В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека, 20-21 января 2001 года Назад
Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека, 20-21 января 2001 года
Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека,
20-21 января 2001 года

КОНЦЕПЦИЯ

Тезисы концепции Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека были приняты на заседании группы `Общее действие` 25 сентября 2000 года.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время в России, внушает представителям большинства неправительственных организаций чрезвычайную тревогу. Налицо появление реальной угрозы демократическим основам конституционного строя нашей страны, правам и свободам человека.

Отличительной особенностью нынешнего момента является то, что главным источником этой угрозы выступает федеральная власть. Она проявляет открытую враждебность к гражданскому обществу и стремится уничтожить его ростки.

Политические партии и движения демократического направления, на поддержку которых традиционно рассчитывали неполитические организации гражданского сектора, сегодня утратили роль защитников прав человека. В этих условиях, как перед российским правозащитным сообществом, так и перед гражданским обществом в целом, встает насущная необходимость создания эффективных механизмов воздействия на политические силы России с целью побудить их встать на защиту прав человека.

Назрела необходимость созыва Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека. Он должен стать широким и представительным форумом общественных сил, выступающих в защиту прав человека и конституционного строя в Российской Федерации.

Съезд ставит своей задачей выработать и предложить российскому обществу согласованную программу действий.

Две главные проблемы, стоящие перед обществом:

Мобилизация общественности в поддержку принципа формирования Конституционного собрания исключительно путем прямых всенародных выборов.
Прекращение войны и грубых нарушений прав человека в Чеченской Республике.
Главные цели Съезда:

Привлечь внимание российского общества к резкому усилению авторитарных тенденций во внутренней политике в России, к систематическим нарушениям российской властью норм и принципов Конституции и попыткам ревизии основ конституционного строя, к демонстративному отказу руководства Российской Федерации от конституционного принципа приоритета прав человека, ко все более вызывающим нарушениям прав человека в России.
Обсудить пути консолидации гражданского общества в России вокруг идеи прав человека. Съезд должен поставить вопрос о выработке стратегии совместных действий правозащитного сообщества, свободной прессы, профсоюзов, иных неправительственных объединений. Для этого на Съезде должны быть подняты вопросы о взаимосвязи гражданских, политических, социальных и экологических и иных прав человека, должен быть ясно показан всеобъемлющий характер нынешнего наступления на права граждан России.
Выработать методы самоорганизации российского правозащитного сообщества.
Перед участниками Съезда должны стоять два основных вопроса:

Почему гражданское общество России до сих пор не смогло результативно противостоять наступлению на права человека в нашей стране?
Что могут в настоящее время предпринять неправительственные организации и другие силы, заинтересованные в защите прав человека и конституционного строя, для того чтобы оказать сопротивление наступлению на гражданские, политические и социальные права граждан России?
ПРОГРАММА

Программа Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека была утверждена группой `Общее действие` 1 ноября 2000 года. Заседания Съезда проходили 20 и 21 января в гостинице `Космос`. На Съезде работал постоянный пресс-центр.

Ниже приводится текст, розданный участникам и гостям Съезда.


Суббота, 20 января. Первый день (10.00-19.00)
Постановка проблем. Пленарные доклады и работа по тематическим секциям. Ведущие: А.В. Бабушкин, О.П. Орлов.
9.00. Регистрация участников и гостей Съезда.
10.00. Открытие Съезда. Вступительное слово Е.Г. Боннэр.
10.20. Пленарные доклады, подготовленные Оргкомитетом Съезда, и выступления гостей Съезда.
Угроза правовому государству и конституционным основам демократии в стране - С.А. Ковалев. Судьба судебной реформы: возврат к репрессивно-карательному режиму страны - В.И. Миронов. Массовые нарушения прав человека и гуманитарный кризис как следствие применения вооруженной силы в стране - А.Ю. Блинушов, О.П. Орлов. Наступление государства на гражданское общество - С.И. Григорьянц, В.В. Грицань. Гражданский контроль над силовыми структурами и закрытыми учреждениями - В.В. Борщев. Наступление на социально-экономические и трудовые права граждан - Т.М. Котляр, Л.А. Пономарев. Подавление гласности и свободы слова - Г.М. Пасько, А.К. Симонов. Массовые нарушения экологических прав граждан - А.К. Никитин, А.В. Яблоков. Государство и права личности - на примере миграционной политики - С.А. Ганнушкина, Э. Мусаева. Сообщение о результатах мониторинга по правам человека в регионах - Л.М. Алексеева.
Выступление Уполномоченного по правам человека в РФ О.О. Миронова, гостей Съезда.
14.00. Обед. Короткий брифинг в пресс-центре.
15.00 - 19.00. Работа в тематических секциях.


Воскресенье, 21 января. Второй день (10.00-19.00)
Стратегия и тактика совместного решения проблем. Работа секций и пленарное заседание. Ведущие: В.В. Борщев, В.А. Пайдоверов, Л.А. Пономарев.
10.00. Работа секций.
12.00. Перерыв. Совещание редакционной комиссии.
12.30. Пленарное заседание. Доклады и выступления гостей Съезда: депутата ГД Г.А. Явлинского, депутата ГД В.А. Рыжкова, председателя Комиссии по правам человека В.А. Карташкина и др.
14.00. Обед.
15.00. Продолжение пленарного заседания.

Доклады модераторов секций.
Дискуссия по проектам документов.
Принятие документов, организационные решения.
19.00. Закрытие Съезда. Брифинг.

Тематические секции Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека

Защита конституционного строя и правового государства.
Модераторы от Оргкомитета: А.В. Бабушкин, С.Ч. Великоредчанин, Л.С. Левинсон.
Недопустимость ревизии Конституции `номенклатурным` Конституционным собранием. Концепция развития судебной реформы. Репрессивные проекты нормативно-правовых актов.
Война в Чечне. Как преодолеть кризис? Модераторы от Оргкомитета: О.П. Орлов, Ю.В. Самодуров.
Широкомасштабное нарушение прав человека и норм гуманитарного права в зоне конфликта. Гуманитарный кризис на Северном Кавказе. Нарушения прав вынужденных мигрантов. Проблемы восстановления институтов правового государства в Чечне. Противозаконная `чрезвычайщина` - угроза для всей России.
Гражданский контроль. Модераторы от Оргкомитета: В.В. Борщев, Л.В. Вахнина, А.М. Калих.
Спецслужбы. Правоохранительные и правоприменительные органы. Произвол, беззаконие, пытки. Пенитенциарная система. Вооруженные силы. Военная реформа - правозащитный аспект. Репрессивная психиатрия, права больных, детские учреждения. Экология и права человека.
Право на доступ, получение и распространение информации. Модераторы от Оргкомитета: Ю.И. Вдовин, И.М. Дзялошинский.
Угроза свободе слова и независимости СМИ - угроза правам человека. Попытки вытеснения общественности и СМИ из судебного процесса. Проблема возрождения цензуры.
Защита свободного предпринимательства. Модератор от Оргкомитета: Л.А. Пономарев.
Защита свободного предпринимательства от давления властей, борьба с государственным монополизмом. Права собственников и юридических лиц. Положение фермеров, малого и среднего бизнеса.
Стратегия и тактика социальной защиты населения. Модераторы от Оргкомитета: С.А. Ганнушкина, Т.М. Котляр.
Наступление на права наемных работников. Проекты Трудового кодекса. Недопустимость проведения экономических реформ за счет населения. Защита прав социально уязвимых групп населения.
Круглый стол `Фабрикация уголовных дел спецслужбами и нагнетание шпиономании`. Ведущие: С.И. Григорьянц, К.А. Москаленко.
УЧАСТНИКИ

Механизм определения участников Съезда разработан Оргкомитетом `Общего действия`.

В Съезде приняли участие правозащитные организации различных направлений деятельности (защита свободы слова, прав вынужденных переселенцев, заключенных, призывников и многие другие), иные неправительственные организации (экологические, женские, молодежные), для которых правозащита - лишь одно из направлений деятельности, а также свободные профсоюзы.

Члены Оргкомитета предложили списки потенциальных участников Съезда из регионов России. Всего таких списков было представлено 20.

Всего на Съезде ожидалось присутствие до 800 человек, но в первый день 1200-местный зал был заполнен до отказа. Организаторы говорят, что на Съезд приехали представители правозащитных групп из 62 регионов страны.



РЕЗОЛЮЦИИ
ВСЕРОССИЙСКОГО ЧРЕЗВЫЧАЙНОГО СЪЕЗДА В ЗАЩИТУ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Общая резолюция

Действующая Конституция провозглашает Россию федеративным, правовым, социальным, светским и демократическим государством. Однако сейчас ситуация с демократическими свободами и правами человека в стране стала чрезвычайной: на наших глазах идет эрозия демократических основ Конституции, в последние месяцы можно говорить о ползучем конституционном перевороте. Ограничения и нарушения прав и свобод человека и гражданина в самых различных областях формируют отчетливую тенденцию к авторитаризму. Исторический опыт свидетельствует, что такого рода режимы ведут к массовым репрессиям и провоцируют широкомасштабные военные действия.

Особую опасность правам и свободам человека и гражданина в Российской Федерации представляют:

антиконституционные военные операции в Чечне, вызвавшие гибель тысяч людей, повсеместные нарушения прав человека, военные преступления и преступления против человечности;
стремление президентской администрации получить чрезвычайные полномочия и создать управляемое номенклатурное Конституционное собрание, чтобы иметь возможность якобы законного изменения конституционного строя;
поощряемая представителями власти практика этнической и расовой дискриминации, рост нетерпимости и насилия по отношению к этническим меньшинствам и мигрантам, насаждение государством образа врага в лице выходцев из Кавказского и других регионов;
нетерпимое положение беженцев, вынужденных переселенцев, бездомных; государство как бы вычеркивает их из жизни - они лишены не только социальных прав (на жилище, на медицинскую помощь и т. п.), но и гражданских, и политических прав, а подчас и права на жизнь;
стремление бюрократии регламентировать личную инициативу граждан и ограничить деятельность общественных объединений, делая граждан бессильными, запуганными и бесправными;
массовые нарушения социальных и трудовых прав граждан, угроза их еще большего законодательного ограничения;
расширяющееся наступление властей на право граждан на благоприятную окружающую среду, давление на общественные экологические организации, демонстративное пренебрежение волей миллионов граждан, поддержавших проведение экологического референдума;
политика подчинения законодательной и судебной властей администрациям разного уровня;
демонстративное пренебрежение всех ветвей власти к международным обязательствам в области прав человека, взятым на себя Россией;
нарастающая противоправная подмена Конституции и законов России подзаконными актами, нарушающими права человека;
монополизация властью информационной, общественной и финансово-экономической сфер;
давление на независимые СМИ, стремление к цензуре и возрождение государственно-идеологической пропаганды,
многочисленные нарушения избирательных прав граждан, манипулирование избирательным законодательством на всех уровнях, использование властью СМИ, избиркомов и судов для устранения неугодных кандидатов;
фактическая остановка судебной реформы, отсутствие эффективной судебной защиты от нарушения прав человека и произвола властей, повсеместное невыполнение судебных решений;
неэффективность защиты прав граждан правоохранительными органами, более того - превращение силовых структур в один из основных источников нарушений прав человека;
чрезмерное усиление роли спецслужб в обществе и государстве, закрытость властных структур от общества, ограничение доступа граждан к информации;
превращение Генпрокуратуры, ФСБ и других силовых структур в инструменты политической борьбы, инспирирование `шпионских процессов`;
милитаризация власти и общества, опасное вмешательство силовых структур в вопросы внутренней и внешней политики страны.
Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека считает такое положение вещей угрожающим стабильности и безопасности нашего общества, мирному и демократическому развитию нашей страны.

Мы призываем структуры гражданского общества России к консолидации и совместным действиям во имя защиты прав и свобод человека и гражданина.

Нарастание угроз основам конституционного строя и гражданского общества, верховенству права и прав личности требует от нас выступить в качестве конструктивной гражданской неполитической оппозиции этому режиму. Усиление государства должно быть сбалансировано консолидированным и эффективным гражданским обществом.

Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека постановляет:

Сформировать постоянно действующие рабочие группы по следующим направлениям:
антивоенные действия;
гражданский контроль;
судебная реформа;
тюремная реформа и защита прав заключенных;
социальные и экономические права граждан;
военная реформа и защита прав военнослужащих и их семей;
право граждан на свободу предпринимательской деятельности;
защита избирательных прав граждан;
защита граждан от этнической и расовой дискриминации;
защита экологических прав граждан;
защита свободы слова и независимости СМИ;
защита права на интеллектуальную собственность;
защита лиц, преследуемых по политическим мотивам;
защита прав детей.
Сформировать специальную рабочую группу по законодательному обеспечению прав человека в России и подготовке пакета проектов федеральных законов, направленных на обеспечение в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина. Координацию деятельности группы поручить инициативной группе `Общее действие`.
Организовать проведение мониторинга политико-правового обеспечения прав человека, который бы включал в себя анализ:
голосований в Государственной Думе РФ по законопроектам и иным вопросам, связанным с правами человека;
законопроектов, внесенных фракциями и другими субъектами законодательной инициативы;
реакции политиков на предложения, исходящие от правозащитных организаций.
По результатам мониторинга правозащитное сообщество должно решать, какие политические силы могли бы рассчитывать на его поддержку и какие рекомендации целесообразно предложить структурам гражданского общества и избирателям.

Съезд поручает инициативной группе `Общее действие` координацию выполнения данной резолюции и проведение мониторинга политико-правового обеспечения прав человека.

Москва, 21 января 2001 года


О ситуации в Чечне

В Чеченской Республике продолжается война. Война жестокая и беззаконная. От военных действий страдает прежде всего мирное гражданское население. Война приняла характер карательной экспедиции.

Грубейшие нарушения прав человека и норм гуманитарного права совершают обе стороны конфликта. Тем не менее масштабы жертв среди гражданского населения и величина материального ущерба, вызванные действиями федеральных войск, несоизмеримо больше. Кроме того, действия федеральных сил - это действия военных и полицейских, находящихся под командованием международно признанной власти Российской Федерации, государства, которое, подписав целый ряд международных правовых документов, взяло на себя обязательства соблюдать права человека. Именно поэтому нарушения прав человека российскими федеральными силами являются особо тяжкими и особо циничными.

Федеральные силы воюют не столько с вооруженными формированиями, противостоящими федеральной власти РФ, сколько осуществляют террор против мирного населения.

Убийства, незаконные задержания, пытки и жестокое обращение с задержанными и арестованными, грабежи, совершаемые военными и сотрудниками МВД РФ, - сейчас это каждый день происходит в городах и селах Чеченской Республики. Факты исчезновения людей, задержанных представителями федеральных сил, приобрели массовый характер.

Органы прокуратуры Российской Федерации, прежде всего военной прокуратуры, саботируют расследование многочисленных тяжких преступлений против мирных жителей, совершенных в ходе нынешней военной кампании в Чечне военнослужащими и сотрудниками МВД РФ.

Происходящее в Чечне самым негативным образом сказывается на всех сторонах жизни нашей страны, ставит под угрозу продвижение России к построению правового государства. Власть, демонстративно проявляя в Чеченской Республике правовой нигилизм, приучает и себя, и общество к тому, что она может и далее, исходя из `высших государственных интересов`, попирать российские Конституцию и законодательство.

Сотрудники правоохранительных органов, направленные в Чеченскую Республику из многих регионов России, совершают там многочисленные преступления, в том числе и тяжкие преступления против личности. Эти люди, получающие в Чечне опыт бесконтрольного насилия над мирными жителями, возвращаясь к охране правопорядка в города и села России, представляют серьезную угрозу для безопасности проживающих там граждан.

Десятки тысяч молодых людей, прошедших военную службу в Чечне, возвращаются к мирной жизни морально и психологически искалеченными. Нарушаются права членов семей погибших военнослужащих. Все это позволяет нам сделать вывод, что продолжающаяся война в Чечне приобрела характер не только геноцида против чеченского народа, но и общенационального российского бедствия.

Мы, участники Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека, требуем от Президента России В.В. Путина начать переговоры без предварительных условий с президентом Чеченской Республики Ичкерии А. Масхадовым, легитимность которого была признана международным сообществом и самим правительством России. Предметом таких переговоров должны стать прекращение огня и решение ряда гуманитарных проблем (снабжение населения, раненые, беженцы, прекращение пыток, насилия, убийств). При этом необходимо добиваться, чтобы возникающие конфликтные ситуации разрешались без применения силы.

Съезд считает необходимым привлечь к участию в таких переговорах в качестве посредников представителей Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. Для этого следует соответствующим образом расширить мандат группы содействия ОБСЕ в Чеченской Республике.

Фундаментальные разногласия по вопросу о статусе Чечни могут быть разрешены только посредством референдума с участием всех граждан Чеченской Республики, в том числе покинувших ее территорию после 1991 года, и под наблюдением международных организаций. При этом должны полностью соблюдаться права как сторонников независимости Чечни, так и сторонников того, чтобы Чеченская Республика была в составе России, придерживаться своих взглядов и пропагандировать их без применения насилия или призывов к нему. Условием легитимности будущей чеченской власти, независимо от будущего статуса Чечни, должен стать безоговорочный приоритет основных прав и свобод человека.

Пока же военные действия не прекратились, мы требуем, как от руководства Российской Федерации, так и Чеченской Республики Ичкерии, предпринять все необходимые действия для того, чтобы воюющие стороны неукоснительно соблюдали нормы гуманитарного права. Власти Российской Федерации и Чеченской Республики Ичкерии обязаны обеспечить незамедлительное расследование военных преступлений, совершенных в ходе конфликта, и предание правосудию виновных.

Мы требуем от Российского правительства справедливого возмещения материального и морального вреда жертвам войны в Чеченской Республике, а также предоставления статуса вынужденного переселенца лицам, покинувшим Чеченскую Республику в результате военных действий.

Съезд обращается к Правительству России с требованием ратифицировать Устав Международного уголовного суда.

Мы обращаемся к депутатам Государственной Думы РФ с просьбой провести открытое заседание по вопросу о фактах исчезновения людей, задержанных и арестованных представителями федеральных сил на территории Чеченской Республики в период с 1994 года, в том числе Председателя Парламента ЧРИ Руслана Алихаджиева. Просим также рассмотреть на этих слушаниях вопрос о судьбе плененных военнослужащих, пропавших без вести и насильственно удерживаемых российских и иностранных граждан.

Мы требуем признать недействительными все выборы, проведенные в Чеченской Республике с осени 1999 года, с момента начала второй чеченской войны.

Мы объявляем о начале общероссийской кампании неправительственных организаций с целью добиться выполнения вышеперечисленных требований. Акция должна начаться широкой разъяснительной и просветительской работой с целью донести до широких слоев населения нашей страны информацию о том, что сегодня реально происходит в Чечне, о пагубных последствиях этой войны для будущего России. Мы призываем присоединиться к нашей акции все структуры гражданского общества России.

Съезд поддерживает инициативу ряда участников Cъезда создать антивоенный правозащитный центр для координации деятельности структур гражданского общества в рамках общероссийского антивоенного движения. Съезд считает важным и своевременным проведение антивоенной конференции правозащитных, общественных и общественно-политических организаций на Северном Кавказе.

Съезд осуждает позицию Правительства Российской Федерации по отношению к Резолюции Комиссии ООН по правам человека, которую российские власти не признали и решение которой отказались выполнять. Съезд просит Верховного комиссара ООН по правам человека госпожу Мэри Робинсон выступить с инициативой о создании международной независимой Комиссии по расследованию нарушений прав человека и норм гуманитарного права в Чеченской Республике.

Москва, 21 января 2001 года


Об угрозе демократическим основам конституционного строя Российской Федерации

Съезд заявляет о недопустимости принятия проекта Федерального конституционного закона `О Конституционном собрании`, внесенного депутатами Б.Б. Надеждиным, А.И. Лукьяновым и другими. Этот закон устанавливает номенклатурный принцип формирования Конституционного собрания. По этому проекту оно будет не выборным, а назначаемым органами государственной власти. Его составят лица, не уполномоченные народом на изменение Конституции России.

В отличие от проекта Б. Надеждина и других, альтернативный законопроект, внесенный депутатом С.А. Ковалевым, предусматривает всенародное избрание Конституционного собрания. Он полностью соответствует Конституции РФ и затрудняет произвольное ее изменение.

Мы, участники Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека, настаиваем на неприкосновенности 1-й, 2-й и 9-й глав Основного закона нашей страны, глав, устанавливающих основы конституционного строя, права и свободы человека, порядок изменения Конституции. В нынешней политической ситуации подобные изменения прямо угрожают конституционным переворотом и разрушением правовых основ народовластия, прав и свобод человека. При этом другие положения Конституции (главы 3-8) в случае необходимости могут быть изменены Федеральным Собранием путем принятия федерального закона по специальной процедуре.

Принятие закона о Конституционном собрании неактуально, нецелесообразно и более того - опасно как покушение на основополагающий принцип непосредственного осуществления власти народом, как подрыв основ демократии.

Съезд призывает Государственную Думу не рассматривать проекты законов `О Конституционном собрании` до появления реальной обоснованной необходимости в изменении 1-й, 2-й и 9-й глав Конституции РФ. В случае рассмотрения проектов парламентом мы призываем депутатов поддержать проект, предусматривающий всенародные выборы Конституционного собрания.

Москва, 21 января 2001 года


За сохранение многопартийности, в защиту избирательных прав граждан

28 декабря 2000 года Президент РФ внес в Государственную Думу проект Федерального закона `О политических партиях`. Этот проект устанавливает пороговые значения по численности как самих политических партий, так и их региональных отделений (10 000 членов по 100 человек не менее чем в 45 субъектах РФ). Он исключает создание региональных и местных партий, что наносит удар по конституционному принципу федерализма.

По этому проекту создание партий по признакам профессиональной, социальной, половой, национальной и религиозной принадлежности запрещается, что исключает возможность существования рабочих, христианско-демократических партий, партии `Женщины России` и т. п.

Президентский проект закона резко сужает круг общественных объединений, имеющих право выдвигать кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органы государственной власти, в том числе и на местах, - такое право остается только за всероссийскими политическими партиями. Принимая во внимание известные заявления, следующим шагом может быть изменение избирательного законодательства с исключением права граждан на выдвижение кандидатов.

Данный проект предусматривает прямое финансирование партий из федерального бюджета и широкий контроль со стороны административных органов за деятельностью партий, практически неосуществимое требование участия партий во всех выборах, включая выдвижение Президента РФ, то есть направлен на создание огосударствленных управляемых партий и дает исполнительной власти механизм для быстрого сокращения числа партий путем приостановления и прекращения их деятельности.

Президентский проект, в случае его принятия, закладывает механизм последующего законного перехода к однопартийному тоталитарному государству.

Данный законопроект противоречит основам конституционного строя РФ (статьям 1, 2, 3, 13, 15 и 16 Конституции РФ), конституционным правам и свободам человека и гражданина (статьям 17, 18, 19, 29, 30, 31, 32, 33, 46, 55 Конституции РФ).

По сути, проект направлен на сохранение ведущего положения представленных сегодня в парламенте партий, которые, ограничивая таким образом конституционные возможности своих конкурентов, фактически - путем издания такого закона - могут осуществить запрещенный статьей 4 Конституции РФ захват власти.

Мы, участники съезда, призываем Федеральное Собрание Российской Федерации отвергнуть данный законопроект как противоправный и антиконституционный и тем самым защитить правовые основы многопартийности и равноправия.

Мы обращаемся ко всем, кому дороги демократия, права и свободы человека, выступить против этого и подобного проектов законов о политических партиях.

Москва, 21 января 2001 года


Об обеспечении и защите прав граждан в органах правосудия

Современная судебная власть России стремится в первую очередь к защите своих корпоративных интересов и не сориентирована на защиту прав граждан. Хотя статья 18 Конституции РФ устанавливает, что права и свободы человека и гражданина определяют деятельность законодательной и исполнительной власти и должны обеспечиваться правосудием, современному российскому правосудию эта задача оказалась не по плечу.

Судебная власть, в силу возрастающей зависимости судей от власти исполнительной, зачастую сама становится источником нарушения прав граждан. В связи с этим необходимо принятие срочных мер, направленных на судебную защиту и обеспечение прав человека.

Прежде всего судебная система должна перестать быть закрытой для граждан. Частью 5 статьи 32 Конституции РФ гражданам Российской Федерации гарантировано участие в отправлении правосудия. Мы констатируем, что данная конституционная норма нарушается повсеместно, усиливается отчуждение судебной власти страны от народа как источника этой власти. Такое положение дел оказывается несовместимым с положением части 1 статьи 3 Конституции РФ, согласно которой единственным источником власти является ее многонациональный народ. Фактически источником власти судей становится не воля рядовых избирателей, а воля и интересы чиновничества. Такая ситуация вызвана в том числе и тем, что участие граждан в работе судебных органов по действующему законодательству о судоустройстве возможно только в суде первой инстанции и по ограниченному кругу дел, назначение судей и председателей судов происходит без участия граждан, тайно от них, деятельность Квалификационных коллегий судей носит закрытый и корпоративный характер. Мы с тревогой отмечаем, что судебная власть фактически оказалась в оппозиции к гражданскому обществу. Правозащитное движение видит одну из своих задач в том, чтобы преодолеть такую ситуацию.

Наше общество достойно более высокого качества судебной власти, чем то, которое мы наблюдаем сегодня.

Бесправное положение граждан, которое стало нормой нашей жизни, требует более активного участия общественных организаций в защите прав и законных интересов граждан.

Настоятельно необходимо расширить функции Уполномоченного по правам человека в РФ в части судебной защиты прав человека.

В связи с изложенным Съезд считает необходимым:

В целях обеспечения реальной независимости судей:
во исполнение нормы части 3 статьи 128 Конституции РФ - создать отсутствующий уже девять лет фундамент деятельности российского правосудия: Закон `О судах общей юрисдикции`;
создать практические условия для прямого действия и исполнения положений статей 3, 10, 15, 32, 120, 124 Конституции РФ о гарантиях независимости власти судебной от властей исполнительной и представительной на основе финансирования судов исключительно из федерального бюджета;
исключить из статьи 13 Закона N 37-ФЗ от 10.01.2000 г. `О народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции РФ` пункт 2, согласно которому признан утратившим силу принцип выборности народных судов;
поставить перед законодателем вопрос о выборности судей судов общей юрисдикции в рамках действующей Конституции РФ; при этом специалистам в области судоустройства следует определить конкретные механизмы избрания судей (путем всеобщего голосования, представительным органом власти и т. д.), которые обеспечили бы сбор и анализ информации о профессиональных и этических качествах каждого из кандидатов.
При осуществлении действующего порядка назначения судей необходимо заблаговременно публиковать списки кандидатов на должность судей и председателей судов для того, чтобы избиратели могли довести свое мнение об этих кандидатах до своих депутатов в органах представительной власти. В случае наличия в судах свободных к замещению вакансий должен объявляться открытый конкурс для замещения должности судьи с правом участия в нем всех лиц, соответствующих установленным законодательством требованиям.
Важным условием независимости судей является законодательное распространение на них норм Кодекса законов о труде по вопросам, не урегулированным федеральным законодательством. Следует ограничить срок полномочий председателей судов всех уровней и их заместителей.
Следует создать правовые условия для введения института общественных наблюдателей, которые под эгидой общественных объединений осуществляли бы мониторинг осуществления правосудия.
Необходимо ввести суд присяжных на всей территории РФ с расширением его компетенции по категориям дел.
Вместо бесконечного реформирования судебной системы и ее размножения почкованием и делением следует укреплять суды общей юрисдикции, обеспечив, чтобы на каждые 10-15 тысяч жителей приходилось не менее одного судьи. Вместо создания административных судов, а также мировых судов в тех регионах, где они еще не начали работать, запланированные ресурсы надо потратить на развитие судов общей юрисдикции.
Крайне необходимым представляется восстановление в России системы ювенальной юстиции, то есть такой отрасли правосудия, которая осуществляет, с использованием опыта и методов педагогики, социальной работы, психологии, медицины и других наук, защиту прав ребенка и предотвращение совершения новых правонарушений ребенком-правонарушителем.
В целях обеспечения реального участия граждан в отправлении правосудия необходимо преобразовать институт народных заседателей в институт общественных судей. Общественный судья должен иметь право, в случае наличия у него особого мнения по судебному акту, в вынесении которого он принимал участие, направлять это особое мнение в кассационную и надзорные инстанции. Представление общественным судьей своего особого мнения президиуму соответствующего суда должно рассматриваться в качестве надзорного протеста. Общественные судьи должны участвовать в осуществлении правосудия также в кассационной и надзорной инстанциях и по административным делам.
Правом принесения протеста на вступивший в законную силу судебный приговор, решение или определение, кроме лиц, указанных в действующем законодательстве, должен обладать также Уполномоченный по правам человека в РФ.
Для повышения качества следствия и обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых следует создать федеральный следственный комитет, лишив следственных функций другие государственные органы.
Следует реформировать систему органов прокуратуры, исходя из недопустимости совмещения следственных и надзорных функций в одном ведомстве.
Чрезвычайно низкий процент оправдательных приговоров в российских судах общей юрисдикции должен получить принципиальную оценку со стороны Верховного суда РФ, которому необходимо выявить причины и условия, порождающие объем оправдательных приговоров, несовместимый с целями уголовного правосудия.
В состав Квалификационных коллегий должны быть введены авторитетные представители юридической общественности и, возможно, неправительственных организаций, поскольку Квалификационная коллегия является общественным органом. Решения квалификационных коллегий о прекращении полномочий судьи должны носить рекомендательный характер, а порядок лишения судей полномочий должен быть таким же, как и порядок избрания судей, то есть предусматривать прекращение полномочий судьи Президентом РФ с учетом мнения представительного органа власти.
Следует лишить квалификационные коллегии судей несвойственных общественным формированиям функций по сбору доказательств и принятию властных решений о прекращении полномочий судей. Необходимо публиковать решения Квалификационных коллегий и сделать их заседания открытыми для граждан, представителей общественности и средств массовой информации, кроме случаев, когда речь идет о государственной, личной или коммерческой тайне.
Следует законодательно установить, что неприменение судьей Конституции РФ в тех случаях, когда Конституция как закон прямого действия подлежит применению, является достаточным основанием для прекращения полномочий судьи.
Общественным организациям должно быть предоставлено законом право беспрепятственно обращаться в судебные органы с заявлением о защите как отдельных граждан, так и в общественных интересах.
В целях реального осуществления права граждан на защиту необходимо, чтобы:
оплата труда адвокатов, участвующих в деле в порядке статьи 49 УПК РСФСР, а также по трудовым и иным делам социального характера, должна быть запланирована в бюджете страны отдельной строкой;
в субъектах Федерации был создан институт муниципальной адвокатуры для обеспечения бесплатной защиты и бесплатного представительства в суде интересов малоимущих граждан.
Принцип независимости военного судьи нарушен военной присягой. Военные судьи вершат правосудие, руководствуясь военной присягой, которую они обязаны соблюдать по статье 26 Федерального закона `О статусе военнослужащих`, и подчиняются приказам военнослужащих более высокого звания - вместо того, чтобы судить `по закону и совести`, как их обязывает присяга судьи (статья 8 Закона РФ `О статусе судей`). Необходимо вывести их из-под военной присяги, внеся соответствующие изменения в Закон `О статусе военнослужащих` и Закон `О военных судах в РФ`.
Необходимо, чтобы в военных судах народными заседателями были гражданские лица, а дела по обвинению в особо тяжких преступлениях отнести к подсудности суда присяжных.
Следует упразднить институт военных дознавателей в воинских частях. Следственные действия имеет право вести только специалист с соответствующим образованием, освоивший нормы гуманитарного права. Командир части должен обеспечивать только сохранность места происшествия и нести ответственность за сохранность доказательств, в том числе вещественных.
В целях устранения наиболее острых противоречий между Конституцией РФ и действующим УПК РСФСР безотлагательно принять внесенный в Государственную Думу РФ Президентом РФ проект изменений и дополнений к УПК РСФСР, предусматривающий в том числе судебный порядок ареста.
Учитывая, что государственная политика в области борьбы с незаконным оборотом наркотиков на практике приводит к росту наркомании и криминализации молодежи, внести изменения в УК РФ, направленные на исключение наказания в виде лишения свободы за приобретение, хранение и перевозку наркотических веществ без цели сбыта.
Рекомендовать Государственной Думе РФ вернуть к процедуре первого чтения принятый в 1997 году за основу проект УПК РФ как сохраняющий инквизиционную модель правосудия и нарушающий право на защиту. Принять в первом чтении проект УПК, подготовленный на основе модельного Кодекса, утвержденного Парламентской Ассамблеей стран СНГ.
Обратиться к Президенту РФ как гаранту Конституции страны с предложением выйти с законодательной инициативой об исключении из главы 7 (Судебная власть) статьи 129 (о Прокуратуре РФ), так как прокуратура не является органом судебной власти.
Москва, 21 января 2001 года


О развитии института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

Считая необходимым расширение компетенции Уполномоченного по правам человека в РФ, Съезд рекомендует Государственной Думе внести изменения в Федеральный конституционный закон `Об Уполномоченном по правам человека в РФ`,
а) наделив Уполномоченного правом принесения протестов по гражданским и уголовным делам и участия в надзорном рассмотрении дел судом;
б) создав институт представителей Уполномоченного в субъектах Российской Федерации.

Рекомендовать Президенту Российской Федерации, Государственной Думе решить вопрос об учреждении должностей федеральных уполномоченных по правам детей и по правам военнослужащих.
В целях обеспечения эффективной работы уполномоченных по правам человека в субъектах РФ рекомендовать Государственной Думе принять Основы законодательства об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Рекомендовать правозащитным организациям, действующим в субъектах Российской Федерации, инициировать введение должностей уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации.
Москва, 21 января 2001 года


Закрытые структуры - под гражданский контроль!

Общественный (гражданский) контроль за соблюдением прав и свобод личности в деятельности институтов государства, в особенности в правоохранительной, судебной, военной сферах, является выражением непосредственного народовластия и одним из основных видов правозащитной работы неправительственных организаций.

В целях легитимности и эффективности мониторинга соблюдения прав человека в традиционно `закрытых` для гражданского контроля органах и учреждениях силовых и некоторых социальных ведомств необходимы правовые, в первую очередь законодательные, гарантии таких форм общественной деятельности.

В одних сферах деятельности государства и некоторых негосударственных структур Конституция и федеральное законодательство непосредственно гарантируют `прозрачность` и прямо запрещают закрытый характер их деятельности. Это касается свободы доступа к информации, в том числе о действиях (бездействии) должностных лиц всех уровней, наблюдения за избирательным процессом, работы некоммерческих организаций.

В других - доступность гражданского контроля невозможно обеспечить без восстановления в Конституции РФ института парламентского контроля. Лишь во взаимодействии правозащитников с представительными органами власти может осуществляться общественный контроль над соблюдением прав человека в деятельности спецслужб, в частности ФСБ, в условиях чрезвычайного и военного положения, в ходе так называемых антитеррористических операций и т. п.

Неправительственные организации и общество в целом настаивают на конституировании и осуществлении на практике гражданского контроля, обеспеченного законодательно, закрепленного в нормативных актах соответствующих ведомств и в их повседневном взаимодействии с НПО. Для этого наш Съезд предлагает следующие рекомендации правозащитному сообществу и властным структурам по гражданскому контролю над:

Деятельностью органов правопорядка и пенитенциарной системы

Принять закон об общественном контроле за соблюдением прав заключенных, дающий право общественным инспекторам без предупреждения наблюдать за соблюдением прав и условий содержания указанных лиц.
В связи с тем, что насилие и пытки в правоохранительных органах стали частью общероссийской системы, считаем необходимым:
закрепить за общественными инспекторами право инициировать расследование фактов применения незаконных методов воздействия к задержанным, подследственным и заключенным;
криминализировать понятие `пытка` в уголовном и процессуальном законодательстве;
принять общественно-государственную программу совместного обучения общественных инспекторов мест изоляции и сотрудников пенитенциарных учреждений;
поддержать инициативу заключения договоров о взаимодействии между отдельными правозащитными организациями и органами исполнения наказаний.

Деятельностью органов судебной системы и прокуратуры

Рекомендовать правозащитным организациям проведение постоянного мониторинга деятельности этих органов, выявление наиболее вопиющих нарушений процессуального законодательства и профессиональной этики со стороны судей и прокуроров и опубликование этих фактов в `Черной книге российского правосудия`.
Наладить общественный контроль за исполнением судебных решений и постановлений, работой канцелярий судов и других форм отправления правосудия, в которых регулярно нарушаются права граждан и юридических лиц.
Считать несовместимым при осуществлении государственного контроля за соблюдением прав личности сочетание функций органов прокуратуры, связанных с (1) ведением следствия и поддержанием обвинения в судах и (2) осуществлением надзора над соблюдением законности в этих действиях.
Настаивать на отмене тех поправок в гражданско- и уголовно-процессуальное, а также административное законодательство, которые связаны с ограничением участия членов общественных объединений как законных представителей обвиняемого, истца или ответчика.

Деятельностью вооруженных сил

Доработать проект закона `О гражданском контроле и управлении военной организацией и деятельностью в РФ`, предусмотрев в нем участие общественных объединений в осуществлении контроля над соблюдением прав военнослужащих и их семей, а также гражданское руководство вооруженными силами.
Максимально расширить пропаганду скорейшего проведения военной реформы на основе перехода на добровольный принцип комплектования армии; усилить досудебную защиту призывников силами НПО. Способствовать принятию Госдумой РФ проекта Закона `Об альтернативной гражданской службе` с несением ее вне рядов вооруженных сил и условиями прохождения, не имеющими характера наказания или унижения достоинства.
Обеспечить допуск в зону ведения антитеррористических действий на Северном Кавказе группы наблюдателей от НПО для осуществления независимого гражданского контроля за соблюдением прав мирных жителей и военнослужащих по призыву.

Деятельностью спецслужб

Незамедлительно вынести на рассмотрение Госдумой РФ во втором чтении проект закона об изменении Конституции РФ в части установления парламентского контроля, в том числе над спецслужбами, и особенно ФСБ, что является нормой во многих странах.
Предавать широкой огласке нарушения закона и прав личности, попытки утвердить атмосферу страха и шпиономании, формирования образа врага в лице законопослушных граждан. Настаивать на независимой экспертизе правовых оснований возбуждения и рассмотрения так называемых `шпионских` уголовных дел в отношении лиц, не обладавших допуском к военной и государственной тайне. Отслеживать и предавать гласности участившиеся случаи запретов на въезд и выезд из РФ без достаточных на то правовых оснований.

Деятельностью `закрытых` учреждений социальной сферы

Принять ряд мер в области гражданского контроля над детскими учреждениями, интернатами, домами инвалидов, в том числе по введению института федерального уполномоченного по правам ребенка и разработке закона `Об общественном контроле за соблюдением прав ребенка в детских учреждениях`.
Внести в статьи 38 и 46 Закона РФ `О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании` нормы, регламентирующие механизм реализации гражданского контроля за соблюдением прав лиц, страдающих психическими расстройствами и находящихся в психиатрических стационарах и под наблюдением психиатров.
РЕКОМЕНДОВАТЬ ПРАВОЗАЩИТНОМУ СООБЩЕСТВУ И АКТИВИСТАМ НПО:

Осуществление функций гражданского контроля проводить совместно со специалистами из профессиональных ассоциаций врачей и психиатров, педагогов и юристов.
Для обеспечения гражданского контроля над деятельностью государственных структур `низового` уровня разработать систему выборных представителей от населения.
Обеспечить регулярный контроль за выполнением обязательств России перед международными организациями в части качественного и своевременного предоставления докладов, допуска в страну независимых наблюдателей от зарубежных НПО и представителей СМИ.
В целях противодействия росту ксенофобии, расизма и этнической дискриминации обеспечить общественный контроль за выполнением межведомственных программ в данной области, инициировать преследование должностных лиц за высказывания и действия, приводящие к дискриминации по этническому и религиозному признаку (согласно статье 136 УК РФ и др.).
Просить мировое правозащитное сообщество оказывать давление на национальные правительства и международные организации с требованием поставить предоставление кредитов, инвестиций, экономической помощи негуманитарного характера в прямую зависимость от обеспечения гражданского контроля в Российской Федерации.
Создать сеть информационно-аналитических рабочих групп и ресурсных центров НПО для координации их деятельности в сфере гражданского контроля.
Обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ, региональным и `профильным` омбудсманам с предложением: на основе договоров о совместной деятельности с НПО принимать участие в конкретных акциях гражданского контроля и поддержать в Госдуме РФ блок законопроектов по общественному контролю.
Разработать стратегию и механизмы реализации гражданского контроля в сферах защиты персональных данных, деятельности налоговых органов и других сравнительно новых областях, где возможны нарушения прав граждан.
Разработать `Хартию прозрачности`, имеющую статус международного договора, в котором предусмотрены гражданский контроль за действиями правительств и обязательные механизмы их реагирования на его результаты.
Москва, 21 января 2001 года


О военной реформе

Массовые нарушения прав человека в вооруженных силах - это проблема безопасности и выживания России. Выход из тупика насилия и бесправия, источником которых в значительной степени является существующая система исполнения воинской обязанности, можно искать только на путях проведения военной реформы, основанной на коренном изменении принципов комплектования силовых структур, то есть на отмене принудительного призыва, на девоенизации ведомств, не входящих в состав вооруженных сил, и формировании вооруженных сил на профессиональной основе.

Всероссийский чрезвычайный съезд в защиту прав человека заявляет, что дальнейшее промедление с проведением военной реформы способствует разрастанию насилия, росту коррупции и преступности, вымиранию молодого поколения. Сохранение нынешнего положения в военной сфере - это верный шаг к усилению правового беспредела, окончательному разрушению национальной безопасности страны, моральному разложению военных кадров снизу доверху, усилению социальной напряженности, возникновению новых конфликтов.

От голословных заявлений президента о необходимости военной реформы, от ее профанации необходимо перейти непосредственно к делу.

Миф о нехватке финансовых ресурсов на проведение военной реформы давно изжил себя. Пора навести порядок в расходовании выделенных на содержание военных ведомств бюджетных денег, прекратить хищения и неконтролируемое использование материальных средств, а также военной техники - и деньги на реформу найдутся! Для этого нужен действенный гражданский контроль над развитием военной сферы.

Исходя из вышеизложенного, Съезд требует от законодательной власти и президента:

Отмены принудительного призыва в вооруженные силы РФ и перехода к формированию вооруженных сил на добровольной основе; пересмотра концепции государственной военной тайны, которая препятствует опубликованию внутриведомственных нормативных актов и служит основанием насильственного ограничения основных прав человека, необходима ревизия соответствующих нормативно-правовых актов о военной службе; привлечения к законодательной деятельности общественных объединений, занимающихся правовой защитой; законодательного закрепления недопустимости использования вооруженных сил в вооруженных конфликтах на территории страны; отклонения депутатами Госдумы РФ законопроекта о внесении дополнения в статью 38 ФЗ `О воинской обязанности и военной службе`, которым фактически узаконивается продление срока службы по призыву до 2,5 и более лет; установления системы гражданского контроля над силовыми структурами, в том числе через создание независимых экспертных советов с обязательным участием представителей общественных объединений; передачи судам общей юрисдикции полномочий правоприменительных органов военной юстиции применительно к условиям мирного времени; обеспечения реальной открытости и прозрачности статей бюджета, связанных с военными расходами; внесения в соответствующие законодательные акты положения о статусе военнопленного на основе норм международного права, в том числе положения о статусе военнослужащего, вернувшегося из плена.

Только переход на добровольный принцип комплектования вооруженных сил на профессиональной основе может остановить рост нарушений прав человека в силовых структурах, обеспечить выполнение государством своих обязательств перед военнослужащими, остановить процесс разрушения безопасности нашей страны, вывести вооруженные силы из состояния, унижающего Россию, и дать возможность нашей стране иметь здоровую, обороноспособную и демократическую армию!

Москва, 21 января 2001 года


В защиту свободы слова и права на информацию

Чрезвычайный съезд констатирует:

Свобода средств массовой информации - в опасности.

В последние полтора года государственные средства массовой информации превращаются в инструмент пропаганды, а негосударственные СМИ подвергаются систематическим преследованиям. В государственных СМИ вводится прямая или косвенная цензура, увольняются непокорные журналисты, а негосударственные СМИ подвергаются экономическому удушению, административному и судебному преследованию.

Самый яркий пример - беспрецедентная циничная травля телекомпании НТВ и связанных с нею средств массовой информации. Фактически речь идет о тотальном уничтожении либо о захвате негосударственных СМИ с целью их превращения в орудие государственной пропаганды и источник побочных доходов для номенклатуры.

Теоретическим обоснованием такой политики стала Доктрина информационной безопасности, понятая чиновниками разных уровней как сигнал к сворачиванию гласности, к привычному для них лишению граждан права на доступ к информации о деятельности властей.

Оттачиваются и дополнительные юридические механизмы удушения свободы слова и мысли. В Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций России и Комитете Государственной Думы по информационной политике разрабатывают такие поправки в Закон о СМИ, которые выхолостят его демократический дух, превратят Министерство по делам печати в силовую структуру.

Усиление роли государства в системе контроля и управления печатной и электронной прессой оставляет все меньше возможностей для создания в России демократического общества с цивилизованным информационным рынком. При этом огромные, неконтролируемые избирательными комиссиями средства тратятся на рекламные кампании кандидатов различного уровня, порождая коррупцию среди СМИ и журналистов.

Все это находится в вопиющем противоречии с положениями Конституции России и общепризнанными международными нормами о правах человека. Подобная политика есть не что иное, как подготовка к политическим репрессиям и распространению насилия. История свидетельствует, что приходу тоталитаризма и фашизма предшествуют попытки заставить замолчать свободные СМИ под предлогом наведения порядка. Но без свободной прессы никакие права человека не могут быть защищены.

Исходя из вышеизложенного, Съезд:

ОСУЖДАЕТ любые проявления насилия по отношению к журналистам и СМИ;
ПРОВОЗГЛАШАЕТ, что независимые и плюралистические СМИ являются важнейшей гарантией права граждан на информацию и ясным объективным показателем реальности демократических преобразований в России;
ПРИЗЫВАЕТ все российские СМИ к совместным действиям в защиту свободы слова и мысли, против разжигания розни, распространения политического экстремизма, насаждения насилия и диктатуры;
БЕЗУСЛОВНО ОСУЖДАЕТ введение федеральными и региональными властями ограничения свободы массовой информации, включая экономическое, административное и судебное давление на редакции СМИ и журналистов;
ВЫРАЖАЕТ свою озабоченность продолжающейся монополизацией СМИ, прежде всего государством, что угрожает свободе выражения мнений и ведет к ограничению разнообразия информации;
ОБРАЩАЕТ внимание президента, правительства и Государственной Думы на то, что государственные СМИ и демократия - несовместимы, что государственные СМИ - это атрибут тоталитарных режимов и именно в государственных СМИ осуществляется скрытая цензура;
РАССЧИТЫВАЕТ на политическую волю власти к построению гражданского общества, в котором необходимым компонентом является институт общественного телерадиовещания, зависящего исключительно от информационных прав и интересов граждан;
ПРЕДЛАГАЕТ Государственной Думе рассмотреть вопрос о запрете на участие органов власти в центре и регионах в учреждении СМИ;
ТРЕБУЕТ от Государственной Думы пересмотреть приоритеты в подходах к законодательству в информационной сфере и вместо постоянных обсуждений поправок к действующему Закону о СМИ направить усилия на принятие законов, защищающих и обеспечивающих фундаментальные права граждан: о праве граждан на информацию, о неприкосновенности частной жизни, об общественном телерадиовещании;
ТРЕБУЕТ от судебной власти соблюдения законодательства об открытости судопроизводства и доступе граждан, в том числе журналистов, в открытые судебные процессы;
ОСУЖДАЕТ попытки установить дополнительный государственный контроль над функционированием Интернета, в том числе попытки введения лицензирования вебсайтов;
ПРИЗЫВАЕТ Организацию Объединенных Наций, Совет Европы, Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе и другие межправительственные и неправительственные организации поддержать усилия правозащитников по сохранению свободы, независимости и плюрализма СМИ в России.
Москва, 21 января 2001 года


О наступлении на социальные права граждан

Россия входит в новый и крайне ответственный этап социально-экономических преобразований, который определит ее судьбу на многие десятилетия. При этом положение с правами человека в социальной, экономической и культурной областях скандально и позорно и прямо противоречит конституционному статусу нашей страны как социального государства. Исходящие от правительства законодательные инициативы и меры, предлагаемые деятелями, близкими к руководству государства, носят подчеркнуто антисоциальный характер.

Временное нефтедолларовое изобилие дало возможность несколько увеличить пенсии, пособия и зарплаты бюджетникам и сделать их выплату регулярной. Однако часто эти перечисления используются не по назначению, а все более укрепляющаяся `властная вертикаль` удивительно пассивна и инертна, когда во многих регионах речь заходит о самых очевидных нарушениях `социальных` статей законодательства и очевиднейших обязанностей власти по отношению к собственным гражданам. Идет постыдная экономия на грошовых выплатах самым бедным и обездоленным, а миллиарды при этом без колебаний уходят на великодержавные амбиции центральной власти и на заграничные счета и украшение жизни многочисленных `элит`.

Социальные и экономические права равноценны гражданским и политическим правам и взаимосвязаны с ними. Абсолютно необходимо их строгое и неукоснительное соблюдение. Для демократического развития нашей страны крайне важно обеспечить реальное действие существующих законодательных гарантий справедливости и социальной солидарности в государстве и обществе.

В России идет сложное и мучительное становление рыночного уклада. Первый долг правового и социального государства в этих условиях - законодательно как можно надежней защитить права социально уязвимых слоев, наемных работников и их объединений, мелких и средних предпринимателей, лиц свободных профессий. Но федеральные власти, напротив, делают все, чтобы юридически закрепить и оформить стихийно сложившуюся практику дикого и бандитского капитализма 90-х годов.

Мы категорически отвергаем всевозможные планы так называемого `правого поворота`, то есть перехода к государственному капитализму при резком ограничении социальных гарантий и в условиях централизованной авторитарной системы.

Несмотря на частые утверждения, что наше общество вынуждено жертвовать социальной справедливостью во имя рыночной свободы, мы видим, что у нас до сих пор нет и следов `экономической свободы`. Есть лишь `свобода наживы` для связанных с властью или прямо созданных властью монополистов. Одним из источников современного кризиса является демагогическое противопоставление частной собственности и социальной справедливости. Это позволяет чиновникам преследовать и дискриминировать независимых предпринимателей. В нашей стране нет реальных гарантий собственности, нет гарантий трудовых прав, нет гарантий самой жизни и безопасности! Через 10 лет после победы `буржуазных отношений` быть независимым предпринимателем в нашей стране так же рискованно, как во времена ликвидации НЭПа, а свободные профсоюзы относятся к одной из самых гонимых категорий общественных объединений.

Нам представляется абсолютно недопустимым и крайне опасным, что в одной из самых потенциально богатых стран мира с энергичным и высококвалифицированным населением царит унизительная бедность. Любая социальная политика должна исходить из недопустимости того, чтобы в нашем обществе сохранялась категория беспросветно бедных людей, а в стране образовался внутренний `третий мир`.

Прежде всего, мы настаиваем на безотлагательном принятии органами власти и должностными лицами следующих мер: провести `взаимозачеты` в бюджеты разных уровней по задолженностям медицинских, детских и образовательных учреждений энергетическим и топливным компаниям с государственным участием; при длительной (свыше 3 мес.) невыплате зарплат, социальных пособий и задержке пенсий (свыше 1 мес.), а также при отключении тепло- и электроснабжения жилья и важнейших социальных объектов рассматривать эту ситуацию как чрезвычайную, требующую экстренного реагирования в виде принятия конкретных действий административного характера.

Мы предлагаем рассматривать нецелевое использование средств на социальные выплаты и программы как грубое нарушение финансовой дисциплины.

Мы считаем совершенно необходимым, чтобы президент и правительство официально и конкретно обозначили свою стратегию социально-экономических преобразований на ближайшие годы. Президент обязан публично и четко определить свое отношение к социальным и экономическим правам человека. Должна быть принята особая президентская `социальная доктрина`.

Съезд решительно поддерживает право профсоюзов эффективно действовать на предприятиях и в организациях. Мы настаиваем, чтобы соответствующие положения обязательно содержались в Трудовом кодексе. Мы призываем Президента РФ не ждать, пока Трудовой кодекс разрабатывается, и незамедлительно подписать закон о поправках к КЗоТу, утвержденный и Госдумой и Советом Федерации в 1999 году.

Мы придаем особое значение сохранению конституционных положений о социальных и экономических правах и считаем необходимым законодательно конкретизировать их. С этой целью должен быть принят федеральный закон или даже особый `кодекс` о принципах `социальной безопасности`, в котором содержались бы механизмы реализации социально-экономических прав.

Такой закон должен, среди прочего, содержать:

а) запрет на отключение энергоснабжения социальных объектов (особенно медицинских) и на `коллективные` отключения;
б) запрет на задержку выплат зарплат бюджетникам, пенсий и социальных пособий, на нецелевое использование соответствующих средств, а также на повышение оплаты услуг организациями-монополистами, тратящими на внутренние цели больше определенной доли своих доходов;
в) требование к властям принимать экстренные меры по восстановлению систем жизнеобеспечения;
г) механизм обязательного бесплатного обеспечения всех находящихся за гранью бедности набором основных медикаментов и минимальным продовольственным ресурсом;
д) систему поддержания занятости и обеспечения жилья для бездомных.
Законодательное обеспечение социальных прав невозможно без мощной и консолидированной общественной поддержки. Мы обращаемся к представителям гражданского общества, в том числе правозащитным, профессиональным, предпринимательским и иным объединениям, с предложением срочно начать совместную работу по выработке проекта такого закона. Само гражданское общество должно определить принципы, приоритеты и параметры социальной политики.

Москва, 21 января 2001 года


О проблемах миграции

Исходные положения

Россия - большая малонаселенная страна, вне территории которой находится около 20 миллионов соотечественников. Следует радушно принимать всех, кто считает Россию родиной, и для этого разрабатывать серьезные программы их приема, не строя препон в расселении.
Миграция в Россию порождена во многом ее собственной политикой и политикой СССР, правопреемницей которого РФ себя объявила. Это относится не только к нашим бывшим согражданам, но и к афганцам, которым нам следует, по меньшей мере, предоставить убежище.
Положение жителей и выходцев из `горячих точек`, в первую очередь из Чечни и Пригородного района Северной Осетии, требует принятия немедленных мер. Всякое промедление в этой области недопустимо и не может оправдываться отсутствием средств.
Уничтожение людей в Чеченской Республике и порождение новых потоков мигрантов преступно и должно быть прекращено решительно и немедленно.
Положение жителей северных регионов России, оказавшихся без тепла, питьевой воды, медицинской помощи, почтовой связи, нуждается в незамедлительном внимании со стороны правительства и принятии экстренных мер.
Предложения Правительству РФ, Президенту РФ и Государственной Думе

Восстановить Правительственную комиссию по миграционной политике в РФ, включив в нее представителей НПО, активно занимающихся проблемами миграции. Обязать Комиссию собираться не реже чем раз в квартал, обсуждать предлагаемые ее членами проблемы и вырабатывать рекомендации. Практиковать коллективные выезды членов комиссии в регионы, где осложняется ситуация и обостряются проблемы вынужденных мигрантов.
Создать консультативные советы НПО по проблемам миграции при Минфедерации и его территориальных органах.
Просить Минфедерации приглашать на заседания коллегии представителей ведущих НПО (Форума переселенческих организаций, Правозащитного центра `Мемориал`, `Гражданского содействия` и др.). Включить 2-3 представителей ведущих НПО в коллегию Минфедерации.
В самое ближайшее время провести расширенное заседание Правительства РФ с привлечением представителей НПО по проблеме временно перемещенных лиц и жителей Чечни для обсуждения их положения в регионе и вне его и выработке срочных мер по его нормализации. На этом заседании осветить вопрос о состоянии проекта Закона РФ или Постановления Правительства РФ о компенсации материального ущерба и морального вреда жертвам военных действий в Чечне 1999-2000 годов.
В ближайшее время на правительственном уровне в расширенном составе с привлечением НПО обсудить состояние миграционных органов федерального и территориального уровня; выход РФ из Бишкекского соглашения и его последствия; состояние правовой базы в области миграции, в частности правительственных постановлений, находящихся на рассмотрении, и другие актуальные темы в области миграции.
В соответствии с Конвенцией ООН 1951 года и Законом РФ `О беженцах` легализовать положение граждан Афганистана в Российской Федерации.
Привлекать НПО, особенно имеющие в числе членов сильных юристов, к разработке и обсуждению законодательных и иных правовых актов в области миграции и прав мигрантов.
Привлекать общество к предварительному обсуждению таких радикальных действий власти, как ликвидация государственных структур или выход из международных соглашений.
Москва, 21 января 2001 года


О положении вынужденных переселенцев из Пригородного района

Съезд выражает крайнюю озабоченность до сих пор не преодоленными последствиями трагических событий 1992 года в Пригородном районе Республики Северной Осетии. И поныне многие тысячи ингушских вынужденных переселенцев не могут вернуться в собственные дома и продолжают ютиться в условиях, несовместимых с жизнью, достойной человека.

Мы считаем, что разрешение трагической проблемы Пригородного района настоятельно требует экстренных усилий на общефедеральном уровне.

О труде

Съезд выражает поддержку профсоюзам как правозащитным организациям, отстаивающим права трудящихся. Мы требуем уважать право работников создавать на одном предприятии несколько разных профсоюзных организаций. Неукоснительно должно соблюдаться требование: работодатели не имеют права входить в профсоюз и присутствовать на профсоюзных собраниях. Необходимо восстановить процессуальные нормы, позволяющие профсоюзам представлять своих членов в судах без доверенности от тех лиц, интересы которых они отстаивают.

Съезд признает правительственный проект Трудового кодекса не соответствующим Конституции РФ и принятым Россией международным обязательствам в области трудовых прав граждан. Предлагаемый проект направлен на резкое ограничение трудовых прав граждан РФ, особенно женщин, а также права работников на профсоюзную защиту и свободу ассоциаций.

Съезд призывает Президента РФ, Правительство РФ, Государственную Думу РФ отказаться от планов принятия концептуально нового Трудового кодекса.

Съезд считает, что реформировать трудовое законодательство необходимо без изменения основополагающих принципов и положений действующего КЗоТа, гарантирующих трудовые права граждан России, путем коррекции отдельных статей КЗоТа в направлении обеспечения защиты трудовых прав граждан в условиях изменяющихся экономических отношений в России.

Первым шагом по изменению действующего КЗоТа должно стать подписание Президентом РФ Закона `О внесении изменений и дополнений в КЗоТ РСФСР`, утвержденного Федеральным Собранием России в 1999 году.

Москва, 21 января 2001 года


О социальной защите детей

Кризис семьи и трагические проблемы детства приобрели в нашей стране характер национальной катастрофы.

Съезд предлагает Федеральному Собранию РФ, Президенту РФ, Правительству РФ принять чрезвычайные меры по поддержке семьи и безусловному обеспечению прав детей, закрепленных в Конвенции ООН `О правах ребенка` и российском законодательстве.

Москва, 21 января 2001 года


Об образовании

Съезд выражает обеспокоенность процессами, происходящими в сфере образования.

Съезд требует не уменьшать доступность и объемы бесплатного образования всех уровней.
В школах снова требуют преподавания по единой обязательной программе по каждому предмету. Мы считаем необходимым предоставить преподавателям всех образовательных учреждений реальное право выбирать программы и учебники, выполняя требования государственных образовательных стандартов.
Школьников, достигших призывного возраста, забирают в армию прямо со школьной скамьи. Мы требуем запретить призыв в армию учащихся средних школ.
Съезд считает необходимым ввести в школах отдельный курс прав человека с приглашением в качестве преподавателей правозащитников.
Сегодня с профессорами вузов заключается срочный контракт на год. После окончания контракта профессора сколь угодно высокой квалификации можно уволить без объяснения причин. Мы требуем заключать с преподавателями вузов контракты на срок избрания по конкурсу, то есть на пять лет. Нельзя проводить реформу образования, пока педагоги находятся в состоянии бесправных поденщиков.
Москва, 21 января 2001 года


О личной ответственности чиновника за невыполнение закона и его должностных обязанностей и бесплатной правовой поддержке уязвимых групп населения

Чиновники не несут никакого наказания за нарушение ими законодательства в области прав инвалидов, детей, родителей погибших военнослужащих, беженцев и вынужденных переселенцев и других уязвимых групп населения.

Необходимо законодательно установить персональную ответственность чиновника за нарушение прав граждан.

Нарушения гражданских и социально-экономических прав граждан тесно связаны между собой.

Учитывая это, необходимо создать систему бесплатной юридической помощи, выделяя на это бюджетные средства.

Необходимо разработать систему налоговых льгот неправительственным организациям, оказывающим безвозмездную юридическую и иную поддержку уязвимым слоям населения.

Москва, 21 января 2001 года


В поддержку проведения Всероссийского референдума по экологическим проблемам

Съезд считает закрепленное в Конституции право граждан на референдум одним из важнейших политических достижений российского общества, определяющим возможность непосредственного участия граждан в управлении государством.

В августе-октябре 2000 года экологическими организациями в 60 субъектах Федерации было собрано около 2,5 млн. подписей граждан России в поддержку проведения Всероссийского референдума по экологическим проблемам.

В декабре 2000 года Центральная избирательная комиссия, видимо выполняя политический заказ, отказала в разрешении на проведение такого референдума, объявив более 600 тыс. подписей недействительными по формальным признакам.

Съезд поддерживает обращение Штаба по проведению референдума в Конституционный суд России с просьбой рассмотреть соответствие Конституции России инструкций ЦИК, позволивших проигнорировать ясно выраженное мнение миллионов россиян.

Съезд считает недопустимой практику запрещения местных референдумов по особо опасным экологическим объектам (в том числе ядерным и химическим), находящимся в совместном ведении Федерации и субъекта Федерации.

Съезд призывает правозащитные и другие общественные организации России шире использовать наше право на референдум как эффективный инструмент борьбы с происходящей бюрократизацией и криминализацией государственных структур.


О фабрикации ФСБ `шпионских` дел и насаждении в стране шпиономании

В последние годы в России, как в свое время в СССР, нагнетается шпиономания.

В настоящее время проходят судебные процессы или ведется следствие по обвинению в шпионаже или создании угрозы государственной и военной безопасности страны против военного журналиста Григория Пасько, ученых Игоря Сутягина, Владимира Сойфера, Владимира Щурова, дипломата Валентина Моисеева. Фальсификации, подлоги, искажение фактов и использование не допустимых законом доказательств в этих делах являются для ФСБ нормой. В ряде случаев преследованиям подвергаются даже адвокаты подсудимых. Спецслужбы интенсивно формируют в обществе образ врага.

Высшие государственные деятели в своих заявлениях до суда называют граждан шпионами и преступниками, выступают с беспочвенными обвинениями в адрес плодотворно работающих российских и зарубежных общественных гуманитарных, благотворительных и правозащитных организаций. Такие заявления воспринимаются спецслужбами, прокуратурой и судами как целевая установка. Презумпция невиновности превращена в фикцию.

Не справляясь с задачами по борьбе с коррупцией и терроризмом, утечкой капиталов, заказными политическими убийствами и другими опасными преступлениями, ФСБ избрало в качестве `легкой добычи` экологов, журналистов, ученых, дипломатов.

Власти придумали новый состав преступления - `аналитический шпионаж` в качестве оружия, направленного против любого мыслящего гражданина России.

Сотрудники ФСБ, занимающиеся фабрикацией шпионских дел, поощряются, повышаются в званиях и должностях. Среди государственных служащих поощряется наушничество.

Избежавшие принципиальных реформ спецслужбы способны на любые беззакония и готовы к повторению прошлого.

Съезд с тревогой отмечает опасные последствия нагнетания шпиономании в стране: рост неуверенности среди государственных служащих, стимулирование эмиграции талантливых исследователей, ограничение международных экономических, научных и культурных связей. Все это предвещает возникновение нового железного занавеса.

Съезд считает необходимым добиваться прекращения сфабрикованных шпионских дел, требует проведения официального расследования и наказания лиц, допустивших неправомерные аресты, обыски, фабрикацию доказательств, подлоги в отношении Александра Никитина, Григория Пасько, Игоря Сутягина, Валентина Моисеева, Владимира Сойфера, Владимира Щурова.

Съезд просит Президента России использовать всю свою власть для того, чтобы разорвать порочный антиконституционный круг единства следствия, прокуратуры и судов.

Съезд требует от российских властей допустить в судебные процессы Григория Пасько, Валентина Моисеева и Игоря Сутягина наблюдателей от российских и международных гуманитарных и правозащитных организаций, а также выполнения обязательства России перед Советом Европы о ликвидации специзоляторов ФСБ.

Съезд обращается к организации `Международная амнистия` с просьбой объявить узниками совести Валентина Моисеева и Игоря Сутягина, длительное время находящихся в тюрьмах по сфабрикованным делам.


Защитим свободу экономической деятельности и частной собственности!

Мы, предприниматели и правозащитники, участники Чрезвычайного съезда за права человека из 79 регионов России, вынуждены констатировать, что предпринимательская деятельность, уничтоженная в ходе революции 1917 года, возрождается в настоящее время с огромным трудом.

Главным препятствием в этом являются незаконные действия чиновничества, а также деятельность криминальных структур, подчас срастающихся с властью. Результатом этого является отрицание и извращение принципов частной собственности и экономической свободы, которые демагогически противопоставляются социальной справедливости и понятию социального государства.

Конституция России, в той части, которая относится к частной собственности и защите свободы предпринимательства, практически не действует, зато зачастую применяются советские законы, направленные против частной собственности. Российские предприниматели сегодня фактически лишены правовой защиты от криминально-бюрократической системы в центре и на местах.

По сути, создана порочная система неправа, которую можно определить как параллельную структуру власти, являющуюся `вторым изданием феодализма`. Вместо гарантированной Конституцией свободы предпринимательской деятельности мы имеем неограниченную свободу поборов на всех уровнях, начиная с правоохранительных органов повсеместно, заканчивая высшим чиновничеством, распоряжающимся собственностью в крупных масштабах.

В постсоветской России главными фигурами стали не ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ и не РАБОТНИК, а коррумпированный чиновник и криминалитет, рвущийся во власть. Они образуют настоящий класс лжесобственников, скупающих госсобственность по криминально низким ценам, отмывающих за рубежом преступно нажитое, наносящих прямой ущерб национальной безопасности и престижу России.

В целях изменения сложившейся ситуации предлагаем:

Создать условия для скорейшей разработки и издания `Памятки предпринимателя` - для правового просвещения предпринимателей и их правильного взаимодействия с органами государственной власти, органами местного самоуправления и с обществами (ассоциациями) потребителей.
Требуем от Государственной Думы дополнить Уголовный кодекс РФ статьей о коррупции, в которой дать определение понятию `коррупция` и определить меру наказания.
Мы требуем реабилитации всех репрессированных в годы советской власти как собственников и предпринимателей.
В целях упорядочения многочисленных проверок добиваться от местных властей проведения только комплексных проверок (по примеру города Москвы).
Предложить Правительству РФ пересмотреть весь порядок и организацию лицензирования, сертификации и аккредитации предприятий, при котором предприниматели были бы освобождены от платы за предварительное согласование в органах контроля и регулирования предпринимательской деятельности.
Оплата должна покрывать только технические расходы на оформление разрешительных документов.
Государству следует взять на себя расходы по оценке квалификации персонала и сертификации продукции, а также разрешительных мероприятий, что исключит прямую материальную заинтересованность чиновников и возможность введения скрытых местных налогов.
Поручить инициативной группе `Общее действие` создать постоянно действующий Совет по предпринимательству.
Просить Генерального прокурора РФ создать специальные подразделения в структурах прокуратуры, на которые возложить постоянный контроль за исполнением законодательства, регулирующего деятельность предпринимателей в России.
Москва, 21 января 2001 года


О годе академика Сахарова

Съезд предлагает объявить 2001 год - год 80-летия со дня рождения академика Андрея Дмитриевича Сахарова - Годом Сахарова и обращается ко всем участникам Съезда, к правозащитному сообществу с призывом принять в мероприятиях Года Сахарова самое активное участие. Съезд поручает Инициативной группе `Общее действие` наметить программу Года Сахарова.


О государственном гимне

Мы, участники съезда, протестуем против принятия музыки бывшего гимна СССР в качестве гимна Российской Федерации. Под эту музыку тоталитарное государство уничтожало своих граждан и грубо попирало права человека.

Мы требуем от государственной власти пересмотра этого ошибочного решения.

Мы призываем Государственную Думу отклонить внесенный Президентом РФ проект закона `О тексте Государственного гимна РФ` как противоречащий основам конституционного строя.

Первая строка предлагаемого текста Сергея Михалкова (`Россия - священная наша держава`) прямо утверждает доктрину сакрализации государства, тогда как Конституция России основана на прямо противоположной идее: высшей ценностью признается не государство, а человек, его права и свободы. Государство же существует лишь в целях признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина (статья 2 Конституции РФ).

Более того, термин `священная` имеет и религиозное содержание, что делает гимн неприемлемым для тех, кто по своему вероисповеданию не может признавать священной государственность.

Прямо антиконституционной является и строка `Хранимая Богом родная земля` как противоречащая принципам идеологического многообразия (статья 13 Конституции РФ) и светского государства (статья 14 Конституции РФ). Вопрос веры в Бога, по смыслу статьи 28 Конституции, - это частное дело каждого. Государство не вправе признавать (или, наоборот, не признавать) бытие Бога.

Утверждение Указом Президента РФ и последующее внесение антиконституционного текста гимна, равно как утверждение законом Государственного герба, содержащего монархические и религиозные атрибуты, рассматривается участниками Съезда как продолжение недопустимой идеологизации и клерикализации государства, противоречащей плюралистическим принципам российской Конституции.

Москва, 21 января 2001 года


О необходимости срочных мер по защите прав турок-месхетинцев, проживающих в Краснодарском крае

Учитывая, что на протяжении длительного времени в Краснодарском крае происходят массовые нарушения гражданских прав турок-месхетинцев по национальному признаку, что является грубым нарушением статьи 19 Конституции Российской Федерации, участники Съезда обращаются к Президенту Российской Федерации с призывом принять срочные меры по защите турок-месхетинцев от дискриминации и, в соответствии с Законом РФ `О гражданстве в Российской Федерации`, признать лиц указанной национальности, переселившихся в Российскую Федерацию в соответствии с решением Правительства СССР, гражданами Российской Федерации.

Москва, 21 января 2001 года


О защите прав коренных малочисленных народов Дагестана

В Дагестане вопреки нормам международного права дискриминируются 18 коренных малочисленных народов. Претворяя в жизнь идею исторической вредности малых народов, руководство Дагестана в 30-50-е годы `консолидировало` эти народы с другими, более крупными народами.

Эта политика продолжается и сейчас, так как Федеральный закон `О гарантиях прав коренных малочисленных народов` от 30 апреля 1999 года предоставляет Госсовету Республики Дагестан право определять, кто есть народ, а кто - нет.

Необходимо изложить часть 2 пункта 1 статьи 1 указанного Закона следующим образом: `Единый перечень коренных малочисленных народов РФ утверждается Правительством РФ согласно перечню, утвержденному Основами законодательства о правовом статусе коренных малочисленных народов РФ, и по результатам переписи населения 1926 года`. Часть 3 пункта 1 статьи 1 следует при этом исключить.

Необходимо предоставить возможность в ходе предстоящей переписи населения 2002 года каждому дагестанцу определять свою национальность так, как это предусмотрено Конституцией РФ.

Москва, 21 января 2001 года


О состоянии гражданского общества в Кабардино-Балкарской Республике

Чрезвычайный съезд в защиту прав человека отмечает, что в КБР сегодня практически отсутствуют институты гражданского общества. Сегодня в республике не осталось ни одной политической партии и общественного движения, которое находилось бы хоть в какой-то оппозиции к существующему режиму.

Последней организацией, которая позволяла себе оппонировать органам власти, публично говорить о ситуации, сложившейся в республике в политической, социально-экономической и правовой сферах, оставалось общественно-политическое движение `Адыге-Хасэ`. Уже два года власти ведут с ней борьбу, требуя, чтобы она отказалась от своего статуса. Исчерпав все возможные методы, в том числе и судебные, органы власти пошли на совершенно беспрецедентный шаг. Они провели в июле 2000 года внеочередной съезд организации, причем его проведение прямо противоречило Уставу `Адыге-Хасэ`. Только несколько настоящих членов организации приняло участие в этом мероприятии, остальные его участники не имели к ней никакого отношения. Незаконный съезд отменил все положения Устава и программных документов, не совпадающие с позицией властей, и Минюст КБР тут же перерегистрировал Устав в соответствии с этими изменениями. В ноябре 2000 года Верховный суд КБР отклонил иск законных руководителей `Адыге-Хасэ` о признании незаконным внеочередного съезда, проведенного органами власти.

Таким образом, можно констатировать, что в Кабардино-Балкарии установился жесткий режим личной власти президента Кокова В.Н., при котором о разделении властей можно говорить лишь условно. Правоохранительные органы, прокуратура и судебные власти готовы выполнить любую волю президента, ни на минуту не задумываясь о ее законности, а независимое функционирование институтов гражданского общества стало невозможным.

Москва, 21 января 2001 года


О нападении на журналиста

20 января, в день открытия Всероссийского чрезвычайного съезда в защиту прав человека, у станции метро `Люблино` неизвестными людьми были задержаны двое чеченских тележурналистов, освещающих работу съезда по поручению партии `Яблоко`.

Один из них, Исрапил Шовхалов был избит, другого в это время держали, приставив к виску пистолет. Все это снималось нападавшими на видеокамеру.

Избивавшие заявили, что видеозапись будет передана Кадырову и, если журналист еще когда-нибудь `зацепит` Кадырова, будет еще хуже. Затем нападавшие, оставив избитых журналистов, уехали, захватив их видеокамеру.

Этому акту произвола предшествовало участие журналиста Шовхалова в прямом эфире телепередачи `Глас народа`, посвященной проблемам Чечни. Тогда Шовхалов вступил в острую полемику с А. Кадыровым.

Сейчас избитый журналист находится в Первой городской больнице Москвы, а его коллега, опасаясь оставить его одного, находится рядом с ним.

Журналисты и правозащитники по роду своей деятельности подвергаются особому риску, и мы настаиваем на том, чтобы прокуратура и МВД добросовестно осуществляли свои обязанности по защите граждан.

Съезд требует от Генерального прокурора РФ В. Устинова и Министра внутренних дел В. Рушайло оперативного расследования случившегося и привлечения виновных к ответственности.


Источник: сайт `Права человека в России` www.hro.org

21 янв 2001
Москва

Док. 149944
Перв. публик.: 13.11.02
Последн. ред.: 02.12.02
Число обращений: 4


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``