В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Обратный отсчет для Туркменбаши Назад
Обратный отсчет для Туркменбаши
Дядя Сэм хочет иметь в Ашхабаде племянника
Александр Могилевский

Президент Туркменистана Сапармурат Ниязов в последнее время стал активным фигурантом американской прессы. Тон статей таков, что напрашивается вывод о подготовке общественного мнения к смещению Туркменбаши. Его всячески критикуют и высмеивают. Общее впечатление от создаваемого образа: бред величия носит клинические формы, подавление демократии бросает вызов всему прогрессивному человечеству, интеллект олигофрена, психика шизофреника, наркотики... Ясное дело, с этим надо что-то делать.

В рамках антитеррористической операции США успешно внедрились в Афганистан и стремительно расширили захваченный плацдарм. На плечах антиталибских настроений они проникли в Центральную Азию, и там их военные подразделения находятся везде, кроме Туркмении. Скромная уступка Ниязова, выразившаяся в том, что после 11 сентября он разрешил транзит через свою страну гуманитарной помощи Афганистану, вызывала у американцев только раздражение. Об этом говорит тот факт, что на днях Ашхабад посетили глава центрального командования ВВС США генерал Томми Френкс и посол по особым поручениям координатор госдепа США по вопросам содействия странам Евразии Уильям Тэйлор, которые вновь пытались договориться с Туркменбаши о более тесном сотрудничестве военных и сил безопасности двух стран. Увы, позиция главы всех туркмен осталась неизменной. Сапармурат Ниязов объяснил это декларацией о самопровозглашенном нейтралитете Туркменистана. Кроме того, нефтегазовые и иные американские компании не присутствуют в Туркмении таким образом и в такой мере, как этого хотелось бы американцам. Политика Туркменбаши явно вошла в конфликт с национальными интересами США.

Сапармурат Ниязов не может позволить американцам разместить их военные подразделения на `его` территории. Он понимает, что в этом случае он становится марионеткой американской администрации, ибо, если он не будет себя `хорошо вести`, его можно будет очень легко и быстро, что называется `без шума и пыли`, убрать. А Туркменбаши хочет жить для своего удовольствия и делать все, что ему в голову взбредет, а не оглядываться на госдеп и конгресс США. Поэтому сегодня американская администрация озабочена необходимостью свергнуть не только иракского президента Саддама Хусейна, но и активно подыскивает кандидатуру на пост президента Туркмении.

Концепция `слабого звена`

Режим Сапармурата Ниязова держится на его личной власти и не имеет какой-либо поддержки в силовых структурах, не опирается на народные массы, партию или клан. Туркменбаши в своей республике, как вожак в стае, один держит всех в страхе и повиновении. Этим Туркмения и слаба. Однако парадокс Туркмении состоит в том, что в стране невозможно найти недовольных. Когда-то невозможно было найти недовольных в Советском Союзе, например в середине 30-х гг. Вместе с тем, как отмечают эксперты, Туркменбаши еще не исчерпал себя. Он силен (ему только 62, а установленный им же порог старости наступает только в 85), он контролирует все, что только можно. По информации все той же `The Washington Post`, `президент Туркмении положил деньги, полученные от продажи нефти своей страны, в один офшорный банк, на счет, который контролирует лично`. Однако при этом он создал ситуацию, при которой народ живет все хуже и хуже под разговоры о том, что жизнь улучшается. В стране бесплатный свет, газ, соль и т.д. Но не стоит забывать, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Сапармурат Ниязов не случайно запрещает российские издания и российские телеканалы на своей территории. Если бы народ жил нормально, то это бы никому не мешало. Он боится сравнений. Это первейший признак потенциальной слабости режима. А когда народ начинает сравнивать, он понимает, в каких убогих условиях существования он вынужден жить. Поэтому и у Вашингтона могут быть какие-то перспективные планы по смене существующего там режима.

Для Америки идеальным был бы вариант человека, не только получившего образование за границей, но и, может быть, выросшего там, другими словами - туркменского эмигранта.

Заместитель председателя комитета Госдумы РФ по делам СНГ и связям с соотечественниками депутат Вячеслав Игрунов подтвердил корреспонденту `НГ`, что действительно - подобные разговоры в политическом истеблишменте ведутся. Достаточно часто приходится наблюдать, как американцы заигрывают с диктаторами, а когда те надоедают, разрабатывают планы по их смещению либо оказывают сильное давление. Так было уже во многих странах мира, в том числе и в Центральной Азии. Например, мы видели колебание маятника по отношению к Киргизии. Хотя, с другой стороны, Туркменбаши - это тяжелый случай и, возможно, тупиковый для Туркмении. Он также подчеркнул, что мысль об `уходе` Туркменбаши есть не только у Америки, она есть и у России. `Но я не знаю ни одного российского политика, который бы нашел хоть сколько-нибудь внятную альтернативу для Туркменбаши`, - сказал Игрунов.

Вместе с тем смена режима может произойти при сочетании двух вариантов. Первое - когда существует сильная оппозиция, выдвинувшая из своей среды сильного преемника, на которого могут делать ставку внешние силы, и когда эта оппозиция пользуется значительной поддержкой внутри страны. При сочетании этих условий внешнее вмешательство может стать катализатором процесса смены власти. В данном случае необходимых условий пока нет. Эксперт Московского центра Карнеги профессор Алексей Малашенко считает, что `Туркменбаши, несмотря на все свои выходки, в глазах мировой политической элиты еще пока себя не исчерпал. Во всяком случае, он может раздражать, но заниматься им всерьез, видимо, никто не будет`.

И другой аспект - где же ярость народных масс, где недовольство широких слоев населения? Во всяком случае, ощутимых недовольств политикой Ниязова мы не видим. В Киргизии подобного рода проявления заставили президента Аскара Акаева пойти на диалог с оппозицией, с обществом и разрабатывать новые методы обратной связи - власть-оппозиция. Ничего подобного в Туркмении даже представить невозможно. Сегодня Туркменбаши является полным и абсолютным властителем, совершенно тоталитарным. Единственно возможный вариант, по мнению профессора Малашенко, если сами соратники Ниязова, которые, кстати, его панически боятся, келейно договорятся устранить его. И вот тут они безусловно, получат западную поддержку. `Но у меня такое ощущение, что на серьезный заговор там пока что никто не годен. Ни традиционалисты, находящиеся в стране, ни оппозиция, находящаяся за пределами Туркмении`, - считает Малашенко.

Возможно, США спровоцировали бы внутриполитический кризис в Туркмении, однако у них пока нет подходящего кандидата на этот пост.

Хороший туркмен - проамериканский туркмен

Вот характеристики некоторых лиц, с кем последние полгода встречались политики, `профильные чиновники` США и обсуждали перспективы `совместного сотрудничества`. Интересно отметить, что на этих раутах отрабатывались варианты вплоть до установления в Туркмении `временного протектората США`.

Назар Союнов, бывший вице-премьер, бывший министр нефти и газа Туркменистана, разыскивается туркменской полицией. Считается хорошим специалистом в нефтегазовом комплексе. Основная часть населения его воспринимает как проворовавшегося чиновника. Плохо понимает американские ценности и интересы. Пагубный недостаток - его алчность подавляет его же политические амбиции, поэтому как самостоятельный политик малопригоден.

Борис Шихмурадов, бывший вице-премьер, бывший министр иностранных дел Туркменистана, разыскивается туркменской полицией. Энергичный, честолюбивый, прагматичный до цинизма. Одержим идей реванша - хочет показать Сапармурату Ниязову, что он умнее его, и, главное, отомстить за собственные унижения.

В обнародованном Борисом Шихмурадовым проекте построения демократии в Туркменистане он планирует захватить власть, затем в течение полутора лет приватизировать нефтегазовый, энергетический и минерало-ресурсные комплексы, крупнейшие банки Туркменистана, а уже после этого провести `демократические` президентские выборы. Его алчность лучше, чем у Назара Союнова, сочетается с его политическими амбициями.

Однако в Туркменистане к нему скорее отрицательное отношение. Большая часть населения его по-прежнему рассматривает как выскочку и проворовавшегося приспешника Ниязова (к тому же наполовину армянина). По мнению депутата Игрунова, `он давно оторвался от туркменских реалий и сегодня ситуация отлична от той, которая была при нем`.

Авды Кулиев, бывший министр иностранных дел Туркменистана. Более 10 лет является лидером антиниязовской оппозиции. Не замешан в коррекционных скандалах, не разыскивается туркменской полицией, однако ему мешает его имидж политического романтика, он недостаточно прагматичен. На сегодня имеет максимальный электоральный рейтинг в Туркменистане. Вместе с тем он может `выжить` только при условии делегирования части полномочий крепкому и самодостаточному кабинету министров, а значит - для американцев малоуправляем.

Как мы видим, ни один из имеющихся в распоряжении хилых кандидатов не может удовлетворить США. Поэтому не исключено, что в скором времени нашему вниманию явится родившийся и выросший на Западе кандидат туркменского происхождения, который сейчас никому не известен.

Сценарий

По достижении нужной (`предреволюционной`) кондиции в страну - в рамках захвата власти - въезжает будущий президент с соратниками. Свой въезд кандидат в правители Туркменистана объяснит необходимостью перенесения `борьбы за демократию и права человека на территорию Туркменистана`.

К этому моменту в республике окажутся и представители ряда авторитетных западных СМИ, включая, конечно, же Си-эн-эн. В ответ на ниязовские репрессии и вопиющие нарушения прав человека США могут направить в Туркмению отряд спецназа, например со стационарной военной базы, дислоцированной в Узбекистане.

В Туркменистане нет структур и сил, способных оказать этому отряду вооруженное сопротивление. Наоборот, появление вооруженных американцев может спровоцировать всплеск массовых антиниязовских выступлений. На всю операцию может потребоваться не более суток (начиная с момента посадки американского спецназа на самолет на узбекском аэродроме).

Конечно, этот план может быть успешным в том случае, если американский кандидат в правители не будет расстрелян Ниязовым тут же после его прибытия в Туркменистан. А аналогичные акции Сапармурат Ниязов уже проводил. В этой ситуации в игру вступит дублер...

Конечно, Россия тоже проявляет, хотя и вялый, интерес к Туркменистану. Поэтому Россия к началу этой операции будет нейтрализована опережающим образом. Пока для этой цели готовится операция под условным названием `лис у курятника`. Суть ее состоит в том, чтобы `переполошить кур`. За сутки до начала ввода американских войск в Туркмению разразится очередной и очень пугающий военно-политический кризис между, например, Грузией и Россией. Это будет выглядеть так тревожно, что российским политикам и военным будет не до Туркмении.

Однако к тому моменту, когда глава Грузии выступит с примиряющим заявлением, в Туркмении у власти будет находиться `проамериканский туркмен`, а на бывших советских военных базах Туркменистана разместятся американские войска. России останется только еще раз поупражняться в политическом бурчании и признать новый порядок в Туркмении.

Док. 147575
Опублик.: 10.09.02
Число обращений: 145


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``