В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Мафия и море Назад
Мафия и море
Расследование `Известий`. Последние слова генерала Гамова

По нынешним временам событие нечастое: три обширные статьи `Мафия и море` (`Известия`, No 124-126, 2002 г.) перепечатали 14 российских периодических изданий, 22 телерадиокомпании посвятили им отдельные передачи либо комментировали в обзорах прессы. Это само по себе индикатор актуальности проблемы и показатель озабоченности ею российского общества.

Отклики мешками, как прежде, теперь в редакции не носят. Пишут их куда как реже: одни по причине дороговизны почтовых отправлений, другие предпочитают почту электронную. И все же `Известия` получили немало читательских отзывов, объединенных одной мукой и одним вопросом: почему молчит и бездействует власть, когда ей та-ко-е рассказали?.. Опубликованные читательские письма на эту тему заняли целую полосу (`Известия`, No 171, 2002 г.). Получился этакий прикидочный анализ под заголовком `Русский Уотергейт. Способна ли наша пресса отправить чиновника в отставку?`.

Сразу скажу: при том что шокирующая безнаказанность рыбных мафиози остается незыблемой, власть все же обратила внимание на поднятую нами в очередной раз проблему глобального расхищения отечественных биоресурсов.

Проверку Госкомрыболовства ведет контрольное управление при президенте России. Дочерние предприятия рыбного ведомства `шерстит` Счетная палата.

Премьер-министр М. Касьянов дал поручение главе Минэкономразвития Г. Грефу рассмотреть публикации газеты `Известия` `Мафия и море` `с участием заинтересованных ведомств и доложить по существу изложенных фактов`.

Во время недавнего визита на Дальний Восток В. Путин в своих выступлениях много говорил о необходимости наведения порядка в рыбной отрасли и поручил секретарю Совета безопасности В. Рушайло в ходе подготовки специального заседания Совбеза особо изучить этот вопрос, чем и занималась потом большая бригада специалистов.

Наконец, директор ФСБ Н. Патрушев в начале сентября провел в Южно-Сахалинске совещание дальневосточных начальников управлений своего ведомства по проблемам борьбы с преступностью в сфере расхищения рыбных ресурсов региона.

Не берусь утверждать, что эти очередные и довольно одиозные меры сами по себе принесут стране ощутимую пользу, но почему бы не предположить, что они наконец станут толчком для принятия важных и давно ожидаемых государственных решений?

Многих интересует, как отнесся к известинским публикациям председатель Госкомрыболовства Евгений Наздратенко. На этот вопрос он ответил в интервью Приморскому телевидению фразой, которую потом во Владивостоке цитировали как анекдот: `Я их не читал, но они мне не нравятся`.

А еще Евгений Иванович от лица своего ведомства подал на газету и на меня судебный иск `О защите деловой репутации`. При том что репутация у Госкомрыболовства самая что ни на есть скверная. Примерно через месяц после подачи иска это подтвердил в письме, адресованном мне, сам Наздратенко: он пригласил меня в свой офис, чтобы рассказать, `что сделал и делает Госкомитет по рыболовству, лично ваш покорный слуга для наведения в этой сфере мало-мальского порядка`(выделено мной. - Б.Р.)...

О чем говорить, если даже мало-мальского порядка в ведомстве, по признанию его начальника, увы, нет. И далее Евгений Иванович продолжает: `К тому же, я лично выразил бы вам благодарность за ту конструктивную критику, которая помогает в нашей дальнейшей работе по улучшению состояния дел`.

Сразу и не поймешь: то ли благодарности принимать, то ли в суд топать...

Друг и сподвижник Е. Наздратенко губернатор Камчатской области М. Машковцев более последователен в своем неприятии наших публикаций. О том, что `администрация Камчатской области глубоко возмущена очередной попыткой газеты `Известия` в лице ее корреспондента, депутата Государственной думы Б. Резника очернить действия председателя Госкомрыболовства, а также действия администрации Камчатской области`, он почему-то решил сообщить председателю Госдумы Г. Селезневу. Видимо, как недавний первый секретарь Камчатского обкома КПРФ, надеется, что спикер палаты парламента ужо заведет на депутата-борзописца персональное дело, отберет казенную белую бумагу, чтобы не чернил самый далекий субъект любимой федерации, а заодно и ее достойное рыбное ведомство. Но, как говорил матрос из кинофильма `Александр Пархоменко`, нас на конвульсию не возьмешь, товарищ... Так что поговорим с губернатором Машковцевым по существу поставленных им вопросов.

Странная любовь губернатора Машковцева

Пуще всего главного начальника Камчатки задело мое утверждение, что он с подачи Наздратенко в ущерб местным рыбакам запустил в область `чужака` - хозяина Преображенской базы тралового флота Олега Кожемяко из Приморского края. На Дальнем Востоке всем известно, что Олег Кожемяко был и остается надежной опорой Евгения Наздратенко, потому к нему и отношение особо трепетное. Его фирмы сполна наделяются квотами. Стараясь угодить председателю Госкомрыболовства, губернатор Машковцев даже выделил Кожемяко так называемую специальную квоту, которая должна идти на поддержку только береговых рыбоперерабатывающих предприятий. Кожемяко же пригнал к камчатским берегам мощнейшую плавбазу `Томск`, приписанную к одному из портов Приморского края. Вот и получается: квоту выбирает камчатскую, а даже налоги обязан платить в Приморском крае по месту приписки плавбазы.

Все это уже само по себе дурно выглядит, а тут еще в конце июня нынешнего года Камчатская спецморинспекция Минприроды РФ вместе с сотрудниками местных управлений ФСБ и МВД поймали плавбазу `Томск` на чудовищном браконьерстве, размеры которого так хотел уменьшить в своем письме на имя председателя Госдумы Г. Селезнева, главного редактора `Известий` М. Кожокина, председателя Госкомрыболовства Е. Наздратенко губернатор Машковцев. Он пишет: `Стоит заметить, что неучтенной продукции на борту плавбазы `Томск` было обнаружено на значительно меньшую сумму, а именно около 780 тысяч долларов, а не на семь миллионов долларов, как указано в статье`.

Заметим другое: 780 тысяч долларов тоже нажива немалая. Но мы не стали спорить с губернатором, а решили терпеливо дождаться результатов судебно-криминалистической (экологической) экспертизы, назначенной следователем Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры М. Слободенюком в рамках расследуемого им уголовного дела по факту обнаружения на борту плавбазы `Томск` неучтенного минтая.

Теперь впору повиниться, но не перед губернатором Машковцевым, а перед читателями. Я вправду ошибся, написав, что неучтенного минтая на борту `Томска` было на семь миллионов долларов. На самом деле, как установила экспертиза, `совокупный ущерб, причиненный ОАО `Преображенская база тралового флота` в результате незаконного промысла минтая природным биологическим ресурсам Российской Федерации составил 708 567 950 рублей`.

То есть свыше 22 миллионов долларов! За один рейс! На одной плавбазе! Эксперты в том же заключении отмечают: `Определение экономического ущерба (таможенные платежи, налоговые сборы и т.д.) в нашу компетенцию не входит по роду деятельности`. А если еще все это приплюсовать?!

Грабит Олег Кожемяко Камчатскую область, а губернатор Машковцев все в том же письме воспевает его заслуги. Оказывается, открыл рыбный олигарх в поселке Никольском Алеутского района магазин, в котором `...для снятия социальной напряженности реализация продуктов питания производится по ценам, согласованным с администрацией района`.

Воруют миллионы, а для `снятия социальной напряженности` отстегивают копейки. Губернатор нищей области, которая не может себя даже обогреть, заходится в истерическом восторге от этой унизительной подачки.

И вновь про испанские супертраулеры

Продолжим читать письмо Машковцева.

`Рыбаки Камчатки полностью поддерживают политику, проводимую Госкомрыболовством в вопросе недопущения (увы, так в тексте. - Б.Р.) супертраулеров в Охотское море. Только благодаря жесткой позиции Е.И. Наздратенко наши рыбаки еще работают. Да, эти суда являются самыми современными и производительными. Именно поэтому они способны работать в автономном режиме в районах Мирового океана, куда, видимо, уже в скором будущем, будут вынуждены направлять из-за истощения сырьевой базы в традиционных районах промысла и дефицита квот свой устаревший флот от родных берегов предприятия Камчатки`...

Оценим, сколь трогательна отеческая забота губернатора о рыбаках собственной области. Почитаешь и не поверишь, что именно он впустил плавбазу `Томск` разбойничать у камчатских берегов, незаконно наделил ее квотами. А когда правоохранители возбудили уголовное дело по акту браконьерства, то наткнулись на мощное, хитро организованное противодействие. Некие весьма влиятельные, но совершенно закамуфлированные силы запретили арестовывать плавбазу и препровождать ее в порт для разбирательства. `Томск` был отпущен, унося в своих трюмах браконьерского минтая на 22 миллиона долларов. Лишь вмешательство прокурора Камчатской области А. Войтовича и московских правоохранительных органов остановило беспредел, заставило браконьеров отвечать по закону.

Напомню, о каких супертраулерах идет речь. Построены они на верфях Испании в самом начале 90-х годов на кредиты в полтора миллиарда долларов, взятые под гарантии еще советского правительства. Всего в те годы на эти средства было построено около сотни мощных рыбодобывающих кораблей. В том числе в Германии и Норвегии. Об их печальной судьбе расскажу чуть позже. `Голубые` - так рыбаки называют эти корабли испанской постройки - на условиях долгосрочного лизинга с правом последующего выкупа получило ЗАО `Супер` - дочернее предприятие Владивостокской базы тралового и рефрижераторного флота. Было у `Супера` одиннадцать испанских супертраулеров. В статьях `Мафия и море` мы подробно рассказали, как с подачи Евгения Наздратенко (тогда еще губернатора Приморского края) все одиннадцать траулеров по приказу Госкомрыболовства совершенно незаконно были отобраны у `Супера` и переданы другу и надежной финансовой опоре губернатора Юрию Диденко - президенту холдинговой компании `Дальморепродукт`. Наздратенко в ту пору не понуждал супертраулеры Диденко катиться на промысел подальше, в Мировой океан, а наделял их квотами, чтобы рыбачили в исключительной экономической зоне России в Охотском и Беринговом морях. При этом и рыбу, и валютную выручку за нее `Дальморепродукт` оставлял за границей. Даже арендные платежи за пользование супертраулерами `Дальморепродукт Троулерс` не платил вовсе. Наздратенко тогда вполне устраивало такое положение, его ничуть не беспокоило, что задолженность диденковских предприятий только по арендным платежам зашкаливала за 313 миллионов долларов.

Судовладельцы в одностороннем порядке расторгли договоры бербоут-чартера (долговременной аренды с правом последующего выкупа) с `Дальморепродуктом`. Супертраулеры были переданы на тех же условиях другим российским рыболовным компаниям. Вот тут-то председатель Госкомрыболовства Наздратенко с точностью до наоборот поменял свою позицию. И принялся всеми способами вредить новым арендаторам, целенаправленно срывать эффективную работу супертраулеров испанской постройки. Вот что об этом писал премьер-министр М. Касьянов президенту В. Путину 19 марта нынешнего года: `В результате несвоевременного оформления разрешительных документов на право ведения супертраулерами промысла в российской экономической зоне под флагом Российской Федерации и ненадлежащего выполнения Госкомрыболовством России поручений Правительства Российской Федерации по данному вопросу суда не были допущены к аукциону по продаже квот на право добычи минтая в Охотском море`.

Генеральная прокуратура нашла состав преступления в действиях руководителей Госкомрыболовства и возбудила уголовное дело по факту воспрепятствования предпринимательской деятельности.

Е. Наздратенко и М. Машковцев, выступая по радио, телевидению, объясняют лютую борьбу против использования супертраулеров в отечественных морях исключительно заботой о социальном и экономическом благосостоянии мелких рыбацких предприятий: де, не выдержат мелкие компании конкуренции, выберут могучие высокопроизводительные корабли всю рыбу, а значит, оставят всех остальных без работы, без заработка...

Блефует, лицемерит, фарисействует губернатор на пару с главой Госкомрыболовства. Просто они хотели забрать испанские супертраулеры `под себя`. Не получилось.

Из письма в редакцию `Известий` генерального директора `Рыбкомфлота` - компании-собственника всех испанских супертраулеров Олега Пухова:

`В январе 2002 года на меня вышел Алексей Наздратенко, младший сын Е. Наздратенко, и предложил свои услуги по урегулированию конфликтной ситуации с супертраулерами. За это он потребовал в аренду четыре супертраулера. К тому времени у нас уже не было возможности сдать в бербоут-чартер столько судов, и мы договорились, что они возьмут в чартер два супертраулера, а именно: `Стимул` и `Капитан Демиденко`. Алексей назвал мне и компанию-фрахтователя - `Камчатфлотинвест`, и ее генерального директора - О. Липаева, а также заверил, что компания получит необходимые для этих двух кораблей квоты...`

Это сообщение О. Пухова полностью подтверждается оказавшимся в моем досье письмом губернатора Камчатки Машковцева на имя председателя Госкомрыболовства Е. Наздратенко, в котором он от имени администрации области `согласовывает приобретение ООО `Камчатфлотинвест` двух супертраулеров испанской постройки в аренду с правом выкупа`.

Письмо датировано 4 февраля нынешнего года. В те же дни финансовый консультант `Рыбкомфлота` А. Агеев вместе с гендиректором `Камчатфлотинвеста` О. Липаевым вылетели на Камчатку. Липаев с Машковцевым дали совместную пресс-конференцию, на которой до небес превозносили достоинства испанских супертраулеров и объявили всей общественности, в том числе и рыбацкой, что могучие корабли вот-вот начнут бороздить родные водные просторы. К слову сказать, в то же время на Камчатке в невиданно рекордные сроки (всего за три дня!) были `прописаны` еще два судна примерно такого же класса - `Хетер Си` и `Клеймор Си`, взятые Камчаткой в бербоут-чартер у американцев.

Кстати, Наздратенко-младший так и не стал арендатором испанских супертраулеров, потому что его отец по застарелой привычке `надул` `Рыбкомфлот`: обещал квоты на все 14 супертраулеров, а позаботился только о сыночке.

`Нас никак не могла удовлетворить ситуация, когда два супертраулера `Камчатфлотинвеста` успешно работали бы на промысле, а остальные двенадцать имели бы те же проблемы, что и раньше, - продолжает свое письмо в редакцию О. Пухов. - Именно к этому сводилась обманная, лицемерная позиция Е. Наздратенко`.

Пожалуй, хватит комментировать ответ губернатора Машковцева на публикации `Мафия и море`. Скажу только, в чем я с ним абсолютно согласен. Машковцев пишет, что я не великий знаток рыбной промышленности. Это правда. Как правда и то, что не специалисты в этой области радиоинженер Машковцев, горняк Наздратенко.

Как тут не вспомнить классика: `За всю жизнь я не снес ни одного яйца, но это не мешает мне судить о вкусе яичницы` (Бернард Шоу, английский драматург).

Кого охраняют пограничники

Судя по откликам, особо шокировали читателей факты коррумпированности пограничников, крепкой сплотки немалого их числа с рыбной мафией. Я и сам писал об этом с душевной болью, потому как граница - стержень Отечества, а ее хранители в моем представлении всегда были символом нравственной чистоты, неподкупности. Теперь вот не могу избавиться от чувства вины: настаивал в своих первых публикациях `Мафия и море` (`Известия`, No 200-202, 1997 год), чтобы правительство передало охрану биоресурсов пограничникам. Передали. Уже после новых публикаций в июле нынешнего года почти каждый день получаю сообщения о чудовищных фактах прикрытия пограничниками рыбной мафии, об их активном участии в ее структурах.

Об этом чуть позже, а пока коротко напомню, о чем `Известия` писали в июле нынешнего года в одной из статей `Мафия и море`.

Нынешней весной у берегов Северных Курил рыбачили 12 японских судов. На каждом находился инспектор Камчатской госморинспекции Федеральной погранслужбы. Рядом нес патрульную службу сторожевой пограничный корабль `Аскольд Пьянко`. 11 мая в районе промысла Камчатская спецморинспекция Минприроды РФ высадила со своего патрульного судна `Карат` осмотровую группу, куда входили сотрудники ФСБ и МВД, на японские суда `Тора Мару-58` и `Тайко Мару-63`. На них было найдено свыше двухсот тонн деликатесных морепродуктов, естественно, неучтенных, на полмиллиона долларов. На следующем японском траулере `Кайс-Мару-28` значится выловленным малоценный кальмар - 156 тонн. На самом деле морозильники забиты ценнейшими палтусом, минтаем. Ущерб стране - еще полмиллиона долларов. Подчеркну: воровали под приглядом и при участии инспекторов погранслужбы.

Остальные японские суда, промышлявшие в том районе, учуяв неладное, подняли якоря и дали деру. Пограничный патрульно-сторожевой корабль даже не предпринял попытки задержать браконьеров.

После этих событий начальник Камчатской госморинспекции Северо-Восточного регионального управления Федеральной погранслужбы капитан I ранга В. Грабов издал распоряжение, в котором потребовал `пресекать все попытки проведения контрольно-проверочных мероприятий` другими ведомствами без согласования с ним.

`Известия` получили официальный и весьма лаконичный ответ на статьи `Мафия и море` от директора Федеральной пограничной службы РФ генерала армии К. Тоцкого, который я привожу почти полностью. `В части, касающейся Федеральной пограничной службы РФ, публикация отражает период с 1999 по 2002 год. Она прошла проверку как в ФПС России, так и в правоохранительных органах. Правовые решения по нарушениям приняты. Мы понимаем, что из-за литературного характера в публикации допущены значительные неточности. В то же время согласны с вашим мнением, что проблемы, поднятые газетой, требуют радикальных и неотложных решений на государственном уровне`.

Прежде всего я был бы весьма благодарен уважаемому Константину Васильевичу, если бы он указал конкретные неточности. Хотя бы одну. Но главное - не могу согласиться с сутью ответа: факты известны. Меры по ним приняты. Забудьте?

Речь ведь не о фактах, которые я привел в весьма щадящем, поверьте, для ФПС подборе и изложении. Беда в том, что сложилась, укоренилась и постоянно совершенствуется система взаимодействия пограничников, таможенников с рыбной мафией. Она стала столь обыденной, что ее даже публично оправдывают высокие должностные лица.

Корреспондент одной из камчатских газет спросил уже упомянутого мной капитана I ранга В. Грабова: правду ли написали `Известия` о коррупции инспекторов пограничной морской охраны? Вот дословный, опубликованный в газете ответ их начальника:

`Здесь должен быть государственный подход. Работник прокуратуры государством полностью защищен и обеспечен. Ему не надо думать, как прокормить семью. Наш инспектор поставлен совсем в другие условия. Он находится в море по двести суток и получает 7.400 рублей. Для нормального здорового мужика это смешные деньги. А на судне продукции на 1,5-2 миллиона долларов. Конечно, я не буду отрицать факты коррупции...`

Каперанг Грабов, видимо, запамятовал, что пограничные моринспекторы за каждый день пребывания на иностранном судне во время путины получают по сто долларов командировочных, имея при этом бесплатную каюту, питание и т.д. Сколько за 200 дней набегает? А еще смею напомнить морскому пограничному офицеру, что постыдно и омерзительно продавать интересы Родины и искать оправдания этим гнусностям.

И по сей день не прекращается в средствах массовой информации приморских территорий обсуждение статей `Мафия и море`. Совсем недавно, 2 октября, честное и обширное интервью газете `Рыбак Камчатки` дал начальник Северо-Восточного регионального управления ФПС генерал-лейтенант Н. Лисинский. По рассказу генерала очень даже наглядно можно представить, как идет в погранвойсках борьба с инспекторами-взяточниками, наносящими экономический ущерб нашей стране в сотни миллионов долларов.

`Я уже отстранил от работы 16 инспекторов. По половине из них возбуждались уголовные дела. К сожалению, прокуратура прекратила эти дела `за отсутствием состава преступления`. Прокуратура, даже если она военная, мне не подчиняется. Я не могу этих инспекторов отдать под суд. Не могу уволить. Трудовое законодательство не позволяет. Но ни один из них в море больше не пойдет. Пусть теперь работают на берегу. Рано или поздно сами уволятся. И так будет до тех пор, пока в инспекции не останутся те, кто действительно предан идее`.

Наивность милая нетронутой души... Боевой заслуженный генерал, прошедший горячие точки Кавказа, избрал в своей работе с инспекторскими кадрами совершенно непродуктивную систему. В отечественных морях и океанах не останется ни единого рыбьего хвоста, пока он путем `естественного отбора` будет создавать коллектив контролеров, `преданных идее`. Перефразируя известное выражение, можно сказать: безнаказанность развращает. Абсолютная безнаказанность развращает абсолютно.

В этом убеждает статистика: за минувшие полтора года в стране было возбуждено свыше 670 уголовных дел, связанных с браконьерством, рыбной мафией. Мягкие обвинительные приговоры вынесены по... шести. Остальные либо прекращены производством на стадии предварительного расследования, либо заволокичены судами.

Руководители Федеральной погранслужбы укорили меня, что в статьях `Мафия и море` я привел факты, им известные, по которым они `работали`. Уже после известинских публикаций, когда во все морские погранслужбы прошли команды `усилить контроль`, `решительно пресекать` и т.д., на Сахалине объявились два госинспектора Приморской пограничной моринспекции М. Алексеев и А. Кричиняк с заданием, утвержденным самим и.о. начальника Тихоокеанского регионального управления Федеральной погранслужбы генерал-лейтенантом М. Оганесяном. Задачи понятные: проверять, выявлять, пресекать. Для их выполнения охранно-патрульные функции были приданы судам: РС `Бризовый` ( хозяин ООО `Сахалинский Бриз`) и СРТМ-К `Преголя` (владелец ООО `Кильватер-1`). На первое водрузился Алексеев, на второе - Кричиняк.

Что происходило дальше, лучше всего расскажет документ.

Из спецдонесения прокурора Сахалинской области Ю. Денисова в Генеральную прокуратуру:

`Как установлено в ходе проверки, находящимся на борту РС `Бризовый` государственным инспектором Приморской госморинспекции Тихоокеанского регионального управления ФПС М. Алексеевым, суда в районе промысла не досматривались, не обнаруживались и не поднимались на борт выставленные с нарушением правил рыболовства крабовые ловушки. Более того, обнаруженный на борту судна акт подъема немаркированных орудий лова, составленный 13.08.02. М. Алексеевым, является фиктивным, так как указанные в нем якобы обнаруженные и поднятые на борт 82 крабовые конусные ловушки были ранее выставлены экипажем РС `Бризовый` в районе поселка Ильинский, в четырех милях от береговой черты.

Под непосредственным контролем и при участии М. Алексеева в период с 14.07. по 13.08. 2000 г. (до момента задержания РС `Бризового` нарядом таможенного судна `П. Верещагин`) этот сейнер неоднократно без разрешения пограничных и таможенных властей незаконно перемещался через государственную границу Российской Федерации. В российских территориальных водах добыл 4.728 килограммов краба-стригуна красного и контрабандно вывез его за пределы таможенной территории РФ - в порт Вакканай (Япония).

Не исключено, что во всех случаях вывоза краба Алексеевым так же, как и при задержании, составлялись фиктивные акты подъема немаркированных орудий лова, под прикрытием которых выловленная продукция срочно вывозилась в Японию. Получены документы, что М. Алексеев, находясь на борту РС `Бризовый`, в то же время числился в судовой роли другого судна СРТМ-К `Преголя` в должности матроса. При этом дважды, как член экипажа `Преголя`, выезжал в японский порт Вакканай.

О тесном сотрудничестве должностных лиц ФПС и фирм `Сахалинский Бриз`, `Кильватер-1` в деле незаконного промысла морепродуктов свидетельствует и то, что 28 августа 2002 года нарядом таможенного судна `Петр Матвеев` в территориальных водах России задержано судно СРТМ-К `Преголя`. В ходе досмотра на его борту обнаружено около 25 тонн живого камчатского краба. Мало того, что судно незаконно, без разрешения пограничных и таможенных властей пересекло границу России, оно, не имея разрешительных документов, незаконно добыло указанное количество краба. `Преголя` использовалось Тихоокеанским региональным управлением Федеральной погранслужбы для выполнения охранных функций. На борту судна с план-заданием, подписанным и.о. начальника ТОРУ ФПС генерал-лейтенантом М. Оганесяном, находился государственный инспектор по контролю промысла Приморской ГМИ ТОРУ ФПС А. Кричиняк. В судовой роли СРТМ-К `Преголя` Кричиняк, как и Алексеев, указан матросом.

Это свидетельствует о том, что `Преголя`, как и `Бризовый`, вместо выполнения контрольных и охранных функций, занимался контрабандой морепродуктов.

По имеющейся информации, указанные промысловые суда заходили в порты Японии под флагом иностранного государства и другим названием`.

Против М. Алексеева уголовное дело возбудила природоохранная прокуратура, против А. Кричиняка - чуть позже - транспортная. Потом обе передали эти материалы по подследственности - в военную прокуратуру Тихоокеанского регионального управления ФПС. Я разговаривал с военным прокурором подполковником Л. Шаровым, и он без стыдливых иносказаний предрек отсутствие судебной перспективы для обоих дел.

- Капитан `Бризового` даст показания, что браконьерничал без участия инспектора Алексеева. Тот, мол, в это время спал беспробудно в каюте, ничего не видел, ничего не слышал. Что я ему вменю, кроме халатности? А за халатность, сами знаете, какой у нас спрос, - философствовал прокурор.

Все поставлено с ног на голову. Пограничные морские инспекторы, называющиеся государственными, вместо того чтобы неистово защищать экономические интересы своей страны, бессовестно злоупотребляя служебными возможностями, обогащают себя и иностранное государство. Совершают при этом массу преступлений: мошенничество, подделку документов, использование служебного положения в корыстных целях, браконьерство, незаконное пересечение государственной границы... Задача ведомственной, абсолютно подвластной своим начальникам с большими звездами на погонах прокуратуры - все замять, снивелировать, низвести до пустяка, дабы не портить статистику и не позорить доблестные войска.

Умиляют лицемерие дознавателей, их ссылки на теперешнее несовершенство законов, якобы не позволяющих им `раскрутить` ни одно дело, связанное с крупными хищениями. Следствие, едва начавшись, сразу скособочивается в сторону своего неотвратимого провала.

За что убили генерала Гамова

В разных изданиях было множество публикаций, излагались всевозможные версии покушения на заместителя начальника Тихоокеанского регионального управления ФПС генерал-майора Виталия Гамова. Сегодня мы впервые слегка приоткроем тайну следствия и расскажем о деталях, известных доселе очень узкому кругу лиц.

Соседи генерала сообщили (их показания есть в уголовном деле), что, когда его, обожженного вынесли из квартиры, последними словами Виталия Ивановича были: `Это мне отомстили за `Амгу`.

`Амгу` - рыбацкая шхуна. Быть может, некоторые ее запомнили по сообщениям прессы: 30 марта нынешнего года пограничный сторожевой корабль ПСК-608 остановил `Амгу` для досмотра. Спустили на боте смотровую группу, но экипаж шхуны запустил двигатель и бросился наутек. Началась погоня. Она продолжалась девять (!) часов: с 16.05 до 0.55 следующего дня. Пограничники с ПСК-608 вызвали на перехват браконьерской шхуны еще один свой корабль ПСКР `Забайкалье` и скоростной корабль японской береговой охраны. Была предупредительная стрельба по нарушителю из корабельной артиллерийской установки и даже - на поражение из автоматов: потом эксперты обнаружат в рубке немало пулевых пробоин.

`Амгу` задержали. Установили, что принадлежала шхуна некоему сахалинскому частному предпринимателю Михаилу Явтуховскому. Это по регистрационным документам. Сам Явтуховский заявил, что продал `Амгу` вместе с пятью другими шхунами местным частным предпринимателям Виктору Морозову и Андрею Симакину.

Как оказались шхуны у Явтуховского? Он утверждал, что пригнал их из Японии, оформил через таможню Петропавловска-Камчатского. Однако, как теперь выяснилось, суда прибыли в Россию контрабандно: таможенного оформления они не проходили. Но каким-то образом Явтуховскому удалось поставить их на учет в Камчатскую госинспекцию маломерных судов. `Амгу` - девять часов уходивший от преследования трех высокоскоростных пограничных кораблей - значился там металлическим... ботом. А такую же шхуну `Тамчи` вообще записали в регистрационных документах дюралевой лодкой-`казанкой`.

Совсем недавно бригада сотрудников Главного управления по борьбе с экономическими преступлениями, выезжавшая на Дальний Восток, установила:

`...все шесть судов зарегистрированы как `маломерные`, имеющие мощность двигателя менее 55 кВт. Проведенный осмотр и освидетельствование шхун с участием специалистов показало, что данные суда по своим тактико-техническим характеристикам относятся к типу `РС` (рыболовный сейнер) и имеют мощность двигателя более 600 кВт, два охлаждаемых трюма, промвооружение, в том числе мощные глубинные тралы, и ни по каким показателям не могли быть зарегистрированы как `маломерные`. Стоимость каждого судна аналогичного класса составляет свыше 500 тысяч американских долларов (без учета промвооружения). Соответственно, стоимость шести судов, незаконно перемещенных через таможенную границу и используемых на промысле биоресурсов, составляет свыше трех миллионов долларов`.

Контрабандно ввезенные японские шхуны оказались в Южно-Сахалинске у частных предпринимателей - морских разбойников В. Морозова и А. Симакина. Следователи очень хотели бы задать им много вопросов, но друзья-компаньоны сразу после убийства генерала Гамова `снялись с якоря` и ударились в бега.

Пока можно лишь строить предположения об их причастности к этому преступлению. Вскрылась весьма оберегаемая от постороннего вмешательства международная мафиозная система огромных хищений российских биоресурсов. Она довольно проста. Японские рыбопромышленники охотно отдают российским браконьерам подержанные, но еще вполне приличные рыбацкие шхуны. Договариваются, что те рассчитываться за суда будут морепродуктами. Чаще контрабандно, иногда через таможню, под видом убогих маломерок (пошлина соответствующая - до 1,5 тысячи долларов) шхуны пригоняют в Россию. Чтобы зарегистрировать их как промысловые суда, нужно разрешение Госкомрыболовства, разрешение на право поднять российский флаг, поставить на учет у капитана рыбного порта... В госинспекциях маломерных судов Минприроды РФ японские шхуны регистрируют как лодки-моторки, боты, катера. Наверняка за большие взятки. Присваивают им только номер - и все. С такой регистрацией они не имеют права заниматься промышленной рыбалкой, уходить дальше чем на 30 миль от порта базирования. На них, естественно, не ставят системы мониторинга. На деле эти шхуны рыбачат в любой точке Охотского, Японского, Берингова морей, ходят за границу, осваивают промышленные квоты...

Сколько таких судов? Недавняя проверка только двух рыбных портов - Холмского и Невельского - выявила 65 японских шхун, сокрытых под видом маломерных судов. Всего на Сахалине, Курилах, Камчатке, по подсчетам специалистов, их не менее 300-350.

И вот факт, требующий глубоких размышлений: на всем протяжении необъятных дальневосточных морей наши доблестные пограничники ни разу не обнаружили подставу. Ни разу не определили, что перед ними не бот, не лодка-`казанка`, как значится в регистрационных документах, а быстроходное, прекрасно оснащенное рыбацкое судно, за которым при случае надо будет гоняться полсуток кряду. Регистрационные документы - первое, что должны потребовать пограничники при досмотре.

Не хочу верить сыщикам, предполагающим, что охранители границы `закрывают глаза` за `откат` в несколько десятков тысяч долларов, которые выплачивает каждая такая шхуна.

...Этой публикацией `Известия` не завершают свое журналистское расследование `Мафия и море`. Мы будем внимательно следить за тем, что происходит в рыбной отрасли страны, будем стараться помочь ей избавиться от мафиозного влияния.
А что вы думаете об этом?

9 окт 2002
Российская Федерация

Док. 148601
Опублик.: 09.10.02
Число обращений: 220


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``