В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Россия рискует потерять атомный ледокольный флот Назад
Россия рискует потерять атомный ледокольный флот
ПОСЛЕДНИЙ ЗАПЛЫВ
Россия рискует потерять атомный ледокольный флот
Россия, огромную часть которой составляют северные территории, где население зависит от доставки всего самого насущного по Северному морскому пути, может вскоре остаться без ледокольного флота. Это означает быстрое угасание жизни в самых богатых полезными ископаемыми районах страны. Правительство разработало несколько программ, направленных на развитие атомного ледокольного флота. Но они пока не остановили постепенную утрату уникальных технологий строительства атомоходов. Начавшееся еще в 1989 году и рассчитанное на 5 лет строительство последнего атомного ледокола `50 лет Победы` никак не завершится. Эксперты прогнозируют, что если ситуацию не изменить, через 5-6 лет страна потеряет Севморпуть. Караваны судов просто нельзя будет проводить через льды.

Сегодня в стране числится 7 атомных ледоколов для обеспечения проводки судов сквозь ледяные поля Северного морского пути. Но ледоколы `Ленин` и `Сибирь` уже исчерпали свой ресурс, `Вайгач` и `Таймыр` маломощны и работают в основном на проводке судов по сибирским рекам. Ядерные реакторы оставшихся четырех ледоколов `погаснут` в 2003-2004 годах.

В настоящее время в морях Северного Ледовитого океана разведано 62,5 трлн кубометров газа, 9 млрд тонн нефти и на берегу - 3,5 млрд тонн, что составляет 25% мировых запасов углеводородов. Только с Приразломного нефтяного месторождения в Печорском море, разработка проекта освоения которого ведется АО `Росшельф` и РАО `Газпром`, планируется вывозить ежегодно до 7 млн тонн нефти. Велики запасы природного газа на Штокмановском газоконденсатном месторождении в Баренцевом море, а также на месторождениях в Карском море. Также перспективны районы моря Лаптевых.

До недавнего времени иностранцев отпугивал суровый климат Северного Ледовитого океана. Опасаясь плавать в тяжелых арктических льдах, они направляли свои торговые корабли окольными путями по южным морям. При этом путь из Европы в Японию или Китай становился вдвое длиннее, чем при следовании по Севморпути. Экспериментальные рейсы теплохода `Кандалакша` по трассе Северного морского пути из Балтики до Японии доказали, что по этой трассе грузы можно доставлять чуть ли не вдвое быстрее. В эффективности Севморпути в прошлом году убедилась и специальная экспедиция, профинансированная странами Северной Европы.

В перспективности Северного морского пути убежден губернатор Мурманской области Юрий Евдокимов. По его мнению, `Севморпуть не только сохранит свои возможности и функции для обеспечения `северного завоза`, транспортировки традиционных грузов - руды, цветных металлов, леса, но и может уже в ближайшие годы стать одним из важнейших путей перевозки грузов из Европы в Азию`. Правда, для этого необходимо сохранить ледокольный флот, без которого Севморпуть будет потерян.

Стоимость строительства нового линейного ледокола составляет, по словам первого заместителя министра транспорта России Вячеслава Рукши, около 250 млн долларов. Эта сумма для России неподъемна. Страна больше десяти лет не может достроить ледокол `50 лет Победы`. По мнению экспертов, если не завершить строительство до 2005 года, корабль дешевле будет разрезать на металлолом.

Понимают это и в правительстве. 3 сентября Минтранс принял решение о подготовке нового контракта на строительство атомохода. `Контракт между гендирекцией госзаказчика Министерства транспорта и ОАО `Балтийский завод` будет подготовлен в течение месяца и подписан после выхода постановления правительства `О финансировании достройки атомного ледокола `50 лет Победы`, - рассказал `Известиям` руководитель отдела помощников министра транспорта Александр Филимонов. - Согласно проекту на достройку ледокола будет выделено 2,5 млрд рублей, в том числе в 2003 году - 820 млн, в 2004 году - 913 млн и в 2005 году - 767 млн рублей. Техническая готовность ледокола сегодня составляет 80%`.

Атомный ледокол `50 лет Победы` (первоначально он назывался `Урал`) начинали строить в Ленинграде на Балтийском заводе в 1989 году. Он стал шестым в серии ледоколов второго поколения типа `Арктика` (проект 10520) и четвертым, строящимся по модернизированному проекту 10521. Серию модернизированных атомоходов второго поколения открыл ледокол `Россия`. Он был сдан в эксплуатацию в 1985 году. Следующим был ледокол `Советский Союз` (его заложили на Балтийском заводе в 1983 году). В 1986 году завод начал строить атомный ледокол `Ямал` (первое название - `Октябрьская революция`), который был сдан заказчику в 1992 году. Затем, в 1993 году, был спущен на воду, но так и не поплыл ледокол `50 лет Победы`. Он оказался последним в серии. И теперь уже совершенно точно последним ледоколом второго поколения.

Применение на кораблях атомных энергетических установок (АЭУ) позволило достичь практически неограниченной дальности плавания без дозаправки топливом. Изготовление и монтаж АЭУ были поручены Балтийскому заводу. При этом, кроме сборки ядерных установок, завод освоил изготовление парогенераторов для АЭУ. Именно в парогенераторе происходит превращение воды в перегретый пар, который затем поступает в паровую турбину энергетической установки. По оценке гендиректора ОАО `Балтийский завод` Олега Шуляковского, результатом 10-летнего перерыва в производстве АЭУ станет полная утрата специалистов и технологий. `Еще 1,5 года - и мы вернемся на уровень 50-х годов, - рассказал он `Известиям`. - А для создания инфраструктуры и подготовки новых специалистов потребуется не менее 5-7 лет. В этих условиях ледокол нового проекта нам уже не построить`.

Производство изделий спецэнергетики Балтийский завод сохранил. Но производственные участки, где выпускались парогенераторы для судовых АЭУ, законсервированы: специалистов, способных их обслуживать, на заводе нет с начала 90-х годов. А сотрудники, занятые производством других видов изделий, не имеют возможности совершенствовать квалификацию в выпуске корабельных атомных энергетических установок.

`Наибольшее беспокойство вызывает то, что при необходимости строительства нового ледокола технологии и материалы для производства парогенераторов придется создавать практически с нуля, - обеспокоен Олег Шуляковский. - Не имея профильной загрузки в течение 10 последних лет, мы не обновляли штат специалистов этого производства. И сейчас завод стоит на грани утраты возможности изготавливать парогенераторы`.

Питерские ледоколостроители считают, что при полном финансировании смогут достроить `50 лет Победы` за три года. Несмотря на многолетний простой в воде, большую часть оборудования можно восстановить. Исключение - устаревшая система утилизации отходов. Но сумма, которую Минтрансу удалось выбить из бюджета, - 2,5 млрд рублей - на 100 млн рублей меньше той, которую просили строители. Теперь эту недостачу придется изыскивать из внебюджетных источников. Такую ситуацию еще в июле предсказывал первый заместитель полпреда президента России в Северо-Западном федеральном округе Михаил Моцак, заявивший, что российские компании, использующие Северный морской путь, должны вложить средства в содержание ледокольного флота России, поскольку `рассчитывать на средства только федерального бюджета не приходится`. Правда, руководитель проекта строительства ледокола Сергей Иванов заявил `Известиям`, что ОАО `Балтийский завод` попытается уложиться в эту сумму.

Без притока средств из внебюджетных источников уже в следующем году из-за выработки ресурса атомных паропроизводящих установок (100 тыс. часов) станут на прикол атомные ледоколы `Россия` и `Таймыр`. Генеральный директор ОАО `Мурманское морское пароходство` Александр Медведев, в чьем доверительном управлении находится весь атомный флот России, считает, что технологически можно продлить ресурс ледоколов до 150 тыс. часов. Такую операцию в порядке эксперимента в 2000 году начали проводить на ледоколе `Арктика`. На нем ресурс к 2003 году будет продлен до 175 тыс. часов, если, конечно, не возникнут проблемы с финансированием. `Продление ресурса до 150 тыс. часов позволит увеличить срок эксплуатации ледоколов до 7-8 лет, - рассказал `Известиям` Александр Медведев. - За это время необходимо начать проектирование и строительство новых судов. Без обновления парка можно потерять ледокольный флот`.

В Нижегородском опытно-конструкторском бюро машиностроения им. Африканова (генеральный проектант атомной паропроизводящей установки) считают, что продлить ресурс ледоколов можно до 175 тыс. часов. Более того, если эксперимент с `Арктикой` окажется удачным, то реально будет подумать и о ресурсе в 200 тыс. часов. Правда, не все ученые одобрительно оценивают эту идею. `Всякая техника имеет свой ресурс, продление которого провоцирует возникновение техногенных ситуаций, - говорит главный специалист Центрального научно-исследовательского института технологии судостроения Илья Вайсман. - Нужны новые корабли. Ведь только для освоения первоочередных месторождений на Севере необходимо построить 18 ледостойких платформ, 10 ледоколов, в том числе 3 атомных, не менее 60 судов технического флота и транспортных судов`.

Окупаемость российского ледокольного флота возможна лишь при условии, что грузооборот на трассах Севморпути составит не менее 4-5 млн тонн в год. Сегодня мы набираем лишь до 2 млн тонн.
А что вы думаете об этом?

Док. 147562
Опублик.: 10.09.02
Число обращений: 0


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``