В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Сайентологи победили нейрохирургов. Назад
Сайентологи победили нейрохирургов.
САЙЕНТОЛОГИ ПОБЕДИЛИ НЕЙРОХИРУРГОВ.
ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ МОЗГА ПРЕКРАЩАЕТ ЛЕЧИТЬ НАРКОМАНОВ
На прошлой неделе директор петербургского Института мозга РАН Святослав Медведев выступил с публичным заявлением: подчиненные ему нейрохирурги прекращают оперативное лечение наркоманов до тех пор, пока `не будет прекращена публичная кампания травли института и врачи не получат полную государственную поддержку`. На самом деле операции на наркоманах были остановлены уже около двух месяцев назад, после того как один из неудачно пролечившихся в институте пациентов поднял грандиозный скандал и городская прокуратура вынуждена была потребовать `запретить опасные эксперименты на людях`.
Скандал разгорелся вокруг используемого петербургскими хирургами при лечении наркоманов метода так называемой стереотаксической цингулотомии: механического разрушения небольших участков поясничной извилины головного мозга, отвечающих за `привыкание` больных к тому или иному образу действий. В ходе операции в голове пациента просверливается небольшое отверстие, через которое в мозг вводится специальный криозонд, охлажденный до 70 градусов Цельсия. При этом, как предполагается, разрушаются патологические связи между группами нейронов, и пациент полностью избавляется от деструктивной зависимости.
Сама стереотаксическая цингулотомия практикуется и в России, и на Западе уже не одно десятилетие: разрушением локализованных групп нейронов лечат болезнь Паркинсона и психические расстройства, сопровождающиеся длительными навязчивыми состояниями. Активно дискутируется среди ученых лишь применимость этого метода к лечению наркозависимости. До сих пор совершенно неясным остается механизм привыкания к наркотикам: связан ли он только с физиологическими `сбоями` в работе головного мозга и можно ли прервать установившуюся зависимость путем одного оперативного вмешательства. Большинство отечественных наркологов предпочитают рассматривать проблему более широко, объясняя возникновение заболевания как социальными условиями проживания наркоманов, так и их психологическими и даже наследственными данными.
В результате дискуссий, развернувшихся среди российских медиков после того, как Институт мозга обнародовал планы проведения операций, Минздрав решил на всякий случай не выдавать лицензии на повсеместное и платное использование этой методики, а разрешить петербуржцам применять стереотаксис лишь в качестве экспериментального средства. Впрочем, этот ограниченный статус не помешал Святославу Медведеву организовать именно широкое и платное применение цингулотомии: за четыре года было прооперировано более 300 больных, а стоимость операции и последующего реабилитационного периода в клинике института составляет сейчас от двух до четырех тысяч долларов.
Неприятности у хирургов начались два года назад, когда у одного из прооперированных пациентов, Александра Л., началось нагноение раны на голове. Александр подал на клинику в суд и сумел доказать в первой и во второй инстанциях, что `не был правильно проинформирован о сути операции` и к тому же так и не избавился после ее проведения от наркозависимости. Длительная судебная тяжба нанесла по репутации института серьезный удар, в прессе появились статьи о вредности стереотаксического вмешательства и необходимости запрета операций. Особенную активность в борьбе с хирургами развернула петербургская гражданская комиссия по правам человека. Ее председатель Роман Чорный написал несколько обращений в Государственную думу, Минздрав и прокуратуру с требованием запретить проведение `опасных экспериментов`. Прокуратура взялась проводить собственное расследование, результатом которого и стало поступившее в институт в августе этого года указание прекратить проведение операций на наркоманах.
Этот запрет можно было бы назвать замечательной победой правозащитного движения Петербурга, если бы не существовало еще одно важное обстоятельство: гражданская комиссия по правам человека была создана в Петербурге при участии церкви Рона Хаббарда (школой сайентологии), а сайентологи развивают в городе собственную программу лечения наркоманов - `Нарконон`. Курс лечения продолжается в школе полгода и стоит около 8 тысяч долларов. То есть в принципе и хирурги, и хаббардисты работают с наркоманами в одной `ценовой нише`. Координатор программы Дарья Сочнова в интервью `Консерватору` подтвердила, что российские сайентологи крайне скептически относятся к проводимым в Институте мозга операциям и Роман Чорный, `студент школы`, в данном случае выражает мнение всей общины.
В институте же убеждены, что и история с судебным иском также инспирирована школой сайентологии. `Это они надоумили нашего пациента обратиться в суд, дали деньги и наняли адвокатов, - говорят хирурги. Александр - ВИЧ-инфицированный, и нагноение раны связано именно с ослабленностью его организма, а не с нашими экспериментами. Сайентологи просто воспользовались ситуацией в своих целях`. Святослав Медведев сообщил в интервью `Консерватору`, что намерен опротестовать решение прокуратуры в суде, а если будет надо, то обратимся за защитой и к властям. `Не хочу говорить, к кому именно мы намерены обратиться за помощью, - сказал он. - Боюсь, что эти люди тоже могут оказаться под мощным давлением наших оппонентов`.
(Алексей СМИРНОВ САЙЕНТОЛОГИ ПОБЕДИЛИ НЕЙРОХИРУРГОВ. // Консерватор (Москва).- 25.10.2002.- 009.- C.10 )

Док. 149618
Опублик.: 04.11.02
Число обращений: 163


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``