В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Партии и интернет Назад
Партии и интернет
Сергей Моторный

Партии и интернет

На момент, когда пишутся эти строки, в Российской Федерации уже прошли государственную легитимацию в Минюсте 27 политических партий. Процесс идет весьма успешно, и, насколько можно судить по его уже достигнутым результатам, до конца 2002 года их станет никак не меньше пятидесяти. Оказалось, что искусственные препятствия, которые были изобретены избирательным ведомством г-на Вишнякова и включены в федеральный закон о партиях, никого не смогли остановить. Чем ближе очередные выборы, тем активнее партийное строительство. Партии растут, словно грибы после дождя. Лимит в десять тысяч членов, который предполагался основным более или менее серьезным барьером, преодолевается шутя. К тому же массовость, прежде заменявшая партийным функционерам и средства связи, и материальные ресурсы, в новых условиях перестала быть вообще необходимой. Что толку иметь сотни тысяч или даже миллионы формальных членов, если они не в состоянии умножить массу голосующих сторонников.
Деньги, электронные СМИ и административный ресурс легко компенсируют отсутствие любой массовости.
С другой стороны, даже для такой большой страны, как Российская Федерация, если общее количество присутственных мест, занимаемых по результатам выборов, сравнительно незначительно, можно обойтись одними лишь партийными функционерами. Как показывают расчеты, партия с 15 и даже 10 тысячами членов для этой задачи вполне самодостаточна. Однако, ратуя за сокращение численности вооруженных сил и замену многочисленных войск небольшой профессиональной армией, (помните завлекательный лозунг: ?вы хотите жить, как в Европе??) наши законодатели в партийной жизни почему-то предписывают прямо противоположные процессы. На самом же деле потребность в массовых партиях, как и в массовых армиях, ушла в прошлое. И партийный успех на политическом рынке определяется, в конечном счете, не количеством, а качеством. Пример КПРФ или прежних ?партий власти?, ныне без следа исчезнувших, более чем убедителен.
Своеобразным индикатором готовности новых партий к конкуренции за электорат становится не формальная численность их членов, а способность предъявить обществу свой интеллектуальный ресурс. Проще говоря: чтобы оценить, что собой представляет та или иная партия, надо познакомится с ее сайтом в рунете (интернета).
На сегодняшний день, однако, из 27 политических партий, заявивших о своих притязаниях на участие в борьбе за власть, лишь небольшое число вышло в эту электронную систему. А, к примеру, Rambler, как зеркало интернет-активности русского населения, не имеет раздела ?политические партии?, и при попытке найти что-нибудь по ссылке ?партия? среди первых пятнадцати, не дает ни одной знакомой по прессе аббревиатуры или названия. Каталог очень неплохого поисковика Google содержит в разделе российских партий всего лишь 6 (шесть) ресурсов. Из них по два принадлежат СПС и Яблоку, один украинский и два - никому неизвестные маргиналы.
Каталог Яндекс (Каталог/Общество и политика/Политика/Партии и движения) содержит 55 российских ресурсов. Потому он дает более-менее реальную картину. Причем в первой двадцатке, если взять критерий цитируемости, политических партий оказывается совсем немного. Их всего шесть.
Первую строчку занимает ?Яблоко?( http://www.yabloko.ru). Цитируемость 796. За ней следует официальный сайт ЛДПР (http://www.ldpr.ru). Цитируемость 405. Третья строчка принадлежит серверу КПРФ (http://www.cprf.ru). Цитируемость 396. На четвертом месте СПС (http://www.sps.ru). Цитируемость 227. На пятом СЕПР (ДН) (http://www.nasledie.ru). Цитируемость 224. У ?Единой России? (http://www.edin.ru) шестой результат. Цитируемость 101. Рассмотрим указанные сайты подробнее.
Новостная лента лидера партийных сайтов сообщает практически лишь о яблочных делах. Программные документы содержат всего лишь 5 наименований. Самый свежий датирован 2001 годом. Почему-то расположены они не в хронологическом порядке. Следующие четыре рубрики мало чем отличаются от описанных выше, зато ?Персоналии? порадовали обилием и глубиной. Например, на страничке Арбатова Алексей Георгиевича есть ?Биография?, ?Публикации?, ?Работа над законопроектами?, ?Депутатские запросы и обращения?, ?Другие ссылки?, ?Контактные адреса?. Причем публикации довольно шустро открываются, а ссылки почти все работают. Форум и гостевая живы, а сегодняшняя дискуссия брызжет ядом. Грамматических ошибок мало ? народ все же образованный. Дизайн сайта ниже среднего. Цветовая гамма российского флага в смеси со свежетертым яблоком производит тягостное впечатление. Исключение ? ?Персоналии?, здесь явно другая рука, все просто и ясно, только это и требуется, как правило.
Сайт ЛДПР, как и Яблока, узко-партийный, но, несмотря на своеобразный (впрочем далеко не революционный) дизайн, скроен крепко, работает быстро. Не сразу понимаешь, как что найти, но в конце концов находишь. Назовем эту систему навигации интуитивно-специфической (таков и лидер этой партии). Однако сквозного поиска по сайту нет.
КПРФ имеет сайт с несколько лучшим имиджем, чем сама партия. Конечно, работали профессионалы, но наполнение рубрик пока бедновато, архивы почти пусты, форум и голосования не работают. Мало-мальски объемные странички тормозят при открытии, другие несколько нервно выскакивают, как чертик из коробочки. Персоналии ? просто список фамилий, зато ссылок на красно-коричневые сайты ? изобилие новостей, комментарии, пресс-релизы, хоть и не первой свежести, имеются. Но как это читать? То, что усилием воли можно заставить себя просмотреть - удручает. Если умные люди, умеющие связно выразить свою мысль, еще и остались в КПРФ, значит они молчат.
Сайт Союза Правых Сил почему-то отказался грузиться, хотя рейтинг цитируемости говорит о том, что кто-то, иногда, его все же может лицезреть.
Пятерку лидеров замыкает сайт бывшего движения ?Духовное наследие?. Ныне его правильное название: ?Социалистическая единая партия России (Духовное наследие)? или просто СЕПР (ДН). Сдержанная палитра главной страницы обезображена обилием ярких банеров, судя по всему не приносящих никаких дивидендов. Две бегущие строки (горизонтальная и вертикальная) тоже несколько перегружают глаза, но, впрочем, и несколько оживляют аскетичный дизайн. 24 форточки с анонсами основных разделов, тоже многовато. Впрочем, надписи толковы и все вместе придают сайту солидность. Выбрав любой раздел, можно попасть в разветвленную систему рубрик, охватывающую колоссальное количество тем, подтем, рубрик и подрубрик. 5 Гб и 300 тыс. единиц хранения базы данных ? неплохо для начала. При таком объеме материала сделать навигацию удобнее, наверное, можно, но и то, что сделано, работает неплохо. Новостная полоса пополняется часто и густо, в том числе собкорами из регионов в реальном режиме времени, при этом на первую полосу попадает только самое вкусное. Маловато графики, зато есть фонотека, в том числе, аудиостенограммы партийных мероприятий в формате MP3.
О сайте партийной шестерки умолчим из чисто политических соображений. Чтобы бесплатно рекламировать ?партию власти?, тем более чтобы бесплатно ее критиковать, необходимы веские причины, например, принадлежать к числу ее многомиллионных сторонников или немногочисленных противников. У автора таких причин нет.
В целом складывается впечатление, что летний застой, усиленный к тому же непривычной многомесячной жарой, усыпил почти всех интернет-ньюсмекеров партийных сайтов, за исключением команды Алексея Подберезкина. Но лето уже сменилось осенью, стало быть скоро все завертится с новой силой.

18 сен 2002

Док. 147792
Перв. публик.: 13.09.02
Последн. ред.: 18.09.02
Число обращений: 157


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``