В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
СПС И ЯБЛОКО: трудная борьба за Путина Назад
СПС И ЯБЛОКО: трудная борьба за Путина
Несмотря на различия в стратегиях, СПС и Яблоко накануне нового политического сезона по существу одинаково позиционируют себя относительно Кремля. Разница в отношении к Кремлю сохранилась лишь в оттенках. Немцов акцентирует дистанцию (правда, в последнее время его позиция уравновешивается публичной лояльностью других руководителей СПС). Явлинский, напротив, демонстрирует сдержанность и подчеркнуто одобряет сближение президента Путина с Западом во внешней политике. Он предложил новую формулу политических отношений с Кремлем: поддержка нового внешнеполитического курса, основанного на одинаковом понимании Россие й и США основополагающих демократических ценностей, и жесткая оппозиция внутриполитическому и экономическому курсу.

Старт

К лету обе партии оказались примерно на одинаковом политическом расстоянии от Кремля, поскольку исходно СПС был `ближе` к Кремлю (начинал как младший партнер кремлевской коалиции в избирательной кампании 1999 г.), а Яблоко - дальше (первоначально позиционировало себя как оппозиционная сила).

Теперь и СПС, и Яблоко оказались в промежуточной политической зоне, где поддержка власти сочетается с дистанцированием и критикой. Обоим партиям приходится делить нишу лояльной демократической оппозиции. Это порождает трудности с политической идентичностью.

Близость политических имиджей создавало трудности и раньше, поскольку обе партии в равной степени (хотя и по-разному) апеллируют к традиционным демократическим ценностям. Теперь же им стало особенно трудно позиционироваться относительно друг друга, поскольку исчезла важная возможность для акцентирования различий, каковой в недавнее время были разные отношения с Кремлем. Правда, правозащитная составляющая в Яблоке была исходно сильнее. Но появление Либеральной России заставило и СПС активизировать усилия и на этом направлении. С другой стороны, возможности для наращивания электоральных ресурсов за границами исходной политической ниши оказались ограничены.

Обе партии оказались обречены на то, чтобы начать подготовку к началу избирательной кампании с борьбы за передел ключевых ресурсов: электората и отношений с Кремлем. В этом соседи по нише следовали уже утвердившимся политическим стратегиям: СПС - агрессивного наступления, Яблоко - осторожного приспособления.

Яблоко сосредоточило усилия на сохранении собственного сегмента внутриполитической ниши. Другим приоритетным направлением подготовки к выборам стало укрепление отношений с Кремлем. Продвижение на обоих направлениях предполагало усиление политического соперничества с СПС. Важной вехой на этом пути стало заседание федерального политического совета партии, которое прошло 16-18 июня 2002 г. Решения федерального совета были примечательны в двух отношениях.

Во-первых, граница, отделяющая партию от СПС, была ужесточена. Было заявлено об оппозиции еще одному приоритетному для СПС законопроекту - реформе РАО `ЕЭС России` в варианте, разработанном Анатолием Чубайсом. В федеральный совет был демонстративно веден `перебежчик` из СПС Александр Осовцов, ранее возглавлявший исполком московского отделения. Это решение было принято в нарушение уставных требований (без предварительной работы в качестве рядового члена и какого-либо испытательного срока) лично Явлинским несмотря на возражения части членом федерального совета. Похоже, для него это решение стало чем-то вроде символического реванша, позволяющего, хотя бы отчасти, компенсировать удар по престижу, полученный в 2000-м, когда из Яблока вышли сразу несколько известных фигур, часть из которых перешла в СПС (Мизулина, Травкин).

Во-вторых, Кремлю послан сигнал, свидетельствующий о растущей готовности Яблока к политическому сотрудничеству. Григорий Явлинский заявил о необходимости обновления кадрового состава в политическом окружении Президента. При этом было продемонстрировано желание продвигаться в структуры исполнительной власти, причем не только `командой`. Такая позиция резко контрастировала с прежними заявлениями о том, что Яблоко не годится на роль послушного советника Президента и правительства и представляла собою практическое воплощение `нового курса`, провозглашенного летом 2001 г. Политическая эволюция, проделанная Яблоком в последнее время, дает основание предположить, что оно демонстрирует готовность к партнерству с Кремлем в системе исполнительной власти и проявляет желание занять место СПС в роли `архитектора` экономической и социальной политики правительства и поставщика кадров для его экономического блока.

СПС начал подготовку к выборам с того, что предъявил претензии на лидерство в политической нише. 18 июня политсовет поддержал идею Немцова о выдвижении единого демократического кандидата в президенты в 2004 г., а также введение конкурентного принципа формирования избирательного списка партии на выборах в Государственную Думу. Оба предложения затем были одобрены федеральным советом 21-22 июня 2002 г.

Единый кандидат?

Особое значение имела идея единого демократического кандидата. Борис Немцов предложил использовать выборы в Государственную Думу в качестве своего рода `праймариз`: лидер партии-победителя становится объединенным кандидатом от демократических сил на президентских выборах 2004 г. Инициатива сразу приобрела значение приоритетной: остальные сопредседатели СПС (Чубайс, Хакамада и Гайдар) договорились о ее совместной поддержке. Единственным противником в руководстве оказался Сергей Кириенко. Немцов также получил согласие и от основных спонсоров партии. По его утверждению, он обсудил вопрос с `бюро РСПП` и получил поддержку его членов.

Официально декларированной целью инициативы Немцова была консолидация вокруг единого кандидата электорального потенциала политической ниши, которую совместно занимают СПС и Яблоко. Отток демократических избирателей к Единой России делал весьма актуальным решение этой задачи. Но помимо этого можно выделить еще три политических задачи, решению которых была призвана способствовать инициатива Немцова.

Во-первых, с самого начала было ясно, что идея единого демократического кандидата в формате, предложенном Немцовым, имеет мало шансов на реализацию. Она стала заявкой СПС на лидерство в политической нише. В отличие от предшествовавших `объединительных` инициатив, она была воспринята обеими сторонами как откровенное средство в межпартийной борьбе. Руководство СПС рассчитывало, что прогнозируемый отказ Явлинского поможет расколоть электорат Яблока и повысит шансы на прохождение в Государственную Думу.

Во-вторых, инициатива Немцова позволяет отодвинуть во времени вопрос о выдвижении кандидата от СПС на пост президента. Целесообразность выдвижения собственного кандидата в Президенты была признана лидерами правых еще в 2001 г. Но это решение создавало серьезную политическую проблему для партии: если Немцов публично объявит о своем желании баллотироваться в 2004 г., то Кремль, который стремится добиться победы в первом туре и не заинтересован в распылении некоммунистического электората, может лишить его доступа к электронным СМИ на ранней стадии, а это снизит шансы СПС на парламентских выборах.

В-третьих, эта идея позволяет руководству СПС принять участие в маневрах, предпринимаемых в элитных кругах в отношении президентских выборов 2004 г. В последнее время внимание элит привлекает фигура `второго` некоммунистического кандидата на президентских выборах 2004 г. Симптоматичным можно считать публикацию в газете `Известия` материала Глеба Павловского, в которой `альтернативный` (`второй-третий`) некоммунистический кандидат на президентских выборах 2004 г. был объявлен наиболее реальным претендентом на роль кандидата от `партии власти` на выборах 2008 г.

Элиты обеспокоены перспективой дальнейшего усиления Владимира Путина в случае его победы в первом туре и заинтересованы в том, чтобы не допустить этого. Предполагается, что это может побудить Путина к переговорам перед вторым туром. Или, по крайней мере, вынудит его пойти на переговоры перед первым туром, если возникнет ситуация, способная сделать быструю победу проблематичной. Единый демократический кандидат может стать инструментом, призванным побудить Путина к заключению неформального соглашения с элитами об условиях поддержки.

Роль единого демократического кандидата может увеличиться еще больше, если на президентских выборах появится `независимый` кандидат, пользующийся поддержкой `семейной` группировки элиты. (Вероятность этого сценария, на сегодняшний день чисто гипотетического, повышается в случае смещения Михаила Касьянова с поста премьера). В этом случае наличие собственного электорального сегмента сделает единого демократического кандидата более автономным по отношению к элитам, а его шансы добиться успеха в переговорах увеличатся. Компромисс с единым демократическим кандидатом менее `обременителен` для Кремля, а потому более вероятно, что на соглашение пойдут именно с ним, а не с представителем `семейной` группировки.

Выдержав `паузу`, Яблоко откликнулось на инициативу СПС о едином кандидате от демократических сил. Открыто отвергнуть предложение Немцова Явлинский не мог: отказ от сотрудничества с `родственной` силой мог быть воспринят как проявление политического эгоизма и, кроме того, - как свидетельство низкой оценки собственных шансов на парламентских выборах. 1 июля заместитель председателя Яблока Игорь Артемьев заявил о необходимости `продумать механизм, как, где и от кого будет выдвинут единый кандидат в президенты`.

После этого партии сделали несколько шагов навстречу друг другу. 2 июля Ирина Хакамада сообщила, что СПС, `Яблоко` и `Единство` создали единый штаб для подготовки к выборам в Законодательное собрание Санкт-Петербурга, которые должны состояться в декабре 2002 г. Координатором объединенного штаба был назначен член политсовета питерского СПС Еремеев. Главная цель объединения трех партий - создание `антигубернаторского списка`. СПС уже определил 12-14 округов, в которых будет выставлять своих кандидатов, и согласовал свои действия с питерским `Яблоком`.

Выборы в Законодательное собрание Санкт-Петербурга рассматриваются правыми как трамплин для будущих парламентских и губернаторских выборов. В 2003 г. СПС планирует провести в Государственную Думу трех-четырех депутатов-одномандатников от Санкт-Петербурга. Руководством СПС было также принято решение выставить единого кандидата от оппозиции в случае, если губернатор Владимир Яковлев решит выдвигаться на третий срок.

5 июля прошел совместный политсовет СПС и Яблока под председательством Хакамады и Лукина. Наибольшее продвижение было достигнуто в определении параметров сотрудничества на предстоящих выборах в Госдуму. Удалось договориться о поддержке кандидатов по 40-45 одномандатным округам. Окончательно вопрос о поддержке кандидатов в депутаты по одномандатным округам должен быть решен за год до выборов - к 14 декабря 2002 года.

По вопросу о выдвижении единого кандидата от демократических сил продвижение оказалось минимальным. С самого начала Яблоко дало понять, что оно будет поддерживать собственный вариант выдвижения. `Условия Яблока` сформулированы таким образом, чтобы максимально ослабить позиции СПС:

· единого кандидата в президенты необходимо обсуждать со всеми демократическими силами (`площадкой` для такого обсуждения станет, скорее всего, Демократическое совещание осенью 2002 г.);

· выдвижению единого кандидата должна предшествовать разработка единой программы;

· высказываются также предложения, что обсуждение вопроса о едином кандидате станет возможным только после того, как будут названы конкретные претенденты на эту роль.

Появились также предположения, что Григорий Явлинский выступит с ответной инициативой и предложит проводить `праймариз` не по итогам парламентских выборов, а по результатам социологических опросов. Можно ожидать, что с учетом политического веса, который придает статус `кандидата в президенты`, Явлинский сделает все возможное, чтобы консультации с СПС не лишили его возможности претендовать на участие в выборах 2004 г.

Ресурсы

Перед стартом избирательной кампании СПС и Яблоко располагали сходным, но не идентичным набором политических ресурсов. Обе партии сталкивались с рядом серьезных общих проблем, к числу которых относятся утрата отчетливой политической идентичности, неустойчивые рейтинговые показатели и слабые позиции в регионах.

Для СПС общий баланс побед и поражений на региональных выборах весной-летом 2002 г. был отрицательным. Единственный заметный успех был достигнут на выборах в законодательное собрание Нижегородской области. Но эту победу лидеры СПС не могут полностью записать себе в актив. Она была достигнута в коалиции с Единством и обеспечена не столько партийными, сколько административным ресурсом полпреда Приволжского федерального круга Кириенко и губернатора Нижегородской области Ходырева, порвавшего с КПРФ. Но в трех других случаях СПС не удалось завоевать ни одного места в законодательных собраниях (в Красноярском крае, Свердловской и Псковской областях). Яблоку также не удалось укрепить свои позиции в ходе региональных выборов.

В целом `портфель ресурсов` СПС выглядит более внушительно: партия располагает серьезными позициями во властных структурах и сумела восстановить рейтинговые показатели. Правда, в последнее время ее позиции в исполнительной власти заметно ослабли, она потерпела несколько чувствительных поражений, а доступ к электронным СМИ оказался заблокирован из-за возросшей оппозиционности публичного лидера партии Бориса Немцова. Выигрыш в результате пересмотра `пакетного` соглашения в Государственной Думе вряд ли оказался способен это компенсировать.

Но укрепление связей в элитах (с `семейной` группировкой и крупным бизнесом) стало реальным приобретением СПС. Представители бюро РСПП прямо заявляют о своих симпатиях к экономической программе СПС (Игорь Юргенс), а некоторые открыто сообщают, что собираются поддержать эту партию на выборах 2003 г. (Олег Киселев). Данные опросов ВЦИОМ и ФОМ, а также результаты качественных социологических исследований ЦПТ свидетельствуют, что СПС удалось сохранить репутацию `живой` политической силы, которая ассоциируется с `современностью`, `молодостью` и динамизмом.

На фоне СПС `портфель ресурсов` Яблока, на первый взгляд, выглядит более скромно. Партия не располагает сколько-нибудь серьезными позициями в структурах исполнительной власти и разветвленными связями в элитах. Аналогичное можно сказать по поводу доступа в электронные СМИ и электорального потенциала.

Данные количественных и качественных исследований показывают, что Яблоко и Григорий Явлинский воспринимаются как `увядающая` (или уже `мертвая`) политическая сила. Избиратели Яблока гораздо более скромно оценивают шансы своей партии на парламентских выборах. По данным ФОМ, в конце июля 2002 г. только 7% `яблочного` электората убеждены, что их партия в состоянии набрать больше всего голосов на ближайших выборах в Государственную Думу. Для сравнения: аналогичный показатель для СПС составил 18%.

В то же время к началу 2002 г. Яблоко явно вышло из полосы кризиса. Политическая стратегия `осторожной адаптации` открывает перед ней новый, хотя и не до конца ясный спектр возможностей. Можно указать на ряд факторов, которые позволяют Яблоку рассчитывать на успешное преодоление пятипроцентного барьера на выборах в Государственную Думу в 2003 г.:

· сохранение устойчивого ядерного электората, который может быть расширен в ходе избирательной кампании 2003 г.;

· появление интереса со стороны части крупного бизнеса (в частности, пресса сообщала о том, что Яблоку готов оказать поддержку ЮКОС), хотя по сравнению с СПС, и гораздо более скромного;

· благожелательное отношение Кремля;

· наличие собственного кандидата в Президенты, от которого ожидают участия в избирательной кампании.

Особое значение для политического будущего Яблока приобретают отношение Кремля и наличие собственного кандидата в президенты. Практически гарантированное выдвижение Григория Явлинского на выборах 2004 г. сразу же ставит Яблоко в один ряд с партиями `первого эшелона`. Как потенциальный кандидат в президенты Явлинский приобретает для Кремля повышенную важность. Это дает лидеру партии возможность самостоятельно выстраивать отношения с Владимиром Путиным по поводу президентских выборов. Яблоко может также рассчитывать на определенную заинтересованность Кремля и в качестве естественного противовеса СПС (и, в случае необходимости, - Либеральной России) в правой политической нише.

Все это дает основания предположить, что по мере приближения выборов политические и электоральные ресурсы Яблока будут усиливаться.

Кремль на поле правых

К лету и СПС, и Яблоко фактически превратились в двухсоставное образование, которое выступает электоральным довеском формирующейся `партии Кремля`. Опасная близость обеих партий на границе `отсекающего барьера` делают их положение особенно сложным. С одной стороны, электоральная слабость подталкивает их к политическому сотрудничеству с Кремлем.

С другой -- чрезмерная политическая близость к Кремлю действует разрушительно на их электоральный потенциал. И дело не только в том, что активное сближение с Кремлем лишает правых статуса самостоятельной политической силы. Есть и другая причина: усиление либеральной составляющей в имидже Путина негативно сказывается на электоральной базе правых партий. Еще один фактор - это относительная сила (или слабость) `партии Кремля`. Сложилась инверсионная зависимость: усиление Единой России сопровождается снижением рейтинговых показателей правых. Напротив, ослабление Единой России высвобождает электоральные ресурсы для рейтингового роста правых, прежде всего СПС.

Тем не менее отношения Кремля с СПС и Яблоком складываются по-разному и отличаются своей спецификой. СПС - проверенный партнер власти. Поэтому, несмотря на оппозиционность Бориса Немцова, можно ожидать, что Кремль не будет оказывать серьезных препятствий избирательной кампании правых в 2003 г. Повышенная оппозиционность в определенной степени даже на руку Кремлю: при необходимости ему легче будет дистанцироваться от СПС. Правда, здесь многое будет зависеть от того, каким образом Немцову удастся решить проблему участия в президентских выборах 2004 г.

В отличие от СПС, Яблоко не является проверенным партнером. Неясно, что от него можно ожидать. В то же время `убывающая оппозиционность` Яблока превращает его в политическую силу, приемлемую для выстраивания постоянных рабочих отношений.

Вряд ли можно ожидать, что Кремль согласится на замену СПС Яблоком в качестве главного партнера в правой политической нише. В этом качестве новый претендент на партнерство еще менее надежен, чем СПС и его исторические предшественники, о чем свидетельствует система внешних связей и политических симпатий Яблока, а также вся политическая история партии и ее лидера.

В то же время стремление выиграть президентские выборы в один тур способно побудить Кремль к включению отдельных наиболее `вменяемых` представителей Яблока в правительство. Это поможет еще больше расширить привлекательность Путина в демократическом электорате и легитимизировать отказ Григория Явлинского от выдвижения своей кандидатуры (или, если Явлинский все-таки решит баллотироваться, максимально сократит возможный электоральный ущерб от его выдвижения).

Кроме того, во второй срок президентства Путин, возможно, будет заинтересован в том, чтобы дистанцироваться от `семейной` группировки и периода правления Бориса Ельцина. В этом случае символическая ценность повышения статуса отношений с Яблоком также может возрасти с учетом более критического отношения этой партии к периоду правления Ельцина и `семье`.

С учетом этих обстоятельств можно ожидать, что Кремль постарается разделить партнерство на правом фланге между СПС и Яблоком. Но даже в этом случае политический вес Яблока заметно возрастет.

В целом есть основания полагать, что Кремль сохраняет заинтересованность в том, чтобы в будущей Думе присутствовали как СПС, так и Яблоко. Присутствие правых сил необходимо для поддержания политического равновесия в нижней палате парламента.

Жесткая двухпартийная конструкция новой Государственной Думы создает невыгодную конструкцию политического спектра, разрушающую центристскую политическую нишу и создающую невыгодную схему распределения политической ответственности. Поскольку время для развертывания новых успешных правых партийных проектов прошло, придется иметь дело с теми партиями, которые уже представлены в Думе и будут добиваться переизбрания. Ситуация, при которой правые силы в Государственной Думе разделены, позволяет использовать их соперничество для взаимного сдерживания и расширяет поле для маневра на правом фланге.

26.08.02

Алексей Зудин - руководитель департамента политологических программ Центра политических технологий

Док. 147294
Опублик.: 03.09.02
Число обращений: 148


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``