В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Передел границ СНГ стартовал на Кавказе Назад
Передел границ СНГ стартовал на Кавказе
Подготовку к присоединению Абхазии и Южной Осетии Россия начала еще минувшей весной
Анатолий Гордиенко
Беспрецедентное обострение российско-грузинских отношений, дошедшее даже до бряцания оружием и бомбардировки грузинской территории `неопознанными` летающими объектами, уже давно у всех на слуху. Причины разгоревшегося конфликта, казалось, очевидны. Однако истинный смысл и последствия нынешних событий могут оказаться гораздо более впечатляющими, чем просто разногласия во взглядах на методы борьбы с терроризмом. В ходе расследования, проведенного `НГ`, выяснилось, что еще в марте текущего года руководство России получило документально оформленные предложения присоединить к ней Абхазию и Южную Осетию.

Такое право давали российскому руководству официальные документы, оказавшиеся сегодня в распоряжении `НГ`. Это обращение к руководству РФ президента Абхазии Владислава Ардзинбы с просьбой об установлении ассоциированных отношений с Россией, подкрепленное письмом с аналогичной просьбой от абхазских деятелей науки и искусства, а также обращение парламента Южной Осетии к Государственной Думе РФ. Парламент Республики Южная Осетия обращается к Госдуме с просьбой о признании независимости Южной Осетии, воссоединении с Россией и о вводе на территорию Южной Осетии российских войск для защиты десятков тысяч граждан РФ, говорится в письме.

В свете этих документов события, произошедшие с марта текущего года, выглядят как планомерная подготовка присоединения двух кавказских республик к России. С весны текущего года Россия предельно упростила для жителей Абхазии и Южной Осетии процедуру получения российских паспортов. Сейчас только, по официальным данным, около 70% жителей Абхазии являются фактически гражданами РФ. Ежемесячно российские паспорта там получают десятки тысяч человек. Та же динамика прослеживается и в Южной Осетии, где уже больше половины населения стали российскими гражданами. Сохранись нынешняя динамика предоставления российского гражданства жителям двух бывших грузинских автономий, и дело в конце концов дойдет до референдумов о присоединении этих территорий к России.

Предсказать их итоги нетрудно. Абхазия поспособствовала тому же процессу экономически, начав продажу российским бизнесменам своих черноморских курортов.

Чтобы лишить Грузию возможности сопротивляться процессу присоединения ее бывших автономий к России, была начата многоходовая операция. Началось с малого: сначала - скандал с неудачной зачисткой Панкисского ущелья. Затем - фактическое объявление войны, вызвавшее мощный внутриполитический кризис в Грузии. После этого - дискредитация авторитета Эдуарда Шеварднадзе: поиск состава преступления в его деятельности на посту министра иностранных дел СССР, когда вопрос о разграничении Баренцева моря был решен им в ущерб интересам страны, и попытка очернить его перед мировым сообществом как пособника терроризма. Теперь России осталось только достать из рукава письма лидеров Абхазии и Южной Осетии и на основании их просьб ввести на территорию обеих республик российские войска для защиты российских граждан от якобы нападающих со всех сторон террористов.

Надо сказать, что обращения появились очень вовремя: именно к весне 2002 г. Тбилиси и Вашингтон определили сроки и масштабы реализации в Грузии американской военной программы обучения и оснащения грузинской армии. Тем самым курс официального Тбилиси на дальнейшее сближение с Западом и соответственно отход от России приобрели реальное наполнение. Что, разумеется, никак не устраивает Кремль. У России есть по меньшей мере несколько серьезных оснований для того, чтобы стремиться к присоединению Абхазии и Южной Осетии. Во-первых, Абхазия - это прямой выход к Черному морю, а значит, возможность создания новой военно-морской базы и крупной базы радиоразведки. Потеря аналогичной базы в Крыму обрекла Российскую армию на глухоту: перехват переговоров южного командования НАТО сегодня возможен только с помощью кораблей радиоразведки, имеющих ограниченный радиус перехвата и не всегда получающих право на проход через Босфор. Во-вторых, ослабление Тбилиси приведет к срыву планов создания энергетического коридора Восток-Запад. Грузия играет ключевую роль в экспорте каспийской нефти и природного газа непосредственно на западные рынки, минуя Россию. Москва же хочет, чтобы львиная доля каспийских энергоресурсов направлялась через ее территорию. Если в формирующемся энергетическом коридоре Восток-Запад перекрыть грузинскую горловину, альтернативой российскому маршруту останется лишь путь через Афганистан, Иран и другие не слишком привлекательные для западных рынков страны.

И, наконец, перекраивание границ приведет к такой дискредитации центральной власти в Грузии, что вопрос о смене президента окажется решенным. На этот случай Россия уже сейчас готовит кандидатов, которые имеют четкую пророссийскую ориентацию и обеспечат возвращение Грузии под влияние России.

Тбилиси

Обращение парламента Республики Южная Осетия к Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации
В последние дни военно-политическая ситуация на Кавказе резко обострилась. Под предлогом проведения операции в Панкисском ущелье против сил международного терроризма реализуется план ввода на территорию Грузии военного контингента стран НАТО.

Грузия неоднократно пыталась склонить мировое сообщество к военному решению проблем, которые она сама же и создала. Новым подтверждением тому стало заявление Президента Грузии Эдуарда Шеварднадзе о готовности применить силу против Южной Осетии и Абхазии, прозвучавшее 28 февраля 2002 года.

Южная Осетия неоднократно становилась объектом вооруженной агрессии со стороны Грузии. Открытая попытка полного уничтожения народа Южной Осетии была предпринята в 1989-1992 годах. В сложившейся тогда ситуации наш народ, отстаивая свое право на существование и свободу и основываясь на действовавшем тогда союзном законодательстве, высказался за провозглашение государственной независимости Южной Осетии.

Тогда Российская Федерация решительно выступила против геноцида нашего народа и добилась прекращения кровопролития на земле Южной Осетии. Однако дальнейший ход событий показал, что Грузия и после прекращения войны не отказалась от своих агрессивных планов. Даже признавая свою ответственность за развязывание войны против народа Южной Осетии, Грузия на деле отказалась от возмещения нанесенного ею ущерба и ничего не сделала для облегчения тяжелого положения людей. Почти десять лет Южная Осетия существует в условиях фактической независимости, опираясь на свои силы и помощь России.

Исторический опыт подтвердил верность выбора народа Осетии, в 1774 году добровольно вошедшего в состав Российской державы. Являясь частью единого осетинского народа, который после распада СССР оказался разделенным государственной границей, южные осетины продолжают считать себя россиянами. Более половины населения Южной Осетии являются гражданами Российской Федерации. Русский язык является наряду с осетинским официальным языком Республики Южная Осетия. Южная Осетия воспринимает себя как часть российского культурного и национального пространства.

Ввиду реальной угрозы новой вооруженной агрессии Грузии против Южной Осетии, основываясь на исторически обусловленной связи с Россией и исходя из воли народа, выраженной на референдуме в январе 1992 года, Парламент Республики Южная Осетия вновь обращается к Государственной Думе Российской Федерации с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия, воссоединении с Россией и о вводе на территорию Южной Осетии российских войск для защиты десятков тысяч граждан Российской Федерации.

Принято Парламентом Республики Южная Осетия
1 марта 2002 г.
г. Цхинвал

Руководству Российской Федерации
Народ и руководство Республики Абхазия неоднократно в течение последних десяти лет заявляли о своем стремлении к установлению самых тесных отношений с Российской Федерацией. Однако этому препятствует то обстоятельство, что ООН и соответственно государства, входящие в нее, признали территориальную целостность Грузии в пределах границ бывшей ГССР на 21 декабря 1991 г.

Между тем Абхазия не имеет никакого отношения к нынешней Грузии и ее границам, т.к. разрыв государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией произошел еще в период существования СССР. После прихода к власти З.Гамсахурдиа, в конце 1990 г. Верховным Советом Республики Грузия был объявлен переходный период по восстановлению государственной независимости Грузии, а 28 февраля 1991 г. был назначен референдум по вопросу восстановления государственной независимости Грузии на основании Акта о независимости от 26 мая 1918 г., что фактически являлось решением о выходе из СССР.

В соответствии с Законом СССР `О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР`, от 3 апреля 1990 г. автономные республики, в случае выхода союзной республики из СССР, обладали правом самостоятельно решать вопрос о пребывании в Союзе ССР и своем государственно-правовом статусе. В связи с этим Абхазия приняла участие в референдуме 17 марта 1991 г., на котором большинство населения республики высказалось за сохранение Союза ССР. Результаты референдума по Абхазской АССР были официально подтверждены Центральной комиссией референдума СССР. В то же время Грузия, заявившая о стремлении строить федеративное государство, участия в этом референдуме не принимала. 31 марта на территории Грузии был проведен референдум о восстановлении государственной независимости Грузии, в котором не принимала участия Абхазия.

9 апреля 1991 г. на основе результатов этого референдума Верховным Советом Грузии был принят Акт о восстановлении государственной независимости Грузии, которым Грузия провозглашалась правопреемницей Грузинской демократической республики 1918-1921 гг. С этого момента ГССР де-юре прекратила существование. Таким образом, на территории бывшей ГССР возникло два не связанных друг с другом государства - Грузия, заявившая о своей независимости и выходе из СССР, и Абхазия, которая продолжала оставаться субъектом Советского Союза. Следовательно, государственно-правовые отношения между Абхазией и Грузией, созданные и регулировавшиеся советским законодательством, были прекращены также на основании советского законодательства.

Таким образом, на момент распада СССР Абхазия являлась его субъектом, а признание целостности Грузии в пределах границ бывшей ГСССР не имеет правовых оснований. Накануне принятия Грузии в ООН я в своем письме на имя Генерального Секретаря ООН информировал его о том, что между Абхазией и Грузией не существует государственно-правовых отношений и что принятие Грузии в ООН в границах бывшей ГССР неправомерно. Однако это обращение было проигнорировано, что, по существу, дало возможность Грузии начать вооруженную агрессию против Абхазии.

После окончания войны при посредничестве России и ООН, при участии ОБСЕ абхазской и грузинской сторонами было подписано Заявление о мерах по политическому урегулированию грузино-абхазского конфликта от 4 апреля 19914 г., которое зафиксировало факт отсутствия государственно-правовых отношений между Абхазией и Грузией.

После этого на протяжении четырех лет между Абхазией и Грузией шли переговоры о возможности восстановления государственно-правовых отношений на конфедеративной основе, однако по вине грузинского руководства они были сорваны. В 1999 г. в Абхазии был проведен референдум по вопросу независимости, в котором приняла участие большая часть населения республики от его довоенной численности. По результатам референдума был принят Акт о государственной независимости Республики Абхазия.

Несмотря на свои международные обязательства, Грузия неоднократно пыталась силой установить контроль над Абхазией. Последний раз это произошло в октябре 2001 г., когда грузинские власти перебросили в Абхазию отряды международных террористов под командованием Гелаева.

Народ Абхазии считает Россию единственным гарантом безопасности и стабильности в регионе. Именно благодаря российским миротворцам и твердой позиции руководства России удается избегать новой широкомасштабной войны.

Руководство Абхазии пользуется полной поддержкой народа Абхазии в вопросе установления самых тесных отношений с Россией. И Абхазия, в силу обстоятельств, изложенных выше, имеет на это право.

В этой связи я обращаюсь к Вам с просьбой рассмотреть вопрос об установлении ассоциированных отношений с Абхазией. Эта модель взаимоотношений имеет международных аналоги, и, на наш взгляд, такие отношения являются единственной гарантией безопасности нашего государства и народа, а также необходимым условием развития экономики республики, ориентированной на Россию.

Мы надеемся, что это обращение найдет Вашу поддержку.

С искренним уважением, В. Ардзинба
г. Сухуми 1 марта 2002 года

Док. 148530
Опублик.: 07.10.02
Число обращений: 4


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``