В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Итоговый доклад секции `волонтеры в системе уголовного правосудия` Назад
Итоговый доклад секции `волонтеры в системе уголовного правосудия`
1. В отличие от большинства других объектов деятельности волонтеров, тюрьмы являются не порождением определенных социальных процессов, а изобретением человечества, в котором общество обрекает на моральные, а нередко и физические, страдания отдельных своих членов. Хотя условия содержания заключенных в различных странах отличаются, не бывает хороших тюрем. Обществу следует избавиться от взгляда на тюрьму, как на благо. Она не является таковым ни для общества, ни для отдельного человека. Как правило, тюремное заключение делает человека более криминальным, бывший заключенный, даже если он не совершает вновь преступления, выносит на волю тюремный мир и становится разрушителем жизни, принося несчастье свои близким и окружающим его людям. Тюрьма - это фабрика преступности, она не сдерживает ее рост и не является эффективным способом решения проблемы преступности. Рост тюремного населения, как правило, приводит впоследствии к соответствующему росту преступности. Таким образом, хотя тюрьма и обеспечивает сегодня безопасность общества от криминальных индивидов, она создает опасность для будущих поколений людей.

2. Тюремное заключение применяется в настоящее время неоправданно широко. Особенно в странах бывшего коммунистического блока и США. Число заключенных составляет здесь от 150 до 700 на 100 тысяч населения. В странах бывшего СССР нарушения прав человека в пенитенциарных учреждениях носят массовый и вопиющий характер. В России этот факт в настоящее время признается высшими должностными лицами страны. Общее представление об условиях содержания в пенитенциарных учреждениях России дают официальные цифры о заболеваемости (в 17 раз выше, чем на воле) и смертности от туберкулеза (в 10 раз выше, чем на воле). Около 30 тысяч заключенных больны открытой формой туберкулеза. Из-за постоянных стрессов и психологического дискомфорта 30% заключенных имеют психические расстройства. Причем эти цифры, по оценке экспертов, занижены более чем в два раза. Неоправданно широко применяется заключение в тюрьму подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления. В настоящее время Российские следственные тюрьмы катастрофически переполнены. В камерах, рассчитанных на 8 человек, размещается до 20-25, на 30 человек - до 100. Заключенные вынуждены спать в три смены, на полу. Сроки содержания под стражей в период следствия и суда превышают год, доходя иногда до 3-4 лет. По сведениям правозащитных организаций в пенитенциарных учреждениях России широко применяются пытки, истязания, избиения заключенных и другие незаконные способы воздействия на них с целью получения вынужденных признаний в совершении преступления или изменения поведения заключенных в направлении, нужном администрации пенитенциарных учреждений.

3. Наиболее эффективным способом борьбы с преступностью являются социальные программы, направленные на преодоление причин, порождающих ее, и, прежде всего - программы помощи `группам риска` (маргиналам, алкоголикам, наркоманам, бездомным, безработным, беженцам, сиротам, детям из неполных или неблагополучных семей и т. п.). Тюремное заключение должно использоваться как крайняя мера, в исключительных случаях, а, как правило, следует применять альтернативные наказания, направленные не на изъятие человека из общества, а на решение его проблем. Значительная часть полномочий, которая дана сегодня в сфере уголовного правосудия правоохранительным органам, должна быть передана самому населению, локальной общности (community). Прежде всего, это относится к правонарушителям из социально незащищенных групп (дети, подростки, женщины, престарелые и т.п.). Наказание в виде лишения свободы должно исполняться в регионе прежнего проживания, в местных пенитенциарных учреждениях, что позволит заключенному сохранять родственные и социальные связи, а общине - участвовать в помощи и исправлении своего члена. Исключение из этого правила может быть сделано лишь в особо оговоренных случаях или по желанию самого заключенного.

4. Волонтерское движение в сфере уголовного правосудия - может стать кардинально новым и эффективным способом решения проблем, связанных с преодолением и предупреждением преступности. Это, безусловно, относится к работе волонтеров в тюрьмах. Они являются живой нитью, связывающей `тюрьму` и `волю`, их деятельность в тюрьмах способна превратить нынешние фабрики преступности в реальные исправительные учреждения. Следует отдавать себе отчет, что проблема исправления правонарушителя не может быть решена в системе тюремщик - заключенный. Качественно новую ситуацию создает система пенитенциарный сотрудник - волонтер - заключенный. Необходима полная проницаемость тюрем для волонтеров. Это сделает невозможными случаи нарушения прав человека в пенитенциарных учреждениях, случаи жестокого обращения администрации с заключенными и насилия одних заключенных над другими. Включение волонтеров в жизнь тюрьмы может в значительной степени смягчить существующую во многих странах конфронтацию между сообществом заключенных и персоналом тюрем, а значит - между заключенным и обществом. Деятельность волонтеров сможет преобразовать тюремную субкультуру изнутри и, соответственно, решить проблему негативного влияния этой субкультуры на общество, проблему ресоциализации освобождающихся. Особую актуальность это имеет для таких стран как Россия, где доля бывших заключенных, по оценке экспертов, превышает четверть взрослого населения. Объектами волонтерской деятельности в системе уголовного правосудия должны стать также жертвы преступления, семьи заключенных, группы риска.

5. Учитывая важность развития нового института для решения проблем предупреждения преступности, следует внести в национальные законодательства нормы, определяющие статус волонтера, процедуры и механизмы защиты волонтеров (судебной, административной, социальной и т. п.), решение конфликтных ситуаций между объектом и субъектом волонтерской деятельности, создать режим благоприятствования процессам развития волонтерского движения и другим формам проявления жизни локальной общности (community): налоговые и таможенные льготы, система страхования и компенсации ущерба, понесенного при выполнении своей работы, бесплатное предоставление помещений и необходимого оборудования, создание системы льгот для коммерсантов и предпринимателей, финансирующих деятельность волонтеров и т. д. Деятельность волонтеров должна регулироваться только законом, имеющим механизмы исполнения. Волонтер должен иметь право постоянного беспрепятственного посещения пенитенциарных учреждений. Представляется важным разработать международные стандарты и правовые документы, определяющие статус и условия работы волонтерских организаций.

6. В посткоммунистических государствах роль неправительственных организаций имеет чрезвычайно важное значение, поскольку является эффективным средством преодоления последствий тоталитаризма. В качестве важного шага содействия неправительственным организациям со стороны государства может стать целевая программа стимулирования развития волонтерского движения, предусматривающая не только внесение соответствующих изменений в законодательство, но и выделение средств на поддержку деятельности волонтеров (обучение и подготовка волонтеров, выпуск книг и брошюр, транспортные и организационные расходы и т. п.)

Примечания

Доклад подготовлен и прочитан Валерием Абрамкиным на итоговом заседании `Встречи Европейских Волонтеров в Москве`. Встреча проходила 21-24 июня 1993 года. В докладе обобщены итоги дискуссий, состоявшихся в рамках секции `Волонтеры в системе уголовного правосудия`.

Док. 149503
Опублик.: 01.11.02
Число обращений: 111


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``