В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Рекомендации научно-практической конференции Назад
Рекомендации научно-практической конференции
Проект
РЕКОМЕНДАЦИИ
научно-практической конференции `О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2003 год`
11 сентября 2002 года Комитет Совета Федерации по бюджету провел научно-практическая конференцию `О прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации до 2005 года и параметрах проекта федерального бюджета на 2003 год`. Рассмотрев и обсудив основные макроэкономические показатели и концепцию проекта федерального бюджета на 2003 год, участники конференции отмечают следующее.
Проект федерального бюджета на 2003 год сформирован исходя из стратегических направлений и ориентиров бюджетной политики, содержащихся в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации `О бюджетной политике в 2003 году`. Характерной особенностью бюджетной политики и налоговой политики на 2003 год является необходимость достижения бюджетной сбалансированности в условиях существенного увеличения платежей по государственному долгу,    изменения налогового законодательства, влияющего на структуру доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, ограничения уровня непроцентных расходов, обеспечения установленных приоритетов в финансировании расходов федерального бюджета.
Проект федерального бюджета на 2003 год по существу повторяет приоритеты, применяемые при разработке бюджетов 2000-2001 годов - обязательность и первоочередность погашения внешнего долга и необходимость поддержания сбалансированности и бездефицитности федерального бюджета. В 2003 году также предусматривается превышение доходов над расходами и наличие профицита в сумме 72,1 млрд.руб.(0,6%к

ВВП), который должен быть направлен на выплаты, сокращающие долговые обязательства.
Положительным итогом такой политики является снижение долговой нагрузки без осуществления значительных государственных заимствований. Однако оборотной стороной ориентации бюджетной политики на достижение профицита, как главной цели, путем сжатия
расходов является объективно сохраняющееся относительно высокое налоговое бремя и невозможность обеспечения высоких темпов роста экономики. Поэтому продолжение в среднесрочной перспективе Правительством Российской Федерации профицитной бюджетной политики требует дополнительного обоснования и рассмотрения.
Необходимо подчеркнуть, что при формировании проекта федерального бюджета на 2003 год были учтены отдельные предложения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, содержащиеся в его постановлении от 15 мая 2002 года No228-СФ и направленные, в частности, на повышение уровня достоверности прогноза основных макроэкономических показателей, установление планируемых изменений тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий, внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, совершенствование меж бюджетных отношений.
Оценивая в целом сценарные условия прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и макроэкономические показатели, лежащие в основе расчетов проекта федерального бюджета на 2003 год, следует отметить их большую реалистичность, а также соответствие современной ситуации и задачам экономического развития страны.
Однако, по мнению участников конференции, могут возникнуть определенные риски при реализации федерального бюджета на 2003 год. Одним из таких рисков является формирование финансового резерва за счет

его накопления в течение 2002 года в том объеме, какой предусмотрен в проекте федерального бюджета на 2003 год (197,4 млрд. руб.). Это представляется весьма проблематичным, так как по состоянию на 1 июля 2002 года финансовый резерв сформирован в объеме лишь 49,1 млрд. руб.
Вызывает сомнение реальность прогнозируемых на 2003 год темпов
роста инфляции на уровне 110-112%. Важным фактором, влияющим на, темпы инфляции в 2003 году, будет рост цен и тарифов на услуги естественных монополий (на газ - 20,0%, на электроэнергию - 14,0%, на
грузовые железнодорожные перевозки - 12,0%). Все это несомненно будет стимулировать инфляционные ожидания, и даст более высокий уровень инфляции.
Особенностью формирования доходной части проекта федерального бюджета на 2003 год является снижение доходов федерального бюджета в реальном выражении по сравнению с 2002 годом на 3%. Более того, в 2003 году по сравнению с 2002 годом снижается доля доходов консолидированного бюджета в ВВП с 30,5% до 30,3%, что свидетельствует о сокращении доходного потенциала бюджетной системы в целом.
Участники конференции обращают внимание на то, что основным результатом проводимой Правительством Российской Федерации налоговой реформы является все большая централизация в федеральном бюджете налоговых источников субъектов Российской Федерации с целью их последующего перераспределения из центра. Доля налоговых доходов федерального бюджета в 2003 году составит 59%) от общего объема доходов консолидированного бюджета, в то время как доля налоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации составит всего 41%.
Причем в 2003 году это происходит на фоне сокращения доли финансовой помощи бюджетам других уровней в общем объеме расходов федерального бюджета при постоянном росте на протяжении последних лет


расходов бюджетов субъектов Российской Федерации (с 12,0% к ВВП в 2001 году до 14,2% в 2003 году).
В соответствии с основными принципами бюджетной политики в 2003 год планируется реальное сокращение непроцентных расходов федерального бюджета (доля непроцентных расходов в ВВП уменьшается по сравнению с 2002 годом на 0,7% процентных пункта при росте ВВП на 4,4%). Снижается доля расходов федерального бюджета в реальную экономику (промышленность, энергетику и строительство, сельское хозяйство и рыболовство, транспорт, связь и информатику, дорожное хозяйство) в общем объеме расходов с 8,5% в 2002 году до 7,6% в проекте федерального бюджета на 2003 год, что свидетельствует о недостаточной направленности бюджетной политики на решение перспективных задач экономического роста.
Следует отметить, что снижение в реальном выражении доходов федерального бюджета, а также общее сжатие государственных расходов, предусмотренное в проекте федерального бюджета на 2003 год, могут создать разрыв между объективной потребностью в бюджетном финансировании основных государственных обязательств и бюджетными ресурсами для их обеспечения.
Анализ расходов проекта федерального бюджета на 2003 год по разделу `Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы` показывает, что субъекты Российской Федерации будут ощущать недостаток бюджетных средств для финансирования выплаты заработной платы работникам организаций бюджетной сферы и расходов на содержание жилищно-коммунального хозяйства.
Учитывая выше изложенное, участники конференции, поддерживая в целом концепцию проекта федерального бюджета на 2003 год, считают целесообразным предложить Правительству Российской Федерации и

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации следующее:
уточнить темпы роста инфляции в 2003 году и размер финансового резерва;
принять меры к повышению уровня собираемости налогов, прежде всего налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации, акцизов на нефтепродукты, спирт и водку;
подготовить предложения по дальнейшему сокращению числа налоговых льгот;
усовершенствовать весь процесс возмещения из федерального бюджета налога на добавленную стоимость, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции;
предусмотреть в связи с централизацией акцизов на табачные изделия в федеральном бюджете компенсационные меры субъектам Российской Федерации на срок выполнения ими взятых на себя инвестиционных обязательств;
принять меры по увеличению поступлений в федеральный бюджет от неналоговых доходов за счет повышения эффективности использования и распоряжения государственной собственностью;
продолжить работу по созданию единой системы управления государственным долгом и правил его учета;
исключить из раздела `Финансовая помощь другим бюджетам бюджетной системы` средства государственных внебюджетных фондов в объеме 416,7 млрд. руб. и перенести в раздел `Социальная политика`, что соответствует их экономическому содержанию;


предусмотреть в федеральном бюджете дополнительные средства на восстановление инфраструктуры жилищно-коммунального хозяйства, учитывая несоответствие роста расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на жилищно-коммунальное хозяйство в 2003 году росту тарифов на услуги естественных монополий;
учесть в федеральном бюджете на 2003 год финансовые средства на планируемое дальнейшее увеличение минимума заработной платы работникам организаций бюджетной сферы с учетом предполагаемого реформирования системы оплаты труда работников организаций бюджетной сферы и перехода от Единой тарифной сетки к отраслевым системам оплаты труда;
увеличить расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу и образование.
Председатель Комитета Е.В.БУШМИН

Док. 147754
Перв. публик.: 12.09.02
Последн. ред.: 18.09.02
Число обращений: 2


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``