В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Ничтожные` дольщики? Назад
`Ничтожные` дольщики?
`НИЧТОЖНЫЕ` ДОЛЬЩИКИ?.
Новенькая нарядная десятиэтажка на площади Конституции - то в отчаянии, то с надеждой с ее окон не спускают глаз двадцать семей. За будущие свои квартиры они заплатили сполна - наличными, продав прежнее жилье и вложив все сбережения. Но остались и без квартир, и без денег.
Все началось весной прошлого года, когда им предложили вступить дольщиками в ООО ТПСТ `МЖК`, вместе с ОАО МПТК `Интерсфера` строившее этот дом. Уточним: `дополнительными` дольщиками, чье участие вначале не было предусмотрено. Просто средств не хватало, стройка была заморожена, и МЖК принял решение, не заручившись согласием партнера. Или не оформив его на бумаге - теперь уж ничего не докажешь. Так или иначе, договоры с `дополнительными` были заключены, причем часть - даже при посредничестве риэлторских фирм, гарантирующих юридическую чистоту сделки.
Фактически на эти деньги дом был достроен. И тогда ОАО МПТК `Интерсфера` предъявило свои требования на квартиры, которые люди уже считали своими.
Осенью 2001 года об этой истории говорил весь город: `Интерсфера` брала дом штурмом и выставляла охрану. `Дополнительные` обивали пороги и объявляли голодовки, писали президенту и в Государственную думу, в комиссию по правам человека и Генеральную прокуратуру - в общем, проще сказать, куда они не обращались! Их успокаивали, им сочувствовали. Заверяли, что их `кровные` не продадут, и советовали запастись терпением. А легко ли ждать, ютясь по чужим углам? У большинства семей нет денег и на съем временного жилья, поскольку они влезли в долги, чтобы расплатиться за те, уплывшие от них, квартиры!
- Мы оплатили стоимость квартир полностью и по рыночной цене. Среди нас ветераны войны, престарелые люди, блокадники, вдовы с малолетними детьми. Мы отдали последнее! Что же нам теперь делать? Мы ставим вопрос прямо: жить нам или умирать? - спрашивает Наталья Жибуль.
Наталья Юрьевна - вдова, с двумя малышками 8 и 3 лет. Работает конструктором на вагонзаводе. Живет в общежитии. Доходы семьи: 3, 5 тыс. руб. - ее зарплата да 1, 5 тыс. руб. - пенсия на дочек. 440 тыс. рублей для нее - сумма запредельная, фантастическая! Квартиру в доме на ул. Луначарского оплатила ее 80-летняя бабушка, ветеран войны и труда, проработавшая на нефтепромыслах в Казахстане 42 года. Она продала свою четырехкомнатную квартиру и все ценности, добавила сбережения, чтобы помочь Наташе и осиротевшим правнучкам. Сейчас старая больная женщина не имеет своего угла; ее даже в общежитие к внучке не прописывали, и она долго не могла получать пенсию. Спасибо, друзья пошли навстречу, сжалились над старухой...
Фельдшер Воробьева лечила людей 43 года. Мечтала когда-то врачом стать, да не удалось выучиться детдомовской девчонке. Отец Валентины Ивановны пал здесь, в боях за освобождение Калинина. И эта кровь, пролитая им на тверской земле, сроднила петербурженку Воробьеву с нашей областью. Мать ее лежит на Пискаревском кладбище - погибла в блокаду. Сама Валентина Ивановна чудом избежала той же участи. Прорыв блокады она встретила еле живой... И вот теперь, на старости лет, обрушились на ее плечи новые испытания!
Встречаясь с этими обездоленными людьми, я наслушалась много печальных историй. Они измотаны и психологически, и физически, изверились во всем. Да и чему удивляться? Потеряв и купленные квартиры, и вложенные в них деньги, они превратились в бомжей! Кого-то уже преследует мысль о самоубийстве, в том числе и демонстративном - как последней, отчаянной форме протеста...
А что же суд, спросите вы? Был суд, и не один! И прокуратура домом на Луначарского занималась не раз. Но... Впрочем, давайте по порядку. Прежде всего - о гражданских исках обманутых дольщиков - они находятся в производстве в Заволжском районном суде, у судьи С.Н.Федяева, и пока, к сожалению, не рассмотрены. А вот иск ОАО МПТК `Интерсфера` к ООО ТПСТ `МЖК` и двум из дольщиков (В.И.Воробьевой и Н.Ю.Жибуль) о признании сделок недействительными Заволжский суд в марте удовлетворил...
Я читала материалы этого дела, которые вел судья А.А.Колеров. `Интерсфера` утверждает, что согласно договору на ведение инвестиционно-строительной деятельности, ее доля с обозначением номеров квартир возводимого дома была определена заранее, и потому она может сама ими распоряжаться, в том числе и сама была вправе дополнительных дольщиков привлекать. А `МЖК` продал часть будущих квартир из ее доли и без ее согласия. `МЖК` (А.С.Прусаков) в свою очередь доказывал, что то соглашение было как бы предварительное. И, когда `Интерсфера` стала нарушать свои обязательства по финансированию строительства, он был вынужден привлечь новых дольщиков.
Валентина Воробьева и Наталья Жибуль отчаянно твердили, что договор с `МЖК` заключали `по закону` и деньги заплатили сполна, в кассу `МЖК`! И никак не могут понять, почему суд признал эти сделки `ничтожными`.
Да, есть такая формулировка, чисто юридическая. И решение суда, тем более, подтвержденное в суде областном, я не рискну взять под сомнение. Но поставьте себя на место Валентины Ивановны и Натальи Юрьевны. Они отдали все, что имели - честно, по договору с печатью, в кассу! И это-то `ничтожно`?!
14 августа дело о долях в доме на Луначарского рассматривал арбитражный суд. Воевали `МЖК` с `Интерсферой`, `Интерсфера` победила. Несчастные дольщики - двадцать обманутых семей - опять остались где-то сбоку. Повторяю, нормы хозяйственного права, наверное, соблюдены. А как же нормы человечности? С людьми-то что будет?
Понимаете, им как-то все равно, кто им квартиры выделит - `МЖК` или `Интерсфера`; в чьей там они доле числятся. Или кто деньги вернет - г-н Морозов или г-н Прусаков. Просто отдайте, наконец, или деньги, или квартиры! В июле письмо из областной прокуратуры пришло, на имя Валентины Ивановны. Сообщают, что `данный вопрос является предметом судебного разбирательства в Заволжском районном суде` и, `учитывая его общественную важность`, Тверскому областному суду предложено принять меры к скорейшему разрешению гражданских дел. Вопрос об ответственности А.С.Прусакова будет решаться `в рамках имеющегося уголовного дела`. То есть, Прусакова возможно, и накажут. Как вы думаете, людям станет от этого легче?
Но вот что не дает мне покоя. Вы в детстве конструктором не увлекались? Представьте, что по инструкции вам нужно использовать 100 деталей. Так разве 120 в модель влезут? Это я о деньгах. Если Прусаков вложил все, что положено, и Морозов также все, что на его долю приходилось, так куда же ушли деньги этих 20 семей? Любопытно, не правда ли? Почему-то ни Заволжский районный, ни арбитражный суд этот аспект не рассматривали. А ведь 20 квартир нельзя профинансировать дважды. Один платеж по логике вещей должен был уплыть куда-то в сторонку. Куда - вот вопрос. Для 20 семей, оставшихся без крова и без денег, он звучит воистину по-гамлетовски: быть или не быть?
Я уже поставила было точку, когда пришло известие: кажется, вопросом о `выпадающей` стоимости этих самых квартир заинтересовались и судьи, что вселяет хоть какую-то надежду на разумное разрешение проблемы. Воробьева и Жибуль подали надзорную жалобу председателю областного суда, и дело, возможно, будет пересмотрено. На спорные квартиры наложен арест. Правда, пока только на пять. Но лиха беда начало? Со своей стороны мы обещаем читателям сообщать, чем завершится эта история. `Лишних` квартир в домах не бывает, кто бы их не строил. А вот `лишние` деньги при строительстве - дело, увы, обычное. Проследить маршрут нескольких миллионов трудно, но можно - было бы желание.
ЛИДИЯ ГАДЖИЕВА (НИЧТОЖНЫЕ` ДОЛЬЩИКИ?. // Тверская жизнь (Тверь).- 09.10.2002.- 181)

Док. 149645
Опублик.: 04.11.02
Число обращений: 169


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``