых законодательных реформ в области обеспечения законности`.
Международные финансовые организации
Прозвучавшие в середине года заявления о широкомасштабной коррупции и отмывании денег, затронувших, возможно, средства, предоставленные России по линии МФО, инициировали стратегические дискуссии в среде международных кредиторов, выступивших с критикой подхода к развитию России, не учитывавшего необходимости осуществления наряду с экономическими также политических и институциональных реформ.

Док. 149969
Опублик.: 14.11.02
Число обращений: 183


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``