В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Нельзя опускать руки! Назад
Нельзя опускать руки!
31 мая 2002 года Министерством юстиции зарегистрирован Общероссийский Союз Общественных объединений `Гражданское общество - детям России`, в котором насчитывается 430 организаций из 76 регионов. Председателем Союза избрана Элла Памфилова, одна из самых известных и популярных женщин-политиков в стране. Готовясь к беседе с Эллой Александровной, я просмотрела в Интернете ее биографию. Народный депутат СССР, член Верховного Совета СССР, депутат Государственной Думы двух созывов, Министр социальной защиты РФ, глава совета по социальной политике при Президенте, глава одного из избирательных блоков на выборах 1995 года, лидер общественного движения `За гражданское достоинство` и наконец председатель объединения неправительственных организаций, действующих в интересах детей. Элла Памфилова обладает, по меньшей мере, двумя чертами, вызывающими безусловное уважение как ее сторонников, так и людей иных убеждений. Это, прежде всего, преданность делу, которым она занималась и занимается постоянно, на всех государственных и общественных постах. Ее дело - социальная защита в самых разных, но дополняющих друг друга областях, это проблемы детства, экологические проблемы, борьба с наркоманией, защита прав обездоленных, расследование правонарушений в Чечне. Слишком много общих слов? `Джентльменский набор` ловкого политика? Умелый имидж для привлечения избирателей? Судя по всему, нет, потому что за словами стоят дела. Едва ли не первое, чем прославилась и удивила соотечественников обаятельная и застенчивая на вид женщина-министр, была победа, которую она одержала над высшими чиновниками, отбив у них роскошные партийные дачи и передав их для нужд сирот и инвалидов. Именно ей принадлежала инициатива законопроекта об ограничении депутатской неприкосновенности, под ее руководством разработана `Программа по предотвращению нищеты и по борьбе с бедностью`, она умеет объединить общественные организации - звенья того гражданского общества, о котором одни думают с надеждой, другие со скепсисом. Вторая отличающая Памфилову как политика черта - это ее независимость. Она вышла из КПСС за год до повального послепутчевого отлива, ушла с поста министра в знак протеста против курса правительства, покинула фракцию `Выбор России`, несогласная с ее позицией, иначе говоря, каждый раз, когда ее убеждения приходят в противоречие с начальственной линией, она, не колеблясь, меняет коридоры власти на демократические тротуары.

То, что в нынешний ее кабинет ведет не ковровая дорожка, а самая демократическая лестница со стертыми ступенями, могу засвидетельствовать лично. Вместо охранников с миноискателями, я нашла уборщицу с ведром, которая и указала мне дорогу. Забираясь на третий этаж, я думала о том, с кем мне предстоит говорить? С государственным деятелем или общественным лидером? Об этом и был мой первый вопрос Элле Александровне, и вот что она ответила:

- Я побывала во всех ипостасях: была министром, то есть частью исполнительной власти, много лет была депутатом - Верховного Совета и Государственной Думы, то есть входила в законодательную власть, и очень давно занимаюсь развитием общественных организаций. Поэтому трудно сказать, кем я себя ощущаю, я не могу поставить жестких рамок границ между этими видами деятельности. Да и не в ипостасях дело. Просто я очень хорошо осознаю свое предназначение в жизни, довольно рано поняла его и использую любой статус, любую ситуацию для его осуществления. С самого детства получалось так, что кто-то нуждался в моей помощи, с детства я ощущала себя сильным человеком, готовым заступиться за слабых, всегда помогала другим. Правда, со временем поняла, что нельзя помогать всем подряд и что иная помощь только плодит иждивенчество. В первую очередь, нужно помогать человеку мобилизовать свои ресурсы, запустить, так сказать, систему саморазвития.

Я довольно хорошо знаю общество изнутри, особенно наиболее активную его часть, тех людей, которые генерируют общественные инициативы, реально делают что-то несмотря на все трудности. Свою задачу я вижу в том, чтобы эти живые ростки поддерживать, и счастлива, когда это удается.

У нас больная страна, в которой много лет идут процессы распада, физической и моральной деградации на всех уровнях. Но параллельно развивается что-то новое, интересное. Все последние годы ситуация ухудшалась, теперь же, может быть, сработал инстинкт самосохранения. Здоровых сил не так много, до идеального баланса интересов личности, семьи, общества и государства - таков, на мой взгляд, признак нормальной страны ,- еще очень далеко. Но именно этими проблемами я живу. Меня не устраивает положение вещей, существующее у нас много веков, когда государство не служит человеку, а подавляет его, когда власть считает для себя возможным манипулировать людьми, загонять их в то или иное политическое стойло. Нет, вектор должен быть совсем иной: не государство должно формировать общество, а наоборот. Власть должна работать не на подавление, а на развитие личности. Из уважающих себя личностей только и может сложиться зрелое, ответственное общество, способное формировать общественное мнение и создавать государственные институты для обеспечения интересов общества и личности. Такова моя мечта.

Сила начинается с защиты самых слабых - этим я всегда и занималась. Ведь почему меня назначили министром? Потому что в конце 91 года я написала письмо Ельцину о том, что все номенклатурные объекты надо эффективно использовать, а средства направить на решение проблем семьи, поддержку многодетных семей, инвалидов. Когда была министром, делала все возможное, чтобы бороться с бедностью, стала депутатом - занялась социальными проблемами. Сейчас я не занимаю никакой должности, работаю только в общественных движениях.

Могу без ложной скромности сказать, что считаю себя способной стратегически мыслить в масштабах страны. В этом меня убеждает опыт: то, о чем я с болью говорила много лет назад, что легло в основу социальной программы, которая была подготовлена в 94 году и не принята правительством - тогда-то я и ушла с поста министра, - все это теперь стало очевидным. Тогда я работала на опережение, сейчас время во многом упущено.

- Что послужило импульсом к созданию сначала Координационного совета, а потом и Союза `Гражданское общество - детям России`?

- Возникла необходимость объединить усилия неправительственных организаций, занимающихся проблемами детства, чтобы заявить о себе как об общественной силе и изменить отношение государства к детям, самому уязвимому и самому важному звену социума. Со многими из этих организаций я работала и прежде. Года два тому назад мы пришли к выводу, что ситуация с детьми грозит национальной безопасности. Поэтому в марте прошлого года, действуя прагматично, конъюнктурно, с дальним прицелом, мы провели конференцию в большом зале администрации Президента. Собрали 1200 человек со всех концов России. Мы были первым негосударственным сообществом, которое осмелилось покуситься на этот зал. Зачем нам это понадобилось? Чтобы привлечь внимание и показать, что общественные организации - реальная, конструктивная сила, с которой надо считаться. Вы не представляете, сколько препятствий пришлось преодолеть! Какие-то вдруг обществественники, кто они такие, как их пустить - они же непредсказуемые! В результате на конференции присутствовало много чиновников высокого ранга, они, может быть, поняли, что нас не надо бояться и с нами надо работать.

Практическая польза этой первой конференции была, во-первых, в том, что организации увидели друг друга, нашли единомышленников, сошлись на том, что необходимо обмениваться информацией, держаться сплоченно и сообща решать важные проблемы. Во-вторых, именно после этого собрания Президент заговорил о детской безнадзорности и беспризорности как реальной проблеме. Нам удалось склонить на свою сторону какую-то часть президентской администрации. В конце концов, они тоже родители. И третье, конференция дала толчок к созыву Гражданского форума.

- Выступая на этом форуме, вы привели замечательную цитату из П. Струве о том, что антиобщественность государства и антигосударственность общества - историческая традиция России. Возможно ли преодолеть этот антагонизм? Получается ли диалог власти и общества?

- В силу все той же многовековой традиции, масса, толпа, государство ставятся у нас выше человека, власть считает для себя возможным манипулировать людьми, загонять из в политическое стойло. В нормальной стране вектор должен быть совсем иной: не государство должно формировать общество, а наоборот. Власть должна работать не на подавление, а на развитие личности. Из уважающих себя личностей только и может сложиться зрелое, ответственное общество, способное формировать общественное мнение и создавать государственные институты для обслуживания своих интересов. Такова моя мечта.

Надо сказать, что и общественные организации часто не готовы к диалогу, причем не только с государством, но и друг с другом. Мне долго пришлось убеждать коллег: если мы хотим разговаривать с властью на равных, то должны прежде научиться договариваться между собой. Мы все кричим: то плохо, это плохо, генофонд плохой, дети рождаются больные, система образования требует изменений, огромное количество детей вообще не ходят в школу, разрушена система детского досуга, ребятам некуда податься. Перечислять можно долго, но что же дальше? Давайте выработаем общую позицию, на чем мы, такие разные, сходимся, какие проблемы считаем ключевыми? Выработали.



Врезка

Из итогового документа всероссийской конференции неправительственных организаций `Гражданское общество - детям России`:

Мы, участники конференции `Гражданское общество - детям России`, считая своим приоритетом деятельность в зонах наибольшего общественного неблагополучия, в качестве основных сфер нашей работы видим:

· Профилактику социального сиротства и безнадзорности, как следствия ослабления и размывания воспитательной роли семьи

· Противодействие растущей алкоголизации и наркотизации детей, подростков и молодежи

· Профилактику рискованных форм поведения подростков и молодежи, как непосредственной причины эпидемии ВИЧ/СПИДа

· Профилактику детской инвалидности; предотвращение помещения детей с отклонениями в развитии в специализированные интернаты, школы, классы, отделяющие их от общества Содействие распространению интегрированного образования, создание безбарьерной среды, позволяющей человеку использовать свои собственные ресурсы

· Предотвращение помещения детей, лишенных родительского попечения, в интернатные учреждения

· Предупреждение преступности среди несовершеннолетних

· Обеспечение права на выживание и развитие наиболее уязвимых категорий детей, в том числе проживающих в сельской местности, а также из семей мигрантов, вынужденных переселенцев и беженцев, а также принадлежащих к этническим меньшинствам



Работы море. Сейчас формируется экспертная группа, чтобы без эмоций, профессонально, подговить пакет законопроектов.

Что касается партнерства с властью... Процесс идет сложно, тяжело. Никаких победных реляций быть не может. В чем-то есть прогресс, в чем-то отношения ухудшились. У нас ведь как - главный начальник сказал: надо дружить с гражданским обществом! Взяли под козырек и каждый чиновник в меру своего понимания давай дружить. Настоящего взаимопонимания нет. Я сталкиваюсь с этим каждый день. Власти стараются игнорировать общественные организации. Вот например, было заседание комиссии по борьбе с беспризорностью. Как будто учли все наши предложения, а потом оказалось, что каждое ведомство поработало и внесло поправки. По-прежнему, превалирует ведомственный подход. Есть в ведении такого-то министерства такое-то количество богоугодных казенных заведений, значит, надо под них побольше денег выбить, штаты расширить. Но ребенка нельзя расчленить по ведомствам! Рассуждают так: количество инвалидов растет, через десять лет их будет столько-то, значит, надо запланировать и построить столько-то инвалидных домов. Но не лучше ли эти средства направить в другое ведомство и пустить на профилактику? Слово неинтересное, навязло в зубах. Но прописная истина не перестает быть истиной: легче, лучше, здоровее, дешевле предотвращать болезнь, чем пытаться ее вылечить. Другими словами, ребенком надо заниматься, пока его будущие родители еще в школу ходят.

Все больше средств федерального и местных бюджетов идет на поддержку системы помощи в экстремальных случаях: системы детдомов, инвалидных интернатов, домов ребенка, колоний. Общество стремительно маргинализируется, растет его нездоровая часть. А на поддержку нормальных школ, нормальных семей нет денег. Без нормальной, здоровой социальной среды все усилия по реабилитации теряют смысл. Допустим, мы создали центры эффективной помощи наркоманам, реабилитации малолетних преступников. Но бывший наркоман и правонарушитель возвратится в агрессивную среду обитания, и вся работа пойдет насмарку. Ситуацию необходимо качественно изменить. Для этого не требуется больше денег, чем у нас есть. Требуется изменить приоритеты, направить усилия на формирование здорового образа жизни. Иначе мы так все и будем топтаться по кругу или утыкаться в тупик.

Медлить нельзя, власть, общество, бизнес, средства массовой информации должны работать заодно.

Пока, увы, нельзя сказать, что государство услышало или услышит и поймет нашу общую боль. С другой стороны, само общество пассивно, лениво и равнодушно. Та его часть, которая активно пытается что-то сделать, очень невелика и не создает критическую массу, способную изменить общественное сознание. Не надо обольщаться - чтобы достичь ощутимых результатов на этом пути, нужен долгий тяжелый труд.

- Но вы, как я понимаю, рук все же не опускаете?

- Нет, опускать руки нельзя! Сейчас появилось много заинтересованных людей, у нас все больше единомышленников среди журналистов и даже бизнесменов. Да и к бюрократам я не перестаю взывать: любой из них мог бы понять, что, выйдя за пределы своего кабинета, он обязательно пострадает от своего собрата из другого ведомства. Создать же комфортный футляр для себя и своей семьи сейчас уже невозможно. Вся био-социо-эколого-экономическая среда агрессивна, она окружает нас и наших детей повсюду. Бизнесмены, даже крупные, тоже стали это понимать. Раньше они с восторгом вывозили детишек куда-то за границу, а сейчас весь мир стал небезопасным. Некуда вывозить, и никто особенно им не рад. Поэтому, наверное, разумнее не потрошить эту землю, а возделывать ее. На ней жить нашим детям и внукам.

Я часто езжу по стране и вижу: есть множество людей, которые не сдаются, не просто выживают, а активно изменяют жизнь. Какие удивительные энтузиасты работают в сельских школах, библиотеках. Под протекающей крышей можно найти целый храм культуры. Но положительные элементы не складываются в систему. Без государства тут не обойтись - как иначе можно, например, возродить на современной основе систему детского досуга: все эти дворовые спортплощадки, кружки, секции?

Не буду больше говорить об этих общих проблемах, которые меня очень волнуют. И, поверьте, это не просто слова, это вся наша деятельность. Не знаю, как получится то, что мы задумали. Хотя успела убедиться: многое из того, чему я и мои единомышленники когда-то давали путевку в жизнь, успешно развивается. Ничего из наработанного не пропало даром. Пусть не всегда быстро и масштабно, но планы осуществляются. За десять-двенадцать лет моей работы в обществе взошло множество жизнестойких ростков.

- Какие, например?

- Например, общество молодых инвалидов, которому я в свое время помогала. Они не только наладили самостоятельное производство колясок, но создали систему взаимопомощи, учат ребят жить заново. Или служба социальной поддержки, которой удалось передать номенклатурные дачи в подмосковном поселке Кратово. На этих дачах стали отдыхать многодетные семьи, семьи с детьми-инвалидами. С радостью вспоминаю о том, как девочка, больная ДЦП, много лет не выходившая из дома и оказавшаяся в окружении природы, здоровых детей, через три месяца встала с коляски. Всего не перечислить... Приезжаешь куда-нибудь и узнаешь: центр по борьбе с наркоманией при библиотеке, которому когда-то помогла, прекрасно работает. В этом моя жизнь.

- Мне хотелось бы вернуться к одной более узкой теме. Если верить публикациям, которые нередко появляются в прессе, борьба с детской беспризорностью проходит в изуверских формах: детей сгребают, рассовывают по приютам и больницам и удерживают там с помощью психотропных средств. Это действительно так?

- К сожалению, да. Чиновники не привыкли искать сложные пути. Куда удобнее идти по пути наименьшего сопротивления: поймали, скрутили, ткнули в попу укол - и все. Это все равно что закатывать цветы под асфальт. Многие общественные организации встают на пути этого беззакония. Ко мне приходит много людей, обращаются члены нашего Союза. Мы доводим такие факты до сведения властных структур всех уровней. Вообще широко объявленная кампания борьбы с беспризорностью имеет серьезные недостатки. Прежде всего, это именно кампания, конъюнктурная тема, питательная почва для лихоимства. На модной теме можно хорошо заработать, прославиться. Я вообще не люблю пышных одноразовых акций. День защиты ребенка! Привезли детей, сводили их в театр, раздали по пирожному-мороженному, показали красивую жизнь и вернули в убогое существование. Средства должны тратиться не на то, чтобы бухнуть, пропиарить, покрасоваться - какой я благородный!, - а на ежедневное, постепенное улучшение качества жизни этих детей. Задача нашего Союза - не превратиться в очередной благотворительный фонд. Мы помогаем деятельности общественных организаций и надеемся общими усилиями преодолеть равнодушие общества. Надо работать и добиваться успеха, у нас просто нет другого выхода, иначе нас как страны не будет.

- Как можно присоединиться к вам?

- Мы открыты для сотрудничества. Любая общественная организация может стать нашим добровольным и равноправным членом. У нас есть информационный банк, электронная почта, сайт в Интернете - www.detirossii.narod.ru



Беседовалв Наталья Мавлевич

Док. 149497
Опублик.: 01.11.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``