В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
И плюс алкоголизация всей страны Назад
И плюс алкоголизация всей страны
Россия вновь будет самой крепко пьющей страной, если давление на пивоваров не прекратится

Как сообщил Интерфакс, на днях при подъезде к Санкт-Петербургу в непосредственной близости от поста ГИБДД были обстреляны грузовики, перевозившие алюминиевые банки для пивоваренной компании `Балтика`. В результате был ранен водитель одной из автомашин, стрелявшие скрылись на джипе.

Это не первый случай давления криминала на пивоваров. В январе 2000 года в собственной квартире был убит директор по финансам и экономике ОАО `Пивоваренная компания `Балтика` Илья Вайсман. В январе 2001 года уголовное дело неожиданно прекратили. Ни исполнители, ни заказчики преступления, как водится, найдены не были.

Как известно, в июле этого года Министерство финансов РФ в довольно жесткой форме отказало пивоварам в снижении ввозной таможенной пошлины на оборудование, не имеющее отечественных аналогов, под предлогом `удовлетворительного состояния отрасли`. Эксперты делают неутешительный вывод: наступление на отечественных производителей пива идет с двух сторон: с административной, то есть со стороны родного чиновника, и с криминальной - путем элементарного запугивания.

Что бы там ни говорили активисты общества `За трезвый образ жизни` про спивающуюся нацию, статистика вещь непредвзятая: за последние несколько лет спрос на водку у населения впервые стал снижаться. Большинство россиян уже сейчас отдают предпочтение менее крепким напиткам. Та же статистика утверждает, что это падение в основном было компенсировано ростом потребления пива, которое немцы называют гормоном счастья - настроение поднимается, а агрессии никакой. Понятно, что в этих условиях прибыль водочных королей резко пошла на убыль.

Стоит отметить, что производство водки, по данным правоохранительных органов, у нас в стране сильно криминализировано, налоги уплачиваются, дай бог, с 15-20% товара, поэтому российский бюджет практически не ощутил падения доходов. Пивовары же, по данным тех же правоохранительных органов, напротив, стараются работать честно, в связи с чем рост пивного рынка повлек за собой увеличение налоговых поступлений. Их даже не надо заставлять работать честно: подделывать пиво объективно невыгодно. К концу этого года среднестатистический россиянин должен выпить, по прогнозам, 45 литров пива. Потребление же этого напитка в некоторых европейских странах вдвое, а то и втрое выше. В Германии - около 130 литров на душу населения, а в Ирландии даже 161 литр.

Не будем никого обвинять - скажем просто, что за этот год российские пивовары ощутили на себе все прелести `особого внимания` государства к отрасли. Недавние поправки к закону о рекламе, резко ограничивающие возможности для рекламы пенного напитка, можно считать лишь намеком на то, что доходами пивоваров заинтересовались на самом высоком уровне. Но это так, цветочки. Еще один существенный удар по отрасли нанесло недавнее решение повысить пошлины на импорт алюминиевых банок для пива. Этот вид тары в последнее время становится все более популярным у потребителей, а потенциал рынка баночного пива оценивается производителями как очень высокий. В России банки производят лишь два предприятия, но они не способны удовлетворить постоянно растущий спрос. Да и цены у отечественных производителей процентов на 30 выше, чем, например, у польских поставщиков. Линии этих предприятий сейчас полностью загружены, тем не менее есть информация, что именно их хозяева пролоббировали повышение пошлин на импортные банки.

Понятно, что вряд ли спокойно наблюдали за падением своих прибылей производители крепких алкогольных напитков, прежде всего производители паленой водки. Любопытная деталь: с Нового года благодаря очередному повышению акцизов бутылка пива класса `Премиум` будет стоить примерно столько же, сколько бутылка паленки. Уж не водочные ли короли разрабатывали стратегию и тактику удушения пивоваренной отрасли? Есть основания полагать, что в меру сил им также помогали импортеры пива и стоящие за ними зарубежные пивные гранды: в этой отрасли наши производители нанесли иностранным конкурентам самый тяжелый урон.

Но все эти `стратеги и тактики` предпочитают оставаться в тени, да и по большому счету сложно их обвинять: они как могут защищают свой бизнес. А вот позиция `государевых людей`, мягко говоря, вызывает удивление - лишь представитель правительства в нижней палате Андрей Логинов пытался вразумить парламентариев во время принятия приснопамятных поправок к закону о рекламе. А вот его коллеги по исполнительной власти, секретарь комиссии по защите внутреннего рынка Кушниренко и главный санитарный врач Онищенко заняли совершенно противоположную позицию, и слабо верится, что делали это совершенно бескорыстно. А уж инициатива удушения производителей `народного напитка`, которую в Думе первыми озвучили члены фракции `Народный депутат`, выглядит и вовсе издевательством над здравым смыслом. Вот уж действительно - умом Россию не понять...

3 окт 2002
Санкт-Петербург

Док. 148483
Опублик.: 03.10.02
Число обращений: 198


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``