В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Заключенные - это топливо для системы` Назад
`Заключенные - это топливо для системы`
Преступники - жертвы

Говоря о тюрьме, мы должны понимать, что имеем дело с разросшимся до невероятных размеров фантомом. Все от предварительного расследования, когда человека задерживают до заключения в тюрьму по приговору суда, - это единая система. И собственно тюрьма, ГУЛАГ - это только ее часть. Правда, эта часть вызывает наибольшее общественное напряжение. Люди озабочены тем, что там все нехорошо. Но на самом деле тюремная система имеет дело с уже готовым продуктом уголовного судопроизводства, с теми людьми, которых им привезли. По сути, тюремщики расхлебывают результаты чужой работы. Если говорить образно, то не виноваты те, кто хоронит солдат, виноваты те, кто развязал войну.

Тюрьма такова, каковы те, кто в ней сидит. Если взять для примера, скажем, скандинавскую тюрьму, то, конечно, с некоторым допущением, можно сказать, что, там сидят люди, которые понимают, что в принципе они неправы и что общество не прощает им такого поведения. И у нас в результате абсурдной уголовной политики сидят в массе своей - жертвы.

Тюрьма и жизнь

Мы же сами жертвы пропагандистской модели, по которой тюрьма - это вещь неизбежная и в ней сидят опасные преступники. Когда речь заходит об амнистии, то считается, что выпускают опасных преступников. Прогрессивная криминологическая мысль на Западе исходит из того, что тюрьма пока терпима, но, в общем, она уже вчерашний день. В европейской тюрьме охранник стучит в дверь камеры, перед тем как войти. Там совершенно иная ситуация и со сроками. Большим сроком считается 2 года. Менее 2% получают сроки больше 7 лет. Более всего распространены сроки от месяца до года. У нас же совершенно не учитывается продолжительность человеческой жизни, и сроки 4 - 5 лет считаются небольшими.

Власть рассматривает тюрьму как один из своих инструментов. И все разговоры об общественной безопасности, о преступности на самом деле - ширма. Это такой же институт насилия, как и армия, которая могла бы безболезненно быть переведена на контрактную основу. Это институты, обеспечивающие подчинение и контроль над обществом. Например, в тюрьме, включая СИЗО, за наркотики находится около 300 тысяч. Это, прежде всего молодежь. Ее проблемы - растущая безработица, отсутствия доступа к образованию и т.д. - не решаются. С 1997 г. больше миллиона молодых людей отправляются в тюрьму за образ жизни.

Вещь в себе

Как всякая институция такого рода, тюрьма становится вещью в себе. И как любая развивающаяся отрасль, она никогда не может сама остановиться. Она внутренне ориентирована на расширение. И заключенные - это своеобразное топливо этой системы. Так, когда в результате амнистий и других мер численность заключенных сократилась, оказалось, что это экономически невыгодно. Одновременно побежали и сотрудники, потому что пререлимит обеспечивал дополнительную оплату.

Конечно, хорошо, что внесены изменения в Уголовный кодекс, президент озабочен этой проблемой, поступают здравые предложения. Это немного ослабит давление и может уменьшить число тюремного населения, но не взламывает систему. Для того чтобы изменить положение, нужно пересмотреть роль тюрьмы в обществе. Мы как минимум должны сказать, что тюрьма - это исключительная мера. Когда исчерпаны все средства и заместительные механизмы, мы еще пока соглашаемся на тюрьму.

Док. 149744
Перв. публик.: 05.11.02
Последн. ред.: 06.11.02
Число обращений: 5


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``