Экс-депутат рады рассказал о последствиях блокады Крыма для Украины
Международный контроль за осуществлением прав человека Контрольная процедура, основанная на сообщениях Назад
Международный контроль за осуществлением прав человека Контрольная процедура, основанная на сообщениях
Международный контроль за осуществлением прав человека Контрольная процедура, основанная на сообщениях
Часть I | Часть II | Часть III

Формирование и развитие контрольной процедуры, основанной на сообщениях, связаны с эволюцией компетенции Комиссии по правам человека.

Комиссия по правам человека была образована в 1946 году Экономическим и Социальным Советом на основании ст. 68 Устава Организации Объединенных Наций. Первоначально Комиссия обладала правомочиями только в области поддержки прав человека. Она готовила проекты конвенций и резолюций, касающихся этих прав. По ходу времени она получила правомочия в области защиты этих прав. Введение процедур рассмотрения сообщений о нарушениях прав человека было предметом обсуждения уже на первой сессии Комиссии по правам человека.

Под сообщением подразумевается уведомление, носящее характер жалобы, в котором государство обвиняется в нарушении прав человека.

В 1967 году Экономический и Социальный Совет принял Резолюцию No1235 (XLII). Для развития контрольной процедуры, основанной на сообщениях, эта резолюция имеет большое значение, так как благодаря ей Комиссия по правам человека получает ясно определенные правомочия по исполнению контрольных функций. Резолюция уполномочивает Комиссию по правам человека (а также ее вспомогательный орган - Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств) рассматривать сообщения, которые указывают на <повторяющиеся типы нарушений прав человека, примером которых является политика апартеида, которая применяется Южно-Африканской Республикой и на территории Западной Африки, находящейся под непосредственным протекторатом ООН, но незаконно оккупируемой Южной Африкой, а также расовая дискриминация, практикуемая особенно в Южной Родезии.> (перевод с польского)

Резолюция постановляет далее, чтобы Комиссия произвела тщательное изучение ситуаций, которые свидетельствуют о систематическом нарушении прав человека, и представила доклад по этому вопросу Экономическому и Социальному Совету. Процедура, установленная в Резолюции No1235, была предметом долгих споров. После первого опыта применения процедуры было установлено, что Комиссия по правам человека и Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств уполномочены изучать всякие нарушения прав человека, которые носят массовый и систематический характер и становятся таким образом повторяющимися типами нарушений.

В 1970 году Экономический и Социальный Совет принял Резолюцию No1503 (XLVIII), озаглавленную: <Процедура рассмотрения сообщений, касающихся нарушений прав человека и основных свобод>.

Эта резолюция уполномочивает Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств образовать из своего состава рабочую группу, состоящую из пяти членов, которая собирается раз в год на закрытых заседаниях. Задачей группы является анализ всех сообщений и ответов правительств на эти сообщения и выбор сообщений для передачи Подкомиссии. Подкомиссия по получении доклада рабочей группы выносит решение, которые из сообщений указывают на систематические нарушения прав человека, и эти сообщения передаются к сведению Комиссии по правам человека.

Контрольное разбирательство может завершиться на этапе обсуждения в Комиссии по правам человека, без принятия какого-либо постановления по существу вопроса.

Комиссия по правам человека может, однако, принять резолюцию о намерении предпринять тщательное изучение всех или некоторых из представленных ей ситуаций. Осуществление такого изучения не требует согласия государства, в котором, как утверждается в сообщении, произошли нарушения прав человека, ни решения какого-либо другого органа ООН. Результатом такого изучения является доклад, представляемый Комиссией Экономическому и Контрольному Совету.


Резолюция No1503 Экономического и Социального Совета уполномочила Подкомиссию по предупреждению дискриминации и защите меньшинств разработать нормы, регулирующие процедуру рассмотрения сообщений. Подкомиссия разработала общие рамки контрольной процедуры, которая, в частности, предусматривает следующее:

Авторы сообщений - представлять сообщения уполномочены следующие группы субъектов:

лица или группы лиц, о которых можно достоверно предполагать, что они являются жертвами нарушений прав человека;

лица или группы лиц, имеющие непосредственные и достоверные данные о нарушениях;

международные неправительственные организации, которые имеют непосредственные достоверные свидетельства существования описываемой ситуации, и очевидным образом действующие добросовестно, согласно общепринятым принципам в области прав человека, не руководствуясь при этом политическими мотивами, несовместимыми с Уставом Организации Объединенных Наций;

отдельные лица, знающие о нарушениях прав человека, правда, из вторых рук, но сообщения которых подтверждаются свидетельствами нарушений, не вызывающими сомнений.

Не будут рассматриваться сообщения, основанные исключительно на материалах, распространяемых средствами массовой информации. Неприемлемы анонимные сообщения.

Предмет сообщений - основным требованием является то, чтобы сообщение указывало на систематические грубые нарушения прав человека и основных свобод. Итак, условием допуска сообщения к рассмотрению является указание в нем на значительное число повторяющихся нарушений, так, чтобы можно было констатировать, что сформировалась некоторая модель, эталон политики государства в области прав человека.

Требования к содержанию сообщения - оно должно содержать описание действительного состояния вещей, указывать на нарушенные права и на цель внесения сообщения.

Приемлемость сообщений определяется:

требованием исчерпанности всех внутренних средств правовой защиты, предусмотренным всеми договорными системами контроля, основанными на сообщениях и индивидуальных жалобах;

резолюция Подкомиссии требует также, чтобы сообщение было внесено в разумное время после момента завершения разбирательства на основании внутреннего права;

не будут рассматриваться сообщения, в которых содержатся грубые выражения или оскорбительные замечания в адрес государств, являющегося объектом жалобы.

Описываемая контрольная процедура формировалась годами. Система контроля, выработанная Комиссией по правам человека, заслуживает внимания прежде всего ввиду того, что:

в отличие от других возможностей поиска удовлетворения прав на почве международного права, контрольные процедуры, основанные на сообщениях, дают широкой группе субъектов право представлять сообщения о нарушениях прав человека;

эта процедура гарантирует, однако, нерушимость интересов государства - разбирательство в рамках процедуры No1503 носит конфиденциальный характер. На некоторые этапы разбирательства требуется согласие заинтересованного государства, здесь есть стремление к полюбовному решению дела, вместо того, чтобы `предъявлять обвинение` данному государству на международном форуме.

Резолюция No1503 не отменяет ранее принятых резолюций, установивших контрольное производство, предпринимаемое на основе сообщений. Итак, она оставила в силе процедуру, установленную на основании Резолюции No1235 Экономического и Социального Совета и Резолюции No8 Комиссии по правам человека, которые предусматривают, что вспомогательный орган Комиссии по правам человека, то есть Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, подготавливает доклады, содержащие информацию о нарушениях прав человека, происходящую изо всех возможных источников. Подкомиссия может также ставить в известность Комиссию по правам человека о всех ситуациях, относительно которых есть серьезные и достоверные свидетельства того, что они представляют собой систематические нарушения прав человека.

Вместе с процедурами 1503 и 1235 Комиссия располагает тремя видами специальных процедур.


Специальные процедуры:

анализ ситуации прав человека в избранном государстве независимым экспертом или группой экспертов с целью сбора материалов, необходимых для применения процедуры 1503 или 35. Примером такого анализа может послужить деятельность Тадеуша Мазовецкого на территории бывшей Югославии в период с августа 1992 года по июль 1995 года. За это время он передал 18 докладов о нарушениях прав человека.

тематические анализы, т.е. анализ проблем, вызванных нарушениями конкретных прав человека в глобальном масштабе(охватывающих территорию более, чем одного государства). С этой целью назначаются специальные докладчики или рабочие группы. Со временем возрастало число специальных докладчиков, назначаемых для постоянного анализирования того, как защищаются отдельные основные права человека. Некоторые из них, как напр. Специальный докладчик по вопросам предотвращения пыток или других форм бесчеловечного или унизительного обращения или наказания, действуют весьма эффективно и без замедления, типичного для активности международных организации.

оказание помощи государству с целью содействия процессам стабилизирующим состояние уважения прав человека(advisory services). Это консультативная процедура, состоящая в организации широко понимаемой помощи в области образования, информации и обеспечения материальных и институциональных гарантий уважения прав человека.

* * *
Специальный докладчик по вопросам пыток
Special Rapporteur on torture
Mr. Theo C. van Boven (Netherlands)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам произвольных казней
Special Rapporteur on extrajudicial, summary or arbitrary executions
Ms. Asma Jahangir (Pakistan)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный представитель Генерального Секретаря по вопросам положения правозащитников во всех частях мира
Special Representative of the Secretary-General on the situation of human rights defenders
Ms. Hina Jilani (Pakistan)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам свободы вероисповедания
Special Rapporteur on freedom of religion or belief
Mr. Abdelfattah Amor (Tunisia)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам наемных солдат
Special Rapporteur on use of mercenaries as a means of impeding the exercise of the right of peoples to self-determination
Mr. Enrique Bernales Ballesteros (Peru)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам торговли детьми
Special Rapporteur on the sale of children, child prostitution and child pornography
Mr. Juan Miguel Petit (Uruguay)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам расизма и ксенофобии
Special Rapporteur on contemporary forms of racism, racial discrimination, xenophobia and related intolerance
Mr. Maurice Glegle-Ahanhanzo (Benin)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам свободы слова
Special Rapporteur on the promotion and protection of the right to freedom of opinion and expression
Mr. Abid Hussain (India)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам независимости судебной власти
Special Rapporteur on the independence of judges and lawyers
Mr. Param Cumaraswamy (Malaysia)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам насилия в отношении женщин
Special Rapporteur on violence against women, its causes and consequences
Ms. Radhika Coomaraswamy (Sri Lanka)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам токсических отходов
Special Rapporteur on the adverse effects of the illicit movement and dumping of toxic and dangerous products and wastes
on the enjoyment of human rights
Ms. Fatma Zohra Ouhachi-Vesely (Algeria)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам прав мигрантов
Special Rapporteur on the human rights of migrants
Ms. Gabriela Rodriguez Pizarro (Costa Rica)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросам соблюдения прав человека и основных свобод коренных народов
Special Rapporteur on the situation of human rights and fundamental freedoms of indigenous people
Mr. Rodolfo Stavenhagen (Mexico)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросу об удовлетворительных условиях проживания
Special Rapporteur on adequate housing as a component of the right to an adequate standard of living
Mr. Miloon Kothari (India)
c/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросу о праве на питание
Special Rapporteur on the right to food
Mr. Jean Ziegler (Switzerland)
с/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

* * *
Специальный докладчик по вопросу о праве на образование
Special Rapporteur on the right to education
Ms. Katarina Tomasevski (Croatia)
с/o High Commissioner for Human Rights, United Nations Office
1211 Geneva 10, Switzerland, fax. 0-041/22/917-00-92

Источник: ООН-овская система защиты прав человека. Структура органов ООН, занимающихся правами человека; основные конвенции и связанные с ними процедуры; специальные процедуры Комиссии по правам человека. Жаклин Кацпшак. Хельсинский фонд прав человека. Варшава, март 2001 г.

Тематические мандаты специальных докладчиков Комиссии ООН по правам человека: http://www.unhchr.ch/html/menu2/7/b/tm.htm

Док. 149411
Опублик.: 31.10.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``