В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
1a - Фалес Назад
1a - Фалес
Первый из первых...

История науки, история теологии начались с Фалеса. Отрывать науку от теологии, говоря о Фалесе, не просто бессмысленно, таким отрывом вносится деза. Продемонстрировать то, каким образом именно Фалесом начата работа по отделению специфик механизмов работы целого: бытие-будущее с умением выразить преобразующее бытие осознаваемое инвариантно, математически, просто необходимо.

Мировая наука началась с Фалеса. Причем современные ученые норовят представить дело так, что Фалес, простота древнегреческая, примитивен до такой степени, что первоисточником, первопричиной всего он считал воду. Типа, наверное, той, что нескончаемым потоком льется из трудов современного теолого-научного комплекса. Некоторые, более глубоко мыслящие, современники уточняют - воды Фалеса есть не только мокрое, но и все влажное, от воды до спермы. И на этом фоне выглядят, как минимум, более умными, чем предшественники. Забывая, что между тем же Фалесом и ими самими были массы потерянных поколений, потерянных для науки, теологии, эволюции поколений. Поколений, столь же решительно блиставших перед своими Заказчиками пригодным лишь для интеллектуальных хрюшек словесным бисером. Или его заменителями.

Конечно, школярам и интересующимся хорошо знать биографию первофилософа и приписываемые ему афоризмы. Про это еще будет сказано. Еще хорошо бы втиснуть фалесово в какой-либо изм, взятый из философии. С этим тоже особых проблем нет (гилозоизм). Соответствующие развлекаловки философов не так уж и дебильны, и о том чуть дальше.

Важно другое: каждое время будет переоткрывать для себя Фалеса заново, ибо, скорее всего, этот источник мысли окажется неисчерпаемым только потому, что именно с него начинается складирование в архив известных и постоянно модифицируемых смыслов, смыслов, имеющих общий характер. И еще, Фалес был первым среди равных (конечно, современные исследователи и их предшественники запутались в числе первых семи, соглашаясь со списком в целом плюс/минус один секс-символ).

Во времена Фалеса люди, если вспомнить аристотелев `Органон`, еще не научились выражать свои мысли инвариантным, категориальным, терминологическим лексиконами. Образное мышление, опирающееся на интуицию слушателя, ценилось тем больше, чем больше в нем было гармонии, которая делала грамотно оформляемое мнение `мнением поэта` (Аристотель: одних восхищает точность, которая другим кажется мелочевкой, и еще важен авторитет; решающим зачастую становилось мнение поэта). Мифологист Френсис Бэконис чувствовал такие нюансы. Фалесоведы, фалесоеды и просто интересующиеся, похоже, не обременены потребностью услышать самого Фалеса. Математика, как и поэзия, включались в гармонию. Сегодня напрочь разрушенную.

Так что же стоит за водой поливающих образ Фалеса? Мир древнегреков, статуарно-стабильный (Ницше, Шпенглер, Лосев,...), изменяющийся медленно и величаво, благодаря Богам обладал счастливыми качествами для саморазвития. Понять природу которых пытались жрецы и их предшественники. Тогда как мастеровые умели делать вещи, изменяя формы.

На фоне предмето-системного мира, в котором статуи подчинялись резцу, было достаточно сложно заметить другие сегодня кажущиеся банальными факторы. Тем более озвучить, не имея логически взаимосвязываемых терминологических средств (которые проявились лишь в работах Аристотеля). Расшепить атом и в то время было наверное сложнее, чем расщепить предрассудок. Сигнал Фалеса, более текучий, может поэтому `жидкий`, обладал, имея носители, большей изменчивостью, гибкостью, упругостью, чем предметоимеющееся. Проистекающий из всего во все и оплодотворяющий происходящее сигнал Фалеса, наряду с изменяющим форму мастером, составлял необходимое условие как минимум для воспроизводства самого мастера. Теория эволюции, активизации, самоактивизации действительности началась именно с Фалеса, последователям которого приходилось только уточнять заметившего очевидное философа. Больше: о том, каким образом Бог-Отец воздействует на мир видимый (например приборами), отвечать начал Фалес. Но его Бог-Святой Дух жидок. Тем тоже сигнален.

Системо-сигнализм позволяет придать фалесовым выводам, безусловно имеющим инвариантную природу, более современные и не столь дебильные интерпретации, какими потчевали совков философы. И это - уже прогресс. Воссоединяющий фалесово с аристотелевым.

А как быть с огнем, возникающим после того, как `вода` достигает места активизации нового? Или Эмпидокловой `дружбой`, анализируемой Аристотелем? Накопление фактического материала шло с развитием терминологического инструмента. И здесь за Фалеса сработали почитатели его гения. Сработали темпами и смыслами своего времени. Сподвижники Фалеса обозначили условие активизации эволюционирующего - добываемый трением огонь, место балласта - землю, среду. Мифология древнегреков настолько глубока, что даже Френсис Бэконис был вынужден оставить ее потомкам, правда и сам в области мифостроения сказав немало.

Был Фалес, или нет, миф о нем все равно бы создали.

ФАЛЕС (ок. 624 - ок. 546 до н.э.)
Миф о Фалесе, который так необходим пишущим историю, не позволяет отрывать куцые биографические сведения от награмождений смыслов, приписываемых мастеру и всплывающих при анализе всей мировой литературы. Представляемая текстовка не имеет целью описать все и вся, скорее это заготовка, шаблон в помощь тому, кому по силам сказать о Фалесе что-то новое или по-новому.

Считается, что первые философские системы возникли в VI-V веках до н. э. на западном побережье Малой Азии, в основанных греками ионийских городах, городах, опережавших саму Грецию в культурном развитии. Крупнейшим из всех малоазиатских греческих городов считался Милет.

В VI веке до н.э. Милет находился в расцвете славы. `Это был многолюдный и шумный город купцов, торговцев, ремесленников, мореплавателей. Жемчужиной Эллады называли его и греки, и чужестранцы. Как рассказывают древние историки, в четырех гаванях города встречались корабли, приплывшие из Сирии, Финикии, Египта, Крита. Главная гавань называлась Львиной. Узкий вход в нее охраняли два огромных мраморных льва. На широкой набережной толпились носильщики, матросы, меняли, проводники. Вся эта шумная толпа набрасывалась на чужеземцев, прибывших в Милет, предлагая услуги. От огромных ворот порта с шестнадцатью мраморными колоннами вела в город широкая главная улица. Неподалеку от ворот стоял величественный храм Аполлона с мраморными жертвенниками и статуями. Но купцов, прибывших из многих стран в Милет, привлекали не только красоты города. Тончайшая шерсть милетских овец славилась всюду. Садоводы Милета выводили великолепные сорта роз. Из лепестков роз изготовляли драгоценное розовое масло. Окрестности города утопали в густых оливковых садах. В далекие путешествия отправлялись милетские торговцы-моряки. Эти путешествия были опасны. Порой приходилось бороться с разбушевавшейся стихией, обороняться от пиратов, а при высадке на сушу отражать нападения туземцев. Но не только мужества требовалось от тогдашних мореплавателей. Требовалось еще и умение ответить на многие вопросы. Как ориентироваться в море? Как определить расстояние от берега до корабля? Тесная зависимость жизненного успеха людей от решения теоретических вопросов привела к тому, что Милет стал колыбелью античной науки, а ученый Фалес - ее родоначальником`.

Относительно времени жизни Фалеса Милетского существует несколько версий. Считается, что есть одна точная дата, связанная с его жизнью, - 585 год, когда в Милете было солнечное затмение, предсказанное Фалесом (неоднократно высказываемые сомнения по поводу имеющейся хронологии затмений и связываемых с затмениями исторических фактов еще предстоит учитывать). Немного известно и о происхождении мыслителя. По утверждению Диогена Лаэртского: `Фалес был сыном Эксамия и Клеобулины из рода Фелидов, а род этот финикийский, знатнейший, соседи потомков Кадма и Агенора.`

`Фалес был купцом. Он хорошо зарабатывал, умело торгуя оливковым маслом. Много путешествовал: посетил Египет, Среднюю Азию, Халдею. `Всюду изучал опыт, накопленный жрецами, ремесленниками и мореходами; познакомился с египетской и вавилонской школами математики и астрономии. Возвратившись на родину, Фалес отошел от торговли и посвятил свою жизнь занятиям наукой, окружив себя учениками, - так образовалась милетская ионийская школа, из которой вышли многие знаменитые греческие ученые. Это Анаксимандр, впервые высказавшийся о бесконечности вселенной, составивший первую географическую карту с применением прямоугольной проекции; это Анаксимен, выдвинувший гипотезу, объясняющую затмения Солнца и Луны. Научная деятельность Фалеса была тесно связана с практикой. Во время одного из путешествий он служил у лидийского царя Креза специалистом по военной технике. Морякам он советовал ориентироваться, как это делали финикияне, по Малой Медведице, заметив, что Полярная звезда находится под одним и тем же углом над горизонтом. Руководя сооружением храмов, он доказал, что угол, вписанный в полуокружность, всегда будет прямым и что иначе быть не может. Древнегреческий историк Геродот рассказывал, что во время битвы на Галисе `день превратился в ночь`, и что Фалес предсказывал лидийцам солнечное затмение именно в том году. (Вспомните, как историки установили время битвы князя Игоря с половцами.) Это событие помогло историкам установить довольно точно время жизни Фалеса. Как теперь известно, затмение произошло в 585 году до н.э. Значит Фалес родился около середины VI века до нашего летоисчисления. Ему же приписывают такие астрономические открытия, как объяснение причины солнечных затмений, установление времени солнцестояния и равноденствия, определение длины года в 365 дней и ряд других. Фалес первый отказался считать небесные светила божественными созданиями и утверждал, что все в мире состоит из первичного вещества, которым он считал воду. `Вода - изначальный элемент, ее осадок - земля, ее пары - воздух и огонь`, - считал Фалес. Таким образом, он явился родоначальником греческий стихийной материалистической философии`. Все хорошо в этом отрывке, если бы не тяга к переписыванию от философов.

Целесообразно привести еще одну интернет-выжимку. `Фалес и первые ионийские ученые стремились установить, из какой материи состоит мир. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог. Фалес считает воду изначальным элементом, из которого возникла земля, являющаяся как бы осадком этого первоначального элемента, равно как воздух и огонь. Если вода - первооснова, то Земле следует покоиться на воде. По Фалесу, Земля плавает в пресноводном Океане, словно корабль. Фалес пытался сформулировать основные законы мироздания, но современники лучше всего запомнили его моральные поучения`. Итак, Земля на китах, киты на воде, Фалес недалеко ушел от представителей индейских племен,... Или так.

`Все свои натурфилософские познания Фалес использовал для создания стройного философского учения. Так, он считал, что все существующее порождено водой, понимая под ней влажное первовещество. Вода - это источник, из которого все постоянно происходит. При этом вода и все, что из нее произошло, не являются мертвыми, они одушевлены. В качестве примера своей мысли Фалес приводил такие вещества как магнит и янтарь: так как магнит и янтарь порождают движение, значит они обладают душой. Фалес представлял весь мир одушевленным, пронизанным жизнью. Он заложил теоретические основы учения, имеющее название гилозоизм. Хотя гилозоизм имеет свои корни в мифологии, у Фалеса он получает философское обоснование. По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.`
Для Фалеса, записано в БСЭ, характерен гилозоизм: `мир одушевлён и полон богов`: Фалес `вслед за Гомером мыслил душу в виде тонкого (эфирного) вещества`.

Итак, каждый из предметов природы (проблема предметовости Аристотеля сформулирована Аристотелем, которому подставили плечи предшественники с первым Фалесом), обладает душой, движущей предметом, началом душ является Бог. Это потом Аристотель зафиксировал, что проблема предметовости, проблема организма, его души, духа средствами имеющихся у древнегреков инструментов неразрешима; это потом Лейбниц, воссоединяя монадизмом выводы епископа Н. Кузанского, атеиста Дж. Бруно, физика Гюйгенса, тем предвосхищая максвеллов электромагнетизм, дарвинизм и марксизм, сумел сформировать плацдарм для развертывания современных математики и физики; это потом Маркс своим многотомьем описал процессы взаимодействия того, что является душой тела, душой дела, душой духа; это потом совки-диаматчики, ату геккелев экологизм, отпечатали, что душами обладают лишь высокоорганизованные и партийно-дисциплинированные совки, а у буржуев и своего нижеподчиненного быдла душ нет; это потом, только в двадцатом веке, джинсо-халатный инженерный комплекс, подготовив соответствующее математико-логическое обеспечение, бесповоротно и окончательно разрешил проблему предметовости Аристотеля, тем самым возвратив исследователей на позиции, как раз и сформированные Фалесом. Конечно, можно проще: мы, совки, первее предшественников, и это - так. Если не пытаться понять, в чем конкретно первее и кто именно.

Планета Земля купается в море сигналов, физических, простите за выражение, полей. Которые, подобно жидкостям, движутся быстрее (а их потококаналы медленнее (берега реки изменяются медленнее, чем протекающие объемы) - момент осознания того, что самое быстрое предстает самым медленным, а современные формулы системо-сигнализма фиксируют чего так, возник позже, в христианстве, и его пытались озвучивать Августин Аврелий и Фома Аквинский), относительно философа, ученого, Масштабизатора по своим надобностям, чем происходящее на планете.

Про Фалеса передавали в древности и такую легенду (ее с большой охотой повторил Аристотель): `Рассказывают, что когда Фалеса, по причине его бедности, укоряли в бесполезности философии, то он, смекнув по наблюдению звезд о будущем, богатом урожае маслин, еще зимой - благо у него было немного денег - раздал их в задаток за все маслодавильни в Милете и на Хиосе. Нанял он их за бесценок, поскольку никто не давал больше, а когда пришла пора и спрос на них внезапно возрос, то стал отдавать их внаем по своему усмотрению и, собрав много денег, показал, что философы при желании легко могут разбогатеть, да только это не то, о чем они заботятся. Вот каким образом, говорят, Фалес выказал свою мудрость`. Аристотель подчеркивает: урожай Фалес предсказал `по наблюдению звезд`, то есть благодаря знаниям.

По свидетельству Апулея: `Фалес Милетский, несомненно самый выдающийся из тех знаменитых семи мудрецов (он ведь и геометрии у греков первый открыватель, и природы точнейший испытатель, и светил опытнейший наблюдатель)`. Фалес не говорил о решении задач в общем виде, но он умел их решать именно таким образом. Поэтому кибернетика, синергетика, математика в целом (а у философов и философия, как у теологов - теология) начинаются с Фалеса.

Наиболее вероятно, что Фалес сам создал `Морскую астрономию` (в стихах, как все ранние мыслители). Кроме нее еще два его астрономических трактата (о равноденствии, о солнцестоянии). В Египте Фалес занимался изучением причин наводнений, нашел способ измерения высоты пирамид. `Условно Фалесу приписывают открытие и доказательство ряда теорем: о делении круга диаметром пополам, о равенстве углов при основании равнобедренного треугольника, о равенстве вертикальных углов, один из признаков равенства прямоугольных треугольников и другие. Фалес открыл любопытный способ определения расстояния от берега до видимого корабля. Одни историки утверждают, что для этого им был использован признак подобия прямоугольных треугольников. Фалес сумел вписать треугольник в круг. Потомки Фалеса обязаны ему тем, что он, пожалуй, впервые ввел в науку, и в частности в математику, доказательство. Известно сейчас, что многие математические правила были открыты намного раньше, чем в Греции. Но все - опытным путем. Строго логическое доказательство правильности каких-либо предложений на основании общих положений, принятых за достоверные истины, было изобретено греками. Характерно, что совершенно новая черта всей греческой математики заключается в постепенном переходе при помощи доказательства от одного предположения к другому. Именно такой характер математике был предан Фалесом. И даже сегодня, через 25 веков, приступая к доказательству, например, теоремы о свойствах ромба, вы, в сущности, рассуждаете почти так, как это делали ученики Фалеса. Трудно сейчас сказать, что в научном перечне принадлежит действительно Фалесу и что приписано ему потомками, восхищенными его гением. Несомненно, в лице Фалеса Греция впервые обрела одновременно философа, математика и естествоиспытателя`.
В области науки Фалесу принадлежит заслуга в определении времени солнцестояний и равноденствий, в установлении продолжительности года в 365 дней, открытие факта движения Солнца по отношению к звездам.

Плутарх приводит следующие оригинальные высказывания Фалеса: `Что прекраснее всего? - Мир, ибо все, что прекрасно устроено, является его частью. Что мудрее всего? - Время, оно породило одно и породит другое. Что обще всем? - Надежда: ее имеют и те, у кого нет ничего другого. Что полезнее всего? - Добродетель, ибо благодаря ей все иное может найти применение и стать полезным. Что самое вредное? - Порок, ибо в его присутствии портится почти все. Что сильнее всего? - Необходимость, ибо она непреодолима. Что самое легкое? - То, что соответствует природе, ибо даже наслаждения часто утомляют` [Плутарх. Пир семи мудрецов].

Конец жизни Фалеса пришелся на царствование Креза, царя Лидии, подчинившего Ионию. Дата смерти первого философа неизвестна.

Диоген Лаэртский пишет: `Умер Фалес, глядя на гимнастические состязания, от жары, жажды и старческой слабости. На гробнице его написано: `Эта гробница мала, но слава над ней необъятна: В ней пред тобою сокрыт, многоразумный Фалес``.


К материалам, касающимся непосредственно Фалеса, целесообразно добавить несколько комментариев.
В частности, говоря о Фалесе, иногда вспоминают милетскую школу, например так: `Милетская школа, первая наивно-материалистическая школа древнегреческой философии, представленная Фалесом, Анаксимандром и Анаксименом (6 в. до н. э.). Название получила по имени г. Милет в Ионии (западное побережье Малой Азии). М. ш. знаменовала начало древнегреческой философии: милетские философы поднялись выше видимости и за многообразием явлений усмотрели некую отличную от них сущность вещей (`первоначало`). Эта сущность заключалась для них `...в чем-то определенно-телесном...` (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 502); для Фалеса это - вода, для Анаксимандра - неопределенное и беспредельное первовещество (апейрон), для Анаксимена - воздух. Рассматривая мир как живое целое, М. ш. не делала принципиального различия между живым и мёртвым, психическим и физическим и признавала за неодушевлёнными предметами лишь меньшую степень одушевлённости (жизни); сама же одушевлённость (`душа`) рассматривалась как `тонкий` и подвижный вид первовещества`. Диаматчики, подписавшиеся под текстом, слишком увлекались отличиями между важным и второстепенным, дающим преимущества и тем, что лучше предоставить делать другим. Фалес и его последователи описывали мир так, что его можно считать более богатым внутренним содержанием. Энгельс явно упрощает. Определенно-телесное эволюционирует, подчиняясь автоматизмам, управляющим и природными объектами, и высшим писком природы - человеком. Определенно-телесное содержится в среде и взаимодействует со средой. Которую весьма трудно ассоциировать с постаментом.Глубина мыслей Фалеса заставляла егопоследователей идти дальше. В смыслоразмытом апейроне Анаксимандра прослеживается как спектр таблицы Менделеева, так и оматематизируемые, моделируемые монады Бруно-Кузанца-Лейбница-Максвелла-Ленина. Катализирующий воздух Анаксимена отыскивали символизируемые Лавуазье химики средневековья. Да и философский камень вполне укладываем в лоно фалеселизма. Так свободно трактуемого Энгельсом.

Но вот пример научного, теолого-научного идиотизма. Квалифицированно, но больно кратко, написанная в БСЭ статья просто соткана из подтасовок, противоречий. И ее опофигизм слишком очевиден: `Гилозоизм (от греч. hyle, здесь - вещество, материя и zoe - жизнь), философское учение об универсальной одушевлённости материи (термин был введён впервые в 17 в.). В истории философии Г. встречается у самых её истоков - в ионийской школе натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); к Г. были близки Гераклит, Эмпедокл, стоики. Элементы Г. содержались в учении Аристотеля. В эпоху Возрождения Г. вновь появляется в учениях итальянских натурфилософов (Б. Телезио, Дж. Бруно), Т. Парацельса и др. Спиноза рассматривал мышление как свойство, присущее всей природе, как атрибут материи. Вслед за ним ряд французских материалистов 18 в. (Дидро, Робине, Дешан) признавал всеобщую одушевлённость материи. Точку зрения, близкую Г., защищал Э. Геккель. По Г., жизнь и, следовательно, чувствительность присущи всем вещам в природе, всем формам материи. В противоположность этому диалектический материализм рассматривает ощущение как свойство только высокоразвитой органической материи`.

В основе природы живой и мертвой лежит то, что сейчас математизируемо `алгоритмом обратных связей`. Диаматчики просто творили в эпоху нарождающегося маразма теолого-науки. Начнем с конца: `В противоположность этому диалектический материализм рассматривает ощущение как свойство только высокоразвитой органической материи`. Диамат связываем, до сих пор, причем совершенно напрасно, с Лениным. Постдиамат существенно отличаем от ленинского. Ленин в самом начале `Материализма и эмпириокритицизма` солидаризуется с Дидро, его `можно предполагать` существенно отличаемо от совок-убежденности. Если под основным вопросом гилозоизма понимать проблематику отношения структура бытия - возможности бытия (Аристотель, Лейбниц), то гилозоизм всеохватен и тем слишком общ. Импликация `материя движется` в `природа системна` охватывает то, что приписывают гилозоистам вообще и Фоме Аквинскому с Френсисом Бэконисом в частности.

Декарт только лаконизировал фалесово `материя движется`. Корпускулами. Следующим шагом становится `природа системна`. С фалесовым проистекающим сигнализмом.

Основоположник школы ученых не помышлял о создании соответствующего храма. Но проявление храмов -дело объективное.

Док. 147148
Перв. публик.: 29.08.02
Последн. ред.: 18.09.02
Число обращений: 277


Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``