В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Пора извлекать пользу из богатства округов Назад
Пора извлекать пользу из богатства округов
Провозгласив курс на вертикаль власти, нужно строить ее последовательно

Об авторе: Дмитрий Федорович Аяцков - губернатор Саратовской области.

С января 2003 года Саратовской области не будет среди членов ассоциации `Большая Волга`. Исполком организации уже поставлен об этом в известность. Не осуждая тех, кто не разделяет данное решение, попробую объяснить, почему накануне начала срока моего президентства в экономической ассоциации был выбран вариант выхода из нее.

В начале 90-х годов, когда приказала долго жить тоталитарная планово-распределительная система, когда мы делали первые шаги в рынок, Россия поделилась на добровольные сообщества. Искать первичные посылы к объединению регионов в границах Урала, Сибири, Центра, Запада, Волги теперь трудно. Может, это была попытка структурировать экономическое соревнование, может, подобным образом мы пытались выжить в условиях разграничения полномочий между уровнями власти. Ведь создание ассоциаций совпало по времени с раздачей суверенитетов, и регионы, получая определенную самостоятельность, вынуждены были искать формы взаимодействия для лоббирования своих интересов в федеральном Центре. На знаменах добровольных объединений выписывались красивые слова. Ассоциация `Большая Волга` под руководством ее первого президента самарского губернатора Константина Титова, например, замахнулась на то, чтобы решить проблемы реки Волги. Затонувшие корабли так и остались лежать на дне, за размытые берега энергетики так и не собираются платить, но в процессе работы, в результате взаимодействия субъектов, кроме экологических, появлялись другие функции: возникали законодательные инициативы, предпринимались творческие попытки продвигать рыночные идеи с уровня государства в жизнь каждого субъекта. Многие из этих функций уже не значились в уставе, их исполнение фактически было нелегитимным, но мы все равно продолжали платить взносы на содержание исполкома, выпуск журнала, мероприятия.

Но дело не в деньгах. Просто через десять лет стало отчетливо видно, что работа в ассоциации неэффективна, нелогична и бесперспективна. Разграничения полномочий между уровнями власти теперь нет. Строится вертикаль исполнительной власти, и немалая роль в успехе строительства отводится округам. Я сразу вышел с инициативой совместить границы округов с границами территорий, объединенных в ассоциации экономического взаимодействия. Меня не услышали. Однако экономический процесс и администрирование плохо совмещаются. Вот уже Калмыкия вышла из ассоциации `Большая Волга`, потому что ее включили в Южный федеральный округ. Пензенская, Самарская, Саратовская области, оставаясь в ПФО, не желают членства в `Большой Волге`. Астраханская и Волгоградская области остаются в `Большой Волге`, но не входят в ПФО. Оставаясь в старых рамках ассоциации, мы нарушаем уже несколько лет установленный федеральной властью расклад. Для новых задач не видно целей и нет средств. Заявить о выравнивании уровня социально-экономического развития регионов ассоциация не полномочна, напротив, для округов это могло бы стать стратегически верным направлением. И в Приволжском к этому уже заметны предпосылки: формируется собственная статистика, составляются рейтинги, отрабатывается окружной мониторинг.

Ни один регион не может существовать отдельно от другого, но раз уж административное распределение определено округами, значит, в их рамках и давайте формировать экономические объединения. Башкирия, Пермь, Кировская область не имеют отношения к `Большой Волге`? Давайте менять название, устав, четко прописывать функции и работать. Не надо бояться реорганизации. Субъекты научились действовать в условиях рынка, и у нас уже налажены горизонтальные связи. Теперь нужно постараться извлекать из них максимум экономической выгоды. Несовпадающие в границах, надуманные парные структуры с искусственно усеченными возможностями - слишком большая роскошь для сегодняшней России. Провозгласив курс на вертикаль власти, имеет смысл последовательно ее строить. Я говорил об этом с полпредом президента в ПФО Сергеем Владиленовичем Кириенко, с его замами. У них нет принципиальных возражений. Речь идет не о революции, но замечать начавшийся в реальности процесс наверху должны своевременно. И реагировать на реперные точки вовремя. Иначе голова по поводу усиления горизонтальной интеграции областей заболит у федерального Центра и у руководства округов. Мне уже не нужно, например, посредников в контактах с Республикой Татарстан. Снимаем трубки и разговариваем. Нужно срочно пять километров труб? Нет вопросов. Расчет потом.

В 2001 году предприятия Саратовской области поставили в Республику Татарстан промышленной продукции на сумму 278 миллионов рублей, из Татарстана пришло продукции на 78 миллионов. В 2002 году мы перешагнем миллиард рублей товарооборота, а в будущем просматривается возможность увеличить его до десятков миллиардов. В конце сентября Татарстан открыл в Саратове торговое представительство для Саратовской, Пензенской и Волгоградской областей. Пусть от общего соглашения до детального договора прошло пять лет. Мы отслеживали друг друга, отчитывались друг перед другом, и в конце концов Татарстан, один из наиболее экономически развитых в России регионов, пришел в Саратов. С предложениями внедрять современные технологии, развивать сервисные центры обслуживания автомобилей и сеть фирменных магазинов, поставлять стройматериалы, двигатели `КамАЗов` для сельхозмашин и покупать саратовские самолеты и холодильники. Есть задумки по совместному строительству коммуникаций атомной энергетики. Нужно аккумулировать общий потенциал. У нас в Приволжском федеральном округе он солидный. Здесь сосредоточено более 80% автомобилестроения, развита авиационная промышленность, развито сельское хозяйство. Пора извлекать пользу из суммированного богатства округов, выравнивая положение регионов внутри. И вот тогда спор показателей объединенных крупных экономических структур может получиться по-настоящему конструктивным, серьезным и управляемым.

3 окт 2002
Саратовская область

Док. 148482
Опублик.: 03.10.02
Число обращений: 154


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``