В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С Калининградом проще, чем с Чечней Назад
С Калининградом проще, чем с Чечней
На саммите Россия-ЕС основным раздражителем будет Северный Кавказ

Никогда еще не были столь плохи отношения России с государством - председателем Европейского союза. И тем более накануне двустороннего саммита. После того как Москва причислила Данию чуть ли не к странам победившего терроризма (в связи с проведением там Всемирного чеченского конгресса), саммит РФ-ЕС в Копенгагене стал невозможен. Встречу в верхах, оказавшуюся под угрозой срыва, перенесли в Брюссель. В канун сегодняшнего саммита МИД России вновь посчитал необходимым напомнить о своем `возмущении` поведением датчан. Официальный представитель МИДа Александр Яковенко подчеркнул, что в конгрессе принимали участие `лица, причастные к терактам в Москве и в других регионах России`. Он выразил надежду, что датская сторона все-таки `сделала выводы`.

Впрочем, к выводам Москву склоняет не только Копенгаген, но и, к примеру, Париж. От Франции Россия добивается активного противодействия чеченским мероприятиям, причем не только на собственной территории, но и на территории других стран Евросоюза. Как вытекает из недавнего заявления МИДа, Париж, памятуя об особых отношениях с Москвой, должен был воспользоваться своим авторитетом в ЕС и фактически оказать давление на Данию в чеченском вопросе...

Между тем подобная риторика способна вызывать лишь раздражение в европейских столицах. И дело даже не в том, что французы или иные европейцы не обязаны влиять на датчан, у которых, к слову, есть собственные законы. А в том, что истеричные высказывания не избавят Россию от очередных европейских наставлений. В Брюсселе тоже надеются, что Москва `сделает выводы` на чеченском направлении. А главный вывод, по мнению объединенной Европы, - в признании неизбежности политического диалога.

`Европейцы, безусловно, поставят вопрос о Чечне, - заявил `НГ` дипломатический источник в Брюсселе. - От Путина хотят услышать, какие шаги он намерен предпринять в смысле политического урегулирования. Судя по сигналам из Москвы, у него есть определенный план`. Как заявил дипломат, в дискуссии по Чечне следует четко разделять следующие направления: `Во-первых, ЕС выразит России полную поддержку в ее борьбе с терроризмом. Во-вторых, ЕС вновь подтвердит поддержку территориальной целостности России. В-третьих, ЕС выскажет убеждение, что окончательное решение чеченской проблемы должно быть зафиксировано в договоре, прийти к которому можно только политическим путем. В-четвертых, следует иметь в виду, что осложнения, возникшие между Россией и Данией, касаются только двух этих государств. Это не вопрос Европейского союза`.

Очевидно, что ЕС не согласится обсуждать чеченскую проблему в контексте международной борьбы с терроризмом. В Европе не исключают возможности связей иных чеченских групп с `Аль-Каидой` и т.д., однако там прекрасно понимают и то, что чеченская проблема постарше так называемого международного терроризма.

Наш собеседник считает, что официально ЕС не будет давать рекомендаций России по поводу того, с кем конкретно следовало бы вести переговоры. Однако это не означает, что в кулуарах не будут звучать те или иные фамилии, например того же Масхадова (его в Европе до сих пор относят к `умеренным`). Евросоюз не намерен на данном этапе предлагать России посредничество в чеченском урегулировании. В Брюсселе отдают себе отчет в том, что Москва на это не согласится.

Что же касается борьбы с терроризмом, то и в Москве, и в Брюсселе придают особое значение сотрудничеству в этой сфере. Предполагается разработать даже детальную программу действий. Москва, в частности, надеется, что взаимодействие с европейцами поможет перекрытию каналов финансовой и иной подпитки чеченского терроризма.

Еще одна болезненная тема в российско-европейских отношениях - это Калининград. Сегодня, как ожидается, стороны подпишут компромиссное соглашение, касающееся транзитного передвижения между основной территорией России и Калининградской областью. Дипломаты с обеих сторон сообщают, что уже все готово, хотя официально это не подтверждается. Евросоюз фактически подвел черту в своей позиции еще в октябре. 15 стран ЕС согласны на введение для россиян с 1 июля 2003 года `упрощенного транзитного документа` для поездок между Калининградом и остальной частью страны через территорию Литвы. Европейцы надеются, что на сегодняшнем саммите калининградскую тему удастся закрыть хотя бы на время.

На взгляд Ольги Потемкиной из Института Европы РАН, упрощенный транзитный документ вовсе не является `упрощенным`. По ее мнению, получение транзитной визы было бы гораздо менее бюрократической процедурой. Такая система по крайней мере является обкатанной, в то время как еще далеко не очевидно, как гладко на практике будет осуществляться подача списков и выдача транзитных документов. Что касается перспективы безвизового сообщения между Россией и Евросоюзом, то, по мнению Потемкиной, она слишком туманна. Едва ли Европа вообще когда-либо согласится на это. Однако, по мнению эксперта, соответствующие переговоры нужны хотя бы потому, что они помогут борьбе с оргпреступностью, наркотрафиком и нелегальной иммиграцией.

Как заявил вчера в беседе с российскими журналистами начальник Управления президента РФ по внешней политике Сергей Приходько, саммит Россия-ЕС - `очень серьезное испытание`. Главным вопросом для России он назвал проблему Калининграда. По словам Приходько, произошли серьезные подвижки в сторону учета российских интересов и многие ограничения, на которых настаивал ЕС, будут сняты. Однако нельзя говорить об окончательном решении калининградской проблемы. Приходько выразил уверенность в том, что в Брюсселе будут определены конкретные параметры будущих договоренностей. Он вновь напомнил слова Путина о том, что это будут не технические, а политические решения. Приходько заметил, что на решение калининградской проблемы у России еще есть полгода.

11 ноя 2002
Калининградская область

Док. 149902
Опублик.: 11.11.02
Число обращений: 166


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``