В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Под звуки советского гимна к нам возвращается гранитный Феликс Назад
Под звуки советского гимна к нам возвращается гранитный Феликс
Высказанное Юрием Лужковым намерение вернуть на Лубянскую площадь столицы памятник основателю советской тайной полиции Феликсу Дзержинскому натолкнулось на встречную инициативу. В понедельник состоялся митинг протеста, на котором собирались подписи против инициативы московского мэра.

Если свержение гранитного Дзержинского в августе 91-го стало символом начала новой России, то его предполагаемое возвращение на то же место спустя десятилетие по инициативе столь видного и влиятельного политического деятеля, как мэр Москвы Юрий Лужков, трудно интерпретировать иначе как символ ее конца. Семиотические, знаковые жесты, мы знаем, это тоже политика. Причем не сиюминутная, не простая тактика, а политика долговременная, стратегическая. Возвращение гимна было данью имперским рефлексам нашего государства. Воцарение Дзержинского может означать благословение известных методов взаимоотношений нашего государства со своими гражданами.

Инициатива московского мэра Юрия Лужкова - вернуть на Лубянку памятник Феликсу Дзержинскому - облачена в художественно-эстетические покровы.

Из-под благопристойной эстетической одежки выглядывает идеологическое исподнее памятника. Для Лужкова основатель советской тайной полиции никак не ассоциируется с 37-м годом, а ассоциируется он с налаживанием железнодорожного транспорта, с заботой о беспризорных, наконец, с холодной головой, чистыми руками и горячим сердцем милиционера. Все эти вещи сегодня, когда столько проблем со средствами передвижения по стране, бездомными детишками и чистыми руками внутренних органов, неизбежно востребованы.

Лужков взвесил достоинства и недостатки человека из советского прошлого на политических весах, плюсы перетянули... Ну, стало быть, будем возвращать.

Конечно же взвесил он крайне неточно. И всякий сколько-нибудь добросовестный историк советского периода укажет на большие пробелы в историческом образовании нашего московского градоначальника.

На деле именно Дзержинский в двадцатых годах сконструировал, завел и дал ход чекистской машине по истреблению `человеческого фактора` в стране. Те, кто впоследствии волею Партии и Сталина допускался до ее рычагов - Ежов, Берия, - всего лишь исправно продолжали кровавую работу. Конечно, фигура Дзержинского любопытна в психологическом отношении, как, впрочем, всякая другая фигура исторического злодея - будь то Сталин, Геббельс, Вышинский и даже Гитлер. Это все сюжеты для историков и художников, но не для монументального оформления городского ландшафта.

Разговоры о бережном отношении к истории набили оскомину, но они к тому же отдают бессовестной демагогией. Не об истории беспокоятся товарищи Зюганов, Харитонов и примкнувший к ним господин Лужков, а о МИФОЛОГИИ. Кстати, не зря о ней так беспокоились все коммунистические вожди. О ней же проявляли поистине отеческую заботу вожди Третьего рейха. И у нас и у них клином политических легенд и идеологических сказок о действительности вышибался клин документальной правды о ней. И надо сказать, те и другие преуспели в том. Но больно дорогую цену заплатили народы за победу Мифологии над Историей. Только похоже, еще не всю, если снова и снова дают о себе знать старые рефлексы, если мифы все еще правдивее фактов, если на такую грубую политическую спекуляцию, какую позволил себе столичный мэр, способны купиться массы.

Какие последствия нас ждут? Если вернется Дзержинский, то следующим встанет вопрос о том, чтобы переименовать Волгоград в Сталинград, чтобы переназвать Санкт-Петербург Санкт-Ленинградом. Ну а дальше из запасников, со складов зашагают по стране гранитные идолы. И потребуют они человечины, `чтобы вновь обрести величие`.

Символы только прикидываются неживыми и отрешенными от современной действительности, а на деле у них немалая власть над самими политиками. Ну и, разумеется, над нами смертными.

Нужно ли восстанавливать памятник Дзержинскому в Москве?

Мнение эксперта:

Алексей ГРОМЫКО, внук Андрея Громыко:

- Нет однозначного ответа на этот вопрос. Наше общество сильно расколото. Существует ряд больных вопросов, которые могут лишь усугубить проблему. И среди них наряду с захоронением Ленина и восстановлением памятника Дзержинскому есть немало спорных тем. Сейчас о них заговаривать рано. Кроме лишних проблем и противостояний это ни к чему не приведет. Памятник Дзержинскому нужен, но не в том месте и не в похожем исполнении. Я думаю, что вариант восстановления памятника в первозданном состоянии неприемлем потому, что он несет в себе глубокий символизм. Именно против него выступают те, кто против восстановления памятника на Лубянке.

Андрей БРЕЖНЕВ, внук Леонида Брежнева:

- Для меня личность Дзержинского вошла в историю отечества под знаком `плюс`. Памятник надо восстановить по целому ряду причин. Он украшает архитектурный ансамбль Лубянской площади. Кроме того, Феликс Эдмундович многое сделал для нашего отечества. Службы внутренней и внешней безопасности были его детищем. Именно он решил `нерешаемую` сегодня проблему - убрал беспризорников с улиц. Многие из них впоследствии стали достойными гражданами отечества. За одно это памятник Дзержинскому должен стоять на Лубянке.

`Глас народа`:

Светлана СТРОЙЧЕНКО, 21 год, студентка МИСиС:

- Я против восстановления памятника по личным соображениям. Мой прадед был священником в Краснодаре. За это его расстреляло НКВД, а Дзержинский руководил тогда этой структурой. Таких людей, как я, множество в России, и восстановление памятника нас оскорбит.

Денис МОГИЛЕВ, 27 лет, верстальщик:

- Мне положительно все равно, будет ли стоять этот памятник на Лубянке, где-то еще или не будет совсем. Я понимаю, для чего коммунисты хотят восстановить `первоначальный архитектурный облик` площади. Но ушедшего не вернешь. Пусть Феликс стоит как символ коммунизма, мертвого и беспомощного.

Екатерина ПОПОВА, 29 лет, менеджер:

- А зачем это нужно? Он что, такое уж бесценное произведение искусства? Мне он всегда казался страшным истуканом. Правда, это воспоминания детства. Сейчас я на него посмотрела бы другими глазами, но в Москве есть ряд других вещей, которыми должны заниматься градоначальники. Мне кажется, что все, кто инициирует разговоры о восстановлении или сносе чего-нибудь, играют на публику.

Сергей БОРИСОВ, 24 года, аспирант МГТУ им. Баумана:

- Надо восстановить, тут даже вопросов быть не может. Все обвиняют коммунистов в том, что они храмы взрывали. А демократы чем лучше? Опрокинули красивый памятник великому человеку. Разве это не варварство? Все надо восстанавливать - и храмы, и памятники. Иначе мы так и не превратимся в цивилизованных людей.

Фазиль ИСКАНДЕР, писатель

С именем Феликса Дзержинского наша история связывает массовые бессудные убийства в первые годы революции. Казнокрадов восстановление его памятника не испугает, народу ничего не даст, интеллигенцию заставит грустно задуматься о будущем нашей страны. Поэтому я против.

Михаил ЖВАНЕЦКИЙ, писатель

Восстанавливать надо не то, что развалилось раньше, а то, что валится сейчас. Публика снесла Феликса Эдмундовича, один раз получила удовольствие. Когда будут сносить второй раз, такого удовольствия публика уже не получит - все постарели.

Александр ГЕЛЬМАН, писатель

Нельзя играть символами. Это сбивает людей с толку, у одних вызывает ложные надежды, у других - ложные опасения, тревоги. Те, кто это задумал, видимо, хотят угодить президенту, но на самом деле они оказывают ему дурную услугу. Если памятник Дзержинскому снова появится на прежнем месте, это будет воспринято во всем мире как окончательное подтверждение того, что Владимир Путин - ставленник спецслужб.
А что вы думаете об этом?

Док. 147922
Опублик.: 17.09.02
Число обращений: 153


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``