В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека Назад
Федеральная концепция обеспечения и защиты прав и свобод человека
ФЕДЕРАЛЬНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Настоящая Концепция раскрывает содержание прав и свобод человека и формулирует задачи и приоритеты в деятельности федеральных органов государственной власти по их обеспечению и защите.
Концепция основывается на положениях Конституции Российской Федерации и общепризнанных принципах и нормах международного права и реализуется посредством принятия федеральных законов, других нормативных правовых актов Российской Федерации.

I. СОВРЕМЕННАЯ СИТУАЦИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Признание, соблюдение и защита прав человека стали конституционной обязанностью российского государства, одной из основных целей осуществляемых в обществе преобразований, призванных гарантировать свободу и собственность, неприкосновенность личной жизни, активное участие граждан в политике и управлении, социальную защищенность, реализацию культурного и творческого потенциала личности. Место России в глобальном сообществе XXI в. во многом зависит от того, станут ли эти цели и ценности частью общенациональной идеи, будут ли они воплощены в жизнь.
Впервые за многовековую историю России ее граждане получили возможность реально участвовать в управлении делами государства. Право избирать и быть избранными в органы государственной власти и управления, участвовать в митингах, демонстрациях, шествиях и в других формах вовлеченности в политику, право на свободу мысли и слова, свободу совести и вероисповедания, получение информации от государственных органов не только продекларированы Конституцией Российской Федерации, но и обеспечены соответствующими федеральными законами. Вместе с тем процесс политических преобразований далеко не завершен и требует политических прав позволит установить равноправные отношения между государством и формирующимся гражданским обществом, между государственным служащим и гражданином.
Наиболее массовыми и действенными формами участия населения в государственном управлении являются выборы и референдумы. Через демократический избирательный процесс происходит реальное выражение народного суверенитета, делегирование его избранным представителям. Граждане могут полностью реализовать свое право на участие в выборах и референдуме, если это участие осуществляется на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а само это участие является свободным и добровольным. Важно также, чтобы сроки, порядок и периодичность их проведения соответствовали международно признанным стандартам, Конституции Российской и действующему законодательству. Прошедшие в последние годы выборы Президента Российской Федерации, федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления показали, что эти выборы стали больше отвечать названным выше принципам, международным стандартам и законам.
Право на свободу мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию являются основополагающими политическими правами. Конституция Российской Федерации содержит правовые гарантии свободного доступа российских граждан к информации. Положения Конституции развиваются федеральными законами. Однако основные законы, регулирующие вопросы реализации права на свободу информации, приняты до вступления в силу Конституции РФ 1993 года. Несмотря на то, что эти законы неоднократно изменялись и дополнялись, они далеко не во всем отвечают потребностям нашего общества.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и международными актами российским гражданам предоставлено право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Наряду с правом граждан на проведение массовых мероприятий действующим законодательством установлены некоторые ограничения при их проведении: акции не должны нарушать права и свободы других лиц, использоваться для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, пропаганды насилия и войны. Существующими нормативными актами закреплены права и обязанности органов власти и управления по отношению к организаторам и участникам публичных мероприятий. Неправомерные действия и решения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, ущемляющие право на проведение публичных мероприятий, могут быть обжалованы в суд.
В Российской Федерации признается многообразие идейно-политических взглядов, многопартийность. Политические партии, общественные объединения должны обеспечивать устойчивую связь между государством и обществом, способствовать реализации конституционных прав граждан на свободу выражения своих политических взглядов, на объединение, на участие в управлении делами государства.
В последние годы политические и иные права граждан в Российской Федерации, основы ее конституционного строя, общественная безопасность и государственная целостность страны подвергаются деструктивному воздействию со стороны сил политического и религиозного экстремизма. Политический экстремизм в столь многонациональной и поликонфессиональной стране как Россия создает питательную почву для внутренних вооруженных конфликтов, в ходе которых зачастую нарушаются права и свободы ни в чем неповинных людей.
Конституцией Российской Федерации Россия провозглашена социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, достойное существование всем его гражданам и общественное согласие в стране. Стратегическая цель социального государства - обеспечение права каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилье, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и права на социальное обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости и иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.
Вместе с тем принципы социального государства в нынешних условиях во многом остаются программой на будущее, провозглашенными целями развития. Именно на сферу социально-экономических прав (трудовых, жилищных, права на социальное обеспечение и социальные льготы, на социальное страхование) приходится значительное число нарушений прав человека. Наиболее распространенными являются нарушения по вопросам оплаты труда; возмещения вреда, причиненного здоровью работников на производстве; трудового договора (контракта), приема и увольнения; рабочего времени и времени отдыха; труда женщин; трудовой дисциплины; труда молодежи; коллективных договоров. Распространенный характер приобрели подмена трудовых отношений гражданско-правовыми, необоснованное расширение различных форм натуральной оплаты труда, принудительный перевод работников на неполное рабочее время и другие.

II. ПРИНЦИПЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Деятельность федеральных органов государственной власти по обеспечению и защите прав и свобод граждан основывается на следующих общепризнанных принципах:
- права человека принадлежат ему от рождения, они являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми;
- права человека универсальны, основаны на принципе равенства;
- права человека гарантированы каждому, кто находится под юрисдикцией государства;
- права человека - высшая ценность, а их уважение, соблюдение и защита -обязанность государства;
- обеспечение прав и свобод несовместимо с дискриминацией по какому-либо признаку;
- осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц;
- основные права и свободы должны быть едины на всей территории государства, их регулирование - предмет ведения федеральных органов власти, а обеспечение и защита - предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов;
- гражданские, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы равноценны по своей значимости, едины (неразделимы) и взаимосвязаны;
- коллективные права неотделимы от прав индивида, они не должны противоречить индивидуальным правам, ограничивать правовой статус личности;
Права человека могут быть ограничены только федеральным законом и исключительно для указанных в Конституции Российской Федерации и в важнейших международно-правовых актах целях: защиты основ конституционного строя, здоровья, нравственности, прав и законных интересов других лиц, обеспечения общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе, обороны страны и безопасности государства.
Временные ограничения прав и свобод человека в условиях чрезвычайного положения должны быть соразмерны и пропорциональны ситуации, определяющей необходимость таких ограничений, и устраняться по мере нормализации ситуации, изменения причин, вызвавших их.

III. ОСНОВНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАДАЧИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Защита прав и свобод человека является основным приоритетом личности, общества и государства. Для реализации данной цели главные усилия федеральных органов государственной власти должны быть направлены на достижение следующих основных задач:
- выработка стратегии и тактики общенациональной, региональной и местной политики реального обеспечения прав и свобод человека, защиты личности от любого произвола и беззакония;
- привлечение внимания общества и государства к неблагополучным ситуациям и нерешенным проблемам в области прав человека;
- определение основных направлений развития законодательной и правоприменительной практики в России в области прав человека; создание комплексной системы защиты прав человека, сочетающей в себе национальные и международные стандарты и нормы, государственные и общественные механизмы;
- установление тесной координации внутригосударственной системы защиты прав человека с международно-правовыми системами;
- развитие правовой культуры и правового воспитания с тем, чтобы каждый гражданин знал свои права и свободы, умел ими пользоваться и защищать их.

IV. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Обеспечение и защита прав и свобод человека требуют скоординированных усилий всех федеральных органов государственной власти по следующим основным направлениям.
Обеспечение и защита гражданских и политических прав
Одним из неотъемлемых и основополагающих прав человека является право на жизнь. Это право одновременно означает запрещение государству лишать кого-либо жизни за совершение особо тяжких преступлений и обязанность государства отменить смертную казнь. Введенный в стране мораторий на вынесение смертных приговоров не является решением вопроса об обеспечении права каждого на жизнь. Необходима скорейшая ратификация Протокола ? 6 к Европейской Конвенции и исключение смертной казни в качестве меры наказания из Уголовного кодекса Российской Федерации.
Отмена смертной казни в мирное время является необходимым условием совершенствования отечественного уголовного права и гуманизации общественных отношений, так как она направлена не на облегчение участи преступников, а на признание государством человеческой жизни высшей и абсолютной ценностью.
Одной из основных конституционных гарантий правового статуса личности является равенство прав и свобод человека и гражданина. Реализация конституционного принципа равенства граждан - первейшая обязанность государства.
Обеспечение права каждого на свободу и личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища, на защиту достоинства личности, неприкосновенность частной жизни гражданина является имманентным признаком демократического правового государства. Необходимо дальнейшее законодательное закрепление и усиление правовых гарантий прав и свобод личности. Повышение уровня личной защищенности гражданина позволит обеспечить построение гражданского общества.
Необходимо дальнейшее развитие судебно-правовой реформы. Судебная система должна стать более доступной для каждого гражданина. Требует совершенствования законодательная и материально-техническая база судебных органов. Необходимо скорейшее развитие системы мировых судей - наиболее приближенной к населению судебной системы. Усилению судебной защиты прав и свобод граждан будет способствовать и дальнейшее распространение судопроизводства с участием суда присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации. Также требует совершенствования система оказания юридической помощи населению; необходимо создание современной законодательной основы адвокатуры и нотариата.
Повышение роли граждан в управлении делами государства требует обеспечения подконтрольности аппарата государственного управления гражданам и их объединениям, его открытости, `прозрачности` и отзывчивости к потребностям и нуждам населения. Необходимо усовершенствовать систему принятия управленческих решений, приблизить уровень принятия этих решений к гражданам, чьи интересы они непосредственно затрагивают. В этих целях следует увеличить степень информированности общественности о работе государственного аппарата разных уровней.
Необходимо доработать и претворить в жизнь программу административной реформы, а также принять необходимые законодательные акты, регулирующие общие принципы и процедуры взаимодействия государственных служащих с гражданами, порядок рассмотрения обращений граждан, доступ граждан и их объединений к информации органов государственного управления и местного самоуправления.
Необходимо совершенствование законодательства, регулирующего право граждан на свободу, поиск и получение информации, устранить необоснованные ограничения в этой сфере, предусмотреть ответственность должностных лиц и организаций, нарушающих это право. Федеральные законы в этой сфере должны базироваться на принципах общедоступности и открытости информации; обеспечения безопасности личности, общества и государства; законности поиска, получения и передачи информации; защиты права на информацию; обеспечение недопущения сбора информации о частной жизни граждан без их согласия.
Дальнейшего совершенствования требует избирательное законодательство Российской Федерации. Необходимо устранить пробелы в избирательном законодательстве и законодательстве о проведении референдума, привести избирательное законодательство субъектов Российской Федерации в соответствие с федеральным законодательством; обеспечить беспристрастность и объективность деятельности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, а также избирательных комиссий в период проведения выборов и избирательных кампаний; предотвратить искажающие волю избирателей злоупотребления финансовыми и иными материальными ресурсами; усовершенствовать судебный механизм защиты избирательных и других политических прав граждан; обеспечить реализацию принципа гласности при проведении выборов и референдумов, равный и справедливый доступ к СМИ всем их участникам.
Для предотвращения нарушений прав человека от политического экстремизма необходимо выработать комплекс законодательных, общественно-этических и иных средств воспрепятствование использованию средств массовой информации для пропаганды политического экстремизма, антисемитизма и других форм разжигания расовой, национальной и религиозной розни, по формированию негативного общественного мнения в отношении этого зла.

Обеспечение и защита социально-экономических и культурных прав.

Необходимо добиться претворения в жизнь ратифицированных международных договоров в области социально-экономических прав. Следует также ратифицировать, с учетом возможности их финансового обеспечения, прежде всего ряд конвенций Совета Европы и Международной Организации Труда, в которых содержатся международные стандарты защиты социально-экономических прав и свобод, научно обоснованные критерии определения прожиточного минимума, стандарты в области охраны труда, социального обеспечения и в других сферах.
Это позволит также совершить переход от существующей системы льгот и компенсаций, предоставляемых работникам за неблагоприятные условия труда к системе, обеспечивающей максимально безопасные условия труда путем установления индивидуальной ответственности работодателя за нарушение условий и охраны труда, экономических стимулов поощрения безусловного соблюдения правил техники безопасности.
Необходимо проведение ряда мер, направленных на обеспечение и защиту социально-экономических прав граждан:
установление государственных минимальных социальных стандартов в области денежных доходов населения и оплаты труда, социальной поддержки и социального обслуживания граждан, образования, здравоохранения, культуры, жилищно-коммунального обслуживания, юридической помощи, которые могли бы обеспечить достойное существование работнику и его семье;
подготовка общих социальных нормативов соотношения оплаты труда в бюджетной и небюджетной сферах;
гарантирование нормативного порядка осуществления права работника на своевременную оплату его труда, в том числе возмещение материального и морального ущерба, причиненного задержкой выдачи начисленной заработной штаты и основных видов пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат;
законодательное решение вопроса о выплате заработной платы работникам обанкротившихся предприятий из специально созданных резервных фондов;
обеспечение договорного характера труда без умаления прав и льгот работающих, их социальной защищенности при структурной перестройке и банкротстве предприятий;
усиление административной и восстановления уголовной ответственности за существенные и массовые нарушения трудовых прав граждан;
совершенствование существующего порядка рассмотрения трудовых споров (сокращение сроков их разрешения, быстрое исполнение судебных решений и т.д.);
проведение необходимых антиинфляционных мер, включая индексацию заработной платы, пенсий и пособий населения с учетом колебаний реального уровня жизни;
развитие системы социального партнерства в организациях на принципах добровольности, равноправия и экономической заинтересованности договаривающихся сторон;
формирование специальных органов по рассмотрению трудовых споров, включая досудебную процедуру рассмотрения трудовых споров на принципах паритетного участия социальных партнеров.
В целях развития отдельных регионов страны требуется принятие особых мер для решения проблемы занятости и смягчения социальных последствий безработицы:
реформирование системы назначения и выплаты пособий по безработице;
законодательное усиление социальной защищенности работников, занятых в частном секторе, работающих в режиме неполного рабочего дня;
разработка социальных программ, направленных на расширение занятости для отдельных групп населения.
Особое внимание должно быть уделено последовательному и неуклонному обеспечению права каждого иметь имущество в собственности, включая право владения, пользования и распоряжения землейй.
С целью совершенствования обеспечения и защиты культурных прав необходимо:
поощрять, в том числе через налоговую и ценовую политику, приобщение граждан к творчеству и культурному развитию, занятию самообразованием, любительским искусством, ремеслами;
создавать условия для всеобщего эстетического воспитания и массового начального художественного образования;
стимулировать посредством налоговых льгот и кредитов создание и деятельность государственных и негосударственных, в том числе частных, организаций культуры, способствовать развитию их материально-технической базы;
способствовать развитию благотворительности, меценатства и спонсорства в области культуры;
публиковать для сведения населения страны ежегодные данные о положении в области культуры.
Обеспечение и защита прав отдельных групп населения
В связи с изменениями, произошедшими в стране - распадом Советского Союза, переходом к рыночным отношениям, резким сокращением вооруженных сил, падением производства - отдельные группы населения оказались в крайне неблагоприятном положении. Защита и обеспечение прав этих групп должны производиться с учетом особенностей их социального и иного положения, общего объема национального достояния и государственного бюджета, интересов и безопасности личности и общества. Это беженцы и вынужденные переселенцы, военнослужащие, представители национальных меньшинств и коренных малочисленных народов, дети, женщины, граждане пожилого возраста, инвалиды и пенсионеры.
Выбор форм социальной реабилитации и защиты прав указанных групп населения должен обеспечивать удовлетворение их потребностей в образовании, профессиональной подготовке, труде и в иных сферах жизни. Необходимо:
привести законодательство России в этом отношении в соответствии с международными нормами и стандартами;
обеспечить открытость и гласность в деятельности государственных органов, обеспечивающих соблюдение и защиту прав человека;
выработать новые правовые механизмы, обеспечивающие рациональное использование выделяемых финансовых и материальных ресурсов с учетом индивидуальных потребностей инвалидов;
разграничить финансовые обязательства в сфере защиты наиболее уязвимых групп населения на федеральном, региональном и местном уровнях;
упорядочить действующую систему льгот и компенсаций, обеспечить адресный характер и повысить обоснованность их предоставления.
Серьезной проблемой для России остаются нарушения прав человека в тюрьмах, колониях и следственных изоляторах. Проблемы, стоящие перед уголовно-исправительной системой страны, столь серьезны, что полное обеспечение прав человека в этой сфере в соответствии с Конституцией и международными обязательствами России возможно лишь на пути всеобъемлющей реформы пенитенциарной системы.
Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы
Признание и защита прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов имеет особое значения для Российской Федерации, многонационального государства. Это является важным условием обеспечения политической и социальной стабильности страны. Конституция Российской Федерации гарантирует право на свободное развитие народов России.
Для улучшения положения с соблюдением прав национальных меньшинств и коренных малочисленных народов Российской Федерации необходимо:
развивать сотрудничество между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, межрегиональное сотрудничество в целях координации действий и выработки согласительных процедур по предотвращению и разрешению межэтнических противоречий и конфликтов;
разработать механизмы учета мнения национальных меньшинств и коренных малочисленных народов при разработке нормативных правовых актов, затрагивающих их интересы;
обеспечить дальнейшую разработку и осуществление федеральных и региональных программ национально-культурного развития этнических общностей;
усилить контроль за применением федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, защищающих права национальных меньшинств и коренных малочисленных народов на территории Российской Федерации;

Совершенствование единых стандартов, системы и процедур обеспечения и защиты прав человека.

Для России проблема обеспечения единых стандартов осуществления и защиты прав человека особенно актуальна в силу значительных территориальных масштабов страны, разнообразия социально-политических, экономических и национальных особенностей регионов, плюрализма исторических, религиозных и культурных традиций населения, а также федеративного характера государства.
Нарушению этих стандартов продолжают способствовать содержавшиеся в ряде конституции, уставов, законов и подзаконных актов многих субъектов Российской Федерации положений, которые прямо противоречат Конституции и законам Российской Федерации страны. Отсутствие полной базы данных о законах и иных нормативных правовых актах в субъектах Федерации не позволяет оперативно отслеживать и устранять противоречия и нарушения в регламентации прав человека и гражданина на региональном уровне.
Для обеспечения единых стандартов осуществления прав человека на всей территории Российской Федерации необходимо:
федеральным органам государственной власти более активно использовать согласительные процедуры для преодоления коллизий между законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, право обращения в Конституционный Суд, разработку типовых (модельных) законов и нормативных правовых актов в области прав человека и гражданина;
систематически проводить обобщающие проверки законности правовых актов, регламентирующих права человека и гражданина на территории субъектов Федерации;
органам и институтам по правам человека в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, координировать усилия и оказывать взаимное содействие в правовом и информационном обеспечении мероприятий в данной сфере.
Обеспечению единых стандартов защиты прав человека может способствовать и совершенствование законодательной деятельности в этой области. С этой целью необходимо:
подготовить перспективный план законотворчества в сфере прав человека с выделением первоочередных законов и определением времени принятия других законов по мере созревания политических, экономических и социальных условий, возможностей их финансового обеспечения;
провести ревизию действующих федеральных нормативно-правовых актов и нормативно-правовых актов субъектов РФ с точки зрения их соответствия Конституции РФ и международным стандартам в области прав человека и гражданина;
провести полномасштабную проверку подзаконных актов органов государственной власти субъектов Федерации, которые затрагивают вопросы прав человека, с целью приведения их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами или отмены;
обеспечить соблюдение конституционного требования относительно обязательности опубликования и доступности для ознакомления всех подзаконных актов, касающихся конституционных прав и свобод граждан;
предусмотреть процедуру обязательной и независимой экспертизы подготавливаемых законопроектов, затрагивающих права человека, для проверки их соответствия Конституции, международным обязательствам России, действующему законодательству.

Образование и просвещение в области обеспечения и защиты прав человека.

Обязанность государства распространять знания о правах человека, проводить обучение различных групп населения вытекает из многих международных актов и договоров, членства в ООН и в таких международных организациях как Совет Европы.
В России в последние годы принят ряд федеральных нормативных актов, регулирующих информационно-образовательную деятельность в области прав человека. Создаются кафедры, центры и иные структуры, занимающиеся формированием знаний о правах человека, выходят монографии, методические и учебные пособия по этой тематике.
Вместе с тем для дальнейшего совершенствования образования и просвещения в области прав человека необходимо активизировать правовое просвещение населения, в центр которого следует выдвинуть проблемы прав, свобод и обязанностей человека.

V. ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ И ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

Президент Российской Федерации в соответствии со своими конституционными полномочиями осуществляет руководство внешней и внутренней политикой страны по обеспечению и защите прав и свобод человека и как глава государства в данной сфере представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.
Совет Безопасности Российской Федерации, Администрация Президента Российской Федерации и полномочные представители Президента Российской Федерации в федеральных округах осуществляют подготовку решений Президента Российской Федерации для реализации его конституционных полномочий в области защиты прав и свобод человека и контроль за их выполнением.
Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий и с учетом сформулированных в ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию приоритетов в области обеспечения защиты прав и свобод человека в Российской Федерации координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, формирует в установленном порядке статьи федерального бюджета для реализации конкретных целевых программ в этой области.
Федеральные органы исполнительной власти обеспечивают исполнение законодательства Российской Федерации, решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в области защиты прав и свобод человека, в пределах своей компетенции разрабатывают нормативные правовые акты в этой области и представляют их Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации защищают права и свободы человека и гражданина, права национальных меньшинств, обеспечивают правопорядок и общественную безопасность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. Федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие органам государственной власти субъектов Российской Федерации в совместной организации охраны прав граждан, обеспечении всех видов гарантий их реализации, создании надлежащих институтов защиты прав.
Органы судебной власти осуществляют правосудие по делам о преступлениях, связанных с нарушением прав и свобод человека, посягательствами на законные интересы личности и общества.
Органы местного самоуправления обеспечивают соблюдение законодательства Российской Федерации в области защиты прав и свобод человека.
При подготовке решений о реализации политики государства по обеспечению и защите прав и свобод человека органы государственной власти по мере необходимости взаимодействуют с неправительственными правозащитными организациями. Более широкое вовлечение общественных организаций в сферу защиты прав человека отвечает задаче обеспечения максимальной поддержки гражданским обществом указанной политики государства и способно внести вклад в ее эффективную реализацию.
В рамках сотрудничества между государством и гражданским обществом следует создать механизмы общественного контроля в основных сферах жизни, относящихся к правам и свободам человека.
Последовательное обеспечение гарантий прав и свобод человека создаст благоприятные условия для правовой защиты общества от возрождения попыток подавления личности, ущемления ее прав, игнорирования индивидуальных интересов и потребностей людей, а также для реализации исторического выбора граждан Российской Федерации в пользу правового, социально ориентированного государства и построения гражданского общества.

Док. 149624
Перв. публик.: 04.11.02
Последн. ред.: 12.11.02
Число обращений: 180


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``