В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество `Мемориал` Назад
Международное историко-просветительское, правозащитное и благотворительное общество `Мемориал`
Что такое `Мемориал`

`Мемориал` - это возникшее в годы перестройки массовое движение, основной задачей которого было пробуждение и сохранение общественной памяти о жестоких политических преследованиях в недавнем прошлом нашей страны.

`Мемориал` - это содружество десятков организаций в разных регионах России, Украины, Казахстана, Латвии, Грузии.

`Мемориал` - это специализированные исследовательские, правозащитные, просветительские центры в Москве, Петербурге и ряде других городов.

`Мемориал` - это музейные коллекции, документальные собрания, специализированные библиотеки.

`Мемориал` - это знаменитый Соловецкий камень на Лубянской площади в Москве, установленный напротив здания КГБ 30 октября 1990 года. В 1974 году день 30 октября был выбран мордовских и пермских политлагерей в качестве Дня политзаключенного в СССР. В 1991 году по инициативе `Мемориала` Верховный Совет РСФСР официально признал эту дату Днем памяти жертв политических репрессий.

`Мемориал` - это множество самых разных памятников в самых разных уголках бывшего СССР: от гигантского монумента работы Эрнста Неизвестного близ Магадана до скромных памятных знаков в местах массовых захоронений расстрелянных жертв террора в ближнем Подмосковье. Это поиск и сохранение могил наших отцов и дедов, безымянно погибших от пули в подвалах ЧК и от каторжного труда в сотнях лагерей по всей территории страны. Это уникальный музей, созданный на базе последнего советского политического лагеря близ г.Чусового в Пермской области.

`Мемориал` - это многие десятки книг, газетных и журнальных статей, радиопередач, выставок, посвященных как трагедиям прошлых десятилетий, так и сегодняшним попыткам ущемления свободы и достоинства граждан России и СНГ.

`Мемориал` - это Закон о реабилитации жертв политических репрессий 1991 года, вернувший гражданскую честь десяткам тысяч наших живых сограждан и сотням тысяч уже ушедших от нас. Это ряд поправок и дополнений к Закону о реабилитации, усовершенствовавших первоначальный текст. Это настойчивые и иногда небезуспешные попытки заставить власти выполнять все положения этого Закона, включая компенсационные.

`Мемориал` - это региональные объединения бывших узников политических лагерей и членов их семей, охватывающие несколько десятков тысяч прямых и косвенных жертв политических репрессий.

Это посильная помощь, - юридическая, а иногда и материальная, - нуждающимся старикам, прошедшим ад советских тюрем и политлагерей.

`Мемориал` - это широкомасштабные и одновременно скрупулезные исторические исследования на темы, еще недавно недоступные российским ученым: ГУЛаг, история ВЧК-ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ, статистика политических репрессий в СССР, диссидентское Сопротивление хрущевско-брежневской эпохи. Это международные исследовательские проекты, в которых партнерами `Мемориала` являются всемирно известные зарубежные гуманитарные научные центры. Это программа поддержки молодых исследователей по всей России. Это борьба за свободу доступа к исторической информации, доступа к прошлому, которое от нас так долго пытались скрывать.

`Мемориал` - это информация о нарушениях прав человека на территории бывшего СССР, высоко ценимая не только международным правозащитным сообществом, но и наднациональными организациями, такими, как ООН, ОБСЕ и Парламентская Ассамблея Совета Европы. Это рискованные экспедиции групп наблюдателей в `горячие точки` на территории СНГ. Это горы фактического материала, собранного в районах вооруженных конфликтов, это тщательная проверка и анализ собранных данных, это подготовка и публикация докладов о положении в Нагорном Карабахе, Таджикистане, Приднестровье, в зоне осетино-ингушского конфликта, наконец, - в Чечне. `Мемориал` - инициатор создания антивоенного фронта, объединившего более ста общественных и политических организаций в достопамятном январе 1995 г. `Мемориал` - это организация общественных юридических консультаций для беженцев и вынужденных переселенцев во многих регионах России. Это сбор информации о сегодняшних политзаключенных на территории бывшего СССР. Это постоянная борьба против дискриминации по этническому признаку. `Мемориал` - это пикеты, митинги, иные публичные акции в защиту свободы и мира.

И, наконец, `Мемориал` - это очень много очень разных людей.

Что нас объединяет?

Во-первых, мы друзья.

Во-вторых, мы уважаем друг друга. Мы - очень разные: старые и совсем молодые; историки и правозащитники; либералы и не очень; атеисты, скептики и верующие; демократы, анархисты и монархисты. Иногда кажется, что подобный Ноев ковчег должен был бы давно пойти ко дну. Но мы вот уже десять лет как на плаву, и тонуть - не собираемся.

Идеологиям не дано нас разъединить, потому что не идеология нас объединяет. А объединяют нас всего два общих принципа:
- безусловное уважение к человеческой личности и признание человеческой жизни и свободы основополагающей общественной ценностью;
- представление об истории как неразрывном единстве прошлого, настоящего и будущего.




Подробнее о Международном историко-просветительском, правозащитном и благотворительном обществе `Мемориал`

В январе 1989 г. несколько сотен делегатов, представлявших около 250 организаций и групп, собрались в Доме культуры Московского авиационного института и учредили Всесоюзное добровольное историко-просветительское общество `Мемориал`. Самое в те годы массовое общественное движение превратилось в организацию; если быть точными, - в союз региональных организаций. Впоследствии, в 1992 г. к определению `историко-просветительное` были добавлены слова `и правозащитное`, а эпитет `всесоюзное` был заменен на `международное`, ибо Советского Союза более не существовало. Был принят Устав общества, избрано правление и его исполнительный орган - Рабочая коллегия. Общество `Мемориал` начало свое существование.

Но можно ли Учредительную конференцию 28-30 января 1989 г. считать началом `Мемориала`?

* * *

Конечно, нет, хотя бы потому, что за три месяца до нее состоялась не менее представительная Подготовительная конференция. Откровенно говоря, именно на этой конференции планировалось учредить общество `Мемориал`; сделать это не удалось из-за противодействия ряда `официальных` учредителей, инспирированного, как мы теперь знаем, Политбюро ЦК КПСС. Но и Подготовительная конференция была не первой вехой в истории создания `Мемориала`.

Может быть, началом следует считать `выборы` Общественного комитета `Мемориала` в июле-августе 1988 г.? Это были очень странные, на сегодняшний взгляд, выборы. Активисты движения вышли на улицы и площади больших городов и провели блиц-опрос населения: кого из общественных деятелей, ученых, писателей и т.п. хотели бы вы видеть в составе такого комитета? Было заранее решено, что в состав комитета из 15 человек будет предложено войти людям, набравшим наибольшее количество голосов. Характерно, что публика на улицах с охотой участвовала в опросе, как правило, даже не спрашивая, о чем, собственно, идет речь, - все тогда знали, что такое `Мемориал`, и какие задачи он перед собой ставит. Характерно и то, что из числа `победителей`, - а таковыми, естественно, стали наиболее известные `властители дум` эпохи перестройки, - почти никто не отказался войти в состав Общественного комитета (единственным `отказчиком` стал А.И.Солженицын, который сообщил, что, находясь в изгнании, он не видит возможности полноценно участвовать в работе `Мемориала`).

На своем первом заседании Общественный комитет избрал председателя - А.Д.Сахарова (впоследствии он стал первым председателем Общества `Мемориал`). Тогда же из числа активистов мемориальского движения был сформирован Оргкомитет, который приступил к подготовке Учредительной конференции.

Создание Общественного комитета и формирование Оргкомитета- важная веха в истории `Мемориала`. Движение встало на путь, ведущий к созданию общественной организации - первой массовой неполитической общественной организации в новейшей истории нашей страны. Но это - тоже не начало `Мемориала`, а лишь начало нового этапа его становления, ибо само движение к августу 1988 г. уже существовало и было, как видно из сказанного, достаточно широким и популярным.

С чего же, в самом деле, начинался `Мемориал`?

* * *

Перенесемся еще на несколько месяцев назад, в сентябрь 1987 г., в эпоху, когда по всему Советскому Союзу, как грибы после дождя, возникали многочисленные `неформальные`, как их тогда называли, организации. За этим странным термином скрывалась простая реальность: на заре перестройки не санкционированная свыше гражданская инициатива перестала считаться уголовным преступлением, подлежащим немедленной каре - и мгновенно, в считанные месяцы, страна покрылась сетью общественных клубов, молодежных ассоциаций, самодеятельных организаций и культурно-просветительских обществ самых разных толков и направлений. В одном из таких клубов, известном под названием `Демократическая перестройка`, была создана историко-просветительная секция. Сегодня уместно, пожалуй, перечислить поименно основателей этой секции: Н.Брагинская, А.Вайсберг, Е.Жемкова, А.Зверев, П.Кудюкин, В.Кузин, Д.Леонов, О.Орлов, Л.Пономарев, Ю.Самодуров, Ю.Скубко.

Что же за идея вдохновляла участников работы секции? В чем состоял пафос этой идеи?

Вспомним, что 1987 г. был годом снятия более чем двадцатилетнего фактического цензурного запрета на публикации, посвященные главной российской трагедии XX века - сталинскому террору, унесшему жизни миллионов граждан и искалечившему судьбы десятков миллионов других. Собственно, слово `снятие` не вполне подходит, потому что на самом деле речь шла лишь об определенных цензурных послаблениях, при сохранении довольно жестких рамок дозволенного: по времени (только сталинская эпоха) и по концептуальному осмыслению событий (ничего, ставящего под сомнение `социалистический выбор`). Но этого оказалось достаточно: со страниц журналов на ошеломленную страну хлынул поток публикаций, рисующих кошмарную картину произвола, бесправия и жестокости, царивших в сравнительно недавнем прошлом. Происходящее отчасти напоминало времена хрущевской `отттепели`, - но лишь отчасти, ибо в годы правления Хрущева не было высказано и десятой доли той правды о прошлом, которая обрушилась на наших сограждан. Конечно, со стороны `архитекторов перестройки` было бы наивностью полагать, что в условиях освобожденной гражданской инициативы этим потоком удастся управлять, направляя его в подходящее русло. История, как это уже было в хрущевские времена, становилась общественно-политической проблемой.

Активисты-`неформалы` кстати вспомнили о решении XXII съезда КПСС - о том, что следовало бы воздвигнуть жертвам сталинских репрессий памятник в Москве. В интерпретации 1987 г. эта идея превратилась в проект мемориального комплекса, включающего в себя общедоступные музей, архив и библиотеку, где будут собраны свидетельства эпохи террора. (Кажется, впервые эта формулировка прозвучала в июле 1987 г., в заметке В.Игрунова, помещенной в одном из тогдашних `неформальных` изданий.) Продвижение этого проекта и стало главной задачей историко-просветительской секции, которая вскоре отделилась от клуба `Демократическая перестройка` и назвала себя `группой `Мемориал``.

Несколькими месяцами раньше, группа, объединившаяся вокруг подобной идеи, вероятно, просто обратилась бы с соответствующей петицией в ЦК и к правительству. Но к осени 1987 г. уже наметился некоторый разрыв между правительственной политикой и общественными ожиданиями. И участники группы приняли решение: не просто обратиться `наверх`, а заручиться поддержкой общественного мнения, которое, как они прекрасно понимали, будет на их стороне. И не просто заручиться, а превратить это в публичную демонстрацию. В начале ноября активисты `Мемориала` вышли на улицы Москвы - собирать подписи под воззванием, призывающим власти приступить к созданию мемориального комплекса.

Московская инициатива буквально в считанные дни была подхвачена в нескольких крупных городах Союза (раньше всего, естественно, в Ленинграде). Процесс сбора подписей объединил людей - в этих городах возникли собственные мемориальские группы. В течение следующих месяцев мемориальское движение охватило, без преувеличения, всю страну. Надо заметить, что противодействие публичной подписной кампании со стороны властей было еще более слабым, чем ожидали инициаторы: дело ограничилось несколькими случаями приводов в милицию, демонстративным наблюдением, оперативной съемкой. Правда, кое-где в провинции, куда медленно просачивались новые веяния, у мемориальских активистов бывали и серьезные неприятности по службе.

Разумеется, подписи собирались не только на улицах городов или в фойе театров и концертных залов; подписные листы распространялись старым самиздатским способом - передаваясь из рук в руки и размножаясь на ходу. К июню будущего года XIX партийной конференции (этот адрес выглядит сейчас наивным, но в то время он казался большинству мемориальцев естественным) было передано около 50 тысяч подписей.

* * *

Петиция принесла ожидаемые плоды. Сам Горбачев, выступая на конференции, сформулировал мемориальские предложения о памятнике (не упоминая, правда, ни о `Мемориале`, ни о музее, архиве и библиотеке). Но, в конце концов, было очевидно, что при определенной настойчивости можно будет добиться от власти и этого.

Но к тому моменту внутри мемориальского движения начали вызревать совсем новые тенденции. Мемориальцы стали задаваться вопросом: а точно ли наша роль только в том и состоит, чтобы добиться от государства, как тогда любили выражаться, `покаяния` в виде обещания построить жертвам репрессий мемориальный комплекс? Да и дело ли государственной власти - возводить памятник тем, кого эта же власть некогда убила? Настолько ли она изменилась, чтобы такой памятник не превратился в кощунство над памятью погибших? Да и что за памятник построит Коммунистическая партия своим жертвам - не помпезный ли мемориал `верным сынам отечества, необоснованно репресированным в годы нарушений социалистической законности`, мемориал, за рамками которого останутся и миллионы раскулаченных крестьян, и жертвы `красного террора` времен Гражданской войны, и тысячи инакомыслящих хрущевской и брежневской эпох? Можно ли доверить дело восстановления исторической памяти народа - государству, которое в течение всего своего существования только и делало, что лгало о настоящем и фальсифицировало прошлое? Где гарантия, что государственный мемориал не станет новой фальсификацией, более тонкой и изощренной, чем все предыдущие?

И, самое главное: следует ли поручать правительству то, что должно совершаться силами всего общества? Собирая подписи под мемориальским воззванием, мы поняли, что наша страна и ее история принадлежат не правительству, а нам - гражданам; нам и нести ответственность и за историю, и за страну. Вероятно, многие из тех десятков тысяч, что поставили под этим воззванием свои имена, чувствовали нечто подобное. Вправе ли мы теперь переложить эту ответственность на начальство?

Сегодня, по прошествии десяти с лишним лет, эти аргументы кажутся очевидными и сами собой напрашивающимися; но в 1988 году представление о гражданской ответственности только-только начинало формулироваться в общественном сознании (максимы диссидентской этики оставались достоянием немногочисленных уцелевших и не уехавших из СССР диссидентов). Пожалуй, непосредственным импульсом к переосмыслению целей мемориальского движения были более простые и приземленные соображения: вот, мы собрали подписи. И что теперь делать - отдыхать?

Так или иначе, но еще весной 1988 г. в мемориальских группах возникло намерение самим заняться восстановлением прошлого и увековечением памяти жертв репрессий. В московской, питерской и нескольких других группах появились люди, которые принялись организовывать сбор сведений о репрессированных. Вслед за воззванием `Мемориала` явилась и все тем же самиздатским способом начала распространяться анкета `Мемориала`, разработанная самими мемориальцами, чтобы облегчить бывшим репрессированным, их родственникам и друзьям возможность зафиксировать на бумаге информацию о себе и об ушедших. Собранные тогда десятки тысяч заполненных анкет и стали зародышем будущего архива `Мемориала`.

Все больше мемориальцев приходило к осознанию того, что памятник - это, конечно, важная задача, но главной задачей будущего `Мемориала` должен стать не памятник, а память. Именно тогда и стало окончательно понятно: `Мемориал` должен превратиться во всесоюзную общественную организацию, задача которой - самостоятельно, независимо от государства и государственных учреждений, заниматься восстановлением исторической памяти народа. Архив, библиотека, музей? - да! Но только мы сами соберем этот архив, этот музей, эту библиотеку. И сделаем их общедоступными и бесплатными. И развернем собственные исторические исследования. И будем организовывать документальные и художественные выставки, снимать фильмы, готовить и выпускать книги, устраивать вечера, - делать все, чтобы собранная нами информация не осталась мертвым грузом, чтобы память о терроре стала частью общественного сознания.

И до сего дня мы не считаем эту задачу полностью выполненной. Но мы все же полагаем, что серьезные шаги в правильном направлении - сделаны.

Сегодня историко-просветительское направление работы `Мемориала` реализуется в целом ряде мемориальских центров, действующих в разных регионах страны. Координирует эту работу московский Научно-просветительский Центр `Мемориал`, в рамках которого созданы и архив, и музей, и библиотека. Кроме того, НИПЦ `Мемориал` развивает ряд собственных исследовательских программ и поддерживает аналогичные исследования в регионах. А сравнительно недавно начало работать организованное НИПЦ издательство - `Звенья`.

Еще одним важным направлением работы НИПЦ и региональных исследовательских групп является выявление мест массовых казней и лагерных кладбищ. Архивный поиск здесь сопровождается опросами местного населения и разведывательными экспедициями на местности. Когда обстоятельства возникновения массового захоронения установлены документально и подтверждены юридически, возникает новая, еще более сложная задача - установить имена тех, кто похоронен в безымянной братской могиле. Иногда это удается сделать, и люди, которые никогда не знали, где похоронены их отцы и деды, получают возможность положить цветы на могилы своих близких.

Потом `Мемориал` добивается от местных властей установки на месте массового захоронения памятного знака. Кое-где удается поставить обелиск или даже организовать мемориальное кладбище. Сейчас в России, на Украине и в Казахстане воздвигнуты десятки таких знаков, обелисков, мемориалов.

Говорят, что война не кончена, пока не преданы земле останки последнего солдата. Мы надеемся, что своей работой по отысканию и мемориализации мест захоронений приближаем день, когда истребительную войну государства против собственного народа можно будет считать окончательно отошедшей в прошлое.

Что же касается грандиозного монумента в центре Москвы, о котором грезили первые мемориальцы, то эта идея, кажется, тихо умерла своей смертью. Во-первых, Советский Союз распался, и совсем непонятно, где должен стоять подобный монумент, общий для народов пятнадцати государств. Во-вторых, деньги, собранные Мемориалом `на памятник` в конце 1980-х, превратила в пыль инфляция начала 1990-х, и теперь уже ясно, что подобный монумент может возвести в нашей нищей стране только государство. Да и оно, скорее всего, не может. И не хочет. И, наверное, хорошо, что не хочет и не может: мы все видим, во что превращаются подобные проекты в руках президентов, градоначальников и их придворных скульпторов.

И все же у `Мемориала` появился собственный `главный памятник`. Это Соловецкий камень - гранитный валун, привезенный с территории Соловецкого лагеря особого назначения и установленный в День политзаключенного, 30 октября 1990 г., на Лубянской площади в Москве в память всех жертв тоталитарного режима.

А день 30 октября стал главной мемориальской датой (назвать его `праздником` - было бы странно). Днем политического заключенного провозгласили его не мы - это задолго до нас, еще в 1974 г., сделали заключенные Мордовских и Пермских политлагерей. И, честно говоря, совпадение этого дня с датой завершения Подготовительной конференции `Мемориала` в 1988 г. было чистой случайностью. Но в следующем году мы, уже вполне сознательно, отметили эту дату акцией, запомнившейся многим москвичам: мемориальские активисты при участии большого количества сочувствующих окружили здание КГБ на Лубянке живой цепочкой и зажгли поминальные свечи по миллионам погибшим.

Установка Соловецкого камня сделала эту дату традиционной. А еще через год, одновременно с принятием Закона о реабилитации, Верховный Совет Российской Федерации официально провозгласил 30 октября Днем памяти жертв политических репрессий. В этот день во многих городах проходят траурные митинги, организуемые местными `Мемориалами`. В Москве 30 октября члены `Мемориала` и Объединения лиц, пострадавших от политических репрессий собираются, как и раньше, у Соловецкого камня.

* * *

Мемориальское движение было начато молодежью и людьми среднего возраста. Но, по мере того как оно расширялось и становилось все более заметным явлением в общественной и культурной жизни страны, его участниками становились люди самых разных возрастных и социальных категорий, с различным жизненным опытом и общественным темпераментом.

В него влились тысячи людей старшего поколения, по чьим судьбам прошелся каток государственного террора. И мемориальские активисты осознали: было бы безнравственно и лицемерно говорить об увековечении памяти о погибших, не говоря о восстановлении справедливости по отношению к живым. Тем, кто подвергся репрессиям, но выжил и дожил до времени, когда об их трагических судьбах заговорили в полный голос. Тем, чьих родителей перемолола мясорубка террора, приговорив заодно детей к сиротству, мытарствам по родственникам и детдомам, к позорному клейму `детей врага народа` на всю оставшуюся жизнь.

Чем мы могли помочь этим людям?

Прежде всего - мы могли помочь им объединиться. Во всех региональных `Мемориалах` или рядом с ними возникли общества бывших жертв необоснованных политических репрессий и членов их семей. Это естественно: людей сходной судьбы тянет друг к другу; кроме того, собравшись вместе, им легче определить свои нужды и бороться за свои права. Кое-где бывшие репрессированные, объединяясь, становились структурной частью региональной организации `Мемориала`; кое-где они предпочли создать собственные отдельные организации. Но и в последнем случае им требовалась консультативная и организационная помощь.

Затем необходимо было добиться восстановления гражданских прав тех, кого не успели реабилитировать в годы правления Хрущева (в брежневские времена процесс реабилитации почти остановился). Многие не дожили до перестройки; но у их родственников все равно оставалась моральная потребность в реабилитации своих близких. И эта реабилитация должна была проходить не так, как практиковалась при Хрущеве: извините, случилась судебная ошибка, и Вы (или Ваш отец) ни в чем не виновны. Нет, речь должна теперь идти не о `жертвах судебных ошибок`, а о жертвах государственного произвола и политического террора, жертвах преступлений, сознательно совершенных властью. И этот факт должен быть зафиксирован специальным законодательным актом, где государство признает свою историческую вину перед своими гражданами. И признание моральной вины должно сопровождаться определенной материальной компенсацией. Конечно, возместить ущерб в полной мере невозможно. Какими, в самом деле, деньгами может советское государство или его правопреемники расплатиться за смерть близких, за годы мучений и десятилетия унижений? Но правовая реабилитация должна быть подкреплена хотя бы символической денежной компенсацией - знаком признания юридической вины государства.

Заставить даже перестроечную власть принять подобный законодательный акт оказалось нелегким делом. Правительство СССР так до конца и не решилось на это, хотя и сделало несколько робких шагов в этом направлении (организовало ряд правительственных комиссий, приняло несколько постановлений, касающихся определенных категорий репрессий и т.п.).

Мы пошли по иному пути. В марте 1990 г. на территории Российской Федерации впервые в истории России прошли демократические выборы в парламент. `Мемориал` не участвовал в этих выборах в качестве политического объединения, поскольку он таковым не является. Но в ряде мест он поддерживал демократически настроенных кандидатов, брал на себя организацию их избирательных кампаний, агитировал за них. Надо сказать, что в те годы известность и авторитет `Мемориала` среди населения были достаточно высоки: почти все кандидаты, которым он оказывал поддержку, стали депутатами нового Верховного Совета. Один из `мемориальских` депутатов, Сергей Ковалев, стал вскоре Председателем парламентского Комитета по правам человека и сразу же занялся разработкой проекта Закона о реабилитации. В работе над законопроектом приняли активное участие эксперты `Мемориала`. Впрочем, даже в российском Верховном Совете прохождение закона встретило серьезные препятствия, и лишь через два месяца после августовских событий, 18 октября 1991 г., Закон Российской Федерации `О реабилитации жертв политических репрессий` был одобрен парламентом, подписан Президентом и вступил в законную силу.

Конечно, усилия `Мемориала` по восстановлению прав лиц, пострадавших от политических репрессий, не сводятся только к лоббированию этого Закона и дальнейших поправок и дополнений к нему. Не менее важной является постоянная работа нашего общества над конкретными ситуациями и правовыми коллизиями, возникающими в ходе осуществления Закона о реабилитации. В Московском Мемориале действует общественная юридическая приемная, где оказывается консультативная помощь бывшим узникам ГУЛага и членам их семей. Аналогичные консультации организованы и во многих региональных `Мемориалах`.

К сожалению, социальная работа наших организаций к консультациям, в основном, и сводится. Чтобы организовать, например, медицинское и патронажное обслуживание для бывших узников ГУЛага, нужны немалые денежные средства. Собственные же финансы `Мемориала` (т.е., те деньги, которыми мы можем распорядиться по своему усмотрению) равны нулю - общество существует на целевые пожертвования благотворительных фондов, в основном, зарубежных. Кое-где (например, в Петербурге) `Мемориал` научился организовывать благотворительные концерты, средства от которых идут на помощь лицам, пострадавшим от репрессий. Увы, петербургский опыт пока не удается распространить на другие мемориальские организации. В большинстве случаев все, что они могут делать, - это договариваться с отдельными медицинскими учреждениями о бесплатном приеме и консультациях для бывших зеков, да еще лоббировать для них различные муниципальные льготы.

* * *

В конце 1980-х гг. и пафос восстановления исторической правды, и сострадание по отношению к жертвам репрессивной политики вовсе не были монополией мемориальцев. Наоборот, массовая поддержка мемориальского движения показывает, что эти чувства разделялись значительной частью населения страны. Россия, да и весь Советский Союз переживали редкий в мировой истории момент, когда вопросы, связанные с прошлым, кажутся людям чуть ли не более актуальными, чем злободневные вопросы общественной жизни. Собственно говоря, это и был самый злободневный вопрос: в какой стране мы жили? Не разрешив этой проблемы, невозможно было отдать себе отчет ни в том, в какой стране мы живем сейчас, ни в том, в какой стране мы намерены жить.

Падение коммунистического режима и распад СССР, возможно, стали ответом на эти мучительные вопросы. Возможно же, эти события и особенно их развитие в последующие годы были признаком того, что ни на один из них общество не захотело ответить себе до конца. Так или иначе, несомненным фактом является резкое падение в начале 1990-х общественного внимания к истории. Публика как-то сразу потеряла интерес к `мемориальской` тематике, и дискуссии о прошлом сменились жгучим интересом к текущей политике.

`Мемориал` в эти годы перестает быть массовой организацией. Одно за другим тихо распадается большинство региональных отделений. Другие отделения постепенно превращаются из средоточия местной общественной жизни в группки энтузиастов, занимающихся историческими исследованиями и не привлекающие ничьего особенного внимания. Многие активисты движения окончательно уходят в политику, становятся депутатами местных, региональных или даже федеральных представительных органов.

К тому же экономический кризис больно ударил по связям между регионами - поддерживать постоянную координацию между `Мемориалами` становится все сложнее. Ряд региональных организаций уходит в `автономное плавание` и не подает о себе вестей.

И, тем не менее, мемориальское движение сохранило свою внутреннюю целостность. За счет чего? Ведь в эти годы распалось множество других общероссийских и общесоюзных организаций, рожденных перестройкой.

Мы полагаем, что `сухой остаток` Мемориала скрепило общее мировосприятие, заимствованное нами у наших предшественников на пути к гражданскому обществу - советских диссидентов.

Еще в 1988 г. к `Мемориалу` примкнули многие профессиональные гуманитарии - историки, филологи, литераторы. Среди них были и те, кто еще в доперестроечные времена пытался искать и публиковать правду о прошлом, но встретил непреодолимые препятствия, воздвигнутые государственной цензурой. Иные из этих людей, не найдя возможности прорваться через цензурные запреты и не желая поступаться своей профессиональной честностью, пошли по пути, проложенному диссидентами, и публиковали свои работы в самиздате или за рубежом.

Да и вообще, для диссидентов любого толка проблемы новейшей истории всегда были отнюдь не академической, а собственной, выстраданной и кровной темой. Борьба 1960-1970-х гг. против брежневской модификации сталинизма в духовной жизни общества, против современного произвола и современных политических преследований была естественно и неразрывно связана с борьбой за историческую правду - о сталинском терроре, о `красном терроре`, о раскулачивании, том, как складывалась и развивалась система, основанная на попрании прав и свобод личности. Предшественниками мемориальцев были и Евгения Гинзбург, и Варлам Шаламов, и Рой Медведев, и Марк Поповский, и редакция самиздатского исторического сборника `Память`. И, разумеется, Александр Солженицын, нанесший своим `Архипелагом ГУЛаг` смертельный удар круговой поруке молчания о преступлениях прошлого.

Поэтому кажется естественным, что многие из бывших диссидентов включились в мемориальское движение. Достаточно вспомнить, что первым председателем Всесоюзного `Мемориала` - и председателем совсем не номинальным, а активно работающим, был А.Д.Сахаров. Одним из авторов `Нравственных принципов `Мемориала`` - документа, ставшего, наряду с Уставом, частью мемориальской `конституции`, был М.Я.Гефтер. В 1992 г. сопредседателем общества был избран С.А.Ковалев, по сей день занимающий этот пост.

Диссиденты принесли в мемориальское движение собственный важный опыт. И это был не столько отрицательный опыт противостояния государственному насилию (хотя впоследствии и эти навыки нам очень пригодились), сколько положительный опыт независимой культурной и гражданской инициативы, опыт отстаивания прав человека и общественной свободы.

`Мемориал` ведь с самого начала не воспринимал себя как изолированное явление в общественной жизни страны. Мы не могли сосредоточиться исключительно на событиях 30-40-70-летней давности, когда в Карабахе стреляют, в Тбилиси рубят женщин саперными лопатками, в Вильнюсе танками давят свободу.

А собственно говоря, почему не могли? Почему бы `Мемориалу` не оставаться в пределах собственной экологической ниши? Почему он все время вылезает на общественно-политическую арену?

Страсть к политике? Определенно, нет. К политике как таковой `Мемориал` относится сдержанно и старается соблюдать равноудаленную дистанцию от различных политических партий и движений, выступая со своим мнением лишь тогда, когда политические события затрагивают определенные аспекты общественной жизни?

Какие же аспекты общественной жизни `Мемориал` счел своими? И что за мироощущение объединяет тех, кто увлеченно копается в архивах, выискивая правду о прошлом, и тех, кто не менее увлеченно бегает под автоматными очередями, стараясь добраться до правды о сегодняшних событиях?

Одно время мы сами не могли сформулировать основу нашего единства. Но в конце концов нам пришлось заняться самоанализом, чтобы определить собственное место в общественной и культурной жизни. И вот тут нам очень пригодился тот диссидентский опыт, о котором говорилось ранее. На языке этого опыта сразу стало понятно, что нас в равной степени интересуют массовые и грубые нарушения прав человека в прошлом и настоящем. Более того, мы склонны рассматривать сегодняшние нарушения такого рода именно в неразрывной связи с прошлым.

Правозащитный Центр `Мемориал` был образован несколько позже, чем Научно-информационный и просветительский Центр. Но правозащитная работа в `Мемориале` началась достаточно рано, еще в 1989 г. В настоящее время `Мемориал`, пожалуй, даже более известен широкой публике как правозащитная организация, чем как историко-просветительское общество.

Мемориальские правозащитники начали с заявлений и пикетов, откликающихся на сообщения масс-медиа. Но очень быстро пришли к необходимости самим добывать достоверную информацию о происходящих событиях. Так начались экспедиции `Мемориала` в горячие точки. К сегодняшнему дню за спиной мемориальских правозащитников - работа в Карабахе, Баку, Южной Осетии, в Приднестровье, Таджикистане, в зоне осетино-ингушского конфликта. Не говоря уже о Москве сентября-октября 1993 г.

Кульминацией этой деятельности стала двухлетняя наблюдательная миссия на Северном Кавказе, действовавшая в течение всей чеченской войны. В ней принял участие целый ряд гуманитарных общественных объединений и групп, но организатором миссии и основным координатором работы наблюдателей был все же ПЦ `Мемориал`. Мы можем с уверенностью и без ложной скромности сказать: если бы не `Мемориал`, то пресса, а через нее - страна и мир знали бы об этой войне много меньше, чем сейчас; и, главное, информация о ней была бы куда менее достоверной.

Разумеется, работа ПЦ не ограничивается горячими точками. Он расследует случаи массовых нарушений прав человека в районах межнациональной напряженности (например, в Краснодарском крае). В его составе работает специальная группа, занимающаяся положением беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации. Он отслеживает случаи политических преследований в странах СНГ. Но все же узкая специальность мемориальских правозащитников - это мониторинг ситуации в районах вооруженных конфликтов и предание гласности нарушений прав человека и гуманитарного права в ходе этих конфликтов.

* * *

Итак, что же такое `Мемориал`?

Это историко-просветительское общество, одушевленное общественным идеалом восстановления справедливости и рассматривающее трагедии прошлого прежде всего как попрание прав человека.

Это правозащитное движение, активисты которого делают свое дело дотошно и обстоятельно, не позволяя себе поддаваться политическим страстям, со скрупулезностью, характерной не для общественных функционеров, а для ученых-гуманитариев.

Это благотворительная организация, практически лишенная возможности оказывать материальную помощь своим подопечным и сосредоточившая свою социальную работу на улучшении их правового статуса.

Это ассоциация специализированных правозащитных и историко-исследовательских центров, организованных непрофессионалами - не юристами и не историками, но добившихся, по общему признанию, высокого уровня профессионализма в своей работе.

Это союз жертв произвола, исследователей, восстанавливающих правдивую историю этого произвола, и активистов, борющихся против произвола сегодня. Союз, основанный на взаимопонимании, взаимопомощи и человеческой солидарности.

Это конфедерация региональных обществ, охватывающая пять государств - Россию, Украину, Казахстан, Латвию и Грузию. Они действуют абсолютно независимо друг от друга, в пределах единого Устава, но постоянно координируют свою деятельность с ведущими мемориальскими центрами и между собой.

История `Мемориала` только начинается. Старейшее массовое неполитическое общественное движение еще очень молодо. У него все впереди.

Каким станет общество `Мемориал` спустя еще десятилетие? Сохранит ли оно, как теперь принято говорить, свою идентичность - или изменится до неузнаваемости?

Это во многом зависит от нас. И, разумеется, от того, каким путями пойдет дальнейшее развитие гражданского общества в наших странах.

Док. 149397
Опублик.: 31.10.02
Число обращений: 1


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``