В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Изменение закона о выборах может переместить Владимира Путина в кресло премьера Назад
Изменение закона о выборах может переместить Владимира Путина в кресло премьера
Нижняя палата парламента рассмотрит первого ноября во втором чтении внесенный президентом законопроект `О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации`. На пленарном заседании планируется обсудить большое количество поправок, которые предусматривают в том числе и повышение так называемого заградительного процента с нынешних 5% до 7%.

То, что семипроцентный барьер, если конечно такая поправка будет принята, приведет к сокращению количества фракций в Госдуме, вполне естественно. В этом направлении действуют и другие пункты рассматриваемого законопроекта. Теперь кандидаты, выдвинутые зарегистрированными на данных выборах партиями, не должны будут предоставлять в избиркомы подписи или вносить избирательный залог. Это положение должно сократить количество так называемых независимых кандидатов. Также от неприятной и довольно дорогостоящей процедуры заполнения подписных листов планируется освободить и целые партии, которые уже имеют свое представительство в парламенте.

В случае принятия таких поправок новым субъектам избирательного и политического процесса будет гораздо сложнее занимать ниши во властных структурах. С одной стороны, это приведет к осложнению ротации элит, что в свою очередь, при неблагоприятных условиях может грозить регрессом во всех сферах управления. Выработавшая свой потенциал элита без притока новой крови не может осуществлять конструктивное руководство государственной машиной. С другой стороны, о необходимости законодательной стабилизации политического процесса также долго говорилось в российском обществе. Дело в том, что схема, по которой партии и избирательные объединения не доживают до следующих выборов, соответствует революционной или постреволюционной модели. А период революций в России, видимо, наконец-то закончен. Выходом в подобной ситуации может служить равновесие между стабильной политической ситуацией и постепенной ротацией во властных структурах.

Тем не менее, партия, которую в последнее время принято обвинять в излишнем консерватизме, не устает говорить о поистине революционном реформировании конституционного строя Российской Федерации. Представители `Единой России` в своих выступлениях называют политическую безответственность министров и госчиновников причиной низкого экономического роста и прочих российских бед. Решить эту проблему предполагается политическим самоопределением чиновничества, а, следовательно, и их ответственностью перед партиями и их избирателями.

Подобное положение вещей, возможно, увеличило бы не только ответственность министров, но и партий, которые бы отвечали за действия выдвинутых ими чиновников. До этого в политических структурах было принято открещиваться от своих `выскочек` в федеральном правительстве.

Внедрение же такой ответственности представителей исполнительной власти не может ограничиться только их членством в той или иной партии. Дело в том, что наши `политически безответственные` министры по Конституции отвечают и перед президентом, и перед парламентом, который может выразить вотум недоверия правительству, хотя решение об отставке кабинета министров принимается все равно главой государства. Таким образом, политическая ответственность правительства автоматически означает конституционный переворот.

И тут, если, конечно, заявления `единороссов` о формировании правительства думским большинством не являются чисто декларативными, стоит задуматься и о возможных последствиях подобных действий. Дело в том, что расширение полномочий парламента должно сопровождаться урезанием президентской сферы ответственности.

Таким образом, для того, чтобы, наше правительство и чиновничество стало наконец-то отвечать за свои действия, представителям пропрезидентской партии придется лишить части полномочий самого главного чиновника, на членство которого в своей партии они так надеются, - то есть президента РФ.

На первый взгляд это выглядит нелогично, но в случае с установлением парламентарной республики сильно расширяются права премьер-министра, который и назначается парламентским большинством. Свое место глава правительства может занимать сколь угодно долго, будь на то воля избирателя и соратников по партии.

Следовательно, не исключено, что российские политические элиты, инициирующие упоминавшиеся поправки к закону о выборах депутатов Госдумы, рассчитывают к 2008 году (так как новый закон начнет работать только в 2007 году) решить проблему наследника Владимира Путина самым простым и лишенным риска путем. То есть наделить премьер-министра полномочиями главного чиновника страны и сделать пост президента номинальным. В этом случае Владимир Путин, при условии сохранения его популярности у общества, сможет по истечении второго срока президентских полномочий переместиться в кресло премьера и остаться безоговорочным лидером государства.

17 окт 2002
Российская Федерация

Док. 148727
Опублик.: 17.10.02
Число обращений: 180


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``