В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Башкортостан пошел другим путем Назад
Башкортостан пошел другим путем
Предложение Муртазы Рахимова ввести в республике парламентскую форму правления получило неожиданную поддержку

Казалось бы, рядовой правовой конфликт между главой Башкортостана Муртазой Рахимовым и представительством президента в Приволжском федеральном округе завершился весьма неожиданно. Рахимов заявил о том, что должность президента в республике ликвидируется и регион переходит к парламентской форме правления.

Напомним, что в начале октября заместитель генпрокурора по Приволжскому федеральному округу Александр Звягинцев заявил, что он обратился в Верховный суд РФ с намерением опротестовать ряд положений Закона `О президенте республики Башкортостан` как не соответствующих федеральному законодательству. Звягинцев намеревался оспорить право президента Башкирии `обеспечивать единство государственной власти на территории республики` и даже право Рахимова иметь `государственную охрану`. Правда, до сих пор никто в гражданской коллегии Верховного суда этот документ в глаза не видел. Зато ответ, последовавший со стороны самого Рахимова, оказался на удивление радикальным. Он предложил и вовсе ликвидировать в регионе президентскую должность и ввести в Башкортостане парламентское правление.

Эта инициатива получила неожиданно горячую поддержку и в Центре, и на местах. За то, чтобы в России президентом имел право называться только один человек - глава государства, высказались многие представители федеральной и региональной элиты. В частности, спикер Совета Федерации Сергей Миронов заявил, что только высшее должностное лицо страны должно именоваться президентом. При этом глава верхней палаты российского парламента отметил, что `когда он слышит о том или ином заявлении президента, то не всегда понимает, кто именно из президентов его сделал`. Глава исполнительной власти Саратовской области Дмитрий Аяцков тоже не остался в стороне от инициативы Муртазы Рахимова. Он предложил внести в конституции республик соответствующие изменения и впредь именовать руководителей регионов либо губернаторами, либо главами республик. Чтобы наличие в стране большого количества президентов не `умаляло статус главного`. Удачи в начинании Рахимову пожелали также губернатор Самарской области Константин Титов и глава Рязанской области Вячеслав Любимов.

Понятно, что для инициатив, которые заявляются столь громко, обратного пути быть не может. Судя по всему, это региональное начинание будет доведено до логического конца. Однако заметим, что предложение о переходе Башкортостана на парламентскую форму правления Рахимов озвучил еще в сентябре, только тогда его заявление расценили исключительно как предвыборный пиаровский ход нынешнего главы республики. Но президенту Башкортостана по объективным причинам вряд ли стоило всерьез опасаться конкурентов на следующих выборах. Тем более что он идеально подпадал и под решение Конституционного суда РФ, который позволяет ряду глав регионов баллотироваться на высший пост в третий раз. Зачем же тогда Муртаза Рахимов проводит столь сложные политические комбинации?

По сведениям `НГ` из кругов, близких к президенту Башкортостана, все происходящее сегодня отнюдь не случайно. Реализация плана перехода к парламентской республике и лишение самого Рахимова звания президента не станет для нынешнего главы Башкортостана потерей его влияния. Даже после приведения местного законодательства в соответствие с федеральным в той его части, где главой республики и председателем правительства региона должен быть один и тот же человек. То есть Центр, по сути, требует, чтобы в Башкортостане была скопирована схема Москвы, где Юрий Лужков одновременно является председателем правительства города и мэром столицы. Рахимов же от этой должности намерен отказаться просто потому, что фактически полномочия главы республики будут отныне приравнены к полномочиям английской королевы. Этого как раз и требовал заместитель генпрокурора Александр Звягинцев, который обвинил Муртазу Рахимова в том, что местное законодательство определяет ему уж слишком большие властные полномочия.

Разумеется, смешно полагать, что нынешний глава Башкортостана согласился бы на номинальную должность. Раз в парламентской республике политическую погоду определяет парламент, то логично, что именно Рахимов должен стать главой этого парламента. Причем для нынешнего президента республики подобная `рокировка` не представляет никакой сложности. Сегодня он имеет в своем парламенте абсолютное пропрезидентское большинство и способен проводить через него любые решения. Наши эксперты утверждают, что Муртазе Рахимову будет достаточно просто победить в каком-нибудь одномандатном башкирском округе, чтобы снова стать фактическим главой Башкортостана. Чего нельзя сказать о любом другом кандидате на пост руководителя республики, который в силу многих причин не может обладать серьезными рычагами политического и финансового влияния. В этом смысле весьма знаковым выглядит тот факт, что еще в начале августа Рахимов подписал указ о приватизации нефтеперерабатывающих предприятий, которые до сих пор практически полностью принадлежали государству в лице Минимущества Башкирии. Таким образом он лишил крупные нефтяные корпорации возможного контроля над нефтяной отраслью республики.

Док. 148672
Опублик.: 14.10.02
Число обращений: 158


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``