В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Силовиков станет меньше Назад
Силовиков станет меньше
Рожденный в недрах МВД проект реформирования министерства приведет к его фактической ликвидации
Иван Сас

Возможно, российское МВД, которое сейчас с большой помпой отмечает свое 200-летие, на самом деле доживает последние дни. В недрах самого министерства готовится законопроект, задача которого - радикальным образом изменить структуру российской правоохранительной системы. Если задуманное сбудется, то от МВД в нынешнем его виде мало что останется. Предлагается из милицейского ведомства выделить три структуры, придав им независимый статус - федеральную полицию, федеральную службу расследований и подчиняющуюся напрямую президенту национальную гвардию, основой которой станут внутренние войска. Кроме того, еще в сентябре президент Владимир Путин подписал указ о создании государственного комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, а на уровне местных органов самоуправления будет создана муниципальная милиция.

Беспрецедентный план реформирования МВД был озвучен на прошлой неделе в Петербурге устами замначальника главного правового управления МВД РФ генерал-майора милиции Татьяны Москальковой. Выделение из министерства федеральной полиции и федеральной службы расследований объясняется, по словам Москальковой, необходимостью `разведения дознания и предварительного следствия`. По замыслам авторов законопроекта, новая структура правоохранительных органов будет более эффективной в борьбе с криминалом и позволит усилить охрану правопорядка непосредственно на местах.

При этом авторы законопроекта явно пытаются копировать правоохранительную систему США и Западной Европы: федеральная и муниципальная полиция, которой надлежит бороться с преступностью и обеспечивать общественный порядок, и служба расследований - явный (вплоть до совпадения названий) аналог ФБР. Судя по всему, в федеральную полицию войдут Управление охраны общественного порядка и ГИБДД (и скорее всего - ОМОНы), в федеральную службу расследований - Следственный комитет, ГУБОП (вместе с СОБРами), ГУБЭП и Служба собственной безопасности. Фактически у МВД - и тоже на западный манер - останутся только Федеральная миграционная служба и Управление виз и регистраций.

То же касается и Государственного комитета по борьбе с незаконным оборотом наркотиков - в Америке он называется DEA (Агентство по борьбе с наркотиками). Пока госкомитет подчинен МВД, но функции у него явно `надминистерские`: координация антинаркотической деятельности ФПС, ГТК, Минздрава, Минобразования и др. Чтобы эффективно выполнять такие функции, комитету понадобится статус независимой федеральной структуры, о чем уже говорят в кабинетах на Житной.

Реформировать МВД Кремль пытался и раньше. Например, вопрос о создании национальной гвардии поднимался еще в 1992 году при Борисе Ельцине. Перед лицом угроз, возникших после развала СССР, предлагалось снять с внутренних войск функции охраны общественного порядка и объектов, сделать их личной гвардией президента, а защиту конституционного строя провозгласить их главной задачей. В 1995 году глава МВД Анатолий Куликов предложил свою концепцию реформирования, сводившуюся в основном к укреплению материальной базы (особое внимание выходец из внутренних войск генерал Куликов уделил `родной` структуре), однако ее Минфин посчитал чересчур затратной. А глава МВД Владимир Рушайло настаивал на своем плане реформы: создать федеральный криминальный комитет, к которому бы отошли управление по борьбе с оргпреступностью, управление собственной безопасности, управление `Р` и оперативно-поисковые подразделения.

Этот проект реформирования прозвали `милицейским` - в противовес появившемуся чуть позже `фээсбэшному`, или `питерскому`. Его авторство приписывают ближайшему окружению президента Владимира Путина. Изюминкой этого плана реформирования МВД стало предложение создать из наиболее дееспособных милицейских структур независимый федеральный комитет по борьбе с коррупцией и оргпреступностью.

Нынешняя версия скорее всего станет конгломератом ранее обкатанных идей с преобладанием `фээсбэшных` наработок. Тем более что за последний год некогда непоколебимое министерство все-таки начало терять свои позиции и полномочия. После того как по требованию Евросоюза из системы МВД были выведены пенитенциарные структуры (они перешли к Минюсту), ушли под крыло МЧС и пожарные. Все это сдавалось не без боя, но милицейская верхушка вынуждена была идти на уступки - упрямство в Кремле могло быть расценено как нелояльность. Защитники милицейской цитадели жертвовали малым, чтобы сохранить большее.

Сегодня же опасность нависла над самой цитаделью. И нависла она с приходом гражданского министра Бориса Грызлова, миссия которого, как полагают многие наблюдатели, и состоит в том, чтобы реализовать реформу МВД. Все его предшественники отождествляли крах министерства с крахом личной карьеры. Передать кому-либо основные функции ведомства можно было, образно выражаясь, только через их труп. Борис Грызлов, приняв МВД, автоматически не стал сторонником клановых интересов милицейской верхушки - он остался политиком. И политические приоритеты для него гораздо выше ведомственных.

Однако проблема вовсе не в том, сохранит ли свой статус МВД или распадется на ряд федеральных структур. Вопрос в том, будет ли новая правоохранительная структура эффективнее существующей или же унаследует все `родимые пятна` старой системы. Такие опасения уже высказывают многие сотрудники правоохранительных органов. Они считают, что американская схема в российских условиях не сможет проявить свои преимущества уже потому, что у российских милиционеров далеко не американские зарплаты. `Я полагаю, что крайне неудачно выбрано время для очередного эксперимента, - сказал корреспонденту `НГ` офицер, более полутора десятка лет прослуживший в милиции. - Продолжается война в Чечне, страна содрогается от терактов, губернаторов убивают средь бела дня. А всякая структурная ломка фактически стопорит деятельность любого ведомства на весь переходный период`. По его мнению, это может нанести серьезный ущерб общественной и государственной безопасности. Есть и другие вопросы, которые вызывают опасения. Например, не станет ли муниципальная милиция орудием в руках сепаратистски настроенных региональных лидеров или же в выборных схватках кандидатов, имеющих так называемый административный ресурс?

Официальные представители МВД отказались подтвердить или опровергнуть переданные многими информагентствами слова генерала Москальковой. А в комитете по безопасности Госдумы не стали комментировать эти сообщения, заявив: `Мы не располагаем какими-либо документальными подтверждениями инициатив МВД, а обсуждать слухи не имеет смысла`.

4 ноя 2002
Российская Федерация

Док. 149595
Опублик.: 04.11.02
Число обращений: 141


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``