В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Политический запас прочности бюджета-2003 минимален Назад
Политический запас прочности бюджета-2003 минимален
В нем заложен существенный рост налогов и государственных расходов

`Судным днем` называют в правительстве 25 сентября. На этот день в Госдуме намечается принятие в первом чтении бюджета-2003. И хотя вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин утверждает, что в свое время `прошел хорошую школу в демократическом Ленсовете` и никакие дискуссии ему уже не страшны, в будущую среду ему придется держать серьезный экзамен перед депутатами. Другое дело, когда проект бюджета обсуждают профессионалы-экономисты: с ними можно вести по-настоящему откровенный разговор. Такой дискуссией и стал круглый стол, проведенный фондом `Либеральная миссия`, Центром политических технологий и Высшей школой экономики в минувшую пятницу.

Алексей Кудрин сразу признался, что правительство планирует сохранить налог с продаж, который по закону действует лишь до 1 января 2004 года, и отодвинуть сроки снижения налога на добавленную стоимость и единого социального налога. По его словам, вопрос о налогах все еще `остается открытым`, поскольку расходы бюджета могут оказаться гораздо большими, чем планировалось. Ведь на 2003 год приходится не только пик платежей по внешнему долгу и заявленное повышение зарплат бюджетникам, но и продолжение реформ, требующих больших затрат. В то же время серьезных налоговых поступлений в казну не ожидается. Зато, по словам Кудрина, с 2005 года ожидается дефицит доходов в Пенсионный фонд, который формируется в основном за счет единого социального налога. А дальше с Пенсионным фондом вообще начинаются проблемы из-за ухудшения демографической ситуации в стране, так что не исключено, что вопрос о налогах останется `открытым` на неопределенный срок.

Судя по всему, погашение внешнего долга остается для правительства самой сложной задачей на будущий год. Надо как-то исхитриться, чтобы и долги отдать, и профицит бюджета обеспечить. Тут Минфин планирует получить до 51 млрд. руб. доходов от приватизации и до 24 млрд. - от заимствований на внутреннем рынке. Кстати, занимать будут тоже из средств Пенсионного фонда и, может быть, даже больше, чем намечено. Ведь, как заявил вице-премьер, `если не проведем приватизацию - не страшно, отложим ее на другой год`. В то же время Кудрин не исключил займов у внешних кредиторов и в этом году, и в следующем, но по минимуму.

Министр финансов сообщил, что 5 декабря правительство обсудит финансовый план доходов и расходов страны на три года, в котором налоговая политика государства еще будет уточняться. Но утвердят план уже в этом году, и это будет означать, что Центр и регионы перейдут на своеобразный трехлетний договор, в котором будет прописано более строгое закрепление доходов за бюджетами различных уровней. К перераспределению налоговых поступлений уже все готовы, правительство только ждет результатов работы комиссии Дмитрия Козака, чтобы поставить в этом вопросе окончательную точку. А в Думе уже лежит соответствующий закон о новой налоговой базе.

Серьезные изменения в основном финансовом документе страны, возможно, коснутся и сельского хозяйства. По словам Кудрина, несмотря на небывалый урожай, половина хозяйств по-прежнему убыточны и требуется дополнительный экономический анализ необходимости такого урожая. Ведь правительство даже не может спрогнозировать, когда уполномоченные компании смогут реализовать сельхозпродукцию и вернуть деньги государству. В этом году, по мнению вице-премьера, еще можно выделить 6 млрд. руб. на поддержку отечественного производителя, а потом эту проблему надо серьезно изучать. Высказывая свою точку зрения на бюджет-2003, участники круглого стола отмечали, что документ этот, безусловно, `грамотный и профессиональный`, но недостатков в нем столько, что только верные центристы и СПС смогут утвердить его в Думе без существенных изменений. Поэтому нельзя допустить, чтобы кто-то из центристской четверки перешел к нему в оппозицию. В частности, бывший зампред ЦБ Сергей Алексашенко считает, что одна треть расходов бюджета мало обоснована или не обоснована вообще ничем. `Если так пойдет и дальше, - заявил он, - то на следующем сроке у Путина возникнет проблема неуправляемости бюджетным процессом`. Довольно жесткую оценку стараниям Минфина дал и президент фонда `Либеральная миссия` Евгений Ясин: `У меня нет ощущения, что это бюджет развития. Реально здесь заявлены только рост государственных расходов и рост налогового бремени`. А по словам члена комитета Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам Александра Шохина, `если в этом году `нулевое чтение` бюджета проходит довольно эффективно, то следующий год станет настоящим испытанием правительства, ведь бюджет нужно будет принять за три месяца до выборов`. Тогда депутаты `вспомнят о лоббизме и начнут циничный торг`. Поэтому, считает Шохин, думать о технологии `нулевого чтения` бюджета-2004 надо уже сейчас. Со многими замечаниями Алексей Кудрин согласился, однако на серьезные поправки основных параметров бюджета правительство, конечно, уже не пойдет.

23 сен 2002
Российская Федерация

Док. 148171
Опублик.: 23.09.02
Число обращений: 157


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``