В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление А. Подберезкина на `Радио России` 28.08.2002 г. Назад
Выступление А. Подберезкина на `Радио России` 28.08.2002 г.
Радио `Россия`
Передача `От первого лица`
Ведущая: Наталья Бихтина
Гость: Алексей Иванович Подберезкин - генеральный секретарь Социалистической единой партии России (Духовное наследие)

Ведущая: Здравствуйте, Алексей Иванович. Я думаю, что многие наши слушатели знакомы с вами, как с лидером движения `Духовное наследие`, которое существует довольно давно на политической сцене России. Вот теперь Вы создали политическую партию и всем известно, что создание политической партии влечет за собой, стремление этой партии участвовать каким-то образом во властных структурах.
А.П.: Я бы сказал проще. Если партия не приносит власти, а бизнес не приносит денег, это и не партия, и не бизнес. Надо прямо и говорить об этом.
В.: В жизни нашей партии произошло важное для политической структуры событие, Вы были официально зарегистрированы Минюстом. Теперь что из этого следует? Не только для партийного аппарата, не только для каких-то структур, а просто для тех людей, которым ваши идеи покажутся привлекательными и которыми могут впоследствии стать вашими избирателями.
А.П.: Регистрация в Минюсте означает завершение одного из важных этапов. Для того, чтобы это сделать - нужно было провести собрание в 72 регионах, они прошли, созданы были инициативные группы, коллективы, записаны индивидуальные заявления. Это все серьезно, это не просто политическая тусовка, как было в движении, когда люди не чувствовали ответственности, обязательности друг перед другом - это огромная организаторская работа. Мы шесть месяцев очень интенсивно работали. Сейчас, когда мы получили регистрацию - это означает, что мы переходим на новый этап. Мы должны в регионах зарегистрировать свои организации - это тоже форма, а по содержанию мы должны делать нормальные организации, как в Москве или в Нижнем Новгороде, когда сотни тысяч людей должны структурировать по районам и выбрать своих кандидатов. Что очень важно, конечно же участвовать в политической жизни. У нас несколько направлений деятельности, например, сегодня у нас очень важное направление - участие в политической жизни, которые идут сейчас. До парламентских федеральных выборах, пройдут выборы в 42 регионах страны. Сейчас идут выборы кандидатов в губернаторы в Красноярске, но очень жесткая компания идет, у нас есть там свой кандидат, рейтинг растет, повышается. Андрей Викторович Зберовский уже 5% набирает.
В.: Как в олимпийском движении, главное не победа, а участие.
А.П.: Не так, не так. Потому что люди во время работы говорят о своих идеях. Наша главная идея, если все отбросить - это социальная защита или способ реализации для интеллигенции. Интеллигенция в широком смысле слова и военная интеллигенция, у нас все с высшим образованием. Степень реализации, степень развития духовного потенциала - это единственный способ движения нации и народа, если хотите и государства, не газовая труба, ни займы, ни финансовые пирамиды, есть один единственный способ, а все остальное от лукавого. Если мы эту идею проводим. Проводить ее лучше всего на выборах. В Красноярске издали десяток газет, я уже не говорю про листовки, значит люди устают, значит начинают поддерживать, начинают ассоциироваться с политической силой. Очень интересно. Ведь Красноярск - это показатель для России. В Красноярске основные кандидаты тоже представляют различные политические силы, там партии нет. Там есть Глазьев и есть Зберовский от СЕПР (ДН), а других партий просто нет. Там есть представитель демократического либерального крыла, которое появилось в конце 80-х гг. - Усс, там есть под хозактив - Пимашков - бывший мэр, это целые слои элиты, которое и структурирует наше общество. Когда мы говорим о гражданском обществе, мы предполагаем, что будет 2, 3, 4, 10 партий будет, а на самом деле, кто фавориты красноярской компании? - есть там представитель-менеджер нового поколения - это Хлопонин, есть партийно-хозяйственный актив - Пимашков, есть демократическо-либеральный представитель - это Усс и все остальные не понятно, Тарасов, Перников. Кто они такие. Понимаете, что общество не структурировано.
В.: Когда начиналась новая жизнь в начале 90-х гг. Когда создавалась Радио `Россия`, совершенно новое радио, оппозиционное, альтернативное совершенно тому, что было в начале. Поначалу мы говорили, что у нас не будет редакторов, потому что редактор - это цензоры, с красным карандашом. Потом выяснилось, что без редакторов работать не возможно. Возможно наше отрицание редакторского статуса привело к безграмотности, неряшливости и всему прочему. Почему я сейчас говорю об этом, потому что партия в представлении людей, которые прожили восемьдесят лет при господстве одной партии, может у людей сложиться такое впечатление - вот опять партия, писать заявления, получать билет, платить членские взносы. А на самом деле должна быть четкая структура.
А.П.: Во-первых, не надо бояться говорить о том, что партия создается для того, чтобы продвигать своих людей во власть на местном уровне, региональном - это работа партии. Те люди, которые хотят социальной активности, которые хотят делать политическую карьеру - они должны идти в партию - не куда-то еще. Конечно у нас сейчас бытует другой способ - набрал побольше денег, купил себе место, побольше заплатил - тебя назначили, но это неправильно, это издержки нашего времени, а правильно - это через партию. Возьмите Соединенные Штаты, хочешь сделать политическую карьеру - заканчивай хороший вуз, занимайся на старшем курсе политической деятельности, иди в регистратуру штата, потом в исполнительные органы, в Конгресс США, так все проходят эту школу, нельзя делать так как делают у нас: человек вдруг там засуетился, через полгода стал депутатом, министром откуда не возьмись, потому что получается издержки для общества. Получается большая работа - политиков готовить десятилетиями. Это работа, требующая огромный знаний и поэтому ты должен эту школу пройти, а пройти эту школу - ты можешь пройти только в партии, участие в выборах. Зберовский сейчас пройдет эту школу и пройдет на выборах, если он получит 5% - это будет прекрасный результат, он уже как депутат будет известен. Он уже сейчас представляет политическую силу.
    Чисто аналитика. Раньше ассоциировали себя с известными партиями 62% населения, т.е. раньше это до мая. По всем моим замерам и наблюдениям, произошла очень интересная вещь: перестали доверять старым лидерам и старым партиям значительная часть населения, планка опустилась до 40%. Люди хотят новых идей, людей, партий. Когда говорят о том, что люди устали, не хотят - это не правда. Представьте себе поколение людей, которое выросло и хотят заниматься активной социальной политической деятельностью - а места заняты. У КПРФ стоит колонка, там не пробиться, у Единства чиновники, у СПС тоже все занято. Куда? Таких, к сожалению, 95%, которые себя реализовать в рамках прежней политической системы - не могут, но они уже выросли и эти люди сейчас к нам активно идут.
В.: Вы говорите, хотят новых идей, новых лидеров, партий. А как же быть с...( вопрос прерывается А.И.Подберезкиным).
А.П.: Социология характерна для всех без исключения партий для СПС и для Единства.
В.: А как же быть со здоровым консерватизмом. Английские лейбористы и консерваторы уже с сложившемся, раз и навсегда нарисованным пейзажем или это просто особенность нашей страны?
А.П.: Хороший вопрос. Нельзя сравнивать две системы по одной простой причине: там складывались партии десятилетиями естественным, идеологическим образом. У нас нет, у нас Единство сложилось под лозунгом: `Никаких партий, мы против всяких партий!`. Объединилась группа влиятельных чиновников под каким лозунгом, я не знаю, а после того, как они прошли в Думу, стали формировать программу, идеологию, говорят: мы теперь будем партией. Тоже самое произошло с нардепами, они тоже шли под лозунгом: `Против всех партий!`, сейчас из себя сделали свою партию, какая идеология - никто не знает. У КПРФ - понятно, это старый скол. Идеологический партий как таковых с новыми программами, идеями, людьми - не сложилось, они только будут складывать, пожалуй, за исключением СПС, хотя там тоже размыто, СПС очень разный и для России, которая в кризисе, претендовать может на 7-8% при огромном пиаре, ресурсе, грамотном, профессиональном. При всем при том - это его предел, все остальное не будет за СПС.
В.: Я напоминаю слушателям радио `Россия`, что сегодняшний гость - Алексей Иванович Подберезкин - генеральный секретарь СЕПР (ДН).
А.П.: Мы стали говорить о политической составляющей, чем заняться в партии, а я вот только что пришел с секретариата, где мы обсуждали продолжение своих программ - это то, что у нас есть - это не придумано, мы издали двухтомник `Современная политическая Россия`, объемом 100 печатных листов, три издания, мы сейчас делаем четвертый, персоналии, хроника, аналитика есть. Эта конкретная программа, мы сейчас делаем листовку, приглашая своих членов партии поучаствовать в создании четвертого издания, они должны писать историю. Мы ведем хронику день за днем, мы пишем биографию политиков, бизнесменов. У нас было прекрасное издание, впервые изданное в России `Регистр производителей товаров и услуг` - для бизнеса вещь незаменимая. Мы последний раз издавали последнее издание был восьмитомник.
В.: Вы хотите сказать, что в вашей партии есть много профессионалов, которые могут осуществить такую программу.
А.П.: Конечно, они просто и есть. Мы сейчас будем делать третье издание восьмитомника, где будет сотни тысяч предприятий и производителей, потому что когда разломались эти вертикальные схемы в управлениях, министерствах, облисполкомах, люди иногда не могли даже найти себе партнера, хотя сейчас так хаотично выстроились, для нарастающего бизнеса, прежде всего мелкого и среднего, потому что крупные предприятия знают своих партнеров, крайне необходимо, мы сейчас делаем третье издание, причем мы его делаем на русском и на английском языках, чтобы было легче работать. Наша следующая программа - мы сейчас издаем четвертый том `История русской армии`, вы знаете, в нецарское время, не при Советском Союзе.
В.: Купить это можно?
А.П.: Конечно.
В.: Это интересно, потому что это найдет многих читателей.
А.П.: У нас сейчас выходит четвертый том, но будет пятый и шестой. Мы правда хотели его сделать десятитомным академическим, но сил не хватило, пока пошло в популярном виде, но обязательно будет академический. Важно другое - представьте себе за полторы тысячелетия истории русской армии как таковой - у нас не было всеобщей истории, у нас была история Великой Отечественной войны, у нас целые периоды Балканских войн провисли - это еще одна программа. У нас замечательная программа, которая сейчас развивается, на портале `Наследие` мы сделали бесплатно для любого серьезного человека, который хочет сделать свой архив - персональный сайт. Вы можете сейчас зайти на мой портал, посмотреть, там даже есть счетчик, там заархивировано все, я сейчас выкладываю свою старую докторскую диссертацию, которая была написана 10,15 лет назад по системам боевой связи и разведки, я ни от одного слова не отказываюсь, потому что я в то время предупреждал о научно-технической революции, о ее последствиях, в том числе и о соревнованиях сверхдержавы. В моем архиве 10 тысяч статьей, пусть смотрят. Самое интересное, что находясь в Магадане, я могу нажать на кнопочку, выйти через Интернет на свой архив, любой может, даже в Австралии забраться туда и скачать информацию. Подчеркиваю, мы делаем бесплатно, на сегодняшний день более 400-х сот человек такие архивы создали, причем не только там Подберезкин, а Хасбулатов, Кара-Мурза и многие люди. Мы сейчас хотим, чтобы региональные отделения партии, а ведь в каждом регионе есть тысячу, полторы тысячи интересных людей, чье наследие может пропасть. Например, ученый человек, у него книги расходятся, пропадают архивы, туда можно класть все что угодно, даже рукописные архивы. У меня мечта - зацифровать наши архивы, я например, взял архив `Истры`, он к сожалению, очень тяжело цифруется, а архив `Правды` зацифровать. Представляете? У нас зацифровано 1,5%, а Конгресс США - 60%, если м это сделаем, то вся наша элита будет там находится и может пользоваться этими материалами любой из любого уголка земли. Что самое интересное - это очень выгодно для человека, для политиков, само собой, потому что посещаемость там очень высокая, если персональный сайт - там посещаемость 10 человек, у меня на персональном сайте, у меня такая же посещаемость, а вот на портале посещение - 500. Это раскрученный серьезный портал, объемом, почти в десять гегабайт.
В.: Вот она научно-техническая революция.
А.П.: У нас члены партии, они же и корреспонденты, они присылают информацию по новостям. Мы делаем новостную дорожку и у нас есть информация по всем регионам. У нас по каждому региону создан социально-экономический портрет, начиная от того, что там есть и заканчивая экономической, это не виртуальная реальность, это не тусовка, это серьезная структура, которую мы создаем, напряженно, не спорю, без лишнего пиара, это серьезная структура, которая работает, а проявляется ее серьезность в том, что в Красноярске один кандидат и наш выстроился партийный, а в Нижнем - там тоже есть наш партийный, в Дзержинске будут выборы мэров - это крупнейший Нижегородский город, там идет наш партийный кандидат, наш партийный кандидат, бывший мэр, он наверняка победит. Если вам говорят о партиях, вы сразу спрашивайте: А в каких выборах вы участвуете? Потому что участвовать в выборах - это нужно иметь организацию и определенный ресурс, хотя бы организационно-интеллектуальный, я не говорю про деньги, прежде всего я говорю про это.
В.: Я бы хотела по поводу ваших интересных рассказов о том, как вы сохраняете то, что вы называете `духовным наследием`, не зря же вы оставили в названии своей партии прежнее название в общественной организации.
А.П.: Это же не просто наследие, Россия не может выйти на танках вперед, Россия может вырваться и стать мировым лидером только за счет образования, культуры и своего духовного наследия, я уже десять лет об этом говорю, пока, к сожалению, только начинают говорить.
В.: Вы знаете, каждый камень точит, я думаю, в конечном счете, уже начали говорить. Я вчера прочитала в журнале `Власть`, опубликовано исследование: как российские школьники выглядят по мировой шкале, по степени знаний, умения применить эти знания в практической жизни и по уровню анализировать какие-то процессы или явления. Вот выясняется, что уровень знаний хороший, а применить их к практической жизни поколение еще не очень умеют, а по поводу аналитики - еще хуже.
А.П.: Это правда. Университетское образование относится не только к институту, но и к школам - это наш огромный плюс. Вообще образование у нас замечательное и высшее, и среднее, и даже школьное. То, что вы сейчас говорите - это результат научно-технической революции. Если в американской семье в каждой есть компьютер, это такая же бытовая вещь, как чайник, утюг и все этим пользуются, хотя иногда не по делу. Компьютер - это как зубная щетка, это вещь сугубо индивидуальная, ты должен вникать в этот период, он должен быть инструментом для зарабатывания денег.
В.: Я вам сейчас задам вопрос про компьютер, а не про партию. Вы не разделяете точки зрения довольно распространенной, что при всеобщей компьютеризации это общение с машиной приведет к духовному обеднению, как это не парадоксально, мы говорим о духовном наследии, о его сохранении.
А.П.: Нет, это старый спор, молотком можно ведь гвоздь забить, а можно по голове стукнуть. Когда человек уходит в виртуальность и сидит в игрушках или сутками в чатах, то издержки психики есть. Я хочу сказать, что монастыри сделали свои чаты, свои архивы и это идет на пользу. Важно какая идет информационная нагрузка. Если там будет порнография или игрушки - это одно, если там будут знания, у нас например, начинается с 1 сентября рост посещения тысячу в день, потому что это нужно студентам и преподавателям. В Магадане человек не может купить московское пособие, он зашел скачал учебник или какую-то информацию и с ним работает.
В.: Алексей Иванович, вернемся к вопросу о партии. Социалистическая единая партия России, мы с вами уже говорили сколь востребованы идеи социалистические, социал-демократические. Вы по-прежнему убеждены, что чем дальше, чем больше времени проходит, тем очевиднее отпадают крайние идеи.
А.П.: Во-первых, в России нет социалистической партии, это единственная страна, где нет социалистической партии.
В.: А теперь есть?
А.П.: Теперь есть. Да. Я абсолютно убежден, что вариант перспективного развития для человеческой цивилизации, он не может быть либеральным, она себя изжила, он не может быть коммунистическим, она тоже показала свою нежизнеспособность. Социалистически? - Да. С разными вариациями? - Да. Поэтому я абсолютно убежден в перспективности. Я категорически против утилитарного подхода к партии, когда Вешняков - председатель Центризбиркома говорит о том, что это за партия, там только сто тысяч или пятьсот тысяч человек за нее проголосовало. Это что мало? Это ученые люди, это люди-носители информации, это люди, которые воспитывают, через полгода это может быть, пять миллионов, может быть, десять миллионов, никакого значения не имеет. Смысл партии - не в результате парламентской деятельности, выборы могут быть разными - местные. Я считаю, что для нас важнее выиграть местные региональные выборы, федеральные - Бог с ними, там работает огромный ресурс, там складывается ситуация, она может быть не благоприятная, но воспитывать людей, делать программу - это позиция. Когда люди подходят и этим занимаются - это просто позиция. Хочет человек входить в храм - он входит, попробуй ему объясни, что это денег не приносит, так и здесь, тоже самое.
В.: Спасибо. Сегодня у нас в гостях был Алексей Иванович Подберезкин - генеральный секретарь Социалистической единой партии России (Духовное наследие), зарегистрированной на днях в Минюсте РФ.

28 авг 2002
Радио России. Москва.

Док. 147134
Перв. публик.: 28.08.02
Последн. ред.: 29.08.02
Число обращений: 180

  • Подберезкин Алексей Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``