В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Кто раскалывает центристскую коалицию Назад
Кто раскалывает центристскую коалицию
Близость выборов вызовет не только предсказуемые демарши левых и правозащитные обличения правых. Она разожжет и внутрифракционную схватку за места в будущих партийных списках. Мы были свидетелями борьбы за влияние в КПРФ, разброда в рядах правых при их попытках объединиться, деления аграриев на ястребов и умеренных. Теперь можно говорить о начале раскола кремлевской опоры в Госдуме - центристской коалиции. Основанием для этого могут служить участившиеся свары прежде всего между фракциями `Единство` и ОВР. Эти фракции составляют ядро думской коалиции, имея над собой формально одно начальство - неожиданно созданную партию `Единая Россия`.

На поверхности раскольником вроде бы выступает руководство ОВР, которое, помня унижения прошлой выборной кампании, с мстительным упорством вставляет палки в колеса более удачливому брату по партии - фракции `Единство`. Орудием раскола депутаты ОВР выбрали испытанную политику проволочек законотворчества. Особенно ярко это проявилось в отношении к пакету законопроектов о реформе РАО `ЕЭС России`.

Фракция `Единство`, движимая фельдфебельским инстинктом, была готова принять этот пакет еще весной, не вдаваясь в подробности, как и во все, исходящее из кремлевско-правительственных инстанций. Однако формула служения `Единства` в Думе - `будет исполнено, Ваше превосходительство, неукоснительно и без промедления` - на сей раз не сработала. И это хорошо. Недаром созданная летом согласительная комиссия по `энергетическим законопроектам` получила чуть менее четырехсот достойных пристального внимания поправок и замечаний к пакету.

На сегодняшний день, после летних трудов согласительной комиссии, любые уступки со стороны правительства - это, вообще говоря, отказ от реформы естественной монополии. Между тем в Госдуме во главе с ОВР развернулась кампания против принятия согласованного пакета. Фракция ОВР готова втянуть депутатов в длительные, болезненные для России споры о государственном участии в РАО `ЕЭС`. Комиссия сошлась на том, что для решающего участия государству достаточно иметь контрольный пакет. Руководство же ОВР настаивает фактически на сохранении госсобственности в этом секторе экономики страны. Вряд ли фракция `Единство`, чей лидер был одним из сопредседателей согласительной комиссии, восприняла это как дружеский шаг со стороны коллег по коалиции.

В общем-то, всем безразлично, по какому месту и чем будут бить друг друга сражающиеся за кремлевскую ласку ОВР и `Единство`. Беда в том, что соревнование этих фракций `в крутизне` может реально парализовать наладившуюся вроде бы работу Думы. Вне центристкой коалиции обе фракции, конечно же, посредственности, но без них центристская коалиция теряет голосовой перевес, следовательно, влияние в Думе.

Когда проводилась всеобщая приватизация, закона также не было, но действовали хотя бы указы президента. Правда, и они не вызвали общественного признания дележа государственной собственности. А вот теперь на такую же нелегитимность обрекаются и реформы в электроэнергетике.

Пока депутаты будут примерять к грядущим выборам каждый процент государственного участия, реформы РАО `ЕЭС России` ко времени принятия закона проворно завершатся. Региональные энергетические системы уже распродаются, а на площадке АТС (Администратор торговой системы) пусть пока еще пробные, но торги готовятся. И принятый в необозримом будущем закон просто не к чему будет применить. И все потому, что, соревнуясь за лидерство, ОВР и `Единство` рушат богатую голосами центристскую коалицию.

Казалось бы, Кремль должен подавить мятеж в карманном депутатском объединении. Но это в случае, если сам Кремль предвыборную партитуру строит на отлаженной ранее думской гармонии, а не на спровоцированной разноголосице.

Впрочем, не следует сгущать краски, посчитав ту же фракцию ОВР орудием каких-то неразгаданных, `зловещих` предвыборных замыслов Кремля. Возможно, что вся риторика о `социальном измерении` и `более полном учете интересов населения` - не более чем подготовка к вероятной встрече ключевых игроков на политической сцене. После чего градус раскольнической деятельности ОВР понизится, и `друзья народа` сердцем проголосуют за согласованный жарким летом `энергетический пакет`. Будь у фракции `Единство` подобного рода задание свыше, то и они бы саботировали принятие этого пакета до разрешения.

Возможно, это личные ходы руководства фракции ОВР, полагающего, что публичная активность не только обеспечит верное место в партийном выборном списке, но и среди кандидатов на какой-нибудь важный пост в исполнительной ветви власти. Лидеров фракции `Единство` это нервирует, поскольку и их карьерное воображение не богаче, чем у коллег по коалиции. Между тем партийный-то список у `Единой России` будет один.

Можно выдвинуть множество версий, объясняющих причины, по которым две фракции занялись вместо дружной работы предвыборным надуванием щек. В любом случае трещина в центристской коалиции может привести к затягиванию принятия свыше 30 запланированных для этой сессии законов, в том числе с проблемным и совсем даже не предвыборным содержанием. Думается, любая цель раскола этой коалиции несопоставима с губительным для страны провалом любого из запланированных законов, имей он отношение к реформе естественных монополий, местного самоуправления или к дебюрократизации экономики.

19 сен 2002
Российская Федерация

Док. 148112
Опублик.: 19.09.02
Число обращений: 167


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``