В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Итоговые документы `Местное самоуправление и местные сообщества` Назад
Итоговые документы `Местное самоуправление и местные сообщества`
Итоговые документы

`Местное самоуправление и местные сообщества`

1. Участники проблемной дискуссии и круглых столов `Местное самоуправление и местные сообщества` отметили, что местное самоуправление является неотъемлемой частью гражданского общества и в настоящее время, как и само гражданское общество в России, находится на начальном этапе своего развития.

2. Актуальность темы подтверждает высокая активность участников Форума: в проблемной дискуссии и круглых столах приняли участие свыше 200 человек из 44 регионов, представляющих 125 общественных и некоммерческих организаций, выступили 88 человек. Регламент работы в каждом случае значительно превышал первоначально намеченный.

3. На переговорных площадках представителей общественных и некоммерческих организаций, ассоциаций муниципальных образований с представителями органов государственной власти была подтверждена необходимость установления постоянного взаимодействия, в том числе:


создание постоянно действующих рабочих групп из представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных и некоммерческих организаций с целью совершенствования законодательства;

разработка методических материалов, обобщения и распространения положительного опыта совместного решения проблем на местном уровне, включая вопросы социально-экономического развития, формирования муниципальных бюджетов и обеспечения их прозрачности, реформы жилищно-коммунального хозяйства, становления территориального общественного самоуправления и других форм самоорганизации населения по месту жительства, решения экологических проблем в городах;

создание постоянно действующей переговорной площадки институтов гражданского общества и государственной власти по вопросам местного самоуправления. Одной из форм взаимодействия может быть возобновление деятельности Совета по местному самоуправлению при Президенте Российской Федерации с включением в его компетенцию вопросов территориального общественного самоуправления. Обязательно введение в состав Совета представителей институтов гражданского общества. Нельзя допустить, чтобы Совет стал бюрократической организацией. Необходимо провести широкую дискуссию по принципам формирования и деятельности Совета. Первоочередной задачей Совета может стать обсуждение предложений по разграничению предметов ведения и полномочий между органами федеральной власти, органами государственной власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

организация в Государственной Думе общественной экспертизы федерального законодательства, касающегося вопросов местного самоуправления, а в федеральных округах - общественной экспертизы регионального законодательства, уставов и других нормативных актов муниципальных образований на предмет их соответствия Европейской хартии о местном самоуправлении, другим международным документам в этой сфере и Конституции Российской Федерации;

подготовка институтами гражданского общества независимого доклада по выполнению в России Европейской хартии о местном самоуправлении, организация его широкого общественного обсуждения, представление Президенту Российской Федерации и информирование российской общественности и международного сообщества;

разработка и реализация федеральной программы по поддержке местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, направленной на подготовку и повышение квалификации муниципальных служащих, представителей территориального общественного самоуправления и различных общественных организаций по месту жительства; а также обмен опытом. Отбор исполнителей федеральной программы должен осуществляться на конкурсной основе.

`Национальная и общественная безопасность, внешняя политика и гражданское общество`

Итоговый документ обобщает предложения участников тематической дискуссии, круглых столов и переговорных площадок.

В рамках проблемной дискуссии и круглых столов по теме `Национальная и общественная безопасность, внешняя политика и гражданское общество` состоялось три круглых стола. В дискуссии приняли участие более 500 участников, представляющих более 200 организаций, выступили более 100 человек.

Участники наших круглых столов приняли участие в трех переговорных площадках с участием представителей исполнительной и законодательной власти. В частности, в работе переговорных площадок приняли участие Глава Администрации Президента Александр Стальевич Волошин, министр иностранных дел Игорь Сергеевич Иванов, секретарь Совета Безопасности Владимир Рушайло.

В целом мы удовлетворены ходом и уровнем переговоров. Единственное исключение - жалко, что с участниками наших дискуссий не смог встретиться председатель Центризбиркома Александр Альбертович Вешняков. Но мы надеемся, что мы сможем сделать это в ближайшее время и что эти переговоры также пройдут конструктивно.

В ходе дискуссии и переговоров мы пришли к выводу о необходимости серьезного усиления взаимодействия общественных и государственных структур, а для этого, в частности, - создания открытой сетевой экспертной структуры по вопросам внешней политики и национальной безопасности. При этом большинство экспертов считают неэффективным создание централизованной структуры. В ходе переговоров мы пришли к выводу, что разумно было бы создание системы своеобразных национальных экспертных лабораторий, дополненной специализированной системой профессионального информационного общения гражданских экспертов.

На переговорах мы согласились создать несколько такого рода структур.

В частности, МИД поддержал создание Национального совета по внешней политике, который мог бы способствовать формированию консенсуса по внешней политике, с тем чтобы внешняя политика России была внешней политикой страны, а не только государства, чтобы был максимально представлен широкий спектр имеющихся в стране позиций и интересов.

Советом Безопасности и другими силовыми ведомствами была поддержана наша идея о формировании Национального гражданского комитета по взаимодействию с государственными правоохранительными, законодательными и судебными органами.

Участники переговоров в Администрации Президента были едины в том, что работа правоохранительных органов не может быть эффективной без общественного контроля. Сегодня одной из важнейших общенациональных проблем является противостояние коррупции. Но это не должно быть только борьбой репрессивных органов. В этой связи нашла одобрение идея создания специальной структуры гражданского контроля государственных программ и акций по борьбе с коррупцией, особенно для предотвращений вероятных случаев использования борьбы с коррупцией для сведения аппаратных счетов и `бюрократического рэкета`.


`Обеспечение прав человека в деятельности судебно-правовой системы и закрытых учреждений`

Дискуссия `Обеспечение прав человека в деятельности судебно-правовой системы и закрытых учреждений` собрала около ста человек.

В рамках дискуссии прошло четыре круглых стола, посвященные преодолению кризиса судебно-правовой системы, снижению численности тюремного населения страны, обеспечению прав человека в учреждениях уголовно-исполнительной системы, проблеме пыток в милиции и повышения авторитета милиции в глазах граждан. Круглые столы приняли ряд важных рекомендаций. Так, мы считаем необходимым радикально сократить численность тюремного населения России, провести в этом году как можно более широкую амнистию женщин и детей, срочно возобновить подписание Указов о помиловании.

Критику участников круглого стола вызвали нормы принимаемого сегодня в Думе закона, ограничивающего возраст судей 65 годами. Срок полномочия председателей судов продолжительностью 6 лет нам представляется слишком длительным, даже президент и депутаты избираются у нас в стране на 4 года.

Круглые столы приняли рекомендации о создании Общественных экспертных советов при МВД, Минюсте, Генеральной прокуратуре, ФСБ, Верховном суде РФ. Представляется логичным, чтобы эти советы были объединены в Общественную палату по вопросам правосудия и правопорядку. Формирование таких советов должно идти естественным путем, снизу, путем переговоров общественных организаций и ведомств.

Состоялись 3 переговорные площадки. В Генеральной прокуратуре должны были обсуждаться вопросы судебной реформы и снижения численности заключенных. Однако, так как на переговорную площадку не прибыли представители Верховного суда и профильных комитетов Госдумы, разговор шел только о создании экспертного совета при Генпрокуратуре. Представители Генпрокуратуры согласились на ведение дальнейших переговоров по этому вопросу. Хотя деятельность судебных органов вызвала острую критику участников круглых столов, представители судебной власти так на переговорные площадки и не явились.

Успешно прошли переговоры по правам заключенных в Администрации Президента, в которых принял участие замминистра юстиции, и в МВД, в которых участвовал министр. На этих встречах также обсуждено создание экспертных советов при обоих министерствах.

Прошедшие переговорные площадки станут, как мы верим, началом широкого сотрудничества общества и власти.


`Миграционная политика, права беженцев и вынужденных переселенцев`

Участники тематической дискуссии и круглых столов по миграционной политике в качестве итогового документа приняли обращение к премьер-министру Михаилу Касьянову.

Уважаемый господин премьер-министр!

Организаторы дискуссии `Миграционная политика, права беженцев и вынужденных переселенцев` ставят Вас в известность, что переговорная площадка по темам двух круглых столов не состоялась.

Всем известно, как остро стоит проблема миграции, особенно в связи с ликвидацией Минфедерации и передачей миграционной политики в ведение МВД.

Вчера в дискуссии приняли участие около 200 человек. Сегодня активно прошли два круглых стола, на которых были выработаны механизмы сотрудничества между переселенческими и правозащитными организациями и властью.

Однако, когда делегированные представители пришли в МВД, на площадке их ждали те же сотрудники МВД, с которыми проводились дискуссии в эти два дня. Ни министр, ни заместитель министра не сочли нужным встретиться с правозащитниками, имеющими большой миграционный опыт.

Мы считаем, что это демонстрирует пренебрежение не только к трагедии миллионов наших соотечественников, но и ко всему Гражданскому форуму.

Все-таки мы не теряем надежды, что в самое ближайшее время ошибка будет исправлена и переговоры на высоком уровне состоятся. Мы готовы к сотрудничеству, и большой практический опыт, накопленный переселенческими и правозащитными организациями, крайне необходим МВД.

Члены оргкомитета С.А. Ганнушкнна, председатель РОБО `Гражданское содействие`, руководитель сети `Миграция и право` ПЦ `Мемориал` Л.И. Графова, председатель Форума переселенческих организаций


`Молодежное движение и молодежная политика`

Рассмотрев проблемы молодежной сферы, участники проблемой дискуссии `Молодежное движение и молодежная политика` и соответствующих круглых столов Общероссийского Гражданского форума обращаются ко всем органам государственной власти и местного самоуправления, коммерческим и некоммерческим организациям, политическим партиям со следующими выводами, рекомендациями и предложениями:

Сегодня, когда экономика России, преодолев длительный и болезненный спад, начинает динамично развиваться, когда в обществе появились ростки оптимизма, для страны критически важно не потерять темп положительных перемен.

На острие преобразований всегда была, есть и будет молодежь. Она средоточие новых знаний, дерзких идей, недюжинных возможностей, она главный заказчик на достойное будущее и главный стратегический ресурс общества. Но молодежь требует пристального внимания общества и долговременных инвестиций, без которых ее потенциальные возможности никогда не раскроются.

Проведенный анализ показывает, что осуществляемая в настоящее время государственная молодежная политика (ГМП) недостаточно эффективна и не отвечает потребностям общества. Структурные и кадровые перетряски федеральных органов исполнительной власти, занимающихся молодежной проблематикой, существенно снизили эффективность их деятельности, ослабили кадровый потенциал ГМП.

В то же время за последнее десятилетие в сфере молодежной политики накоплен богатейший практический опыт, разработаны и опробованы новые социальные технологии, закладывающие предпосылки для значительного повышения ее эффективности, серьезно вырос организационный и кадровый потенциал молодежных объединений. Это требует разделения функций и ответственности между государством и институтами гражданского общества при реализации молодежной политики, использования принципов партнерства во взаимоотношениях между ними.

Для повышения эффективности молодежной политики государству при непосредственном участии гражданского общества и его молодежного сектора необходимо:


Пересмотреть роль ГМП, сделав ее приоритетной во внутренней политике государства.

Сформулировать основные цели и задачи ГМП в современных условиях, выработать критерии оценки ее эффективности, оптимизировать систему управления.

Предложить Президенту РФ создать при себе Совет по молодежной политике с широким участием в нем негосударственных организаций, работающих в молодежной сфере.

Внести изменения в действующие и подготовить новые законодательные и нормативные акты, ориентированные на молодежь, в соответствии с уточненными целями и задачами ГМП, в частности:

разработать и принять Федеральный закон `Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации`;


внести изменения и дополнения в Федеральный закон `О государственной поддержке молодежных и детских объединений России`, усовершенствовав механизмы конкурсного обеспечения молодежных общественных объединений ресурсами для реализации социально значимых программ;

придать федеральной целевой программе `Молодежь России` статус президентской;

разработать и принять пакет законодательных актов по кредитованию и государственной поддержке жилищного строительства для молодых семей;

в развитие Федерального закона `О государственной поддержке молодежных и детских объединений России` разработать и принять Положение, определяющее порядок, механизмы и формы привлечения общественных объединений к выполнению государственного заказа по приоритетным направлениям ГМП;

разработать предложения по нормативно-правовой базе, определяющей статус работника молодежного (детского) общественного объединения;

создать механизм, обеспечивающий режим наибольшего благоприятствования для деятельности молодежных и детских общественных объединений, осуществляющих социально значимые программы.

Обеспечить в государственных средствах массовой информации подробное и объективное освещение проблем молодежи, деятельности государственных и общественных структур по работе с молодежью.

Считать главной задачей молодежной политики подготовку молодых конкурентоспособных кадров, необходимых для эффективного решения государственных и общественных задач. Ввести в систему подготовки кадров для государственного управления социальную практику в общественных объединениях.

Рекомендовать молодежным организациям принять активное участие в создании общенационального кадрового резерва.

Предложить заинтересованным структурам общества и власти принять участие в создании сетевого сообщества организаций, работающих в области подготовки управленческих и предпринимательских кадров.

Считать целесообразным приступить к созданию постоянно действующего института независимой гражданской экспертизы, для чего сформировать специальную рабочую группу.
Использовать молодежный сектор в качестве экспериментальной площадки для отработки форм и механизмов реализации гражданской экспертизы


`Женские гражданские инициативы как фактор устойчивого развития`

Круглый стол `От социальной защиты к социальному развитию - женская повестка дня`

Круглый стол `От равных прав к равным возможностям`. Для более эффективной реализации программ улучшения положения женщин и достижения гендерного равенства необходимо:

1. Женщину из объекта социальной защиты сделать субъектом социальной политики.

2. Ввести обязательную программу гендерного образования госслужащих.

3. Развивать межведомственный подход и учитывать гендерную составляющую при проведении государственных реформ в социальной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и становлении территориально-общественного самоуправления, в реализации которых женщины принимают активное участие.

4. Принять закон `О государственной гарантии и равных правах и равных возможностях мужчин и женщин в РФ` с обеспечением механизма его исполнения и контроля за исполнением со стороны женских НКО.

5. Принять антидискриминационные поправки к Трудовому кодексу, пенсионному и избирательному законодательству.


`Общественный договор: общество - бизнес - власть`

Итоговый документ обобщает предложения участников тематической дискуссии, круглых столов и переговорных площадок. В проблемной дискуссии приняли участие более 140 человек, включая представителей объединений предпринимателей, организаций саморегулирования, обществ потребителей, экологических организаций, региональных СМИ, кредитных союзов, организаций и фондов регионального развития, а также представители государства - депутаты Государственной Думы, министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, представители Минсвязи, Администрации Президента. В ходе дискуссии выступили 27 человек. В ходе дискуссии были заявлены основные проблемы, касающиеся вопросов, входящих в зону совместного интереса общества, бизнеса и власти. К ним были отнесены:


участие НКО в регулировании естественных монополий;

формирование взаимодействия организованного бизнес-сообщества и власти на региональном уровне;

снижение административных барьеров в экономике и создание механизмов реальной ответственности перед потребителями;

механизмы реальной ответственности участников рынка за поведение на рынке, прежде всего саморегулирование бизнеса.
В рамках дискуссии прошли три круглых стола, где обсуждались конкретные предложения по повестке дня переговоров с властью и механизмам взаимодействия власти и гражданского общества. В целом в ходе круглых столов непреодолимых разногласий в позиции гражданских организаций выявлено не было.

Далее состоялись переговоры, площадкой которых стало Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. От исполнительной власти участие в них приняли министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, представители Минсвязи РФ и Минэкономразвития РФ (на уровне заместителей министров).

В результате переговоров:

1. Пришли к выводу о существовании набора тем, которые могут решаться путем организации взаимодействия в `треугольнике` общество-бизнес-власть, в числе приоритетных:


снижение административных барьеров в экономике и обеспечение прав потребителей и предпринимателей;

соотношение государственного регулирования и саморегулирования в экономике;

развитие конкуренции и контроль деятельности монополий.
2. Договорились об использовании следующих форм диалога:

2.1. Создать общественный экспертный совет по развитию конкуренции при МАП РФ и аналогичные экспертные советы при территориальных органах МАП РФ в регионах. Первоочередной задачей для рассмотрения могли бы стать, например, вопросы условий предоставления жилищно-коммунальных услуг и услуг телефонной связи.

2.2. Предложить реформировать Межведомственную комиссию по преодолению административных барьеров и снижению бюджетных расходов при Правительстве РФ, введя в нее представителей объединений предпринимателей и потребителей, а также включив в предмет ее ведений вопросы саморегулирования экономики и деятельности организаций саморегулирования. Инициировать создание системы аналогичных площадок на субфедеральных уровнях для локализации проблем и упрощения диалога с НКО.

Договорились провести следующую встречу в том же составе участников во второй половине февраля 2002 г. с целью контроля исполнения выработанных договоренностей.


`Правовые и экономические условия независимого существования и эффективной деятельности некоммерческих организаций`

В рамках работы по теме прошла общая проблемная дискуссия, два круглых стола и переговоры на двух площадках.

На проблемной дискуссии выступающими от гражданских организаций было отмечено, что законодательство 1990-х годов об НКО сыграло свою положительную роль в становлении гражданского сектора, но в настоящее время требует ревизии и совершенствования. Подчеркивая необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы, участники внесли следующие предложения:


кодифицировать законодательство по НКО;

уменьшить до разумного предела число организационно-правовых форм НКО;

отказаться от принятия новых законов, предусматривающих еще большее увеличение числа этих форм;

упростить порядок регистрации НКО и др.
Не все эти предложения получат поддержку у экспертов, но очевидно, что НКО готовы принять активное участие в разработке законодательства о своей деятельности. Представители Министерства финансов (Минфин) и Министерства налогов и сборов (МНС) поддержали мнение выступавших о необходимости комплексной работы над законодательством об НКО и выразили готовность работать совместно с экспертами гражданских организаций.

На круглом столе `Реформирование экономики и общественный сектор` подготовлен меморандум с приложением проекта основ концепции программы `Реформирование экономики и общественный сектор`, который послужит основой для постоянного взаимодействия гражданского общества и власти для выработки стратегических решений в этой сфере. Принято решение о начале работы постоянно действующего круглого стола в Государственной Думе с перспективой его превращения в межведомственный.

На круглом столе по проблемам налогообложения выявилась необходимость поиска баланса. С одной стороны, это интересы общества, которые заключаются в обеспечении нормальных экономических условий деятельности НКО. С другой - естественная потребность государства иметь действенные механизмы контроля за полнотой уплаты налогов.

На переговорной площадке участники Форума договорились, что Минфин и НКО на регулярной основе будут комплексно с учетом последствий для НКО решать эти проблемы. Для этого будут проводиться регулярные встречи гражданских организаций с представителями МНС и Минфина (не реже одного раза в квартал). Достигнута договоренность о передаче в течение двух недель в Минфин предложений от НКО о поправках в главы Налогового кодекса по НДС и налогу на прибыль. Кроме того, Минфин и эксперты НКО согласуют приемлемое для обеих сторон понятие `грант`.

На второй переговорной площадке в Госдуме предложен и будет апробироваться совместный механизм разработки законопроектов, касающихся НКО, с включением в рабочую группу экспертов, с одной стороны, от Минэкономразвития, Минфина, МНС, Минюста и представителей НКО - с другой стороны.


`Толерантность: противодействие дискриминации, миротворчество, воспитание в духе терпимости`

В рамках работы по теме No 15 (`Толерантность`) состоялась проблемная дискуссия по темам: правовые и институциональные меры противодействия и защиты от этнической и расовой дискриминации, ксенофобии и экстремизма; просвещение в области толерантности и мультикультурного диалога; миротворчество и разрешение конфликтов.

Были также проведены круглые столы по вопросам образования в духе толерантности и миротворчества (последний - совместно с участниками работы по теме `Чечня - общая забота и боль`). Также состоялись переговоры в Министерстве образования с участием представителей Министерства образования на уровне замминистра и Министерства иностранных дел на уровне замдиректора департамента.

В работе проблемной дискуссии также принимал участие старший прокурор управления по надзору за исполнением законности федеральной безопасности Генеральной прокуратуры РФ и начальник департамента социальной политики аппарата Правительства РФ.

На проблемной дискуссии и круглых столах представителями НПО были поставлены следующие проблемы и предложены следующие механизмы решения:


институциональные проблемы, связанные с дискриминацией, как требующие наиболее срочного решения (паспортная система, система регистрации по месту жительства и пребывания, проблема легализации бывших граждан СССР, проживающих в РФ). Особенная острота проблем в отношении турок-месхетинцев и чеченцев, находящихся за пределами Чечни;

правовые механизмы противодействия дискриминации и экстремистской деятельности (деятельности легально существующих и неформальных экстремистских групп и военизированных казачьих формирований) - было, в частности, отмечено, что практически не применяются имеющиеся статьи УК; один из возможных путей решения - получение разъяснения пленума Верховного суда по применению ст. 282 и др.;

было отмечено, что законопроект о противодействии экстремизму не является адекватным решением поставленных проблем и необходима политическая воля со стороны государства при задействовании имеющихся судебно-правовых механизмов;

было указано на необходимость эффективного задействования соответствующих международных правовых механизмов;

поднималась проблема этнической и религиозной дискриминации в образовательном блоке и предлагалось проводить обязательную экспертизу всех учебных пособий силами экспертных НПО и выработать меры, направленные на демилитаризацию и гуманизацию образования;

было указано на то, что средства массовой информации являются распространителем языка вражды, необходимо проведение мониторинга СМИ и выработка плана действий;

обсуждались вопросы, связанные с участием НПО в Федеральной целевой программе по толерантности;

поднимался вопрос о создании Музея толерантности и информационно-просветительского центра;

предлагались различные меры по налаживанию постоянных рабочих связей координаторов миротворческих НПО с властными структурами федерального и местного уровня. В частности, отмечалась необходимость регулярных встреч миротворческих НПО Северного Кавказа с представителями Администрации Президента. Указывалось на эффективность совместной разработки масштабных миротворческих программ силами НПО, власти, гуманитарных и благотворительных организаций. Предлагалось проведение в 2002 г. Миротворческого форума на Северном Кавказе.
Из вышеперечисленного представители власти согласились сотрудничать в области разработки и внедрения образовательных программ, взаимодействия в рамках Федеральной программы по толерантности, усовершенствования правовых механизмов и использования международных правовых стандартов.

Далее на переговорной площадке были достигнуты следующие договоренности:

1) С Министерством образования - о создании Общественного совета по вопросам толерантности при Министерстве с представлением соответствующего пакета предложений от НПО до конца декабря 2001 г. Обсуждались планы совместных усилий в области мониторинга языка нетерпимости в СМИ, экспертизы учебных пособий, разработки и внедрения учебных программ.

2) С МИД - о проведении регулярных консультаций по обсуждаемым вопросам; об участии представителей МИД в совместной работе НПО и Министерства образования. Также имели место договоренности о сотрудничестве МИД и НПО по трем конкретным вопросам:


совместно проанализировать итоги Дурбана и Страсбурга в контексте разработки и принятия национальной программы по толерантности;

обсуждение проекта доклада РФ в комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации;

взаимодействие по проблеме внесения определения `расовой дискриминации` в духе ст. 1 Конвенции как дополнения в законодательство РФ.
К сожалению, на переговорной площадке не было приглашенных представителей МВД и прокуратуры, и вопросы судебной и правовой защиты от дискриминации и экстремистских действий остались необсужденными. Мы надеемся на проведение переговоров с этими структурами после Форума.


`Гражданская экспертиза и гражданский контроль`

Итоговый документ обобщает предложения участников тематической дискуссии, круглых столов и переговорных площадок.

Дискуссия `Гражданская экспертиза и гражданский контроль` была подготовлена Московской Хельсинкской группой и коалицией `Мы, граждане`. В общей дискуссии приняли участие более 150 человек, включая 25 выступающих преимущественно из регионов.

На проблемной дискуссии и круглом столе `Гражданский контроль над закрытыми учреждениями`, в которой от органов власти приняли участие представители Минюста и Минздрава, были определены следующие проблемы в сфере контроля за закрытыми учреждениями:

1. Институциональное закрепление гражданского контроля как обязательного элемента в отношениях власти и общества.

2. Необходимость прозрачности в осуществлении политики исполнительной власти в отношении закрытых учреждений.

3. Необходимость в выработке механизмов обеспечения прав лиц, содержащихся в закрытых учреждениях.

На переговорной площадке, за исключением замминистра юстиции А.Б. Карлина, других государственных чиновников высокого ранга не было. Присутствие руководящих сотрудников Администрации Президента РФ, МВД, Генпрокуратуры и других ведомств, отвечающих за закрытые учреждения, не было обеспечено оргкомитетом вопреки договоренности.

На переговорной площадке обе стороны достигли соглашений о необходимости следующих мер:

1. Скорейшее принятие ФЗ `Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания`.

2. Возобновление деятельности общественных советов при МВД, Минюсте и других ведомствах, отвечающих за закрытые учреждения.

3. Внедрение системы подписания соглашений о сотрудничестве между НПО и ведомствами, отвечающими за закрытые учреждения.

4. Создание при АП РФ рабочей группы с участием представителей НПО по проблемам гражданского контроля.

Круглый стол `Наказ исполнительной власти как форма гражданской экспертизы` был посвящен проблемам гражданской экспертизы и непосредственно наказов. Переговорная площадка по этой теме состоялась в Совете по экспертизе при Правительстве РФ. Была достигнута договоренность о создании совместной группы, состоящей из представителей гражданских союзов и экспертов со стороны Правительства и Госдумы, которая займется разработкой закона `Об экспертизе`. Этот закон должен в полной мере предусматривать статус гражданской экспертизы, механизм ее формирования и распространения результатов и, что наиболее важно, механизм взаимодействия экспертиз государственной, научной и гражданской, а также обязательный учет их результатов при принятии решений.

На круглом столе `Референдум как форма непосредственного участия граждан в управлении государством` участники единодушно приняли план действий, обращенный к власти, но на переговорах не присутствовали люди, уполномоченные даже принимать решение о дальнейшей процедуре переговоров.

Тем не менее и круглый стол, и представители избиркома на переговорной площадке в Минюсте пришли к единому мнению, что федеральный референдум сейчас не работает как реальный механизм, как и местные и региональные референдумы.

Федеральное законодательство по референдуму нуждается в реформировании.

В частности, бремя доказывания недостоверности подписей должно быть в большей степени возложено на уполномоченный орган - избирком.

Сформулированные предложения от круглого стола были переданы в Минюст и специалистам ЦИК для работы над поправками к законопроекту `Об основных гарантиях избирательных прав...`

В целом единственным критерием успеха обсуждаемой реформы должно стать увеличение количества проведенных референдумов на местном и региональном уровнях. А также проведение общероссийского референдума, за который отдали голоса 2,5 миллиона граждан России.

На переговорной площадке `Гражданский контроль за избирательным процессом` представители общественных организаций отметили большое число нарушений избирательного законодательства, в том числе со стороны избирательных комиссий (ИК). Гласность в работе ИК не соблюдается. Нарушаются права представителей общественных организаций и даже членов ИК с правом совещательного голоса.

Участники круглого стола переговорной площадки от НПО настаивают на том, что гражданский контроль имеет самостоятельное значение в обеспечении целостности избирательного процесса. Представители ЦИК в полной мере не видят различий между гражданским контролем и контролем участников избирательной кампании. Представители НПО настаивают на участии наблюдателей с самого начала избирательной кампании, а не только в день голосования. ЦИК не считает необходимым такие изменения избирательного законодательства.

Участники переговорной площадки были едины во мнении о необходимости создания постоянно действующего экспертного совета из представителей НПО и ЦИК. Были определены две первые темы совместной работы: разработка и реализация образовательных программ для членов ИК, просветительских программ для населения; подготовка наблюдателей, поиск путей обеспечения прав наблюдателей в ходе избирательных кампаний.


`Основные приоритеты в решении проблем детства`

Основная причина асоциального поведения детей - отсутствие системы защиты прав детей, основанных на интересе ребенка, а не на функциях ведомств. Существующие законы и программы, адресованные детям, или декларативны, или описывают ведомственные границы.

Основной способ, решающий данную проблему, - воссоздание в России ювенальной юстиции, которая обеспечит рассмотрение проблем ребенка в конкретной жизненной ситуации, на основании чего возможно будет выстроить всю систему защиты прав детей, не разделяя проблему детской наркомании, детской безнадзорности, детской преступности и иных форм асоциального поведения детей.

В настоящий момент базовый законопроект по воссозданию ювенальной юстиции направлен Советом Государственной Думы на отзыв в Правительство Российской Федерации. С целью развития ювенальных технологий, кроме законодательных актов, необходимо развивать специальные образовательные программы, создавать прецеденты (в ряде регионов такие прецеденты существуют - Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Москва и др.). Наиважнейшей проблемой является преодоление репрессивного стандарта мышления и репрессивной парадигмы судебной системы.

Для обеспечения системной экспертизы государственных программ, а также программ, предлагаемых институтами гражданского общества, необходимо создать:


Экспертную площадку при Верховном суде по законодательству по защите прав детей (договоренность с Верховным судом достигнута на переговорной площадке, прошедшей в рамках Форума).

Общественно-экспертный совет по проблемам алкоголизма и наркомании при Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ.

Создать институт общественного Советника по проблемам алкоголизма и наркомании при Президенте РФ.
Создать Экспертный совет при участии общественности по проблемам семьи и детства при Администрации Президента РФ.

Кроме того, необходимо незамедлительно приравнять пиво к алкогольным напиткам и, таким образом, прекратить массовую алкогольную агрессию в сознание молодежи. В настоящий момент практически на всей территории России наблюдается резкий рост детского алкоголизма и детских алкогольных психозов.

Считаем:


инициативу ряда депутатов Государственной Думы по введению смертной казни за незаконный оборот наркотиков деструктивной, нагнетающей истерию в обществе;

необходимым незамедлительно рассмотреть проблему защиты прав детей на ближайшем заседании Совета Безопасности РФ с целью реализации вышеизложенных предложений;

основной национальной идеей России должна быть идея здорового образа жизни.

`Мобилизация общественного потенциала в общенациональных программах государственного строительства и экономических реформ`

Итоговый документ обобщает предложения участников тематической дискуссии, круглых столов и переговорных площадок.

В рамках дискуссии и круглых столов по теме были разработаны следующие основные направления Программы развития взаимодействия государства и гражданских союзов:

1. В области подготовки кадров:

1.1. Подготовка кадров для некоммерческого сектора.
1.2 Обучение государственных и муниципальных служащих, взаимодействующих с НКО.

1.3. Создание кадрового резерва для государственных/муниципальных органов.

2. Экспертиза и исследования:

2.1 Проведение объективного и системного анализа (исследований) состояния некоммерческого сектора.
2.2 Создание общественно-государственной экспертной сети для осуществления правовой, экономической и т.д. экспертизы.

3. Информационное обеспечение системы взаимодействия гражданских союзов и государства:

3.1 Совершенствование освещения деятельности гражданских союзов в печатных и электронных СМИ.
3.2 Расширение использования современных средств телекоммуникаций, в первую очередь Интернета.

4. Расширение инфраструктуры взаимодействия гражданских союзов и государства:

4.1. Создание в каждом субъекте РФ информационного, образовательного, исследовательского и экспертного центра, обеспечивающего выполнение задач программы.
5. Разработка концепции федерального общественно-государственного грантодающегофонда и других эффективных механизмов финансирования гражданских проектов.

6. Развитие механизмов финансирования гражданских проектов, основанных на конкурсности, открытости и т.д., в первую очередь ярмарки социальных проектов, а также социального заказа, конкурса социальных программ и т.д.

На переговорной площадке в Администрации Президента, на которой присутствовали Глава Администрации А.С. Волошин, руководители проблемной дискуссии круглых столов Г.О. Павловский, С.Б. Чернышев, Попов, В.Л. Глазычев, С.А. Марков, М.А. Слободская, которые участвовали в общей переговорной площадке, учитывая общий компонент обсуждаемых проблем.

Договорились по вопросу мобилизации общественного потенциала в общенациональных программах государственного строительства и экономических реформ о следующем:

1. Начать разработку государственной общественной программы развития некоммерческого сектора по предложенным в рамках дискуссии и круглых столов направлениям и с использованием предложенных механизмов.

2. Для этого создать ряд смешанных рабочих групп и общественно-государственных экспертных советов.

3. До конца года провести специальную конференцию с целью анализа выработанных в ходе Гражданского форума предложенных форм и механизмов взаимодействия.

Разработать и создать открытую базу данных НКО и создать специальные Интернет-ресурсы, включить, по предложению `Медиасоюза`, программу продолжения на его базе электронных версий региональных некоммерческих газет и изданий, создание РосМедиа-Центра (РМЦ) в СНГ и тех странах, где присутствует русская диаспора.


`Новые кадры для общества и государства`

В рамках тематической дискуссии No 20 участвовали со стороны властей А. Волошин, со стороны ОК и общественных организаций - С. Чернышев, Г. Павловский, С. Попов, В. Глазычев. На предварительной проблемной дискуссии и круглых столах - С. Кириенко, замглавы думского комитета по науке и образованию Л. Глебова.

Представители общества и власти согласились, что нетерпимой является ситуация, сложившаяся в сфере кадрового обеспечения общественного и государственного развития. Существующая система подготовки кадров не обеспечивает потребностей государственных и гражданских структур. С другой стороны, даже хорошо подготовленные и прошедшие конкурсный отбор молодые управленческие кадры используются неэффективно, не находят себе достойного применения, отторгаются традиционными, обычно коррумпированными оргструктурами, вымываются из национального кадрового оборота через механизм утечки мозгов.

Принято решение о создании общественно-государственной группы разработчиков национальной кадровой программы для общества, государства и предпринимательских структур.

Основные принципы, которые должны лечь в основу программы:


Действующие руководители, управленцы и предприниматели должны быть интегрированы в процесс подготовки молодых специалистов в роли его полноправных участников и одновременно конечных потребителей продукта. Цель интеграции - добиться того, чтобы молодой специалист уже к моменту получения диплома был готов не просто к практической деятельности, но и к руководящей управленческой должности.

Они же в качестве работодателей должны предоставить места для стажировки, необходимые информационные ресурсы и обеспечить покрытие всех издержек по разработке и реализации учебных модулей.

Те же работодатели должны играть ключевую роль в экспертизе качества конечного продукта всех учебных заведений и центров, готовящих управленцев, и разработке мер по модернизации их деятельности.

Молодые управленцы должны готовиться в единых учебных модулях по взаимосвязанным программам для государственных, предпринимательских и гражданских организаций всех типов.

Важнейшим компонентом программы являются профессиональные объединения управленцев - выпускников программы, которые занимаются обеспечением их постоянной переподготовки, кадрового роста, определением профессионального рейтинга каждого управленца.
Поддержана идея Русского университета (С. Чернышев) и Международной методологической ассоциации (президент С. Попов) об учреждении Российского кадрового фонда, образуемого предпринимательскими и государственными структурами, поддерживающими сеть учебных центров и профессиональных объединений управленцев. На этой основе могут проводиться и всероссийские кадровые конкурсы. Фонд может поддерживать:

1) Учебно-методологический центр для отработки воспроизводимого стандарта модуля подготовки высших управленческих кадров (Президентская Высшая школа управления).

2) Фонд кадровых инвестиций (инвесторы получают привилегии при переподготовке собственных сотрудников и существенные налоговые льготы).

3) Сеть региональных учебных модулей.

4) Систему дистантного обучения.

5) Национальную кадровую базу данных.

6) Корпорацию профессиональных управляющих (включающую систему аттестации, переподготовки и отслеживания кадрового роста).

Модель кадровых конкурсов, развитая на базе, в частности, программы `Золотой кадровый резерв`, может быть достроена до общенациональной системы кадровых резервов на базе Российского кадрового фонда.


`Национальная российская культура как условие обеспечения динамики развития общества`

1. Довести до сознания лидеров государства, что фундаментальным началом и корнем нации является культура, культура русского языка, поэтическая и песенная традиции, которые усваиваются в раннем детстве. Эта культура формирует мышление человека, структуру гражданского общества и форму государства.

2. Добиваться того, чтобы государственные служащие и первые лица государства обрели понимание того, что культура в `широком смысле` как образ жизни человека и нации является истинным базисом развития государства, общества и личности и имеет приоритет перед экономикой и политикой.

3. Государство должно принять федеральную целевую программу просветительской деятельности cреди граждан в сфере правовой и политической культуры, культуры делового общения, поведенческой культуры, культуры быта.

4. Для того чтобы создать механизм реализации пп. 1-3, следует обратиться к Президенту России с тем, чтобы он внес на обсуждение Федерального Собрания конституционную поправку, создающую новый, независимый от исполнительной и законодательной власти консультативный орган - Экономический, социальный и культурный совет России (по типу французского Экономического и социального совета), - третью, после Совета Федерации и Государственной Думы, неполитическую палату Федерального Собрания, в которую войдут представители всех системообразующих национальных общественно-профессиональных организаций России, защищающие экономические, социальные и культурные интересы личности и социальных групп и проводящие профессионально-общественную экспертизу всех федеральных законопроектов до их утверждения.

5. Президенту России своим указом поддержать деятельность Союза общественных союзов, являющегося прообразом Экономического, социального и культурного совета России. Дать право Союзу общественных союзов рекомендовать союзам (ассоциациям и другим общественным организациям) представлять их профессиональные интересы в органах государственной власти.

6. Поддержать инициативу дискуссии No 16 `Гражданский контроль и гражданская экспертиза` о разработке и принятии закона `Гражданская экспертиза`, в котором законодательно предусмотреть аккредитацию союзов (ассоциаций и других общественных организаций) в органах государственной власти и предоставление их полномочным представителям права совещательного голоса.

7. В целях усиления влияния российской культуры на мировой культурный процесс Министерству культуры совместно с Министерством иностранных дел Российской Федерации рассмотреть вопрос о создании сети международных центров культуры на территории государств СНГ и Балтии. Российский фонд культуры с учетом накопленного опыта может стать координационным центром в создаваемой сети. При этом его работа должна осуществляться по поручениям Министерства культуры, МИД РФ и согласовываться с комитетом по международным делам и комитетом по делам СНГ и связям с соотечественниками Государственной Думы РФ, а финансирование центров должно осуществляться целевым порядком из федерального бюджета.

8. Просить Минпечати РФ разработать порядок льготной (бесплатной) трансляции по каналам телевидения, радиовещания и в других СМИ социальной рекламы.

9. Предложить Президенту России созвать общероссийское совещание по проблемам отечественной культуры. На этом совещании в первую очередь следует обсудить, доработать и принять Декларацию прав культуры, предложенную и разработанную академиком Д.С. Лихачевым.


Тема: `Законодательные инициативы гражданского общества в области культуры`

1. Российскому фонду культуры возобновить работу над новой редакцией Декларации прав культуры, которая явится основой для создания всего корпуса отечественного законодательства по культуре.

2. Добиться подписания Президентом РФ федерального закона `О творческих работниках и творческих союзах`, одобренного Федеральным Собранием. А после его подписания добиться внесения необходимых поправок в соответствующие кодексы РФ. Главное - творческая деятельность не должна приравниваться к предпринимательской деятельности, а творческий стаж должен входить в общий трудовой стаж творческого работника.

3. Ускорить принятие федерального закона `О благотворительности`. В данном законе должны присутствовать статьи о льготном налогообложении: необходимо освободить коммерческие организации от налогов с благотворительных сумм, направляемых ими на культуру; освободить от налогов (на прибыль и НДС) на безвозмездную помощь - как финансовую, так и имущественную.

4. В законе `Об охране памятников истории и культуры РСФСР` статью 40 изложить в следующей редакции: `Планировка, застройка, реконструкция и использование исторической застройки городов и поселений, имеющих памятники истории, археологии, градостроительства и архитектуры, монументального искусства, разрабатываются на основе местной нормативной документации, согласованной с действующим федеральным законодательством и Министерством культуры`.

5. Сохранить в новом законе `Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации` необходимость обязательного согласования строительства, реконструкции и реставрации объектов исторических центров с общественными организациями (причем заключения общественных организаций должны носить для исполнительной власти рекомендательный характер).


Тема: `Единое культурное пространство России. Взаимодействие центра с регионами`

1. Провести всероссийский форум некоммерческих организаций, работающих в области культуры, на Кубани (Анапа).

2. Просить Президента РФ поручить своим представителям в федеральных округах проводить регулярные встречи с губернаторами по проблемам культуры в регионах.

3. Используя опыт Донской (областной) палаты искусств и ремесел, инициировать создание таких палат в других регионах России. В городах России организовать улицы традиционных искусств и ремесел.


Тема: `Музыкальная культура как часть культуры России`

1. Разработать и ввести программу по истории музыкальной культуры в учебный план общеобразовательных школ России.

2. Приступить к созданию муниципальных, районных, публичных фонотек в городах Российской Федерации (по аналогии с публичными библиотеками).

3. Подготовить и внести необходимые изменения и дополнения в федеральный закон `Об авторском и смежных правах`, позволяющие обеспечить доступ к музыкальным шедеврам, хранящимся в архивах звукозаписи, отечественному слушателю и производителю.

4. Пропагандировать классическую музыку и русское песенное искусство по радио и телевидению.

5. Добиваться государственной поддержки музыкального искусства во всех сферах.

6. Сохранять музыкальную и песенную культуру малых народов Российской Федерации с помощью новых цифровых технологий звукозаписи.


Газета `Гражданский форум`,
выпуски от 21 ноября, 22 ноября, 30 ноября,
7 декабря, 20 декабря 2001 г.

Док. 149942
Опублик.: 13.11.02
Число обращений: 161


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``