В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Как Мариам Арапханова приняла неравный бой с головорезами Назад
Как Мариам Арапханова приняла неравный бой с головорезами
Об этом корреспондент `Комсомолки` узнал от боевика, который участвовал в захвате ингушского села Галашки
Молодой ингуш Валид шел из Грузии до Галашек с отрядом Хусейна, в составе группировки Руслана Гелаева. Встречу с ним мне устроили - но уже как `с мирным жителем Ингушетии` в одном из селений неподалеку от Назрани. На боевика этот чисто выбритый, в цивильном костюме человек сейчас совсем не походит.

- Вот смотрю по телевизору: мы ворвались в Галашки и принялись там убивать направо-налево, грабить, - рассказывает Валид. - Вообще у нас такой задачи не было. Гелаев нашим командирам приказал: пройти мимо села тихо, незаметно, в обход блокпостов. Потом выйти к Ассе, реке, сконцентрироваться у трех мостов, провести разведку. А там уж, если переправы охраняются военными, прорываться на Чечню с боем. Но за месяц перехода бойцы сильно голодали. А впереди - десятки километров по горам, до наших баз в Чечне. Вот некоторые джамааты, так назывались наши отряды по 30 - 50 человек, и пошли в Галашки. Сперва отправляли за провиантом нас, ингушей. Мол, вам у своих проще еду раздобыть. Но мы отказались. Галашки - бедное село. Последнее забирать - как потом наши родственники людям в глаза посмотрят. И в село пошли чеченцы. Прихватили с собой и с десяток арабов. Был даже негр. Вскоре мы услышали стрельбу. Потом, когда `добытчики` вернулись, спросили, кто стрелял.

- Мы стреляли, - ответил Алихан из Ачхой-Мартана. - Заартачились там некоторые. Один мужик не хотел отдавать машину. Мы на ней муку собирались вывезти. Да так уперся - не смогли вытащить его из `жигуленка`. Бабахнули гранатой из подствольника - сгорел вместе с машиной. А тут еще тетка какая-то на нас с воплями набросилась. Главное, мужики все по домам сидят, в окна выглядывают. А эта так раскричалась, что чуть было все село не подняла. Пришлось застрелить, чтобы другие не дергались.

- Мы, - продолжает Валид, - с другими ингушами после этого ушли из отряда. У одного из наших родня в Галашках. Помылись, постриглись, переоделись. А на следующий день спокойно оттуда уехали. Паспорта-то у нас в порядке. Слышал, многие из наших по селам рассосались.

...Боевиков здесь сейчас ненавидят люто. Мы убедились в этом, побывав на тезете, поминках по убитой боевиками женщине.

Как боевики попали во двор Арапхановых - неизвестно. Высокий забор, запертые на ночь ворота. Очевидно, зашли огородами. Взломали двери дома, летней кухни. Принялись искать съестные припасы. Семейство в это время в подвале сидело. Ведь всю ночь за околицей гремела стрельба, рвались снаряды и мины. Но, когда под чужими руками загрохотал засов ворот, Мариам Арапханова не выдержала. Выскочила наружу.

- Останься здесь, с детьми. Ты мужчина, тебя могут убить. А женщину не тронут, - сказала мужу. Во дворе увидела, как обвешанные оружием бородачи-чеченцы тащат мешок муки, мешок картошки, упаковки с макаронами. Семья Арапхановых большая, дружная, но небогатая. У Мариам, вышедшей замуж за вдовца, двое своих детей - девчонки 8 и 5 лет. Да двое сыновей мужа. Видя, как боевики тащат из дома последнее, она набросилась на них чуть ли не с кулаками.

На ее крики из соседних дворов показались другие женщины. И тогда один из `отморозков` передернул затвор автомата: `Уйди с дороги, а то убью`.

Но Мариам не сделала ни шагу. И бандит ударил ей автоматной очередью в грудь. Женщине было всего 35 лет.

Обрастает легендами и гибель экипажа погибшего вертолета. Ракета из ПЗРК `Игла`, выпущенная боевиком Арби, ударила в Ми-24 прямо над Галашками. Горящий вертолет устремился к земле. Командир экипажа майор Владимир Власов повел машину в сторону от домов. Его боевые товарищи, старшие лейтенанты Дмитрий Торфеев и Евгений Пулов, кричали собравшимся внизу сельчанам, махали руками - разбегайтесь, уходите, прячьтесь. Народ послушался. Огромный факел вертолета, не зацепив ни одного из домов, врезался в огород на задворках...

- Я в это время с детьми у соседей сидела, - рассказывает Фатима Ханиева. - Услышала взрыв. Смотрю, в моем дворе огонь. Решила, что снаряд в стог сена угодил. Схватила ведра с водой, побежала тушить. А там - кошмар какой-то. Обломки вертолета пылают, не подойдешь. Тело рядом лежит. Без головы. Рядом - рука, сжимавшая пистолет. Я потом отдала его какому-то полковнику. Ребят-вертолетчиков очень жалко, до последнего момента о людях думали.

...Вопросов не убавляется. Как боевики умудрились незамеченными перейти границу России? Как умудрились столь долго передвигаться по Осетии? Почему их попытались остановить лишь под Галашками? И, главное, куда они отсюда ушли?


А В ЭТО ВРЕМЯ
Неожиданно закончилась последняя поездка в США Ильяса Ахмадова, называющего себя `министром иностранных дел Ичкерии`. В последние годы с ним регулярно встречались в Вашингтоне представители госдепартамента, `министру` предоставляли возможность выступать перед журналистами в штаб-квартире ООН. Однако на этот раз главный представитель Аслана Масхадова обратился к американским властям с банальной просьбой - предоставить ему политическое убежище. Похоже, в ближайшем масхадовском окружении начинают осознавать свою обреченность.
Николай РОСТИН.

1 октября 2002 г.

1 окт 2002
Республика Ингушетия

Док. 148369
Опублик.: 01.10.02
Число обращений: 187


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``