В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Гражданский форум, 21 ноября 2001 года Назад
Гражданский форум, 21 ноября 2001 года
Гражданский форум, 21 ноября 2001 года

Стенограммы выступлений
участников и гостей на итоговом заседании Форума*
Валентина МАТВИЕНКО,
заместитель Председателя Правительства

Уважаемые участники Форума!
По поручению Организационного комитета разрешите открыть заключительное пленарное заседание. Мы сегодня должны подвести итоги дискуссий, обсуждений, которые проходили по всей Москве. Двадцать одна проблемная дискуссия, более семидесяти круглых столов, тридцать две переговорные площадки с представителями власти. Такого еще действительно не было в истории России.

Я знаю, что высказаны десятки предложений, над которыми мы вместе будем работать до их практической реализации и до того момента, когда они станут законом или решениями различного уровня органов исполнительной власти. Сегодня мы заслушаем с вами краткие сообщения о результатах работы над каждой из поставленных Гражданским форумом крупных проблем. С обращением к вам выступит Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Михайлович Касьянов. В связи с тем, что нам предстоит напряженно поработать и чтобы все записавшиеся имели возможность выступить, предлагаю строго придерживаться регламента, не более трех минут. Но перед тем, как предоставить слово первому выступающему, я хотела бы очень кратко остановиться на одном вопросе. Уже который день в средствах массовой информации то так, то эдак обыгрывается цифра полтора миллиона долларов, которые истрачены на проведение Гражданского форума. Я уполномочена Оргкомитетом подтвердить это. Да, именно такая сумма. В рублях, естественно. Но деньги эти не государственные, не бюджетные, упаси Бог. Эту сумму составили взносы спонсоров. И я их перечислю: Альфа-банк, Группа компаний Интеррос, Сберегательный банк России, Новолипецкий металлургический комбинат и `Медиасоюз`. Оргкомитет обратился к руководителям этих структур, и те охотно перечислили по своей доброй воле свои взносы на счет специально зарегистрированного некоммерческого партнерства `Форум-2001`, которое учреждено только для единственной цели - подготовить и провести Форум. После Форума оно отчитается по расходам и будет закрыто учредителями. Кстати, ничего не делалось тайно. Заранее смета Гражданского форума была вывешена на его сайте.

Вчера корреспондент второго канала брала интервью у Людмилы Михайловны Алексеевой. И не преминула также поинтересоваться: а почему, мол, спонсоры эти щедрые не истратили такие деньги на какие-нибудь благие дела? И я полностью согласна с ответом Людмилы Михайловны, которая сказала: Форум сам по себе очень благое дело. А во-вторых, на то они и спонсоры, чтобы самим решать, на что тратить деньги. Спасибо им огромное за оказанное содействие в проведении Гражданского форума. И давайте на этом закроем эту тему. У нас есть куда более важные и интересные темы для обсуждения. Еще раз хочу обратиться ко всем выступающим с просьбой строго придерживаться регламента и не обижаться, если я вынуждена буду прерывать в случае его нарушения.


Андрей ЮРОВ,
руководитель Благотворительного фонда
`Интернациональный проект - молодежное
правозащитное движение` (Воронеж)

Добрый вечер, уважаемые коллеги. Я представлю вам итоги работы по проблемной секции номер пятнадцать `Толерантность`, по которой составлялась проблемная дискуссия по темам `Правовые и институциональные меры этнической и расовой дискриминации и экстремизма, просвещение в области толерантности, миротворчества и разрешения конфликтов`. Были также проведены круглые столы, состоялись переговоры с представителями Министерства образования и Министерства иностранных дел. В их работе принимали участие представители Генеральной прокуратуры Российской Федерации и аппарата Правительства. Были представлены следующие проблемы и предложены механизмы решения:

Первое. Институциональные проблемы серьезной дискриминации, как требующие наиболее срочного решения, паспортная система, система регистрации по месту жительства и пребывания, проблемы легализации бывших граждан СССР, проживающих в Российской Федерации. Особенная острота в отношении турок-месхетинцев и чеченцев, находящихся за пределами Чечни. Правовые механизмы противодействия дискриминации и экстремистской деятельности, деятельность легальных неформальных экстремистских групп и военизированных казачьих формирований. Было отмечено, что практически не применяются статьи Уголовного кодекса, один из возможных путей решения - получение разъяснения пленума Верховного суда по применению соответствующих статей. Было отмечено, что законопроект `О противодействии экстремизму` не является адекватным решением поставленных проблем. И необходима политическая воля со стороны государства при задействовании имеющихся судебно-правовых механизмов.

Далее. Необходимость эффективного задействования международных правовых механизмов, проблема этнической и религиозной дискриминации в образовательном блоке, где нужна работа экспертных НПО (неправительственных организаций), меры, направленные на демилитаризацию и гуманизацию образования. Отмечено, что нередко средства массовой информации являются распространителями так называемого языка вражды. И необходим план соответствующих действий. Обсуждались вопросы, связанные с участием НПО в федеральной целевой программе по толерантности. Предложено создать музей толерантности и информационно-просветительский центр. Предлагались меры по налаживанию постоянных рабочих связей миротворческих НПО с властными структурами федерального и местного уровня. Отмечалась необходимость регулярных встреч миротворческих НПО Северного Кавказа с представителями Администрации Президента, необходимость совместной разработки масштабных миротворческих программ силами НПО, власти, гуманитарных и благотворительных организаций, предлагалось проведение в 2002 году миротворческого форума на Северном Кавказе. Представители власти согласились сотрудничать в области разработки и внедрения образовательных программ, взаимодействия в рамках федеральной программы по толерантности, усовершенствования правовых механизмов и использования международных правовых стандартов. Далее были достигнуты конкретные договоренности. Первое, с Министерством образования о создании Общественного совета по вопросам толерантности при министерстве с представителями соответствующего пакета предложений от НПО до конца декабря 2001 года. С Министерством иностранных дел о проведении регулярных консультаций по обсуждаемым вопросам, об участии представителей МИД в совместной работе НПО и Министерства образования и работа по трем конкретным вопросам. Совместный анализ итогов Дублинской и Страсбургской международных конференций, и в контексте разработки принятие национальной программы по толерантности, обсуждение проекта доклада РФ в Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации и взаимодействие по проблеме внесения определения расовой дискриминации в духе статьи первой конвенции как дополнение в законодательство РФ.

И к сожалению, на переговорной площадке не было приглашенных нами представителей МВД и прокуратуры. И вопросы судебной и правовой защиты от дискриминации и экстремистских действий остались необсужденными. Мы надеемся на проведение переговоров с этими структурами после форума и дальнейшее сотрудничество. Спасибо.


Вера БАРОВА,
исполнительный директор
Благотворительного фонда развития
города Тюмени

Дорогие друзья! Я не ошибусь, если скажу, что в дискуссии по вопросам социальной политики приняла участие большая часть присутствующих на Форуме. И это не удивительно. Ведь каждая вторая общественная организация из числа действующих включена в процесс решения социальных проблем. Девиз, под которым проходило наше обсуждение, можно сформулировать так: общество готово разделить ответственность за дела государства. Участники дискуссий и круглых столов старались донести боль, надежду и чаяния инвалидов, пенсионеров, социально незащищенных слоев населения. Иногда эмоции брали верх. Но в целом работа проходила конструктивно.

Горячо обсуждались вопросы, связанные с необходимостью совершенствования социального законодательства. Многие говорили о том, что не востребован интеллектуальный потенциал некоммерческого сектора, отсутствует система поощрения добровольного безвозмездного труда на благо общества. Выражая готовность к социальному партнерству, общественники считают, что необходим процесс совместного ученичества, формирование культуры партнерства. Тогда некоммерческие организации будут для органов власти не братьями меньшими, а равноправными и значимыми участниками общих программ. Прозвучали примеры действующих эффективных механизмов взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций, решения социальных проблем. Муниципальные и региональные грантовые программы, элементы социального заказа появились во Владимирской, Самарской, Свердловской, Тюменской и в других областях. Результаты работы круглых столов были выражены в виде конкретных предложений, и остается надеяться, что все они будут учтены и реализованы.

Вам будет интересно узнать о результатах работы переговорной площадки, которая проходила в Министерстве труда и социального развития. Кроме сотрудников этого министерства, там принимали участие и работники Министерства финансов. Был проявлен не только живой интерес к результатам совместной нашей с вами работы, но и сделаны заверения в том, что нас ждет работа в будущем. Социальная политика в России - исключительно ответственность государства или партнерства государства и общества? Так звучала заявленная тема дискуссии, и вокруг этой проблемы было построено обсуждение в рамках круглых столов.

Можно сказать, что участники переговорной площадки ответили единодушно, что государство и общество сегодня вместе должны решать вопросы социальной политики в России. Большое единодушие, которого мы достигли в Министерстве труда, работая вместе с Александром Петровичем Починком, министром труда и социального развития, может вызвать некоторую настороженность. Но на самом деле нам понравилось, что конструктивный диалог привел к следующим совместным выводам. Далее нам необходима разработка новой концепции социальной политики государства.


Валерий МИТРОФАНЕНКО,
председатель Ставропольского
регионального отделения Российского
благотворительного фонда `Нет алкоголизму
и наркомании`

Дорогие друзья!

Тема нашего дискуссионного объединения - основные приоритеты в решении проблем детства. Поэтому круг вопросов, обсуждавшихся на нашем дискуссионном объединении, - это проблемы и механизмы решения проблем детства. Хочу передать вам тревогу нашего объединения и общественности по данному вопросу. Хочу донести это дословно. Проблема детства настолько остра, что должна быть рассмотрена на отдельном, ближайшем заседании Совета Безопасности РФ. Мы заявляем, что никакое ведомство не способно создать безопасную среду для наших детей без участия широких общественных слоев в этом процессе. Исходя из этого мы привносим предложения.

Первое. Организовать общественную экспертизу программ, рождающихся в коридорах власти, а также программ, рождающихся в структурах гражданского общества. Вопрос создания экспертных советов - это вопрос зрелости гражданского общества и толерантности власти. Результатом этого процесса станет формирование социальной политики не на бездарно ведомственном принципе, неэффективном и крайне затратном, а на общественном инициативном принципе, который обеспечит вовлечение в социальную сферу эффективного мотивированного труда. В таком случае власть начнет обслуживать общественную инициативу, преодолевая свой патернализм, а общественность - преодолевая свое иждивенчество. Таким образом можно будет изменить ментальность нашего общества в целом, отказ от репрессивных механизмов решения наших проблем, включая социальные проблемы детства.

Второе. Незамедлительно приступить к воссозданию ювенальной системы в Российской Федерации как основного социального института решения проблем детей. Сегодня уже не время ссылаться на материальные и иные трудности, затратность этого процесса. Мы не говорим, что все нужно решать мгновенно, но приведу слова Эллы Александровны Памфиловой, которая сказала, что нужно сделать первый шаг, без первого шага не будет сделан и второй.

Третье. Мы должны остановить агрессию в отношении наших детей. Она заключается прежде всего в информационной агрессии, психоактивной - алкоголь и наркомания, сексуально-уголовная. С этой целью в законе об алкогольной продукции необходимо пиво приравнять к алкогольным напиткам. Считаем инициативу ряда депутатов Государственной Думы по введению смертной казни за незаконный оборот наркотиков деструктивной, нагнетающей истерию в обществе.

Далее. Нужна реформа системы опеки. Основным приоритетом является сохранение биологической семьи. Альтернативной может быть или суррогатная семья, или семейная детская группа. Государственная интернатная система должна подлежать поэтапному упразднению. Для обеспечения системной экспертизы государственной программы, а также программ, предлагаемых институтами гражданского общества, необходимо создать экспертную площадку при Верховном суде по законодательству, по защите прав детей. Договоренность с Верховным судом достигнута на переговорной площадке сегодня.

Далее. Общественно-экспертный совет по проблемам алкоголизма и наркомании при межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве Российской Федерации. Создать институт общественного советника по проблемам алкоголизма и наркомании при Президенте РФ. Создать экспертный совет при участии общественности по проблемам семьи и детства при Администрации Президента РФ. Необходимо прекратить массовую алкогольную агрессию в сознание молодежи. В настоящий момент практически на всей территории России наблюдается резкий рост детского алкоголизма и детских алкогольных психозов. Считаем необходимым незамедлительно рассмотреть проблему защиты прав детей на ближайшем заседании Совета Безопасности с целью реализации вышеизложенных предложений. Спасибо за внимание.


Ольга СЕВАСТЬЯНОВА,
руководитель Женской палаты Республики Коми

Уважаемые коллеги и партнеры!

Тема нашей дискуссии была посвящена вопросу равных прав и равных возможностей для мужчин и женщин. Наша дискуссия была очень плодотворной, очень конкретной и очень предметной. Но, к сожалению, она оказалась улицей с односторонним движением. Из девяти официальных лиц, которых мы пригласили в качестве партнеров для разговора и совместного действия, пришло всего лишь два человека. И мы сегодня хотим от имени участников нашей дискуссии сказать: да, нам важны и новые идеи, и представления, и заявления о том, как строить взаимодействие между властью и общественностью. Но нам таких заявлений не достаточно. Нам важна убедительность и доказательность этой позиции, и очень жалко, что вчера мы эту убедительность не смогли наблюдать.

Что касается заявленной проблемы. Есть проблемы содержательного характера, но есть проблемы, от которых как от механизма зависит очень большой спектр вопросов. Именно к таким вопросам мы относим проблему равных прав и равных возможностей. Почему? Во-первых, утверждение демократических ценностей, по нашему глубокому убеждению, не может быть без паритетной демократии, и без равенства прав и возможностей демократия представительной быть не может. Второе. Гражданское общество - это права человека. И права человека не могут быть только для одной части общества. Третье. Сейчас активно обсуждаются и являются очень актуальными процессы интеграции России в мировое сообщество. Но мы не можем со 120-м местом по представительству женщин в органах государственной власти после Нигерии и Замбии претендовать на такие стандарты.

И мы хотим, есть конституционное право, но нужны реальные и действенные механизмы, которые защитили бы и мужчин, и женщин от дискриминационных действий. Что мы предлагаем. Есть очень много технологий, в том числе гражданских, которые активно используются в том числе в органах государственной власти, но нужно решение очень важного, основного и стержневого вопроса - это закон. Такой проект закона разработан. Он является коллективным трудом крупнейших женских общественных организаций России. Такой проект закона на сегодняшний день уже является реальной моделью взаимодействия власти и общественности. Такой проект закона уже стал согласованным решением власти и женских неправительственных организаций. И прошел большую общественную экспертизу. Мы считаем, что его необходимо принять. Мы уверены, что мы обречены на решение и на реализацию всех тех соображений, которые выработали. Весь вопрос заключается в том, какую цену мы заплатим за медлительность наших действий. Спасибо.


Александр МИХЕЕВ,
директор Псковской городской общественной
правозащитной организации `Попечитель`

Уважаемые коллеги!

В рамках нашего Форума состоялась дискуссия `Обеспечение прав человека в деятельности судебно-правовой системы закрытых учреждений`. В ней приняло участие свыше 100 человек. В рамках этой дискуссии прошло четыре круглых стола, посвященные преодолению кризиса судебно-правовой системы, снижению численности тюремного населения страны, обеспечению прав человека в учреждениях уголовно-исправительной системы, проблемы пыток в милиции и повышения авторитета милиции в глазах граждан. Круглые столы приняли ряд важных рекомендаций.

Так, мы считаем необходимым радикально сократить численность тюремного населения России, провести в этом году как можно более широкую амнистию женщин и детей, срочно возобновить подписание указов о помиловании. У участников дискуссии вызывало недоумение, что на Форум не был приглашен всеми нами уважаемый Анатолий Приставкин, председатель комиссии по помилованию при Президенте РФ.

Критику участников круглого стола вызвали нормы принимаемого сегодня в Совете Федерации закона, ограничивающего возраст судей 65 годами. Срок полномочий председателей судов продолжительностью 6 лет нам представляется слишком длительным. Так, даже Президент РФ и депутаты всех уровней избираются у нас в стране на 4 года. Круглые столы приняли рекомендации о создании общественных экспертных советов при МВД, Минюсте, Генеральной прокуратуре, ФСБ, Верховном суде РФ. Представляется логичным, чтобы эти советы были объединены в общественную палату по вопросам правосудия и правопорядка. Формирование таких советов должно идти естественным путем, снизу, путем переговоров общественных организаций и ведомств.

Сегодня у нас состоялись три переговорные площадки. С Генеральной прокуратурой должны были обсуждаться вопросы судебной реформы, снижения численности заключенных. Однако, так как на переговорную площадку не прибыли представители Верховного суда и профильных комитетов Госдумы, разговор шел только о создании экспертного совета при Генпрокуратуре. Представители Генпрокуратуры согласились на ведение дальнейших переговоров по этому вопросу. Хотя деятельность судебных органов вызвала острую критику участников круглых столов, представители судебной власти так на переговорную площадку и не явились. Успешно прошли переговоры по вопросам заключенных и по их правам в Администрации Президента РФ, в которых приняли участие замминистра юстиции, а также Министерство внутренних дел (принял участие сам министр). На этих встречах также обсуждено создание экспертных советов при обоих министерствах. Прошедшие переговорные площадки станут, как мы надеемся, началом широкого сотрудничества общества и власти в решении острейших проблем одной из самых запущенных сфер нашей жизни. Спасибо за внимание.


Элеонора ШЕРЕМЕТЬЕВА,
президент Ассоциации
малых и средних городов
России (Москва)

Уважаемые участники Гражданского форума!

Мне поручено доложить вам результаты работы `Местное самоуправление и внешнее сообщество`. Актуальность обсуждаемой темы подтверждает высокая активность участников Форума, проблема дискуссии на круглых столах. Приняли участие около 300 человек, 48 регионов, представляющих 152 общественные коммерческие организации, выступило 88 человек. В работе переговорных площадок принимали участие представители Администрации Президента РФ и Госдума России. Все согласились, что местное самоуправление, являя собой неотъемлемую часть гражданского общества России, призвано эффективно решать вопросы местного значения. Участники проблемных дискуссий и круглых столов отметили, что местное самоуправление, как и само гражданское общество России, находится на начальном этапе своего развития. Многими выступающими отмечено, к сожалению, фактическое отсутствие местного самоуправления в ряде муниципальных образований. Причиной тому явилось несовершенство законодательства, и в первую очередь несбалансированность доходной базы и расходных полномочий местных бюджетов. И что особенно подчеркнули выступающие - изолированность органов местного самоуправления местных сообществ и низкая самоорганизованность населения.

На переговорных площадках была подтверждена необходимость установления постоянного взаимодействия, в том числе создания постоянно действующих групп из представителей органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных некоммерческих организаций с целью совершенствованияпрежде всего законодательства. Разработка методических материалов, обобщение и распространение положительного опыта, включая вопросы прежде всего формирования муниципальных бюджетов и - на что обращалось внимание - обеспечение прозрачности местных бюджетов. Реформа жилищно-коммунального хозяйства, становление общественного территориального самоуправления и других форм самоорганизации по месту жительства. Одной из форм постоянного взаимодействия может быть возобновление деятельности совета по местному самоуправлению при Президенте РФ, с включением в его компетенцию вопросов территориального общественного самоуправления. Но, сказали участники, обязательно введение в состав совета представителей институтов гражданского общества. Нельзя допустить, чтобы совет стал бюрократической организацией. Необходима разработка и реализация федеральной программы по поддержке местного самоуправления и территориального общественного самоуправления, направленного на подготовку не только квалификации муниципальных служащих, но и представителей общественных организаций по месту жительства. Причем отбор исполнительных избирательных программ должен осуществляться только на конкурсной основе. Актуальна организация в Государственной Думе общественной экспертизы государственного законодательства, касающегося вопросов местного самоуправления, а в федеральных округах - общественной экспертизы регионального законодательства нормативных актов муниципальных образований на предмет их соответствия Европейской хартии по местному самоуправлению, другим международным документам, и прежде всего Конституции РФ. Гражданский форум - это не разовое событие. Не только эти два дня, которые мы провели с вами в Москве. Он может быть эффективен только в форме непрерывного процесса системного взаимодействия местного самоуправления общественных и некоммерческих организаций и государственной власти.

И от себя добавлю. Как президент Ассоциации малых и средних городов России, я намерена в ближайшее время провести собрание ассоциации в Северо-Западном федеральном округе, где уже идет реальная работа по созданию условий для возникновения гражданского общества с вопросом о роли органов местного самоуправления в формировании гражданского общества в России. Большое спасибо организаторам Форума, успеха всем участникам, и только все вместе мы сможем поднять Россию. Спасибо.


Олег КУЗИН,
главный редактор газеты
`Санкт-Петербургские ведомости`

Уважаемые участники Форума, коллеги!

В рамках проблемной дискуссии по теме `Национальная и общественная безопасность, внешняя политика и гражданское общество` состоялось три круглых стола по различным темам. В целом в дискуссии приняли участие более 500 человек, представляющих более 200 общественных организаций, из них выступили более 100 представителей. Участники наших круглых столов встретились на переговорных площадках с представителями исполнительной и законодательной властей, в частности с главой Администрации Президента РФ Александром Стальевичем Волошиным, министром иностранных дел Игорем Сергеевичем Ивановым, секретарем Совета Безопасности Владимиром Рушайло. В целом мы удовлетворены ходом и уровнем переговоров. Единственное исключение, что с участниками нашей дискуссии не смог встретиться глава Центризбиркома Александр Альбертович Вешняков, но мы надеемся, что сможем провести эту встречу в ближайшее время и думаем, что переговоры также пройдут конструктивно. В выступлениях был затронут самый широкий круг вопросов, влияющих на безопасность России. Это и проблемы роста числа наркоманов, и экологические проблемы, роль человеческого фактора в техногенных катастрофах, нравственное состояние общества, судебная реформа, коррупция и многое, многое другое. В ходе дискуссии и переговоров мы пришли к выводу о необходимости серьезного усиления взаимодействия общественных и государственных структур, а для этого, в частности, необходимо создание открытой сетевой экспертной структуры по вопросам внешней политики и национальной безопасности. При этом большинство экспертов считают неэффективным создание централизованной структуры. В ходе переговоров мы пришли к выводу, что разумным было бы создание системы своеобразных национальных экспертных лабораторий до полной специализированной системы национально-информационного общения гражданских экспертов.

На переговорах мы согласились создать несколько такого рода структур, - в частности, Министерство иностранных дел поддержало создание национально-общественного совета по внешней политике, который мог бы способствовать формированию консенсуса в этой области, с тем чтобы внешняя политика была политикой всей страны, а не только государства, чтобы был максимально представлен широкий спектр, имеющий в стране позиции и интересы. Советом Безопасности и другими силовыми ведомствами в целом была поддержана идея о формировании национального гражданского комитета по взаимодействию с государственными правоохранительными, законодательными и судебными органами. Участники переговоров от Администрации Президента РФ были едины в том, что работа правоохранительных органов не может быть эффективной без общественного контроля. Сегодня одной из важнейших общенациональных проблем является противостояние коррупции, но это не должна быть только борьба репрессивных органов. В этой связи нашла одобрение идея создания специальной структуры гражданского контроля государственных программ и акций по борьбе с коррупцией. Особенно для предотвращения вероятных случаев использования борьбы с коррупцией и ее форм для сведения аппаратных, политических счетов и бюрократического рэкета. Кроме того, участники дискуссии пришли к мнению, что начавшийся на Гражданском форуме диалог может быть продолжен и должен быть продолжен и на региональном уровне. Там конструктивный диалог власти и общества, думается, еще более актуален, чем здесь в Москве. Спасибо.


Светлана СМИРНОВА,
Депутат Государственной Думы РФ
от Удмуртии, Удмуртский одномандатный
избирательный округ No 29

Уважаемые участники Гражданского форума!

Вчера многие в этом зале говорили о том, что здесь витает дух КПСС, съезда народных депутатов, а нам, участникам дискуссии на тему `Национальная политика`, представляется, что в этом зале витает дух народов Российской Федерации, потому что все мы с вами живем в многонациональном государстве, на что особое внимание вчера своим выступлением обратил и наш Президент. Вместе с тем именно на федеральном уровне нет, к сожалению, конкретных программ национально-культурного развития народов России, нет эффективного механизма обеспечения стабильного развития межэтнических отношений, своевременного предупреждения и преодоления межэтнических конфликтов, нет технологии обеспечения представительства народов России в органах власти и управления и, самое главное, нет признания того, что народы России являются важнейшей составной частью гражданского общества. Исходя из этого, мы считаем целесообразным: первое - государственную национальную политику считать составной частью стратегии становления гражданского общества и устойчивого безопасного развития Российской Федерации.

Второе - совершенствовать систему управления национальной политикой и национально-культурным развитием народов, в том числе предусмотреть введение поста вице-премьера по национальным отношениям, создать государственный орган, способный компетентно решать проблемы национальной политики, создать общественную палату национальностей в Федеральном Собрании Российской Федерации, создать совет по национально-культурному развитию народов России и национальной политике при Президенте Российской Федерации, восстановить деятельность консультативного совета по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации.

Третье - при формировании ежегодного федерального бюджета предусматривать отдельную строку в бюджете: программу национально-культурного развития народов и мероприятий по реализации концепций государственной национальной политики.

Четвертое - в целях повышения роли института гражданского общества предусматривать привлечение на договорной основе всероссийских общественных объединений, таких, как Ассамблея народов России, Конгресс национальных объединений России и других, к разработке реализации национально-целевых программ национально-культурного развития народов России.

Пятое - способствовать развитию средств массовой информации на языках народов России.

Шестое - усилить ответственность органов государственной власти и особенно правоохранительных органов по борьбе с проявлениями национал-экстремизма, шовинизма и различных фобий.

Седьмое - добиться практического исполнения законов Российской Федерации о национально-культурной автономии, о коренных малочисленных народах, закона о реабилитации репрессированных народов и Европейской конвенции о защите национальных меньшинств, инвестировать разработку законодательных актов, обеспечивающих правовые основы межэтнических отношений, права народов наряду с правами человека, гарантированное представительство народов Российской Федерации в органах государственной власти и местного самоуправления, о форумах народов Российской Федерации и в связи с этим учредить должность уполномоченного по правам народов Российской Федерации.

Дорогие друзья! Попытки не заметить, обойти или обмануть национальный вопрос уже неоднократно заканчивались трагически для нашей страны. Многие представители народов России, да и некоторые чиновники в том числе, ликвидацию Минфедерации, Министерства по делам Федерации восприняли как ликвидацию национальной политики, а в дальнейшем и ассимиляцию народов. Мы убеждены, что диалог между государством и гражданским обществом будет только тогда полноценным, когда народы России будут его полноправными участниками. Спасибо.


Наталья ЖУКОВА,
Председатель координационного совета Нижегородского областного комитета солдатских матерей

Добрый вечер!

Я очень коротко, буквально телеграфно, хочу с вами поделиться итогами дискуссии по четвертой теме: `Военная реформа, военная служба и права человека`. Согласитесь, очень болезненная в настоящее время для всех тема, болезненная для нашего государства и для всех граждан. Дискуссия по этой теме проходила в Доме Российской армии, участвовало в ней около 130 человек, при этом со стороны Министерства обороны были представители, были представители со стороны Генштаба, Федеральной погранслужбы и, главное, Военной прокуратуры. То есть мы не можем жаловаться на то, что представители силовых ведомств и власти не пришли на нашу дискуссию. Были выслушаны все желающие высказаться, затем представители министерств отвечали на вопросы. И вот в ходе этой дискуссии были выявлены несколько блоков проблем. Я их назову сейчас.

Первая - это социальные вопросы. Вопросы льгот, пенсий, жилья военнослужащим. Второй блок - это закрытость военной системы от гражданского общества. Третий блок вопросов - это жестокость в межличностных отношениях в армии. Четвертое - это безнаказанность командования в случае гибели или увечий, получаемых военнослужащими по призыву в армии. Пятый - это необходимость перехода к добровольному контрактному формированию вооруженных сил. И последнее - это реализация права на альтернативную гражданскую службу. На трех круглых столах были объединены эти проблемные вопросы и определены те органы власти, с которыми необходимо выходить на договоренности уже на площадках, на договорных площадках. Представители от круглых столов участвовали на двух переговорных площадках в Министерстве обороны. Участвовали при этом заместители министра обороны Пузанов и Куделина, представитель Главной военной прокуратуры, директор Федеральной погранслужбы и Минсоцтруда. Участники переговорных площадок обсудили практически весь спектр проблем и пришли к соглашению, - может быть, впервые мы пришли к какому-то соглашению не по каким-то конкретным, частным, отдельным вопросам отдельного военнослужащего или отдельной небольшой проблеме, а каким-то соглашениям по системной работе с этими структурами.

Во-первых, мы решили создать рабочую группу на уровне Министерства обороны по решению проблем военной реформы и гражданского контроля. Безусловно, это должно быть согласовано с Администрацией Президента. Во-вторых, было решено, что есть необходимость создания экспертно-консультативного совета по всем вопросам военных ведомств. Мы предполагаем, что лучше на уровне Совета Безопасности это сделать. В-третьих, было решено проводить совместные встречи с представителями Министерства обороны и неправительственных организаций ежеквартально, и примерные даты первой встречи уже назначены. В-четвертых, мы пришли к необходимости, что необходимо согласовывать позиции по законопроектам в военной сфере и проводить это совместно с Генеральным штабом Министерства обороны.

Вы знаете, самые, конечно, острые дискуссии были у нас по проблемам альтернативной гражданской службы, право на которую записано в Конституции, и мы это все знаем. И я сейчас вам оглашу результаты работы круглого стола по альтернативной гражданской службе. Участники круглого стола решили обратиться, поскольку не найдено большого взаимопонимания, обратиться к Президенту, Правительству и Государственной Думе с предложением о создании общей рабочей группы по выработке единого закона об альтернативной гражданской службе, так как вы знаете, что те законопроекты, которые там лежат, они лежат там уже очень давно. Ну и, конечно, вы, наверное, многие слышали о проведении эксперимента в Нижнем Новгороде по альтернативной гражданской службе. Мне бы хотелось заручиться вашей поддержкой этого эксперимента и обратиться к правительству. Спасибо.


Мария СЛОБОДСКАЯ,
президент Института проблем
гражданского общества

Коллеги! Я, в самом деле, буду телеграфным стилем, очень кратко, потому что на нашей дискуссии под номером 19, как сказал присутствующий от начала до конца дискуссии глава Администрации Президента Российской Федерации Александр Стальевич Волошин, тема названа крайне заковыристо: `Мобилизация общественного потенциала, общенациональная программа государственного строительства экономических реформ`. Однако нашей задачей на этой дискуссии мы видели сформулировать то, что в течение всего предфорумного периода говорили лидеры некоммерческих организаций, представители власти в рамках прошедшей в 64 регионах конференции НПО `Власть: проблемы, перспективы взаимодействия`, где подробно анализировались проблемы и предлагались разные формы и механизмы усовершенствования процесса взаимодействия общественности и власти. Поэтому на дискуссии были сформулированы основные программы, основные положения государственной программы по развитию взаимодействия государства и гражданских союзов. Значит, я кратко назову эти положения.

В области подготовки кадров. Подготовка кадров для некоммерческого сектора, обучение государственных и муниципальных служащих, взаимодействующих с НКО, создание кадрового резерва для государственных муниципальных органов из некоммерческого сектора, экспертиза и исследование. Проведение объективного и системного анализа исследований состояния некоммерческого сектора. Создание общественно-государственной открытой экспертной сети для осуществления правовой и экономической экспертиз.

Раздел 3 - информационное обеспечение системы взаимодействия гражданских союзов и государства, совершенствование освещения деятельности гражданских союзов, печатных и электронных СМИ, расширение использования современных средств телекоммуникаций, в первую очередь Интернета, а также создание специальных интернет-ресурсов.

4-й раздел - развитие инфраструктуры взаимодействия гражданских союзов и государства, создание в каждом субъекте Российской Федерации информационного, образовательного, исследовательского и экспертного центра, обеспечивающего выполнение задач данной программы.

5-е - разработка концепций федерального общественно-государственного грантодающего фонда и других эффективных механизмов финансирования гражданских проектов.

6-е - усовершенствование механизмов финансирования гражданских проектов, основанных на конкурсности, открытости, в первую очередь с использованием опыта ярмарки социальных проектов, социального заказа и конкурса социальных программ.

Мы на дискуссии и частично на круглом столе успели много внести предложений в эту программу, вы сможете все с этим ознакомиться. Круглым столом мне поручено представить эту программу в Администрацию Президента. Я участвовала в переговорной площадке с Александром Стальевичем Волошиным, где присутствовали руководители проблемных дискуссий и круглых столов: Павловский, Чернышов, Попов, Глазычев, Марков. Учитывая, что во всех проведенных названными людьми мероприятиях был общий компонент, особенно образовательный, состоялись общие переговоры. Договорились по вопросу мобилизации общественного потенциала в общенациональных программах о следующем:

Первое. Начать разработку государственно-общественной программы развития НКС по предложенным в рамках дискуссии круглых столов направлениям и с использованием предложенных механизмов.

Второе. Для этого создать ряд смешанных общественно-государственных экспертных советов и рабочих групп, эти группы открыты, пожалуйста, присоединяйтесь.

Третье. До конца года провести специальную конференцию с целью анализа выработанных в ходе Гражданского форума предложенных форм и механизмов взаимодействия.

Четвертое. Разработать и создать в Интернете открытую базу данных НКО; по предложению `Медиасоюза` включить, использовать электронные версии региональных некоммерческих газет и изданий, а также создать медиацентры в странах СНГ и в тех странах, где существует русская диаспора. Это все.


Галина ТИМОШЕНКО,
Председатель общественной организации
`Барнаульское городское общество потребителей`

Уважаемые участники Форума!

В проблемной дискуссии `Общественный договор` приняли участие более 140 человек, включая представителей объединений предпринимателей, организаций саморегулирования бизнеса, Организации потребителей, экологических организаций, региональных СМИ, кредитных союзов, организаций и фондов регионального развития, а также присутствовали представители государства: депутаты Государственной Думы, министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, представители Минсвязи и Администрации Президента. В ходе дискуссии выступило 27 человек и были заявлены основные проблемы, касающиеся вопросов, входящих в зону совместного ведения `Общество, бизнес и власть`. К ним были отнесены: участие НКО в регулировании естественных монополий, формирование объединения организационного бизнеса общества и власти на региональном уровне, снижение административных барьеров в экономике и создание механизма ответственности перед потребителем в механизме реальной ответственности участников рынка за поведение на рынке, прежде всего саморегулирования бизнеса. В рамках дискуссии прошло три круглых стола, где обсуждались конкретные предложения по повестке дня переговоров и механизмы по взаимодействию власти и гражданского общества. Затем состоялись переговоры, площадкой которых стало Министерство антимонопольной политики Российской Федерации, и от исполнительной власти на нем присутствовали: министр по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, представители Минсвязи и Минэкономразвития на уровне заместителей министров. В результате переговоров пришли к выводу, что существует набор тем, которые могут решаться путем организации взаимодействия в треугольниках: бизнес, власть и общество. В число приоритетных из них вошли следующие темы: это о снижении административных барьеров в экономике и обеспечении прав потребителей и предпринимателей, о соотношениях государственного регулирования и саморегулирования в экономике, о развитии конкуренции и контроле деятельности монополий. И далее договорились об исполнении следующих форм диалога.

Первое: создать общественный экспертный совет по развитию конкуренции МАП и аналогичные экспертные советы при территориальных органах МАП в регионах. Пришли к мнению, что первоначальной задачей для рассмотрения могли бы стать, например, такие вопросы, как предоставление жилищно-коммунальных услуг и услуг телефонной связи. Договорились предложить реформировать межведомственную комиссию по преодолению административных барьеров и снижению бюджетных расходов при Правительстве России, введя в нее представителей объединения предпринимателей и потребителей, а также включить в предмет ее ведения вопросы саморегулирования экономики и деятельности организации саморегулирования, инициировать создание системы аналогичных площадок на федеральных уровнях для локализации проблем и упрощения диалога с НКО. И последнее: договорились провести следующую встречу в том же составе участников во второй половине февраля 2002 года с целью контроля исполнения выработанных договоренностей.


Михаил КАСЬЯНОВ,
Председатель Правительства Российской Федерации

Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!

Я очень рад возможности встретиться с вами, возможности выступить, поделиться некоторыми соображениями. Прежде хотел бы отметить успешную, на мой взгляд, успешную и плодотворную работу Форума. Мы с вами стали свидетелями, на мой взгляд, действительно знаменательного события, что за последнее время, за все время существования новой России впервые проводится Форум с таким широким представительством общественных организаций практически из всех регионов нашей большой страны. Всем нам хорошо известна вековая российская болезнь - разобщенность государства и граждан, а порой и противопоставление их друг другу. Да, были попытки вырваться за пределы этого круга: опыт земства, корпоративной организации, но все же на протяжении столетий власть и общество существовали как бы сами по себе в различных параллельных мирах. Сегодня мы только начинаем искать подходы к преодолению этого разрыва. Последние годы для России стали периодом, пожалуй, самых масштабных, самых значительных преобразований, перемен, и перемен не только в истории, но и перемен, я бы сказал, не столько материального свойства, а главное, мы очень многому научились. За эти последние годы произошел серьезнейший перелом общественных настроений, ценности демократии укоренились в общественном сознании, и теперь будущее развитие России невозможно представить в отрыве от них. Их выразителями и проводниками, безусловно, как раз и являются общественные организации. В течение последнего десятилетия они бурно развивались и сегодня действуют повсеместно. По оценкам, число работающих неправительственных организаций превышает миллион человек, миллион наших граждан, а их услугами пользуются более 20 миллионов граждан России. Однако взаимопонимание и взаимодействие между властью и обществом по-прежнему остается злободневной темой, причем, как показали итоги проведенных на Форуме дискуссий, данная проблема уже не является чисто моральным фактором, а становится критически важной в осуществлении программ и масштабных преобразований, намеченных президентом и правительством.

Уверен в том, что ни одна реформа не может быть проведена без равноправного партнерства власти и общества. Перед нами стоят ответственные задачи по созданию эффективной экономики, идет активный законотворческий процесс. Принятие предложенных законопроектов способно изменить лицо современной России, сделать ее более цивилизованной с точки зрения приверженности к демократии. Но эти задачи не могут быть успешно решены без вас. В самом деле, как, например, можно проводить реформу образования, затрагивающую интересы миллионов российских граждан, вне широкого общественного обсуждения и без учета мнения людей.

Очевидно, что изменения в общеобразовательной системе без ясного осознания их востребованности обществом будут лишены всякого смысла. Да и в целом реализация государственной социальной политики без участия общественных объединений обречена на провал. Одной из важных, на мой взгляд, в экономической сфере для целей консолидации общества является создание условий для развития среднего и малого бизнеса. Прошедший год мы занимались выстраиванием вертикали власти, созданием каркаса экономической модели развития. Задача будущего года - построение горизонтальных связей в обществе, в обществе и экономике. Этого можно добиться в том числе через развитие среднего и малого бизнеса. Именно через это можно сформировать, как мы это называем, `средний класс`, который, безусловно, является основой гражданского общества и его консолидирующей силы. Уверен, что при этом правоохранительные органы должны будут перестать видеть в каждом предпринимателе потенциального правонарушителя или, еще хуже, жулика.

Известно, что административные структуры склонны жить по своим, своим внутренним правилам. Вам также известно это лучше, чем кому-либо. Поэтому мысль о формировании каналов эффективного взаимодействия государства и общественности стала и центральной здесь на Форуме. Механизмом выборов в органы государственной власти ограничиваться нельзя, требуются дополнительные инструменты для того, чтобы доводить мнение и волю общества до власти не раз в 4 года, а на регулярной основе.

Общественные объединения граждан концентрируют самые различные предпочтения людей, будь то социальные интересы или спортивные пристрастия. Нынешний Форум - это уникальное собрание представителей таких объединений. Полностью солидарен с прозвучавшими мнениями о том, что мы не имеем права тратить потенциал и жизненную энергию нашего Форума. Я с удовлетворением отмечаю, что большинство обсуждений прошло успешно. После Форума продолжают свою работу комплексные рабочие группы по основным ключевым проблемам. Думаю, что рабочие группы могли бы стать своего рода таким каналом, через который пойдет взаимодействие с властными институтами. Правительство готово к таким контактам, а главное, мы готовы, я подтверждаю вам, мы готовы к восприятию любых идей, пусть даже новых и самых для нас, может быть, неожиданных.

Институты гражданского общества могли бы формулировать задачи экономических реформ в стране. Накал востребованности тех или иных реформ должен, на наш взгляд, исходить именно от гражданского общества. На практике же сегодня правительство оказывается более устремленным к реформам, чем само общество. Должно быть наоборот, но наоборот не в форме, не в смысле притормозить, а в смысле, что общество должно пришпорить правительство в проведении таких реформ. Мы предлагаем вам участвовать в обсуждении программ среднесрочного, долгосрочного развития страны, а также значимых законопроектов, которые правительство готовит для внесения в парламент. У нас появится возможность при принятии различных решений не только консультироваться с представителями гражданского общества на регулярной основе, но и действовать совместно. Здесь важна и оборотная сторона. Если мы совместно с вами обсуждаем и вырабатываем такие решения, то будем, конечно, рассчитывать и на поддержку при принятии и реализации таких решений, таких программ. Если мы сможем наладить такой механизм, то тогда можно будет говорить о том, что взаимодействие, взаимопонимание власти и общества, уже будем говорить об этом как о состоявшемся явлении.

Хочу затронуть еще одну тему в заключение, которая сегодня также акцентировалась несколько раз, это информационная открытость власти, правительства. Думаю, что настала пора правительству разработать для себя своего рода такие правила информационной открытости, правила доступа и обязательства перед обществом, я бы сказал, даже в информировании не только уже о принятых решениях, но, может быть, даже подумать и о процессе принятия таких решений с тем, чтобы такие проблемы, которые сегодня порой вырастают в такие злободневные, скажем, о переводе лесов из одной группы в другую, о строительстве какого-либо завода и так далее, чтобы эти решения уже после их принятия можно было проанализировать, а как правительство принимало, на основе каких заключений, каких рекомендаций, как было принято решение.

Уважаемые друзья, сегодняшний Форум дает, безусловно, серьезный импульс развитию гражданского общества и его институтов. Действовать независимо от государства вовсе не значит работать против государства, наоборот, эффект полезного действия многократно возрастает, когда ради благих гуманитарных целей задействуется подвижническая энергия общественных объединений. Спасибо всем, кто откликнулся на призывы организаторов, кто присутствовал сегодня здесь в зале, участвовать в наших дискуссиях. Знаю, что много было организационных проблем, это первый Форум. Уверен, что эти проблемы организаторы все себе зафиксировали и учтут их при организации последующих таких наших очень важных для общества, для государства встреч. Главный вывод, который можно вынести из двухдневной работы Гражданского форума: полноценный диалог власти и общества возможен; если он будет налажен так, как все мы надеемся, то это явится мощным стимулом для созидательной работы в стране. Благодарю вас за внимание.


Юрий ДЖИБЛАДЗЕ,
президент Центра развития демократии
и прав человека (Москва)

Добрый вечер, дорогие друзья! Мне выпала честь выступать не только после премьер-министра, но и выступать с подведением итогов темы, которая волновала всех участников нашего Форума. Как сейчас стало принято говорить, от филателистов до правозащитников. Это тема создания правовых и экономических условий независимого существования и эффективной деятельности некоммерческих организаций. В рамках работы по этой теме прошла проблемная дискуссия, два круглых стола и две интенсивные переговорные площадки. Участники отметили, что создание необходимых правовых и экономических условий, гарантирующих настоящую независимость гражданского сектора и экономическую устойчивость некоммерческих организаций, являются важнейшей задачей и залогом развития гражданского общества России. Эта задача является общей для государства и гражданского сектора, требует их совместной работы и, пожалуй, станет тестом на социальное партнерство, получится ли.

В ходе дискуссии было отмечено, что законодательство 90-х годов об НКО сыграло свою положительную роль в развитии гражданского сектора, но в настоящее время стало уже тормозить его развитие и требует ревизии и совершенствования. Подчеркивая необходимость комплексного подхода к решению этой проблемы, участники выдвигали много предложений, в том числе кодифицировать законодательство об НКО, уменьшить до разумного числа виды организационно-правовых форм НКО, отказаться от принятия новых законов, еще больше увеличивающих разнообразие организационно-правовых форм, упростить порядок регистрации НКО и многое другое. Не все эти предложения получат поддержку экспертов и депутатов. Но очевидно, что многие НКО готовы принять самое активное участие в работе над законодательством по своей деятельности. Участвовавшие в дискуссии депутаты Госдумы, представители Минфина и Министерства налогов и сборов поддержали мнение выступавших о необходимости комплексной работы над совершенствованием законодательства и выразили готовность работать совместно с экспертами гражданских организаций.

На круглом столе `Реформирование экономики, общественный сектор` подготовлен меморандум с предложением проекта основ концепции программы реформирования экономики, общественный сектор, который может послужить основой для постоянного взаимодействия гражданских организаций и власти для выработки решений в этой сфере, и принято решение о создании постоянно действующего круглого стола в Государственной Думе с перспективой его превращения в межведомственный. На круглом столе, может быть важнейшем в нашей теме, по проблемам налогообложения НКО выделилась необходимость поиска баланса. С одной стороны, это интересы общества, которое нуждается в обеспечении нормальных экономических условий деятельности НКО. С другой - естественная потребность государства иметь действенные механизмы контроля за полнотой уплаты налогов. Без создания системы справедливого налогообложения НКО, отвечающей бесприбыльному характеру их экономики, НКО будут продолжать быть экономически неустойчивыми и зависеть от зарубежных грантов. На переговорной площадке в Министерстве финансов участники Форума договорились, что ведомства и НКО на регулярной основе будут комплексно с учетом последствий для НКО решать эти проблемы. Для этого будут проводиться регулярные встречи гражданских организаций с представителями Минфина на регулярной основе не реже одного раза в квартал. Достигнута договоренность о передаче в течение двух недель в Минфин предложений от НКО о поправках главы Налогового кодекса по НДС и налога на прибыль, совместной работе по подоходному налогу.

Кроме того, Минфин и эксперты НКО согласуют приемлемое для обеих сторон законодательное определение понятия `грант`. На второй переговорной площадке в Госдуме предложено апробировать совместный механизм разработки законопроектов, касающихся НКО, с включением в рабочую группу, постоянную рабочую группу экспертов, с одной стороны, четырех ведомств: Минэкономразвития, Минфина, Министерства налогов и сборов и Минюста, с другой - представителей некоммерческих организаций. Это продолжение совместной работы НКО и правительства, начавшейся еще весной этого года в результате первых переговоров на высшем уровне под председательством Валентины Ивановны Матвиенко. Эти договоренности, новые договоренности вчерашнего и сегодняшнего дня вселяют надежду, являются ростками отношений общества и власти на принципах общественного договора. Важно, чтобы теперь они в полной мере реализовались на практике. Спасибо.


Александр ОСЛОН,
президент фонда `Общественное мнение`

Уважаемые участники Форума!

На мою долю выпала грустная обязанность последнего выступления с трибуны Гражданского форума. И я буду выступать не столько от себя лично как президент фонда `Общественное мнение`, а от лица Оргкомитета и Рабочей группы, готовившей Форум.

Прежде всего следует сказать, что Форум гражданских организаций России состоялся.

Состоялся, несмотря на опасения, подозрения и скепсис тех, кто не понимал или не хотел понять идеи Форума. А идеи эти были простые и ясные.

1) Форум должен был стать деловой встречей структур гражданского общества и власти. Мы надеялись на запуск долговременных и вполне предметных переговорных процессов.

2) Форум должен был стать тем местом, где власть публично заявит о своем понимании гражданского общества и принципах взаимодействия с ним.

3) Форум должен был дать возможность гражданскому обществу взглянуть на себя, убедиться самим гражданским активистам, что они есть, что они влиятельны, что их нельзя игнорировать.

4) В результате Форума вся страна должна была уяснить, что есть такая сила - гражданское общество. Сила критическая, конструктивная, свободная и ответственная.

Оргкомитет не стремился переубедить скептиков, мы полагали, что есть только один вид аргументации - практические действия.

Каков итог?

Никаких голосований, руководящих органов, президиума со знатными людьми, здравиц и т.д. На форуме выполнена конвенция, принятая Оргкомитетом, о том, что форум - не съезд. В ходе подготовки форума было наложено табу на любые разговоры о создании органов, представляющих гражданское общество при власти. Это тоже выполнено, хотя были такого рода инициативы, причем не только со стороны власти, но и со стороны гражданских организаций.

Мы увидели и определенную готовность власти к диалогу. Президент в своем выступлении ясно и внятно выразил свое понимание гражданского общества. Этот сигнал уже прочитан чиновниками всех уровней, и его уже невозможно игнорировать. Высшие государственные люди в ходе Форума вели серьезный и содержательный диалог с представителями гражданских организаций. Речь не идет об идиллическом единении общества и власти. Далеко не все чиновники, приглашенные к диалогу, участвовали в нем. Многие оказались не готовы и постарались избежать его.

Но то, что состоялось (а об этом только что рассказал 21 докладчик), согласитесь, уже результат, в котором самое главное, наверное, - договоренности об актуальной повестке дня, о создании рабочих групп, о датах следующих встреч.

Наконец, посмотрите на первые отклики в СМИ: где ирония, скепсис и домыслы? Есть, конечно, но меньше и тоньше. Но ничего, лиха беда начало. Недаром говорится: `Дорогу осилит идущий`.

Надо сказать, что при подготовке Форума мы столкнулись с поистине уникальными задачами. Провести своего рода перепись тысяч некоммерческих организаций. Отработать форматы проведения Форума в виде проблемных дискуссий, круглых столов, переговорных площадок. Это сейчас такие форматы кажутся очевидными, а рождались они тяжело и в мучительных спорах. Сформировать содержательную тематику. Организовать реальные переговорные площадки. Наконец, научиться внутри рабочей группы в ожесточенных спорах договариваться, искать и находить компромиссы.

Разумеется, произошла масса накладок, идущих как от уникальности поставленной задачи, так и от нашей неопытности. Мы испытываем чувство глубокой вины, должны извиниться за многие недоработки и в плане организационном, и в плане информационном, и в плане содержательном. Но уж, по крайней мере, никто не скажет, что Форум был заорганизован и был похож на съезд.

Рабочая группа работала на то, чтобы возник долговременный энергетический импульс развития гражданского общества в России. Короче, мы хотели, чтобы `процесс пошел`. Дай Бог, чтобы это случилось!

А что будет дальше, зависит теперь во многом от нас. От нашей взрослости, компетентности, ответственности. Форум приоткрыл ворота власти, и контакты уже могут идти не только через забор. Но ворота эти пока узкие, а заборы пока высоки.

Завершая свою миссию, рабочая группа считает своим долгом возможно быстрее подготовить и опубликовать все материалы Форума, тексты, документы, базы данных. Несомненно, все вы получите их. Мы воспользуемся и современными видами коммуникаций, например Интернетом, и традиционными, включая `голубиную почту`. Дискуссии, круглые столы, выступления записывались, и весь этот огромный массив будет обработан.

Нам представляется очень важным, чтобы после форума начался процесс осмысления его результатов, уяснения его смысла и значения. Надо продолжить Форум, сделать его сетевым, трансформировать его в систему тематических дискуссий, круглых столов, переговорных площадок по всей стране. Систематическая общественная экспертиза должна становиться и федеральной, и региональной практикой. Гражданские экспертные и переговорные группы, возникшие в ходе Форума, должны не только продолжить работу, но и стать точками кристаллизации новой среды общественной экспертизы, новой системы социального партнерства.

Благодаря Форуму, страна воочию увидела гражданское общество, а это залог его существования.

Благодаря Форуму, гражданское общество всмотрелось в себя, попыталось понять себя, а это залог его успешного развития.

Как гласит старинная китайская мудрость: `Не надо сердиться на темноту, надо просто зажечь свечу`.

Спасибо всем участникам Форума.

Док. 149941
Опублик.: 13.11.02
Число обращений: 152


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``