В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
О создании новой партии реформ Назад
О создании новой партии реформ
О СОЗДАНИИ НОВОЙ ПАРТИИ РЕФОРМ
Фрагменты аналитической записки

Недавно в Москве в Александр-хаусе состоялась дискуссия экспертов и практиков на тему `Нужна ли правому избирателю новая правая партия?`. Поводом для дискуссии стала вызвавшая широкий резонанс статья, представленная для сайта Политической экспертной сети www.kreml.org известным социологом Сергеем Белановским, который в острой полемической форме пытается доказать несостоятельность нынешних парламентских правых партий - `Союза правых сил` и `ЯБЛОКА`. Сегодня `НГ` и ПЭС www.kreml.org предлагают вниманию читателей выдержки из статьи С.Белановского и основные выступления участников дискуссии.

Существующие в России правые партии `ЯБЛОКО` и СПС необходимо вывести из российского политического поля как морально разложившиеся и не выполнившие своей общественной миссии. На их месте должна быть создана принципиально новая партия правовых и либеральных реформ.

Сегодня в России основным проводником рыночных и демократических реформ является президентская власть. Поддержку этому курсу в Госдуме осуществляет `Единая Россия` - партия, опирающаяся в электоральном поле на личный авторитет президента В.Путина и доверие к осуществляемому им курсу. Миссию по реализации двух других элементов - разъяснения и прямой общественной поддержки - номинально взяли на себя так называемые правые партии - СПС и `ЯБЛОКО`. К сожалению, ныне эти партии не только не справляются с выполнением данной миссии, но и своими действиями дискредитируют саму идею реформ, что ставит под вопрос целесообразность их существования в политическом поле. <...>

Сокращение числа сторонников СПС приводит к относительному увеличению числа сторонников И.Хакамады. Проведенное исследование по методу фокус-групп показало, что интенсивный пиар, проводившийся Б.Немцовым в 2002 году, не запомнился избирателям. Фамилия Немцова в обсуждениях упоминается редко и, как правило, с пренебрежительным оттенком.

Рост относительного числа упоминаний второго лидера СПС - И.Хакамады - свидетельствует не о росте ее персонального рейтинга, а всего лишь о росте удельного веса ее влияния на фоне общего падения рейтинга СПС. Ничего неожиданного в этом нет. Небольшой сегмент персональных сторонников Хакамады в составе избирателей СПС был обнаружен нами еще в 1999 году, но тогда он численно был в меньшинстве. Сегодняшние исследования показали, что этот сегмент, как ни странно, оказался относительно устойчивым по сравнению с двумя другими: сегментом персональных сторонников Немцова и сегментом идейных сторонников СПС.

Имидж лидеров СПС крайне негативен для многих избирателей. Сегодня электорат СПС состоит из четырех более или менее явно различимых субсегментов:

1. Персональные сторонники Хакамады, о которых речь шла выше.

2. Определенная часть космополитически настроенных студентов вузов, которые мечтают уехать на Запад `по каким-нибудь грантам`. Суть этих наивных взглядов состоит в том, что СПС, по их мнению, стремится сделать Россию такой же, как западные страны, где они хотят работать.

3. Остатки электората `молодых реформаторов`, которых можно назвать `реформаторскими традиционалистами`. Эта немногочисленная группа, обычно с высшим образованием, как бы законсервировала в себе идеологию реформ начала 90-х годов.

4. Небольшой сегмент пожилых людей, которые считают, что `страной должны править молодые`. <...>

С `ЯБЛОКОМ` происходят те же самые процессы. Наряду со снижением рейтинга происходит и обеднение имиджа самой партии и ее лидера Г.Явлинского. С точки зрения большинства участников групп, Явлинский в последнее время `просто куда-то исчез`. В той (относительно небольшой по численности) части своего традиционного электората, которую сегодня сохранил Явлинский, преобладающая мотивировка сторонников выглядит так: `Мне просто нравится Явлинский`, `он умный человек`. Значительно реже говорилось, что у него `хорошая программа` (однако в чем заключается программа, ни один из сторонников ответить не смог).

Сегодняшний электорат `ЯБЛОКА` выглядит достаточно однородным и состоит из людей, которых можно назвать `яблочными традиционалистами`, чаще с высшим образованием. Впрочем, в период президентских выборов 2000 г. к Явлинскому пришел специфический `интеллигентски-протестный` электорат крупных городов, в первую очередь Москвы. <...>

Обсуждение в фокус-группах вопроса о содержании рыночных реформ как в контексте программы СПС и `ЯБЛОКА`, так и при прямой постановке вопроса `В чем должны состоять реформы?` рисует удручающую картину полного исчезновения представлений о реформах из общественного сознания.

На вопрос о том, какие партии являются сторонниками продолжения экономических реформ в России, было дано очень много ответов `не знаю`, а также много ответов, что такой партией является `Единая Россия`. СПС и `ЯБЛОКО` назывались тоже, однако на просьбу высказаться конкретнее в массовом порядке звучало все то же `не знаю`.


Перспективы правых партий на предстоящих выборах

Основной вывод, который может быть сделан на основе проведенного исследования, состоит в том, что проблема правых партий не в их реформистском позиционировании, а в низком качестве и даже полной несостоятельности создаваемых ими идейных и политических продуктов. Правые партии, вопреки их собственным заявлениям, не стали организационными машинами, способными генерировать политические идеи, агитировать за них массы, а затем воплощать эти идеи в жизнь.

Смогут ли правые партии и их лидеры улучшить свои позиции в ходе предстоящей выборной кампании? С нашей точки зрения, нет. Деградация идейной составляющей этих партий, растущий цинизм и аморальность их лидеров приводят к тому, что имиджмейкеры толкают их на проведение крупномасштабной рекламно-пиаровской кампании, осуществляемой в популистском и `попсовом` ключе. Исследования, проводившиеся в 1999-2002 годах, показали, что подобные кампании правых воспринималась избирателями негативно и усиливали чувство разочарования в них.

Если бы лидеры правых партий захотели узнать мнение автора данной записки о том, как следует проводить их выборные кампании, ответ был бы таков: `В первую очередь достойно`. К сожалению, все, что известно о планах лидеров этих партий, свидетельствует о том, что их мысль идет, скорее, в противоположном направлении.

С учетом высказанных выше аргументов целесообразно в порядке обсуждения сформулировать и прямо противоположное предложение о необходимости вывести существующие правые партии из электорального поля в связи с их несостоятельностью и моральным разложением и создать вместо них подлинную партию поддержки демократических и рыночных реформ.


Политическая функция новой партии

Новая партия должна стать авангардом продолжения реформ, осуществляющим просветительские и правозащитные функции, а также выполняющим роль морального авторитета. Деятельность партии должна реально осуществляться на местах.

Партия должна иметь зафиксированную в уставе четкую идейную позицию, не допускающую перерождения ее в левую, популистскую или `социальную` партию. Помимо устава чистота идейной позиции должна гарантироваться личными качествами людей, которые станут лидерами.

В ближайшей исторической перспективе новая партия не станет серьезным электоральным конкурентом `Единой России` в силу принципиального различия в их позиционировании, поскольку, согласно самым разным исследованиям, электорат идейных сторонников реформ слабо пересекается с электоратом, голосующим по принципу личного доверия к президенту В.Путину.

Появление новой партии реформ поможет внести ясность в позиционирование центристской партии `Единая Россия`, основной функцией которой станет `движение влево` не в смысле усиления популизма в своей агитации, а в смысле сужения электорального поля КПРФ и других популистских партий.


Позиционирование новой партии

Содержание идеи политического курса. Политический курс страны, за реализацию которого выступает новая партия, должен быть сформулирован путем выдвижения на первый план реальной, значимой и решаемой проблемы, понятной населению, и взаимосвязанной с другими проблемами как нитка, за которую нужно потянуть, чтобы распутать весь клубок.

Все исследования электоральных проблем, осуществляемые с самых различных ракурсов, ведут к тому, что такой является проблема коррупции, беззакония, неработающих законов и не выполняющих свои функции государственных структур. Чрезвычайно важно, что в отличие от других проблем эта проблема, с точки зрения респондентов, является решаемой, и не решается она по причине непонятного бездействия федеральных властей. Респонденты хорошо понимают, что коррупция не является единственной проблемой страны, но заявления о том, что дальнейшие реформы нужно начинать с оздоровления государства, будут восприняты населением как ясные и очевидные.

Проблема борьбы с коррупцией сама по себе не является новой идеей. Она неоднократно выдвигалась политиками в ходе проводимых ими выборных и пиаровских кампаний, чаще всего в демагогических целях. Все эти заявления кончались ничем, породив у населения специфичную форму тотального недоверия к власти и политической апатии.

Основными лозунгами курса должны стать уже выдвигавшиеся некогда идеи `гласности`, `прозрачности власти`, `правопорядка`, но в виде реальной государственной политики, а не очередной демагогической кампании.

Суть предлагаемого курса можно сформулировать так: реализация рыночного курса реформ и одновременное политическое просвещение населения путем наведения правового порядка в конкретных, понятных населению сферах, по инициативе или с привлечением к этому процессу местных общественных сил и достигая конкретных, видимых результатов.

Ресурс самоорганизации населения постепенно растет, но этому процессу не хватает идейного и организационного оформления. Эту роль должна выполнить партийная структура федерального уровня.


Партия реформ - организатор гражданского общества на местах

Не вступая ни с кем в полемику, выскажем мнение, что субъектами гражданского общества в муниципальных образованиях следует считать представительские собрания этих городов, а также общественные группы и отдельных людей, содействующих их деятельности на добровольной основе.

Роль местных (муниципальных) представительских органов в создании новой партии представляется чрезвычайно важной, поскольку вхождение членов реформистской партии в их состав обеспечит им необходимые аудиторские полномочия, правовую защищенность и, что в современных условиях чрезвычайно важно, легальный источник дохода. Сегодня представительские органы при местных властях превратились в своего рода бизнес-структуры, решающие свои дела за счет остального населения.

Механизм создания новой партии. Процесс создания новой партии реформ, с нашей точки зрения, должен начаться одновременно на двух уровнях: федеральном и муниципальном. <...>

В результате будет сформирована логичная трехпартийная структура, которая сохранит свою актуальность по крайней мере до завершения переходного периода, то есть до того момента, когда неоспоримый успех реформ приведет к исчезновению электорального поля КПРФ в его сегодняшнем виде.

6 ноя 2002
Российская Федерация

Док. 149872
Опублик.: 06.11.02
Число обращений: 152


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``